Программа Г.С. МЕРКИНА, С.А. ЗИНИНА, В.А. ЧАЛМАЕВА

МОНОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕМА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Практическое занятие

А) дайте определение монографической темы

Монографическая тема– основной содержательно-структурный элемент историко-литературного курса в школе, где в центре изучения писатель и его произведение (произведения), осваиваемые текстуально .

Логика изучения литературы в старшем звене заключается в чередовании обзорных и монографических тем. После урока-обзора, на котором дается общая характеристика историко-культурного периода, проводится цикл уроков, посвященных изучению творчества виднейших представителей данного периода.

Б) перечислите основные особенности монографической темы

В центре каждой монографической темы:

· текстуальное изучение одного или нескольких программных произведений автора.

Монографический подход предусматривает:

· рассмотрение биографии писателя (в контексте: историзма, показа эволюции жизненного и творческого пути, взаимосвязи изучения биографического материала и произведений, современность акцентов, воспитание ученика через материал)

· общую характеристику его художественного метода и стиля,

· ознакомление с оценкой изучаемого произведения или всего творчества автора в литературной критике,

· освоение включенных в данный раздел программы теоретико-литературных понятий,

· написание итогового сочинения или выполнение другой итоговой работы.

 


Лабораторное занятие

Изучите программное содержание монографической темы 11 класса «А.А. Блок» и выполните приведенные ниже задания:

ПРОГРАММА ПОД РЕД. В.Я.КОРОВИНОЙ

Александр Александрович Блок. Стихотворении из книги «Стихи о Прекрасной Даме», «Незнакомка», «Русь», «О доблести, о подвигах, о славе..», «На железной дороге», «На поле Куликовом», цикл «Кармен», «Скифы» (другие стихотворения по выбору учителя и учащихся), поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» (обзор). Литературные, философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии В. Соловьева. «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм. Своеобразие строфики, ритмических интонаций, звукописи стихотворений А. Блока, тема России в поэзии Блока. «Соловьиный сад» и реальность бытия в творчестве поэта. Поэт и революция. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении. Влияние Блока на творчество русских поэтов 20 века.

Теория литературы. Развитие понятия «образ-символ». Лироэпическая поэма как жанр поэзии.

ПРОГРАММА Г.С. МЕРКИНА, С.А. ЗИНИНА, В.А. ЧАЛМАЕВА

А.А. Блок

     Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы»и др. по выбору.

       Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

       Поэма «Двенадцать».

       Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финалу «Двенадцати».

       Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.

       Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В.Соловьева в лирике А.Блока; творческие связи А.Блока и А.Белого.

       Межпредметные связи: лирика А.Блока и живопись М.Врубеля; Блок и Ю.Анненков – первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».

       Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…», «Фабрика», «В ресторане», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».

Задания:

Дайте сравнительную характеристику монографической темы «А.А.Блок» в двух программах

Критерий сравнения ПРОГРАММА ПОД РЕД. В.Я.КОРОВИНОЙ   ПРОГРАММА Г.С. МЕРКИНА, С.А. ЗИНИНА, В.А. ЧАЛМАЕВА  
список произведений Отличия: «Русь» цикл «Кармен» «Соловьиный сад»   Отличия:«Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Россия»  
содержание темы Различия: · В данной программе прописаны для изучения особенности становления А.А.Блока как поэта под влиянием конкретных персоналий. · Отдельное внимание отведено «Соловьиному саду» и реальности бытия в творчестве поэта · заявлено как аспект темы влияние А.А.Блока на других поэтов XX века   Сходства: · изучение романтической лирики поэта на примере «Стихов о Прекрасной Даме», как главном образе любовной лирики · акцент на образах-символах, поэтическом языке автора · изучение «спорной» поэмы «Двенадцать» · образ России в творчестве поэта Различия: · в данной программе акцентируется столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара   Сходства: · изучение романтической лирики поэта на примере «Стихов о Прекрасной Даме», как главном образе любовной лирики · акцент на образах-символах, поэтическом языке автора · изучение «спорной» поэмы «Двенадцать» · образ России в творчестве поэта
формируемые ТЛП Развитие понятия «образ-символ». Лироэпическая поэма как жанр поэзии.   циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.

