Домашнее задание: Провести анализ художественного времени в литературном произведении (по своему выбору)

Урок №2 31.03.22 10 класс Курс «Анализ художественного текста»

Тема урока: Характеристики художественного времени. Система языковых средств, формирующая художественное время.

Здравствуйте, ребята! Запишите дату, тему урока.

Изучите данный материал по теме, составьте опорный конспект.

Художественное время – это последовательность, порядок действия в художественном произведении.

Основными признаками времени в художественном произведении являются: - Стремление автора к сближению реального и художественного времени;

 - Непосредственная достоверность и большая конкретность;

-  Соотнесенность настоящего, прошлого и будущего;

- Представления о неподвижности и движении.

В разных системах знания – разные представления о времени: научно-физическое, научно-философское, бытовое, теологическое и т.д. Такая множественность подходов к выявлению феномена времени обусловили неоднозначность его толкования. В культурном сознании исторически сформировалось два представления о времени: линейном и циклическом. Понятие о циклическом времени восходит еще к эпохе античности. Оно воспринималось как ряд последовательных однотипных событий, источником которых являлись сезонные циклы. Завершенность и повторяемость событий считались характерными признаками, как и не различение начала и конца, идея возвращения. После утверждения христианства время стало восприниматься в человеческом сознании в виде прямой линии, направленной от прошлого к будущему. Такой тип времени характеризуется непрерывностью, одномерностью, упорядоченностью, необратимостью, а движение рассматривается в виде последовательности и длительности состояний и процессов окружающей действительности.

Но существует еще и субъективное восприятие времени. Оно, как правило, зависит от ритмичности происходящих событий, от особенностей психоэмоционального состояния. В этой связи выделяется объективное время, которое относится к сфере объективно существующей действительности, и перцептуальное время, которое относится к области восприятия реальности отдельным человеком. Например, прошлое кажется человеку более длительным в том случае, если оно богато события. В то же время в настоящем все наоборот – чем его заполнение содержательнее, тем быстрее и незаметнее время протекает. Время ожидания какого-либо желательного события кажется томительно длинным, а нежелательного - наоборот сокращается.

Таким образом, время оказывает большое воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека и определяет течение его жизни. По сравнению с другими видами искусства в литературе обращение с реальным временем может быть более свободным. Например, по воле писателя может смещаться временная перспектива – будущее выступает как прошедшее, прошлое – как настоящее и т.д.

Хронологическая цепочка событий, подчиняясь замыслу автора, может себя обнаруживать не только в типичных проявлениях, но и в индивидуально-авторских.

Таким образом, моделирование художественного времен часто зависит от жанровых и видовых направлений и особенностей в литературе. В прозаических произведениях, например, как правило, устанавливается условно настоящее время, которое соотносится с повествованием о будущем либо прошлом персонажей с описанием ситуаций в разных временных измерениях. Для модернизма характерна обратимость, разнонаправленность художественного времени. Именно здесь зародился роман «потока сознания» и роман «одного дня». В таких произведениях время является только компонентом психологического бытия человека.

 Существуют следующие образы художественного времени:

- Историческое (описание смены эпох, крупных событий);

- Биографическое (описание детства, юности, зрелости и старости);

- Календарное (смена праздников и будней, времен года);

- Космическое (представление о вечности);

- Суточное (утро и вечер, ночь и день).

 

 

 

Языковые средства выражения времени.

Художественное время опирается на определенную систему языковых средств. Это: система видовременных форм глагола, их последовательность и противопоставление, транспозиция (переносное употребление) форм времени, лексические единицы с темпоральной семантикой, падежные формы со значением времени, хронологические пометы, синтаксические конструкции, которые создают определенный временной план (например, номинативные предложения представляют в тексте план настоящего), имена исторических деятелей, мифологических героев, номинации исторических событий. Особое значение для художественного времени имеет функционирование глагольных форм, от их соотнесенности зависит преобладание статики или динамики в тексте, убыстрение или замедление времени, их последовательность определяет переход от одной ситуации к другой, и, следовательно, движение времени. Ср., например, следующие фрагменты рассказа Замятина «Мамай»: По незнакомому Загородному потерянно бродил Мамай. Пингвиньи крылышки мешали; голова висела, как кран у распаявшегося самовара... И вдруг вздернулась голова, ноги загарцевали двадцатипятилетние...

Формы времени выступают как сигналы различных субъектных сфер в структуре повествования, например: Глеб лежал на песке, подперев голову руками, было тихо, солнечное утро. Нынче он не работал в своем мезонине. Все кончилось. Завтра уезжают, Элли укладывается, все перебуравлено. Опять Гельсингфорс... (Б. Зайцев. Путешествие Глеба).

 

Этапы анализа художественного времени.

Анализ художественного времени включает следующие основные моменты: 1) определение особенностей художественного времени в рассматриваемом произведении: — одномерность или многомерность; — обратимость или необратимость; — линейность или нарушение временной последовательности;

2) выделение в темпоральной структуре текста временных планов (плоскостей), представленных в произведении, и рассмотрение их взаимодействия;

3) определение соотношения авторского времени (времени повествователя) и субъективного времени персонажей;

4) выявление сигналов, выделяющих эти формы времени;

5) рассмотрение всей системы временных показателей в тексте, выявление не только их прямых, но и переносных значений;

6) определение соотношения времени исторического и бытового, биографического и исторического;

7) установление связи художественного времени и пространства.

Домашнее задание: Провести анализ художественного времени в литературном произведении (по своему выбору)


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!