Тема 4. Романтический герой и конфликт в поэмах А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы»

Тема 3. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» как литературный феномен

1. Замысел и творческая история комедии «Горе от ума».

Лишь после смерти Грибоедова его комедия проникает, сперва в отрывках, на профессиональную сцену; в 1831 году в составе всех четырех актов, но с многочисленными цензурными исправлениями и купюрами «Горе от ума» наконец было поставлено и в Петербурге (26 января), и в Москве (27 ноября). Однако и после этого для каждой постановки пьесы на провинциальной сцене требовалось особое- разрешение властей. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году с цензурными купюрами; первым полным легальным изданием комедии в России стало издание*Н. Тиблена (1862); впрочем, известно два бесцензурных издания комедии, напечатанной в 1830-х годах в полковых типографиях.

Философская мысль комедии концентрируется в ее заглавии: «Горе от ума» (первоначально «Горе уму») — в ней отражено противоречие, обнаруженное эпохой кризиса просветительских идей. Для просветительской философии понятия «ум» и «счастье» синонимичны, ибо — согласно этому учению — овладение истиной и предопределяет счастье как отдельного человека, так и общества в целом: «Ум подготавливает счастье, которое добродетель завершает»

«Теперь вопрос. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Трибоедов. А знаешь, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остиотами и сатирическими замечаниями.

2. Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии.

Итак, все действие комедии Грибоедова происходит в одном доме (хотя и в разных его покоях). Это давало критикам один из поводов отмечать в пьесе соблюдение формального классицистического канона (трех единств: места, времени и действия).

«...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека» (III, 167) — так определял в письме к Катенину автор «Горя от ума» систему действующих лиц в комедии. Первое, что поражало в Ней современного Грибоедову читателя, — это необычайное «многолюдие» пьесы. Классический канон предписывал строго определенный набор амплуа: «благородного отца», «героини», «первого любовника», «второго любовника», «комической старухи», слуг — помощников своих господ в любовной интриге и т. п. Это и определяло комедийный ансамбль, редко превышающий 10—12 действующих лиц. Грибоедов резко нарушает принятый канон, что порицалось даже дружественной драматургу критикой.

3. Проблематика произведения. Столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».

Основная проблема произведения – это проблема ума. Она имеет и конкретно-исторический, и нравственный, и философский аспекты.

Конкретно-исторический аспект этой проблемы состоит в следующем. Ум Чацкого – это прежде всего либеральные идеи, близкие идеям декабристов. Подобные взгляды главного героя вызывают ненависть со стороны консервативного дворянства. Чацкого называют безумным и изгоняют из общества.

Нравственный аспект проблемы заключается в том, что ум Чацкого неотделим от таких душевных качеств героя, как честность, искренность, благородство. Подобный склад ума приходится не ко двору в фамусовском обществе. Здесь умным считается тот, кто умеет приспосабливаться к обстоятельствам, кто низкопоклонством, раболепием добивается чинов, денег, высокого положения в обществе.

Наконец, проблема ума имеет и философский аспект. Чацкий – носитель просветительских идей. Он искренне верит в силу человеческого разума. Герой убежден в том, что с помощью образования, с помощью научных знаний можно изменить мир в лучшую сторону. При этом Чацкий никак не может понять, почему в обществе так низко ценятся знания, образованность, а невежество торжествует. В результате герой терпит горе от своего ума. Похоже, что и сам автор комедии отчасти сомневается в успехе общественных преобразований, вдохновляемых просветительскими идеями.

С проблемой ума соотносятся и такие проблемы произведения, как смысл жизни, счастье, честь и бесчестье, личность и общество, национальная культура и иностранное засилье, другие проблемы.

Как известно, проблема смысла жизни – центральная проблема всей русской литературы. Осмысляют эту проблему и герои «Горя от ума». Так, Чацкий видит смысл жизни в служении высоким общественным идеалам, а Молчалин – в том, чтобы «награжденья брать и весело пожить».