 

 

Вывод: обе программы рассчитаны на глубокое изучение творчества поэта, охватывая большинство тем и мотивов автора. Особое внимание уделяется символизму, ярким представителем которого являлся А.А.Блок. Но, на мой взгляд, в программе Г.С. МЕРКИНА, С.А. ЗИНИНА, В.А. ЧАЛМАЕВА темы по изучению творчества А.А. Блока расписаны более полно. В данной программе акцентируется внимание на исторических реалиях, отразившихся в творчестве поэта.

 

2)Сформулируйте литературоведческую концепцию изучения данной темы в 11 классе (воспользуйтесь подсказками из статьи Н.А. Бражкиной (см. прикрепленный файл)).

 

Программа Г.С. МЕРКИНА, С.А. ЗИНИНА, В.А. ЧАЛМАЕВА

 

Трилогия «вочеловечения» в творчестве А.А.Блока

 

Вначале сообщаем учащимся, что А.А. Блок о своем поэтическом пути писал так: «…я твёрдо уверен, что все мои стихи — трилогия вочеловечения. От мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятию, «возмездию» — и к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру». Раннее творчество Блока – это и есть «мгновение слишком яркого света», поисков светоносного начала в мире, поисков идеала. Далее обращаем их к циклу «Стихи о Прекрасной Даме», проясняя его философскую и биографическую основу. Потом предлагаем проанализировать стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» и выявить на его примере важные особенности, присущие всем произведениям названного цикла. Выводы по ходу анализа фиксируем в виде опорной схемы

«Стихи о Прекрасной Даме» –

«стихотворный молитвенник» раннего А.А. Блока

                                             

                                       ЛЮБОВЬ как                  

Лирический герой:                                          Прекрасная Дама

                                       ПОКЛОНЕНИЕ      (идеальная героиня):

- «Я»                                                                   - «Величавая Вечная   

-                                                                             Жена»

-                                      мотивы:                      - «Святая»

                                                                                  - «Милая»

    ожидания сна тени   недостижимости  - «Ты»

                                                                мечты -

                                                                               -

 

· храм (как место соединения земного и небесного)

·

·

Символы «здешнего» мира:                         Символы «иного» мира:

- «скрип дверей»                                           - «улыбки, сказки и сны»

- «бедный обряд»                                         - «ризы»

-                                                                       -

-                                                                       -

Опорная схема может быть прочитана так. Лирический сюжет стихотворения – ожидание лирическим героем встречи с Прекрасной Дамой, устремлённость к ней; за этим ожиданием, устремлением – порыв земного человека к идеалу. Лирический герой называет Прекрасную Даму «Величавой Вечной Женой», «Святой», «Милой», испытывая к ней любовь, которая сродни благоговейному поклонению, уподоблена таинству, обряду служения чему-то высшему. Образ такой любви поддерживается мотивами ожидания, сна, тени, недостижимости любви. Пространство, в котором развивается лирический сюжет, храм – место соединения земного и небесного. Стихотворение наполнено символами, с помощью которых поэт противопоставляет «здешний» мир, несовершенный, и мир «иной», гармоничный. Эти символы в лирическом сюжете стихотворения становятся поэтическим воплощением идеи В. Соловьева о двоемирии, о необходимости синтеза земного и небесного через любовь к женщине.

После проведённого анализа объясняем учащимся, что во всех стихотворениях цикла так или иначе обнаруживают себя обозначенные черты. Предлагаем убедиться в этом, рассмотрев по выбору еще 2–3 стихотворения из цикла, а затем дополнить и уточнить схему другими примерами.

