Анализ сказки В. Вересаева «Состязание».

Творческий путь В.В. Вересаева

Вересаев Викентий Викентиевич (настоящая фамилия — Смидо́вич) родился

16 января 1867 г. в городе Туле – русский писатель.

Творческий путь В. В. Вересаева начался в 1885 году, когда он, восемнадцатилетним юношей, впервые опубликовал свое стихотворение «Раздумье» в журнале «Модный свет». Для этой первой публикации Вересаев выбрал псевдоним В. Викентьев. А псевдоним «Вересаев» он избрал только в 1892 г, подписав им очерки «Подземное царство» (1892), посвященные труду и жизни донецких шахтеров.

В 1887 году Вересаев пишет рассказ «Загадка», который как бы подвел итоги юношескому периоду творчества и свидетельствовал о начале зрелости. Загадка была опубликована во «Всемирной иллюстрации» в 1887 году.

В этом рассказе были намечены основные темы и идеи, волновавшие Вересаева в первое десятилетие его литературной деятельности. Писатель славил человека, способного силой своего духа сделать жизнь прекрасной.

В 1888 году, уже кандидатом исторических наук, Вересаев поступает в Дерптский университет на медицинский факультет. «...Моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов» — так в автобиографии объяснял он свое обращение к медицине. В тихом Дерпте, вдали от революционных центров страны, провел Вересаев шесть лет, занимаясь наукой и литературным творчеством.

Как и в «Загадке», так и в первых произведениях, последовавших за ней, на тему борьбы за человеческое счастье, за большого и прекрасного человека, тему борьбы со всем, что мешает утвердиться такой личности в жизни, В. Вересаев решает в плане морально-этическом. От попытки социального решения проблемы он пока далек, а потому, даже черпая из жизни факты откровенно социального, политического звучания, осмысляет их в аспекте морально-психологическом. Так произошло, например, с рассказом «Порыв» (1889). Поводом для его написания явились споры молодого писателя с отцом, причем споры социально-политического характера. В рассказе, однако, тема решительно переведена в морально-этический план.

Переделка общества с помощью одного лишь искусства либо морального совершенствования людей — надежда не менее иллюзорная, чем ставка на религию. Но писатель не сдался на милость реакции, как это сделали некоторые его товарищи по университету; он оставался верен своему идеалу общества людей-братьев, хоть и весьма туманно представлял себе перспективу борьбы. Свидетельство тому — небольшой рассказ «Товарищи» (1892), над которым Вересаев работал около двух лет.

И в «Товарищах», повествуя о деградации части русской интеллигенции, Вересаев сосредоточивает свое внимание на моральном оскудении, оставляя в стороне политическую ее капитуляцию, место ее, роль и задачи в общественной борьбе России.

«В «большую» литературу Вересаев вступил с повестью «Без дороги»...» Это слова из автобиографии Вересаева, написанной на склоне лет. Но и тогда, в 1894 году, именно с повестью «Без дороги» связывал он определение своего жизненного пути.

«Без дороги» — повесть о пережитом и передуманном. Это отповедь поколению, «ужас и проклятие» которого в том, что «у него ничего нет». «Без дороги, без путеводной звезды оно гибнет невидно и бесповоротно...»

Повесть написана в форме исповеди-дневника молодого врача Дмитрия Чеканова, не сумевшего претворить в жизнь свои мечты о служении народу. Он отказался от научной карьеры, от обеспеченного и уютного дома, бросил все и пошел на земскую службу. Но его деятельность и деятельность подобных ему подвижников мало что меняла в положении народа, который, привыкнув ненавидеть барина, отвечал Чекановым недоверием и глухой враждебностью.

Повесть «Без дороги» получила продолжение в «Поветрии». В 1895 — 1896 гг. Вересаев сотрудничал с журналом «Русское богатство». Там он познакомился с Михайловым, но их сближение не было длительным. Сотрудничал он и с журналом «Жизнь». В 1899 г. он познакомился с Максимом Горьким; в дальнейшем писатели сотрудничали в издательстве «Знание» и «Книгоиздательство писателей в Москве».

Вересаев ищет такой жанр, где публицистика и собственно художественное писание совместились бы органически.

