Война и мир» как вершина исторического жанра в русской литературе

РЕФЕРАТ

По литературе

ТЕМА:

«Историческая тема в русской литературе»

Пушкин и историческая тема в русской литературе

 

В 1828 году Пушкин, обращаясь к теме Петра, пишет поэму «Полтава».

«Полтава» – героическая поэма. В центре ее – изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. В основу поэмы легла идея, которую Белинский хорошо выразил следующими словами: «Полтавская битва была не простое сражение, замечательное по огромности военных сил, по упорству сражающихся и количеству пролитой крови; нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства». О знаменитом пушкинском изображении Полтавского боя критик писал: «…картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою, она исполнена жизни и движения: живописец мог бы писать с нее, как с натуры».

В героической эпопее эпохи классицизма много условного, мифологического. Ее композиционной основой являлось само великое событие, но создатель эпопеи вольно обращался с историческими фактами, героический идеал чаще всего выступает в ней в своей отвлеченной, абстрактной форме.

В «Полтаве» героическое воплощено в своем конкретно-историческом облике, дается как реальная история народа, то, что сохранилось в памяти народной. Образ самого Петра также героичен, но в обрисовке его Пушкин не прибегал ни к искусственной героизации, обычной для классицистической эпопеи, ни к романтическим эффектам. Петра окружает реальная обстановка. И в самой грандиозной критике Полтавского боя нет ничего условного, официально-помпезного, риторического. Возвеличивая подвиг и мужество петровского воинства, Пушкин отдает должное и сильным противникам русских–шведам. Однако поэт дает почувствовать, что и сам Карл XII и его воинственные дружины не воодушевлены ничем высоким, тогда как Петр и его армия исполнены патриотизма, уверенности в победе, за ними возникает образ всей России. И сам поэт полон гордого патриотического чувства и восхищения перед славной победой.

Используя художественные достижения романтической поэтики и стилистики, Пушкин вместе с тем стремится к реалистическому воспроизведению национального колорита в изображении картин Украины и украинской природы. Именно в «Полтаве» наряду с образцом батальной живописи дан шедевр пушкинского пейзажа – знаменитая картина украинской ночи («Тиха украинская ночь»). «Есть что-то оригинальное, самобытное, чисто русское в тойе рассказа, в духе и обороте выражений», – замечает Белинский о стиле поэмы Пушкина.

Настойчивый интерес к эпохе и личности Петра 1 был связан не только с надеждами Пушкина добиться от правительства прогрессивных реформ, подобных реформам Петра. Тема Петра 1 обусловливалась всей пушкинской концепцией исторического развития России. Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной исторической дорогой, благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность свободы.

Пушкин мечтал о таком историческом будущем России, при котором социальный прогресс соединялся бы с развитием просвещения народа, гуманных нравов, подлинной свободы и человечности. Невозможность решения этой проблемы в условиях того времени и явилась источником многих трагических переживаний Пушкина в конце его жизни.

Пушкин не видел, кто мог бы осуществить те «великие перемены» в жизни России, необходимость которых всегда была для него очевидна. Все яснее становится ему тупой, реакционный характер политики Николая 1, в котором было «много от прапорщика», как говорил поэт.

В 1833 году Пушкин пишет поэму «Медный всадник». Одной из идеи этой поэмы является мысль о том, что самодержавие, при Петре сыгравшее прогрессивную роль в развитии России, в последующем превратилось в реакционную, антинациональную силу.

 

Круг исторических интересов Пушкина был необычайно широк и охватывал многие вопросы, занимавшие русскую общественную мысль его времени, в частности проблемы характера исторического развития допетровской Руси, возникновения феодализма и т.д. Громадный его интерес вызвало «Слово о полку Игореве» как исторический и поэтический памятник древней Руси.

Особенное внимание Пушкина как историка привлекают периоды исторических кризисов, крупные народные движения – начало XVII века, время Петра 1 и царствование Екатерины II, ознаменованное крестьянским восстанием Пугачева. В трактовке русской истории XVIII и начала XIX века вплоть до Отечественной войны 1812 года, которую поэт называл «величайшим событием новейшей истории», Пушкин намного опередил историческую науку своего времени. В характеристике Петра 1 и значения его преобразовательной деятельности Пушкин был предшественником Герцена и Белинского. Огромное значение придавал поэт роли народных масс в истории.

