На заметку режиссеру самодеятельного театра



Боевчук Л.С.

заведующая сектором

театрального искусства

Методические рекомендации

по постановочному плану спектакля для режиссеров народных (образцовых) театров, театров-студий и театральных коллективов

  Театр многообразен. Существует в нем множество школ и направлений.

Однако лишь учение Константина Сергеевича Станиславского произвело революцию в театральном искусстве и стало знаменем мирового театра ХХ века. Задуманная как практическое руководство для актёра и режиссёра, система Станиславского приобрела значение эстетической и профессиональной основы искусства сценического реализма. В современном театре профессии режиссера принадлежит особое место. Его роль в театральном искусстве ведущая, организующая и направляющая, требующая полной мобилизации как творческих, так и организаторских способностей.  

Целью  обучения на мастерских-практикумах, семинарах по специальности «народное творчество» (театральное творчество) специализации – режиссер театрального коллектива и организатор театрального творчества является приобретение необходимых знаний и навыков в освоении режиссерской профессии. В основу данного профессионального образования легла система, разработанная К.Станиславским и его единомышленником В.Немировичем-Данченко, а также их приемниками - Е.Вахтанговым, В.Мейерхольдом, М.Кнебель, Б.Захавой, А.Поповым, Н.Акимовым, Г.Товстоноговым и др.

Осваивая профессию режиссера,  руководитель коллектива обязан овладеть всеми этапами теоретического и практического преобразования пьесы в произведение сценического искусства – спектакль. К.Станиславский говорил, что научить творчеству нельзя. Можно только подготовить человека к творчеству, создать благоприятные условия. Другими словами, задача данного методического пособия  состоит в том, чтобы дать те необходимые инструменты (знания, навыки, умения) режиссерам и организаторам театрального творчества, которые помогут им освоить профессию режиссера и изучить методику постановки спектакля. Известный режиссер ХХ века Г.Товстоногов в своей книге «Зеркало сцены» писал: «Режиссура – искусство практическое… постановка спектакля – мучительный, но радостный процесс… нет большей радости у режиссера, чем хорошая репетиция, на которой возник творческий контакт с артистом, репетиция, в ходе которой придумалась интересная подробность, нашлось решение трудной сцены [5, с.220].

Итак, творческая  работа над спектаклем начинается с выбора пьесы. Выбирая тот или иной литературный материал, режиссер спектакля негласно решает проблему современности и актуальности и отвечает на главный вопрос театра – надо ли ставить тот или иной спектакль и зачем? Можно поставить спектакль по пьесе написанной сегодня, но он не будет современным, а можно взять классическое произведение, которое зазвучит современно и актуально. Хотя театральное искусство современно по своей природе, если оно проникает вглубь человеческой души и сохраняется в памяти зрителя на долгое время.

Затем необходимо сделать режиссерский анализ драматургического произведения. Чтобы детально разобраться в материале, необходимо провести фактически исследовательскую работу по изучению творчества автора. После этого разрабатывается постановочный план спектакля. Необходимо запомнить, что все этапы, которые проходит режиссер: от замысла спектакля и читки пьесы или литературного материала, до его воплощения, складываются в один творческий процесс, в котором решающую роль играет личность режиссера, его мировоззрение, моральные принципы, культура, понимание человеческой психологии, образное мышление, фантазия, организаторские способности. Изучая этапы работы над постановочным планом, руководителем осваивается теоретический и практический опыт работы в этой области разных режиссеров мирового и национального театра: К.Станиславского, В.Немировича-Данченко, Е.Вахтангова, В.Мейерхольда, М.Кнебель, А.Таирова, Б.Захавы, А.Попова, Н.Акимова, А.Дикого, Ю.Завадского, И.Буйницкого, М.Охлопкова, Л.Курбаса, А.Гончарова, А.Эфроса, Г.Товстоногова, О.Ефремова, Ю.Любимова, Е. Мировича, Ю.Мильциниса, В.Пансо, Б.Брэхта, Е.Гротовского, Дж.Стреллера, П.Брука, Р.Стуруа, М.Захарова, и других.   

Итак, режиссерский анализ начинается с замысла спектакля, который  и определяет главную профессию в театре – профессию режиссера, потому что искусство фантазировать детально отличает режиссера от любого другого человека. Беря в руки пьесу или любое другое литературное произведение, у режиссера начинает работать воображение, которое должно как бы изнутри вскрыть природу авторского замысла, ее идейный смысл, другими словами режиссер анализирует. И такой режиссерский анализ особого качества, он лишен умозрительности и это не литературоведческий разбор. Все, что мыслит режиссер, все, что он ощущает, перечитывая литературный материал – насквозь эмоционально и оценивает его с точки зрения зрелищных возможностей. «Одно из главных качеств таланта режиссера – это чувство зрелищности. Без этого чувства нет человека нашей профессии», - писал Г. Товстоногов [5, с.79].  

