Что же легло в основу повести? Какие исторические события?

Информационная карта части дисциплины с применением дистанционных образовательных технологий

Наименование дисциплины по учебному плану

Родная литература

Группы

М9-Э21о-1

В соответствии с расписанием

четная неделя с 10.01.2022 по 16.01.2022

  часы тема в соответствии с рабочей программой форма контроля сроки сдачи на проверку
Лекционные занятия 15.01.22 2 Тема 1.1 Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков. Художественные принципы древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» как художественный и исторический памятник культуры. Прочитать материал лекции и подготовить опорный конспект. Практическая часть!!! 17.01.22
ФИО преподавателя

 

 

 Левданская Елена Евгеньевна

Контактные данные для обратной связи

 

levdanskayaq1969@gmail.com; 9537576419

 

Тема 1.1 Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков. Художественные принципы древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» как художественный и исторический памятник культуры.

Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.
Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.
В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.
Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись.

Летопись. Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.)
В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.

В Х веке на Русь приходит новая вера — христианство. (до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникает необходимость в широком насаждении веры, и книги могут помочь в этом.

Прежде всего князь Владимир приглашает в Россию ученых филологов из Болгарии — братьев Кирилла и Мефодия. Они создают новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность постепенно угасала.

С появлением новой, более легкой письменности, растет количество образованных людей.

Так, книга сыграла громадную роль в насаждении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в ХI в. появляются сочинения древнерусских писателей, например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только Руси), «Повесть временных лет» — ХII в., различные «Жития...»

Заканчивается период древнерусской литературы в Х Y II в.

«Повесть временных лет» — первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.

Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами.

«Древнерусская литература возникла в конце 10 века в связи принятием на Руси христианства и возникновением церковно- славянского языка. Семнадцатым веком завершается древнерусская литература».

Понятие «древнерусская литература» включает в себя произведения, написанные в 11-17 веках. Существует много жанров древнерусской литературы. Это летописи, хождения, получения, жития, посланий, сочинений ораторского жанра. С отрывками произведений каждого из этих жанров вы уже знакомы: «Поучение» Владимира Мономаха Житие преподобного и богоносного отца нашего, Игумена Сергия, чудотворца. (… И было некое чудо до рождения его; случилось нечто такое, что недостаточно предать молчанию. Когда он еще был носим в утробе матери, а один из дней, в воскресенье, мать его пошла в церковь, по обычаю, когда поют святую литургию, и стала с прочими женщинами в притворе. И когда хотели начать читать святое Евангелие в тишине, тогда внезапно младенец так начал вопить в утробе матери, что многие от этого крика ужаснулась, как от чуда, случившегося с младенцем).

В житии всегда происходят чудеса, которые рассматриваются книжниками как реально происходившие. Одно из интереснейших произведений древнерусской литературы - «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Афанасий Никитин был купцом, по торговым делам (он ездил за товарами) Никитин совершал путешествие в Индию, что и описал в своей книге. Было это в 1466 году.

Будучи авторскими, литературные произведения были, как правило, анонимы, так как, с одной стороны, древнерусские книжники редко указывали в рукописях свое имя, считая себя не творцами, а лишь исполнителями высшей Божественной воли; с другой - древнерусские тексты распространялись в рукописном виде и древние книжники при переписывании могли перерабатывать текст, становясь соавторами. Этим объясняется существование различных редакций одного и того же литературного памятника.

«Слово о полку Игореве» как художественный и исторический памятник культуры.

Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано одно из самых гениальных произведений древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Оно является гордостью всей русской литературы. «Слово...» проникнуто большим человеческим чувством – тёплым, нежным и сильным чувством любви к родине.

Не пора ли нам братья

Начать старыми словами

Печальные повести о походе Игоревом

Игоря Святославича?

Так начинается великое произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»…

«Историческая основа «Слова…»

«Слово» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных полугосударств-княжеств враждуют между собой. Падает значение Киева как центра Русской земли. Распад Киевского государства Владимира I Святославовича начался уже при его сыне – Ярославе Мудром в первой половине 11 века, когда обособилась Полоцкая земля, оставшаяся во владении его сына Изяслава. Смерть Ярослава Мудрого повела к дальнейшему разделению Русской земли. По завещанию Ярослава его старший сын Изяслав получил Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль, Игорь – Владимир-Волынский, Вячеслав – Смоленск. В конце 11 века Черниговское княжество окончательно закрепляется за сыном Святослава Ярославича – Олегом и его потомством. Этого Олега Святославовича автор «Слова» назвал Олегом Гориславовичем, правильно указав в нем одного из тех князей, от которых «съяшется и растяшеть усобицами» Русская земля. Олег Гориславович был дедом Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, героя «Слова».

Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Кыпчаки, а по-русски половцы, народ тюркского происхождения, заняли степи между Волгой и Днепром еще в середине 11 века. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили самому существованию Византийской империи. Последняя не раз обращалась к русским князьям за помощью. Русским князьям в начале 12 века удается одержать крупные победы над половцами, однако внезапные набеги половцев уничтожали сельское хозяйство, грабили города, избивали и угоняли в рабство мирных жителей. Раздоры русских княжеств создавали удобные проходы для новых вторжений. Князья призывали половцев себе в помощь, расшатывая тем самым веками слагавшееся здание русской независимости.