 

 

Война и мир» как вершина исторического жанра в русской литературе

 

Действие романа «Война и мир» начинается в 1805 г. и завершается в 1813 г., действие же эпилога отнесено к 1820 г.

«Война и мир» – произведение подлинно новаторское. Если в романах современников Толстого – Гончарова и Тургенева – всегда на первом плане стояла тщательно выписанная фигура главного героя, то в «Войне и мире» ведущие персонажи – Пьер, Андрей, Наташа, Николай – в известном смысле равнозначны: они осуществляют сюжетное движение романа, к ним тянутся все нити повествования. В русских романах обычно был минимум действующих лиц, в «Войне и мире» их свыше 550. Без такого количества героев было невозможно решить ту задачу, которую сам Толстой сформулировал следующим образом: «Захватить все», т.е. дать широкую панораму русской жизни первых двух десятилетий XIX в.

В романе обилие глав и частей, большинство из которых имеют сюжетную законченность. Короткие главы и множество частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.

Если в романах других русских писателей большую роль в композиции образов играли экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то толстовские герои всегда предстают в настоящем времени. Историяяих жизни дается при этом вне какой-либо временной законченности. Повествование в эпилоге обрывается на завязке ряда новых конфликтов. Пьер Безухов – участник тайного общества, а Николай Ростов – его политический антагонист. С эпилога мог бы начаться новый роман об этих героях.

«Война и мир» – роман исторический, все герои которого, подлинные и вымышленные, – участники крупнейших исторических событий. «История, – писал Толстой в черновиках романа, – это история всех, без одного исключения всех людей, принимающих участие в событии». Поэтому у Толстого единые художественные принципы изображения человека в романс – будьте вымышленные персонажи (Андрей, Пьер, Николай, Наташа) или же исторические (Кутузов, Наполеон, Александр 1, Сперанский). Сложна жанровая структура толстовской книги. Сам Толстой отказывался от какого–то конкретного определения, говоря, что «это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника». Тургенев же писал, что «Война и мир» включает в себя «вместе эпопею, исторический роман и очерк нравов».

В «Войне и мире» есть романное содержание: рассказ о лучших представителях дворянской интеллигенции. И в то же время в книге ярко выражено эпическое начало – дана история народа в переломный момент развития России. «Я старался писать историю народа», – признавался Толстой. Соотнесенность этих двух начал – романического (герой) и эпического (народ) – дает основание современным исследователям определять жанр «Войны и мира» как романа-эпопеи.

Заглавие романа удивительно образно и широко передает его смысл. «Мир» – это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому всегда должны стремиться люди. «Война» – не только кровопролитные битвы и сражения, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает и его основная идея, которую удачно определил А.В. Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в романе. Одни герои (Волконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) – это люди «мира», ненавидящие нс только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Их отношение к войне выражено словами Андрея Болконского перед Бородинским сражением: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни». В то же время война – «страшная необходимость», когда речь идет о защите отечества. И не случайно любимые толстовские герои способны на искреннее и глубокое патриотическое чувство. Достаточно вспомнить патриотический порыв Наташи Ростовой, испытания, выпавшие наделю Пьера Безухова, подвиг Пети Ростова и т.д. Подлинным носителем идеи объединения в романе оказывается Кутузов, у которого одна цель с народом – «очистить свою землю от нашествия». Кутузов выступает в романе как «представитель народной войны», войны справедливой, сплотившей нацию в борьбе с французским нашествием. Когда же кончилась народная война и началась война захватническая, за пределами России, Кутузову как «представителю народной войны ничего не осталось, кроме смерти. И он умер».

Другие герои (Курагины, Наполеон, Александр 1, Аракчеев) – «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях), несущие разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность.

В оценке «людей мира» и «людей войны» у Толстого четкий нравственный критерий. «Я любил мысль народную вследствие войны 12 г.», – говорил писатель. Как человек относится к народу, близок или отдален от него, ищет путей к нему или не задумывается над ними – главное для Толстого. И путь любимых толстовских героев – прежде всего Наташи и Пьера–это путь их духовного приближения к народу. Чувство неосознанного нравственного слияния с народом испытывает Наташа, которая «умела понять все, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». Эта способность к нравственному единению с народом – результат той «открытости душевной», которую постоянно отмечает автор в Наташе.