Отметим также проблему чести и бесчестья. Чацкий, человек чести, оказывается изгнанным из общества, в то время как бесчестного, но ловкого Загорецкого «всюду принимают».

4. Особенности конфликта комедии, своеобразие его развития. Общественный и любовный уроки конфликта.

Основной конфликт в произведении – это конфликт между Чацким и фамусовским обществом.

Конфликт имеет две грани – личную и общественную. Конфликт между Софьей и Чацким носит, казалось бы, сугубо личный характер, но при этом он неотделим от общественного конфликта. В самом деле: жизненные принципы главного героя, его убеждения чужды не только Софье, но также и Фамусову, и всему консервативному дворянству. Не случайно слух о сумасшествии Чацкого, распространенный Софьей, подхватывается всеми гостями Фамусова; упреки Софьи в адрес героя перерастают во всеобщее его обвинение.

Основной конфликт в произведении тесно переплетается с любовной интригой.

5. Система персонажей комедии и их речевая характеристика. Внесценические образы и их функции в произведении.

http://5litra.ru/soch/638-rechevye-harakteristiki-geroev-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Роль внесценических персонажей «Горе от ума» — отобразить полную картину жизни столицы того времени. Этот тип героев не только смог расширить рамки комедии, но и дополнил характеристику основных действующих лиц, помог их лучше понять. И именно за счет введения большого количества персонажей в пьесе Грибоедову удалось высмеять весь город и его жителей. Даже сам автор охарактеризовал свое произведение следующим образом: «Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии». Используя цитаты и упоминания о них, автор один за другим ввел в комедию этих персонажей.

6. Как выясняются взаимные отношения персонажей в первом действии комедии?

7. С каким настроением появляется Чацкий в доме Фамусова м как это настроение изменяется в ходе пьесы?

8. В чем заключается «милльон терзаний» Чацкого и смысл заглавия: «Горе от ума»?

Заглавие комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно — категорию ума. Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как “Горе уму”, восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака.

В пьесе А. С. Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. “Горе от ума” — комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.
Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы, присутствие такого пласта просто невозможно в комедии классицизма, ориентированной на уже заданные абсолютные истины.

В своем произведении А. Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов: “Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме”; Софья: “Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далёко” и т. д.), но это высказывания разного ряда. У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А. Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя. “Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по-видимому, в том же

9. Жанровое своеобразие пьесы: комедия, драма или трагедия?

10. Сообщения (рефераты) студентов по статьям И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и Ю.Н. Тынянова «Сюжет комедии «Горе от ума»».

Литература

1. Любое издание комедии «Горе от ума».

2. Гончаров И.А. «Мильон терзаний» (любое издание).

3. Тынянов Ю.Н. Сюжет комедии «Горе от ума» // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. С. 347-379.

4. Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. П.Я. Чаадаев. Очерки прошлого. – М., 1989.

5. Мещеряков В.П. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. – М., 1989.

6. Мещеряков В.П. Грибоедов: Литературное окружение и восприятие. Л., 1983.

7. Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. – М., 1974.

8. Фомичев С.А. Комедия Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. – М., 1983.

9. Фомичев С.А. Грибоедов. Энциклопедия. - СПб., 2007.

10. Фомичев С.А. Александр Грибоедов. Биография. – СПб, 2012.

11. Цимбаева Е.Н. Грибоедов. – М., 2011 (серия «Жизнь замечательных людей).

12. Кунарев А.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. – М., 2004.

13. Лебедев А.А. Грибоедов: Факты и гипотезы. – М., 1980.

14. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971.

15. Джанумов С.А. «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»: Жизнь и творчество А.С. Грибоедова: учебное пособие. – М.: МГПУ, 2014.

Тема 4. Романтический герой и конфликт в поэмах А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы»

1. Место южных поэм в творчестве Пушкина. История их создания и публикации.

2. Романтическая поэма как жанр. Тематическое и художественное своеобразие. Противопоставление личности и среды. Столкновение естественного мира и цивилизации. Новеллистичность сюжета.

Приемы изображения главного героя. Автор и герой. Мотив бегства. Единство повествовательного и лирического начал. Способы создания романтического колорита.

