Научная концепция экспозиции как определяющий этап проектирования.
Научная концепция — раскрывает экспозиционный замысел и даёт первое, самое общее представление о будущей экспозиции. В ней определяются цели и задачи экспозиции, её основная проблематика и тематическая структура, даётся характеристика экспозиционных материалов и предлагаются методы их подачи, показываются отличия создающейся экспозиции, её особенности от предыдущей и от экспозиции однопрофильных музеев.
При участии художника определяются общие и специфические требования к художественному оформлению экспозиции.
Оформляется научная концепция в виде единого документа, в состав которой входят чертежи-планы экспозиционных залов с указанием предполагаемых мест размещения экспозиционных разделов и крупногабаритных экспонатов — диорам, образцов техники, макетов и т.д.
Тематическая структура экспозиции и её составляющие.
Расширенная тематическая структура — документ, в котором фиксируется деление будущей экспозиции на взаимосвязанные части — разделы, темы, экспозиционные комплексы. В ней перечисляются группы предполагаемые к экспонированию музейных предметов и других материалов, выделяются конкретные мемориальные комплексы, научные реконструкции, определяются технические средства, способствующие усилению воздействия экспозиции на посетителей — аудиовизуальные установки.
12) Тематико-экспозиционный план. Письменные тексты в экспозиции.
|
|
В соответствии с расширенной тематической структурой научные сотрудники подбирают в фондах музея необходимые материалы и группируют их в экспозиционные комплексы. Готовится документация для изготовления воспроизведений и научно-вспомогательных материалов, решаются вопросы, связанные с консервацией и реставрацией предметов.
Тематико-экспозиционный план включает:
- наименование разделов;
- тем, тематических комплексов;
- ведущие тексты и аннотации;
- перечни экспонатов и экспозиционные комплексы;
- сведения о характере экспозиционных материалов (подлинник, воспроизведение) и их размерах;
- указание мест хранения материалов и их шифра.
К тематико-экспозиционному плану прилагаются этикетаж, документация для создания научных реконструкций, разработки научно-вспомогательных материалов, подробно указываются пожелания к конкретным художественным решениям — выделение экспонатов на первый или второй план, особые художественные приёмы, меры по обеспечению сохранности экспонатов.
По окончанию оформления тематико-экспозиционного плана нередко делается пробная экспозиция или раскладка. Предназначенные для экспонирования материалы раскладываются, развешиваются в соответствии с тематической структурой или планом, с проектами архитектурно-художественного решения. Это позволяет выяснить зрительную совместимость, уточнить композицию комплекса.
|
|
Принципы построения экспозиции в широком и узком понимании.
В широком понимании:
1) Научности - построение экспозиции на основе научной концепции, отражающей историческую действительность как единый, но многообразный процесс. Объективность, научность, историзм.
2) Предметности – опора на подлинные музейные предметы. Музейный предмет является доказательством исторического факта и вызывает особые чувства, связанные с восприятием подлинных достоверных предметов.
3) Коммуникативности - ориентировано на восприятие разными группами посетителей. Многослойность экспозиции, построение ее таким образом, чтобы в ней смог найти для себя интересное и важное как ненадолго зашедший в музей «любопытствующий», так и специалист, серьезно занимающийся проблемой.
В узком понимании:
1) Историко-хронологический - группировка экспозиционных материалов в соответствии с принятой в науке хронологией. Поскольку любой музей по сути является историческим (идет ли речь об истории общества, природы, искусства и т.п.), то и применение этого принципа отнюдь не ограничивается музеями исторического профиля. Этот принцип лежит в основе построения Палеонтологического музея в Москве, многих залов Политехнического музея, биографических частей экспозиций мемориальных музеев и т.п.
|
|
2) Комплексно-тематический - организация экспозиционных материалов разных типов, связанных единством темы, в форме тематико-экспозиционных комплексов. Сегодня это один из наиболее часто используемых принципов построения.
3) Проблемный - группировка экспонатов в соответствии с поставленной в процессе научного проектирования проблемой.
Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!