 

История появления памятника

В конце 18 в (1791) граф А.С. Мусин-Пушкин, президент Академии художеств, собиратель старины, приобрел в Спасо-Ярославском монастыре рукописный сборник, в кот. оказалось одно неизвестное анонимное произведение др/р лит-ры. Оно было переписано и список отправлен Екатерине II. В 1800 вышло печатное издание «Слова..». Во время Отеч.войны 1812 г библиотека Мус-Пуш сгорела и соответсвенно «Слово» тоже, сохранился лишь опубликованный текст и список, сделанный для Екатерины II. Это послужило для некоторых исследователей поводом для сомнения в подлинности «Слова..». Так или иначе, мы читаем и до сих пор пытаемся разобраться в некоторых «темных местах» рукописи.

Что же легло в основу повести? Какие исторические события?

 

Много лет после поражения князя Игоря Русь копила силы для ответного удара. И он состоялся в 1380 году на Куликовом поле. Победу одержали воины князя Дмитрия Донского. В этой битве Русь показала себя сильным единым государством. Так подтвердились идеи «Слова». Через два столетия после поражения князя Игоря звучали слова о победе Дмитрия Донского — в поэме «Задонщина»: «Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамёна у Дона великого на берегу».

любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передаёт слова плача русских жён по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря. Вот почему за это время оно не потеряло своего поэтического звучания, красок. Интерес к этому произведению в наши дни возрастает. Любовь к родине сделала его бессмертным – понятным и близким всем людям, искренне любящим свою родину и свой народ. Призыв «Слова...» к защите родины, к охране мирной жизни её народа звучит и сейчас с неослабевающей силой. Поэма вдохновлена реальными событиями русской истории.

«Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода и написано под свежим впечатлением от этих событий. Это произведение собрано из намёков, напоминаний, глухих указаний на то, что ещё было в памяти каждого человека. «Слово...» – непосредственный отклик на события Игорева похода. Оно служило призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Заслуга автора в том, что он сумел стать выше частных интересов отдельных князей, понял необходимость объединения Русской земли и выразил эту мысль в ярких и живых образах и картинах своего гениального произведения. Автор «Слова...» считал, что только сильная княжеская власть способна объединить Русь и дать отпор внешним врагам. И поэтому он наделяет киевского князя Святослава Всеволодовича идеальными свойствами главы русских князей: он и «грозный», и «великий». Этот князь силён и войском, и судом, он вселяет страх пограничным с Русью странам. Образ князя Святослава воплощает собой идею сильной княжеской власти, которая способна осуществить единство Русской земли для защиты от врагов.

Ярослава все внуки и Всеслава!

Склоните стяги свои,

Вложите в ножны свои мечи повреждённые,

ибо лишились вы славы дедов.

Вы ведь своими крамолами

начали наводить поганых на землю Русскую

на богатства Всеслава.

Из-за усобицы ведь настало насилие

от земли Половецкой!

Но всё-таки героем произведения является не какой-либо князь, а русский народ, Русская земля. И «Слово о полку Игореве» посвящено всей Русской земле в целом. Автор рисует её обширные пространства, такие как половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига и многие города. В бескрайних просторах Руси могущество героев «Слова...» приобретает необыкновенные размеры: Владимира I Святославича нельзя было пригвоздить к горам киевским, галицкий Ярослав «подпёр горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота». В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: солнце тьмою заслоняет путь князю – предупреждает об опасности, Донец стелет бегущему из плена Игорю зелёную постель на своих серебряных берегах, одевает его тёплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками. Перед битвой с половцами «кровавые зори свет возвещают; чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, пойти дождю стрелами с Дона великого...Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несётся.» А после поражения войска Игоря широкая печаль течёт по Руси.

Широкий простор природы ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы ладьи до Кобякова стана, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простёрло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.

Русская земля для автора – это не только природа и города, а это ещё и её народ. В своём произведении он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря. Войско Игоря – это прежде всего русские люди. Они идут на половцев, чтобы постоять за свою Русскую землю, не жалея своих жизней. Автор в своём произведении смог объединить и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Он призывает защищать свою родину от внешних врагов.

Это произведение сыграло большую роль в развитии древнерусской литературы, оно послужило литературным образцом для создания «Задонщины». «Слово о полку Игореве» изучалось многими поэтами, историками. Им занимался А. Пушкин, его переводили В. Жуковский, А. Майков, Л. Мей и другие русские поэты. Это произведение переведено на все славянские и на большинство западноевропейских языков. Значение «Слова...» особенно велико для нас ещё и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, её самобытности, её народности.

 

Древнерусская литература –очень серьезна, вы не найдете в ней иронии, юмора. Она всегда занимается только важными проблемами нравственности, объединения князей

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости». Эти слова принадлежат величайшему ученому 20 века Д.С.Лихачеву, сделавшему так много для русской культуры. И в частности для того, чтобы древнерусская литература стала доступна современному читателю и засверкала перед ним во всем своем величии. 2006 год был объявлен по Указу Президента РФ годом гуманитарных наук, годом Д.С.Лихачева.

«Слово о полку Игореве» выросло на плодородной почве русской культуры 12 века, глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением и отвечало народным чаяниям. Вместе с тем в нем достигли расцвета лучшие стороны русской культуры. «Слово» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы.

 

Много лет после поражения князя Игоря Русь копила силы для ответного удара. И он состоялся в 1380 году на Куликовом поле. Победу одержали воины князя Дмитрия Донского. В этой битве Русь показала себя сильным единым государством. Так подтвердились идеи «Слова». Через два столетия после поражения князя Игоря звучали слова о победе Дмитрия Донского — в поэме «Задонщина»: «Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамёна у Дона великого на берегу».

 

Практическая часть:

составить образ Игоря, образ Природы; вспомнить жанры древнерусской литературы, что такое сюжет, композиция.

 


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!