3. Тематика поэмы «Кавказский пленник». Байронические тенденции. Проблема поиска свободы. Бегство героя как попытка соединения с природой. Социальные и культурные причины невозможности этого слияния. Функции природных образов в произведении.

4. «Европеец» и «дикарка» как литературные типы. Романтическая условность в изображении героев. Образ пленника: причины его появления на Кавказе, романтическая «биография». Иллюзорность и объективность во взглядах пленника на естественную среду. Русский и черкешенка: характер взаимоотношений, общие и индивидуальные особенности, портретная и речевая характеристика. Проблема нравственной и физической свободы в судьбе каждого персонажа.

5. «Бахчисарайский фонтан». История замысла и создания. Столкновение людей, выросших на почве двух различных цивилизаций: христианской – образ Марии и мусульманской (хан Гирей). Мария и Зарема. Драматический сюжет, лиризм поэмы, элегический образ фонтана, изображение крымской природы, музыкальность стиха.

Поэма «Цыганы». Социальные, психологические и философские вопросы, отраженные в произведении. Антитеза цивилизация – естественный мир и ее трактовка. Интерпретация темы свободы личности: внешняя и внутренняя свобода. Страсть как разрушающее и порабощающее начало в человеке. «Испытание страстью» персонажей поэмы: Алеко, Земфиры, Мариулы, старого цыгана.

Сравнение двух культур — основная тема поэмы «Цыганы». Автор сталкивает европейскую цивилизацию (с ее рационализмом, высоким уровнем комфорта и моральными ограничениями) с цыганской общиной (где главенствуют независимость, праздность, свободная любовь и культ эмоций). Сложный западный человек со своей системой ограничений и запросов не вписывается в окружение, которое живет без правил, удовлетворяющих запросы Алеко. Очевидно, что автору ближе вольный цыганский образ жизни и их мудрость, а европейского человека он изобразил недалеким, эгоистичным, лицемерным. Но таким его сделала цивилизация, которая живет ложными ценностями.

Одновременно с этим создаются «Цыганы», где человек, личность, судим законом общества, коллектива, где ниспровергнуто понятие свободы как абсолютной свободы личности, где индивидуализм осужден в самом сюжете поэмы, и осужден голосом народной мудрости. Наконец, в «Цыганах» человек обречен закону своего бытия; Пушкин заявляет, что индивидуальность не может выскочить из своего общественного предопределения никуда (а ведь именно этот прыжок из общества в самую полную и безграничную свободу личности и был органическим заданием романтизма); «Ты не рожден для дикой доли», — этот тезис столь же важен здесь, как и другой: «Ты для себя лишь хочешь воли», и тот же смысл имеет концовка: «И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет». Пушкину несвойственно было мистическое понимание судьбы; скорей она для него — объективный и внеположный для личности закон реальности, бытия, общества в самом широком смысле.

Я скажу о внешней и внутренней свободе Алеко, потом перейдем к характеристике героев.

В «Цыганах» Пушкин ставит своего героя в идеальные условия: он попадает в абсолютно свободную среду: «Теперь он вольный житель мира». Даже когда он совершает двойное убийство, и то цыгане ничем не посягают на его свободу. Они даже не изгоняют его из своего табора, а просто уходят от него. – внешняя свобода

Внутренняя свобода Алеко: он несвободен душой, так как он имеет внутренние барьеры, находится во власти страстей (эгоизм):

Алеко - мстительный человек. Он не готов прощать обиды людям:

"Я не таков. Нет, я не споря // От прав моих не откажусь! // Или хоть мщеньем наслажусь. // О нет! когда б над бездной моря // Нашел я спящего врага, // Клянусь, и тут моя нога // Не пощадила бы злодея; // Я в волны моря, не бледнея, // И беззащитного б толкнул..."

По мнению Земфиры, Алеко - ревнивый и злой человек:

"Пора: мой муж ревнив и зол."

Алеко серьезно относится к любви. Для него любовь не является шуткой:

"Ты любишь горестно и трудно, // А сердце женское — шутя."