Когда  делаются  первые шаги до замысла спектакля и находятся пути его воплощения, осваивается режиссерский анализ произведения. При выборе литературного материала или отрывка из пьесы, особое внимание необходимо обратить на первое прочтение произведения, так как именно первое прочтение проходит через непосредственное восприятие нашего сознания, рождение определенных ощущений от прочитанного, поэтому необходимо обязательно записать свои впечатления о прочитанном в «творческий дневник». Затем еще несколько раз прочитать выбранное произведение и сделать так называемую «разведку умом», т.е. проанализировать: определить исходное событие, выявить среду и обстановку - словом все, что по Станиславскому входит в понятие «предлагаемые обстоятельства», вскрыть факты и конфликт, подробно представить характеры действующих лиц и т.д.  После этой проделанной работы эмоциональные ощущения станут более конкретными и более глубокими.

Далее начинается следующий этап – конкретность видения спектакля. Известный режиссер Н.П. Акимов писал: «Готовность замысла будет тогда считаться реальной, когда важнейшие фрагменты спектакля в верном жанровом преломлении будут достаточно ясны для режиссера» [1, с.34]. Работая над пьесой, режиссер должен, прежде всего, обратить внимание на поиск и отбор таких действий, которые лучше всего раскрывали бы идею драматургического произведения.  Целью создания спектакля может быть только его идея, вернее, наиболее полное ее доведение до тех, кому то или иное произведение искусства направлено. А для этого необходимо детально рассмотреть «Учение К.С. Станиславского о сверхзадаче» и понимать эту идею как свою первоочередную задачу. И, конечно, быть увлеченным темой, которой, поставленная задача в произведении решается. А тема произведения в свою очередь, заключена в сюжете, сюжет – в мотивированных поступках действующих лиц, поступки через действие раскрывают цели и настроения персонажей, прокладывая путь к задачам и т.д.

        Определив тему, идею, сверхзадачу можно приступить к выявлению других составных частей постановочного плана:

Ø событийный ряд (исходное событие, основное, главное, центральное и финальное);

Ø главный конфликт (всегда связан с нравственными проблемами, которые решают герои);

Ø выявив сверхзадачу и сквозное действие в литературном произведении, определяем эти составляющие в спектакле;

Ø композиция (соотношение отдельных частей целого спектакля во времени в сценическом пространстве);

Ø жанровые и стилевые особенности, формирующие целостный образ спектакля;

Ø сюжет пьесы (последовательное выстраивание фактов в событийном ряду или мотивировка подачи изображаемых событий);

Ø режиссерская трактовка ролей, характеристика действующих лиц;

Ø действенный анализ текста (работа с актерами в определении задач и  поиск решения “зерна” каждой роли);

Ø темпо-ритмическое решение постановки;

Ø решение сценографического образа спектакля и принципы  его оформления (музыкальное, декорационное, шумовое, осветительное, пластическое и др.);

Ø атмосфера всего спектакля и отдельных сцен.

    Режиссерское решение спектакля – его единственная и неповторимая форма – включает в себя творческую энергию создателя спектакля, которого иногда сравнивают с источником, лучи от которого расходятся во все стороны: к актеру, к драматургу или писателю, художнику, композитору, хореографу. «Это призма, собирающая в один фокус все компоненты театрального искусства. Собирая все лучи, преломляя их, призма становится источником радуги» [5, с.81]. Поэтому решение спектакля связано с освоением сценического пространства и осваивает его актер, художник, композитор. А режиссер, обладая богатейшей фантазией и полетом художественной мысли, должен так организовать работу всех направлений в театре, чтобы все было направлено на получение задуманного результата.

Когда вся эта работа закончена, наступает последний период – период выпуска спектакля, который начинается с момента первой сводной репетиции всех элементов, из которых состоит спектакль. В этот период режиссер работает над темпо-ритмической организацией спектакля. В замысле ритм существует умозрительно и только предощущается, а в воплощенном спектакле четко виден и ощущается реально. Из соотношения отдельных сцен возникает общий ритм спектакля и ритм каждой сцены. Репетиционный процесс имеет несколько последовательных этапов, в результате которых режиссерский замысел, видение будущего спектакля обретает плоть, осязаемость, зримость. Процесс творчества постановки спектакля похож на известную русскую сказку, в которой Иван-царевич добывает сундук, а из сундука зайца, а из зайца утку, а из утки яйцо, а из яйца иголку. Причем заяц пробует удрать, утка улететь, яйцо утонуть. Весь этот сложный процесс был бы бессмыслен и глуп, если бы все кончилось обыкновенной иголкой. Дело-то ведь не в иголке, а в том, что когда ее сломаешь, то умрет Кащей Бессмертный, будет спасена Василиса Прекрасная и победит добро. Этим примером можно объяснить принцип, по которому строится работа над спектаклем или ролью. Поняв его и воплотив, только тогда возникает настоящее творчество.

На заметку режиссеру самодеятельного театра

Постановочный план


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!