Важно заметить, что «формула», найденная в процессе анализа ранних стихов Блока, становится ключом к пониманию его последующего творчества, потому что для всего корпуса лирики поэта характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций. Начав с веры в преображение мира гармонией, поэт вскоре открывает кричащие противоречия действительности, и в его творчество входит тема «страшного» мира. Обращая учащихся к блоковской «формуле», показываем, какие изменения она претерпевает, насколько меняется Прекрасная Дама и образ любви у поэта. Приходим к выводу, что у Блока поруганные высокие отношения между мужчиной и женщиной – один из ликов «страшного» мира. Выйти из духовного тупика поэту удается. В реальной жизни он обретает свой идеал – Родину, которая в поэтическом сознании Блока займет место Прекрасной Дамы. Знакомая с первого урока «формула» в этот раз помогает без труда объяснить детям специфику блоковского образа Родины-жены.[1]

Далее целесообразно перейти к изучению произведений на тему Родины. Изучение, например, таких стихотворений как «На поле Куликовом», «Россия» обязательны в контексте «переродившегося» любовного образа, образов-символов, доминирующих мотивов, цветового контраста. В первом:1 часть: Русь-жена, образ пути, коня, врага многоликого народа, мотив боя, цвета- красные = смерть; 2 часть: образ лебедей-верности, парности, моногамной любви (в данном случае к Родине), образ друга; 3 часть: «ТЫ»-образ жены, Богородица, святая = Родина; 4 часть: образ волка, белого коня, бездорожья как олицетворение тревоги, запутанности, хаоса; цвета либо светлые либо темные, полутонов нет; 5 часть: призыв к молитве, ожидание новых битв, главная идея- пересечение двух миров: современного Блоку и патриархального княжеского. Во втором- главные мотивы- нищеты, традиционности, НО первой любви, образ креста, преданности, постоянная любовь к несовершенному существу. Таким образом, важно показать, как различные по датировке произведения А.А.Блока с несхожими линиями развития темы Родины сливаются в одну.

Заключительным этапом в изучении творчества А.Блока на данном этапе является знакомство с поэмой «Двенадцать». Важно, что в литературоведении ее считают концом русского символизма. Разбор поэтики заглавия немаловажен в понимании трактовки произведения. Учащимся важно проиллюстрировать каждую из точек зрения: 1) Двенадцать- по количеств3 солдат в патруле, 2)12 апостолов новой веры, 3) 12-полночь- смена дня и ночи, граница между старым и новым, символ смены одной эпохи на другую.  Также целесообразно проследить доминирующую символику при анализе произведения: сквозным образом поэмы является ветер, наделенный в каждой главе определенными функциями: вьюга, пурга, метель, буря, буран. Функция этого образа- структурирование произведения. Важно отметить, что вся поэма строится на постоянном разноуровневом контрасте: содержательно-образном (новое/ старое, буржуй/голытьба, голытьба/Христос, чернь/свет), ритмически-интонационном (марш/варшавянка, интернационал/ полупьяный городской романс), цветовой (черное/белое, белое/красное, черное/красное). На данных контрастах следует выделить основу конфликта поэмы- борьба и взаимопроникновение двух миров- старого и нового. Своеобразен и финал произведения. Принципиально проиллюстрировать каждый из сложившихся в современном блоковедении взгляд на неоднозначность трактовки: 1)образ Христа противоречит содержанию поэмы; 2) образ Христа не инородный облик, а особая субъективно лирическая оценка Блока революционному времени (Долгополов); 3) образ Христа- образ правды, больше никакого способа понять суть времени нет (дневники А.Блока).

Завершая разговор о творчестве А.Блока существенно проследить его поэтическое «вочеловечение» не только на разных этапах литературной деятельности, но и жизненного мироощущения.

3)Составьте систему уроков по данной монографической теме (6 уроков).

1) А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм

2) Тема романтического чувства в «Стихах о прекрасной даме»

3) Тема Родины в лирике А.А.Блока
4) Тема страшного мира в лирике А. А. Блока. Развитие понятия об образе - символе
5) Художественное своеобразие поэмы «Двенадцать» (смысл заглавия, неоднозначность финала произведения)
6) Трилогия «вочеловечения» А.А.Блока как ключ к понимаю творчества автора

 

 


[1] Бражкина Н.А. Об изучении литературы на базе типологического подхода


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!