Алеко - гордый человек:

"Оставь нас, гордый человек!"


Земфира вкладывает свою душу в исполнение старинного напева.

Старый муж, грозный муж,

Режь меня, жги меня:

Я тверда; не боюсь

Ни ножа, ни огня-

В страстной песне Земфиры слышен «дикий напев» подлинника. И Алеко внутренне догадывается о чем поет его жена, но не может остановить ни ее пения, ни своего волнения. Но Земфира продолжает несмотря на то что муж хочет остановить ее. Свою страсть к другому она уже не может хранить в себе. Поэтому решает ее выплеснуть в словах песни. Это приоткрывает нам вольный, свободолюбивый и страстный характер самой женщины.

Алеко прежде всего принес с собой страсти покинутого им мира. Уже в первой характеристике героя Пушкин говорит о его «страстях»:

Но боже! как играли страсти
Его послушною душой!
С каким волнением кипели
В его измученной груди!
Давно ль, надолго ль усмирели?
Они проснутся: погоди!

В самой характеристике страстей Пушкин останавливается на тех чертах, которые более всего контрастируют с мирным и незлобным обликом цыган. Он сам характеризует себя, выслушав рассказ старика о Мариуле:

Я не таков. Нет, я не споря
От прав моих не откажусь!
Или хоть мщеньем наслажусь...

Для Алеко страсть оказывается губительной. Он не принимает законов той жизни, в которой ему выпал случай оказаться. Он не смог освободить свою душу от того бремени, какое было у него в светской жизни.

 

Отец Земфиры обладает свойством, присущим людям преклонного возраста. С бесстрастием глядя на настоящее, он полон воспоминаниями. Он выступает как старейшина, как предводитель первобытной общины.

Старый цыган — полная противоположность Алеко. Это человек не только любящий свою свободу, но умеющий ценить и уважать свободу других. Его жена Мариула когда-то ушла с цыганом из соседнего табора, покинув мужа и оставив маленькую дочь. Старик не погнался за ней, чтобы отомстить, так как он считал, что никто не «в силах удержать любовь».

Не мстит он и Алеко за то, что тот отнял у него последнюю радость в жизни — дочь. Образ старого цыгана явно романтичен. Но такая трактовка его нужна быпа Пушкину для того, чтобы ярче оттенить эгоизм Алеко. Земфира тоже противоположна Алеко в том отношении, что она не раздумывает над своей жизнью, она покорна чувствам.

Зло, по мнению Пушкина, заключалось в самой «природе человека», в извечных «страстях»

Очевидно, что автору ближе вольный цыганский образ жизни и их мудрость, а европейского человека он изобразил недалеким, эгоистичным, лицемерным. Но таким его сделала цивилизация, которая живет ложными ценностями.

 

7. Пленник и Алеко: общее и индивидуальное в судьбе персонажей. Специфика конфликта с обществом, мотивация бегства от цивилизации, условия пребывания в естественной среде. Любовь в жизни героев: особенности духовного мира и специфика любовного чувства Черкешенки и Земфиры. Вопрос о жертвенности и эгоистической страсти.

8. Существует ли в поэмах конфликт главного героя и «детей природы»?

Литература

1. Пушкин А.С. «Кавказский пленник», «Цыганы» (любое издание).

2. Вяземский П.А. О «Кавказском пленнике», повести, соч. А. Пушкина; Вяземский П.А. «Цыганы». Поэма Пушкина // Русская литература XIX века. 1800-е – 1830-е годы. Воспоминания. Литературно-критические статьи. Письма (раздел о А.С. Пушкине) (библиографическое описание учебного пособия см. в списке литературы о В.А. Жуковском: № 9 в списке).

3. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978. – С. 14-25 (тезисы).

4. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1995.

5. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980. – С. 56-65.

6. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. – М., 1980.

7. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма (глава 2). – М., 1995.

8. А.С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь / Составители В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 1999. – С. 150-151; С. 144-145; 157-158.

 


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!