Сообщения о произведениях Чехова, посвященных искусству.



Много разговоров о литературе в рассказах «Попрыгунья», «Дом с мезонином», в пьесе «Чайка», связанной с раздумьями Чехова о сущности таланта. Тригорин мучительно ощущает тяжесть таланта, не вдохновляемого большой целью. В образе Тригорина много самого Чехова: «Я никогда не нравился себе. Я не люблю себя как писателя... Я люблю вот эту воду, деревья, небо, и чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать. Но ведь я не пейзажист только, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о правах человека и проч. и проч.». Это чеховские взгляды на роль художника.

Влияние каторги на человека и рассказы о поездке Чехова на Сахалин.

В 1890 году писатель уезжает на Сахалин, чтобы изучить каторгу, – «одну из самых ужасных нелепостей, до которой мог додуматься человек». Поездка – подвиг. Более четырех тысяч верст на лошадях по Сибири, где холод, пронзительный ветер, разливы рек, а Чехов серьезно болен и как врач знает, чем ему грозит этот путь. Впечатления от поездки стали материалом для книги очерков «Остров Сахалин» и причиной написания ряда рассказов (например «Палата № 6»).

7. Любовь в жизни Чехова. Обсуждение рассказов о любви: «Цветы запоздалые», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «О любви».

Чехов писал о любви грустно и возвышенно: «Я слышу ее шаги... Я без нее жить не могу... Даже звук ее шагов прекрасен... Я счастлив безумно! Волшебница, мечта моя...» («Чайка»). Много любви в «Чайке» потому, что любовь готова была войти в жизнь Чехова, любовь, имя которой Лика Мизинова. Правда, Инна Гофф считает, что тема «Чайки» и многих других рассказов подсказана Лидией Авиловой.

«Я добросовестно искренна», – говорит Авилова. «Я никогда не лгу», – пишет Чехов. Их отношения намеками проявляются в его «Чайке», «Даме с собачкой», «О любви», в ее «Забытых именах». «Две натянутых, напряженных струны», – скажет она спустя годы. «Мое сердце так болезненно сжалось», – скажет он устами Тригорина. В их любви было много тайного, скрытого от посторонних и от них самих. В своей любви они не знали счастья. «Я был несчастлив», – Чехов в рассказе «О любви». «Одна боль...» – Авилова в дневнике.

О творчестве Чехова 1880-х годов.

В 1888 году он напишет: «Мой мозг машет крыльями, а куда лететь, не знаю». 1880-е годы для молодого писателя – это учеба в университете, это первые публикации в журналах, это несерьезное отношение к литературе. В письме Чехова к А.Н. Плещееву читаем: «Кроме романов, стихов и доносов, я все перепробовал, писал и повести, и рассказы, и водевили, и передовые, и юмористику, и всякую ерунду». А в 1883 году: «Я газетчик... но это временно... Оным не умру». Это мысль о том, что пора чувствовать ответственность за свое творчество, пора отходить от подобной работы.

 1880-е годы в общественной жизни России – это эпоха реакции, насилие над мыслью. Чехов признается, что «хотел бы быть свободным художником». Черты эпохи нашли отражение в рассказах Чехова «Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий» (1883 – 1884), «Тоска» и «Переполох» (1886), «Враги» (1887), в которых запечатлелись символы отдельных людей. Символом реакционной эпохи в целом становится герой рассказа «Унтер Пришибеев» (1884 – 1885). Годы реакции обострили трагическое восприятие мира у людей чеховского круга: гибнет Гаршин, близок к самоубийству Левитан, психически больны Успенский и Врубель.

Для творчества Чехова характерны два начала: изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, возвышенное, отвечающее высоким нормам нравственности. Эти два аспекта находятся во взаимовлиянии.

Анализ рассказов «Не в духе» и «Цветы запоздалые».

Картины пошлой жизни мы видим при анализе рассказа «Не в духе».

– Как автор изображает состояние Семена Ильича Прачкина? Как в подтексте выражается авторское отношение к изображаемому? («Неприятное чувство», «бес жадности и корыстолюбия», «и Лизка не развеселила», «растеребил сердечную рану», «заиграла желчь, подкатило под душу», «чувствительнее становилась потеря», «вперил свой печальный взор в снежные сугробы» (возвышенная лексика) – и «так жалко было восьми рублей» (бытовой факт) – комический эффект несоответствия.)

– Какова причина такого состояния? Как утешает себя герой? («Проиграл восемь рублей – экая важность... Люди и больше проигрывают», «деньги – дело наживное», «не восемь тысяч, всегда и отыграться можно», «и зачем я с маленькой пошел: пойди я с туза треф», «и все десятка в сущности наделала», «было бы мне после ужина не садиться», «он не вынес»).

– Какой смысл приобретает здесь прием внутреннего монолога?

– Как герой воспринимает стихи Пушкина? Что автор подчеркивает своеобразием его реакции на поэзию? (Крестьянин – «лучше бы подати исправно платил», лошадка – «кляча – кляча и есть», бразды – «скажут же этакую штуку», дворовый мальчик – «лучше бы дрова колол или священное писание читал», жучка – «и собак тоже развели», мать – «лень во двор выйти да наказать», Пушкин – «чудак какой-нибудь».)

– К какому результату привело отрицательное эмоциональное состояние отца? («Я тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил».)

– Почему проигрыш отца обернулся поркой сына? Какой смысл выявляет название рассказа?

Стремление к миру прекрасных и возвышенных чувств, тоска по ним – в центре рассказа «Цветы запоздалые».

– Как показана семья Приклонских? Кто виноват в их бедах?

– Как показан доктор Топорков? Каково его прошлое?

– Сопоставьте внешнее и внутреннее состояние Приклонских. О чем говорит их безоглядная вера Егорушке?

– Зачем автор сразу сравнивает Приклонских и Топоркова? Как ведет себя Топорков на осмотре Егорушки? Почему?

– О чем говорит портрет Маруси? А портрет Топоркова?

– Какие чувства вызывает Топорков у Маруси?

– Что заставило Марусю полюбить доктора?

– Сравните начало I, II, и III частей. Как показана природа? Почему так? Как она соответствует настроению героев?

– Как меняется Топорков, принимая деньги? Как чувствуют себя Маруся и Егорушка, глядя на эту сцену?

– Зачем Чехов сравнивает доктора с манекеном? Как доктор ведет себя во время чая? Какие слова и выражения показывают авторское и Марусино отношение к нему?

– Что поразило Марусю в докторе? Как меняется отношение к нему после сватовства? Почему она не верит словам о 60–ти тысячах приданого?

– Что помогает Марусе жить в пошлой обстановке, окружающей ее?

– Как воспринимает доктор признание Маруси? Что сделала с ним любовь? Почему доктору страшно глядеть на женщин?

– Почему рассказ называется «Цветы запоздалые»?

Итог урока.

Рассказ «Не в духе» – это мир пошлости и пустоты. Этот же мир и в рассказе «Цветы запоздалые». Но Прачкин давно потерял в себе человека, его жизнь пуста и бессмысленна. Он не способен к высоким чувствам и состраданию. Герои рассказа «Цветы запоздалые» тоже потеряли свою душу: и Егорушка, прошедший путь от состояния к бедности, и Топорков, проделавший обратный путь. Только любовь оказалась способна пробудить доктора: «Деньги, которые он вчера так усердно копил, в огромнейших дозах рассыпались теперь на пути. Он все отдал бы теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы! Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня... Но не спасло солнце от мрака и ... не цвести цветам поздней осенью!» Это обращение Чехова к читателям – не теряйте в себе человека.


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!