Таким же непосредственным восприятием жизни наделен Пьер Безухов. Поиски жизненной правды, которые он ведет, неизбежно приводят его к народу, к постижению народной мудрости. Пьер, всегда испытывающий острейшую потребность в единении с людьми, находит особый смысл во встрече с солдатом Платоном Каратаевым. Мудрость Платона Каратаева – это мудрость народного восприятия жизни, и поэтому она оказывается такой близкой Пьеру.

Народ не был для Толстого однозначным понятием. Помимо Платона Каратаева, в котором наряду с народной коллективностью подчеркнуты черты патриархальной пассивности, выделяется герой партизанской войны Тихон Щербатый, человек «богатырской силы» и «мастер на все руки». Он, рассказывает автор, «по ночам уходил на добычу, и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское». Мы узнаем и о других участниках партизанской войны: о «дьячке, взявшем в месяц несколько сот пленных». о старостихе Василисе, «побившей сотни французов», и о многих других безымянных героях, которые вынесли на своих плечах все тяготы борьбы с иноземными захватчиками.

В связи с решением проблемы человек и народ, человек и окружающий мир для Толстого особое значение приобретает непосредственность поведения героя. В искренности и естественности – источник нравственной силы толстовских героев, помогающий перенести им все испытания и страдания.

Толстовские герои всегда включены в поток исторических событий. И Пьер, и Андрей, не говоря уже о Наташе и Николае Ростовых, – рядовые люди своего времени, и Толстому важно показать, как они реагируют на то, что происходит вокруг. Сложные искания Андрея и Пьера поэтому нередко выливаются в страстные споры, глубокие раздумья, смелые поступки. Героев мучает один и тот же вопрос: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?» Решающим моментом становится 1812 год. Отечественная война оказывается для Андрея и Пьера своеобразным открытием истины, ибо они находят каждый по-своему положительный идеал в лице парода. Эпилог же романа прямо вводит читателей в сферу напряженных идейных споров будущих декабристов (Пьер) с их идейными противниками (Николай Ростов).

Решая в романе вопрос о роли личности в истории, Толстой отдает определенную дань теории исторического фатализма. В одном из авторских отступлений, разъясняя философско-историческую концепцию, Толстой пишет: «Чем выше стоит человек на общественной лестнице…тем очевиднее предопределенность каждого его поступка». Взгляды Толстого сказались на трактовке некоторых исторических персонажей. Так, в романе сквозит недооценка стратегических планов Кутузова, а сам великий полководец временами ведет себя слишком пассивно и созерцательно. Однако не следует и преувеличивать влияния фаталистической теорий на роман. В целом тот же Кутузов нарисован исторически достоверной точно. Это, прежде всего ,народный полководец, человек простой и скромный, хорошо знающий солдатские нужды. В своих планах он учитывает моральный дух войск: «Кутузов знал и понимал, что решает участь сражения не распоряжение главнокомандующего…, а та неуловимая сила, называемая духом войск».

Роман «Война и мир» – величайшее создание русской и мировой литературы. По словам Достоевского, «Война и мир» – это «великолепная историческая картина, которая перейдет в потомство и без которого не обойдется потомство».

 

 


Вывод

 

Изучение русской исторической литературы помогло увидеть многие важные стороны развития критического реализма, понять его более глубоко.

Мы выяснили, что сюжет не определяет актуальность произведения. Все зависит от его идейно-образного воплощения, от содержания в высоком смысле слова. Реальная картина развития искусства показывает, что реалистическая историческая литература не чуждалась острых тем и, подобно бытовой, отразила наболевшие вопросы времени специфическим языком своего жанра.

Сопоставление судеб отдельных жанров без полемического упрощения, на уровне современных знаний и современной методологии открывает некоторые существенные стороны развития исторической литературы, а также особенности самого процесса становления критического реализма как творческого метода и ведущего направления в искусстве. Становится бесспорным, что многие проблемы, общие для всего искусства, решались в этих жанрах по-своему, в зависимости от традиций, от внутренних возможностей и специфики, присущих каждому из жанров. Сюда относятся: вопрос об обличительстве, о положительном образе, о герое и «антигерое», об историзме.

В настоящее время почти обо всех исторических произведениях русской литературы существуют многочисленные монографии. Однако как бы обстоятельны они ни были, многие явления в русской исторической литературе, связанные с творчеством отдельных мастеров, а также история этого жанра еще требуют дальнейшего изучения.

 


Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!