АНТИЧНЫЙ ТЕАТР : ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ.
ТВОРЧЕСТВО ЭСХИЛА
И ЕГО ТРИЛОГИЯ
«Орестея»
План
1. Мифологические предпосылки и социальные причины возникновения театра и трагедии. Учение Аристотеля о трагедии. Трагическое очищение (катарсис).
2. Творчество Эсхила. Эсхил – «гениальный отец трагедии»: проблематика, основные художественные идеи, новаторство его произведений (на материале трагедий «Умоляющие», или в другом переводе «Просительницы», и «Персы»).
3. Нарушение человеком нравственной нормы (старого и нового закона жизни) и действие закона возмездия-справедливости (на образах Клитемнестры и Ореста, героев трагедии "Орестея").
4. Общечеловеческий смысл катарсиса этого произведения (каким образомсюжети основнойконфликтпроизведения черезсострадание и страх создают эффект очищения).
Литература
Эсхил. Трагедии/ Пер. С. Апта; Коммент Н. Подземской. – М.: Искусство, 1978. – 368 с. – (Античная драматургия)
1. Учебники: И.М.Тронский. История античной литературы / И. М. Тронский. – М.: книжный дом «Либроком», 2010. – 464 с.(можно использовать также издания др. лет, ценным является также издание 1947 г.; в крайней случае, заменить на: Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. − Л.: ЛГУ, 1963. – 300 с.); Лосев А.Ф. История античной литературы. М.: ЧеРо, 2005. − 543 с.
Лекции.
3. Ильин И.А. О трагическом очищении у древних. Греческий театр в лучшую пору своего развития // Ильин И.А. История искусства и эстетика: Избр. статьи / Отв. ред. Мих. Лифшиц. / И. А. Ильин. – М.: Искусство, 1983. − 288 с.
|
|
4. Лифшиц М.А. Поэтическая справедливость / М. А. Лифшиц. – М. : ТОО «ФАБУЛА». НПО Российская книжная палата. Издательский центр, 1993. – 473 с. (С.73, 74).
5. Каллистов Д. П. Античный театр / Д.П. Каллистов. – Л.: Искусство, 1970. – 176 с.
6. Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии / В.Н. Ярхо. − М.: Худож. лит.,1978. − 297 с.
7. Ярхо В.Н. Эсхил / В.Н. Ярхо. − М.Государственное издательство художественной литературы, 1958. – 287 с.
8. Ярхо В. Н. Античная драма. Технология мастерства / В.Н. Ярхо.. – М.: Высшая школа,1990. – 144 с.
9. Сахарный Н.И. Трагедия Эсхила // Эсхил. Трагедии / Пер. С. Апта, вступ. ст. Н. Сахарного / Н. И. Сахарный. – М.: Худож. лит.,1971. − С 5 – 35.
10. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Сочинения в 4-х томах / Аристотель. – М.: Мысль,1983.
Т.4. – М.,1983. – 830 с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 (2 часа)
СОФОКЛ, «Антигона»
План
1. Новаторство Софокла-драматурга. Основные темы и идеи трагедии Софокла.
2. Основной конфликт трагедии «Антигона», его конкретно-исторический и общечеловеческий смысл. Своеобразие принципа катарсиса в трагедии. Понятие трагической ошибки (трагического заблуждения).
|
|
3. Многогранность образов Креонта и Антигоны.
4. Роль «второстепенных» персонажей в осуществлении нравственной («божественной») справедливости.
5. Мастерство Софокла-драматурга.
Литература
1. И.М.Тронский. История античной литературы / И. М. Тронский. – М.: Книжный дом «Либроком», 2010. – 464 с. (можно и др. лет издания, ценным является также издание 1947 г).
2. Чистякова Н.А., Вулих Н.В.История античной литературы / Н. А. Чистякова, Н. В. Вулих. − Л.: ЛГУ, 1963. – 300 с.
3. Ярхо В.Н. ТрагедияСофокла «Антигона» / В.Н. Ярхо. − М.: Высш. шк., 1986. – 111 с.
4. Боннар А. Греческая цивилизация: В з-х т. / А. Боннар.− М.: Искусство, 1992.
Т. 3. - М.; 1992. – 398 с. (использовать можно издания и других лет).
5. История всемирной литературы: В 9 т. Т.1. – М.: Наука, 1983.
Т.1. – М.; 1983. – 584 с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2 часа)
ЕВРИПИД, «Медея»
План
1. Кризис античной демократии и полисной идеологи и творчество Еврипида. Критика традиционного античного мировоззрения в произведениях драматурга. Образ человека у Еврипида.
2. Образ кормилицы и роль детей в конфликте трагедии. Образ Ясона и проблема истоков трагического конфликта у Еврипида.
|
|
3. Своеобразие конфликта и героя в трагедии «Медея». Личностное начало в характере Медеи, ее гуманизм (вера в человека, его силы) и их отражение в решении проблемы равенства женщины, нравственной («божественной») справедливости. Справедливость и месть у драматурга, гибельность человеческих страстей. Переход трагического в ужасное.
Литература
1. Текст: Еврипид. Медея // Античная драма / Еврипид. – М.: ЭКСМО, 2005. – С. 636 – 695.
2. Еврипид. Трагедии. В 2 томах. «Литературные памятники» / Еврипид. – М.: Наука, Ладомир, 1999.
Т. 1. – 1992. – 644 с.
6. Учебник: И.М.Тронский. История античной литературы / И. М. Тронский.. – М.: Книжный дом «Либроком», 2010. – 464 с.(можно и др. лет издания, ценным является также издание 1947 г).
7. Учебник: Чистякова Н.А., Вулих Н.В.История античной литературы / Н. А. Чистякова, Н. В. Вулих. − Л.: ЛГУ, 1963. – 300 с.
8. Апт С. Античная драма // Античная драма СерияБиблиотека всемирной литературы. (БВЛ) Серия первая. Том 5./ Вст.ст. , прим. С. Апта / С.Апт. − М. Художественная литература, 1970. – 768 с. (С. 5 – 34).
9. Ярхо В.Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии // Еврипид. Трагедии. В 2-х т. / В.Н. Ярхо – М. : Наука, Ладомир,1999.
Т.1. – 1999. – С. 567 – 590.
|
|
4. Боннар А. Греческая цивилизация: В з-х т. / А. Боннар. − М.: Искусство, 1992.
Т. 3. - М.; 1992. – 398 с. (использовать можно издания и других лет).
Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!