Так он приходит к «Запискам врача» (1895 — 1900). В книге этой снова возникает излюбленная вересаевская тема — история «обыкновеннейшего, среднего» трудового интеллигента, история о том, как формировалось его мировоззрение. Но если убеждения героев «Без дороги» и «Поветрия» складывались в спорах, идущих в узком кругу интеллигенции, то в «Записках» писатель показал и доказал, что сама логика жизни превращает всякого честного и ищущего интеллигента в революционера.

Герой Вересаева впервые столь решительно вышел на просторы жизни и ужаснулся бесправному положению народа, классовому неравенству, деградации общества, где «бедные болеют от нужды, богатые — от довольства». Он понял, что наука, власть, закон — все на службе лишь у людей обеспеченных. И герой «Записок врача», от чьего имени ведется повествование, приходит к убеждению, что для спасения людей необходимо прежде всего бороться за устранение тех условий, которые «делают молодых стариками, которые фактически сокращают и без того короткую человеческую жизнь».

С 1890-х гг. определяется главная тема творчества Вересаева — духовные искания русской демократической интеллигенции в тесной связи с переживаемой ею сменой общественно-политических умонастроений. В 1901 г. Вересаев пишет повесть «На повороте».

Один из героев повести «На повороте», Владимир Токарев, пройдя через ссылку, отказывается от былых революционных убеждений, видя в них дань обычному безрассудству молодости.

В 1899 году он пишет рассказ о судьбе переплетного подмастерья — «Конец Андрея Ивановича», в 1903 году продолжает его рассказом о горестях жены Андрея Ивановича — «Конец Александры Михайловны» («Честным путем»). Они были объединены в повесть «Два конца». Впервые Вересаев написал повесть, где центральными героями стали не интеллигенты, а рабочие. Он все ближе подходил к горьковскому направлению в литературе.

В июне 1904 года, как врач запаса, Вересаев был призван на военную службу и вернулся с русско-японской войны лишь в начале 1906 года.

Там, в далекой Маньчжурии, он окончательно приходит к выводу, что существующий строй изжил себя. Об этом он поведал читателю в записках «На японской войне» (1906 — 1907) и в примыкающем к ним цикле «Рассказы о японской войне» (1904 — 1906). «На японской войне» — кульминационное произведение дооктябрьского творчества Вересаева. Писатель впервые столь определенно раскрыл тему двух властей — власти самодержавной и власти народной.

В последних главах записок, посвященных дороге домой, В. Вересаев рассказал, как сильно отличались два мира — старый мир бюрократического равнодушия к человеку и мир новый, мир свободы.

Вскоре Вересаев пишет повесть — «К жизни», в которой ставит под сомнение успех революционной борьбы и предлагает новую программу переустройства мира.

Повесть «К жизни» встретили в штыки и революционные круги и реакционная пресса. Своим оптимизмом, своей верой в созидательные возможности человечества В. Вересаев противостоял реакционерам, оплевы­вавшим революцию и человека. Но в то же время он уводил читателя в сторону от социальной борьбы. И его осудили те, кто продолжал звать народ на бой с царизмом.

Вернувшись в 1921 году в Москву, он много сил отдает работе в литературной подсекции Государственного ученого совета Наркомпроса, созданию советской литературной периодики (был редактором художествен­ного отдела журнала «Красная новь», членом редколлегии альманаха «Наши дни»). Его избирают председателем Всероссийского союза писателей. Вереса­ев выступает с лекциями перед молодежью, в публицистических статьях изобличает старую мораль и отстаивает новую, советскую («Об обрядах старых и новых», например).

Отношение его к революции было по-прежнему сложным. Роман            «В тупике» (1920 — 1923) подтверждает это.

«Я махнул рукою и занялся изучением Пушкина и писанием воспомина­ний, — самое стариковское дело», — сообщал он М. Горькому вскоре после окончания романа «В тупике» (письмо от 23 мая 1925 г.). У Вересаева, пожалуй, не было более трудной поры, чем начало 20-х годов. Кризис этих лет оказался куда тяжелее кризиса, который пережил В. Вересаев во времена повести  «К жизни». Тогда он заблуждался, но субъективно ощущал себя на линии огня. 

 Кризис был мучителен. И снова на помощь приходит «живая; жизнь», теперь уже как практическое средство самоуспокоения. «Эх, вся эта угрю­мость, отчаяние, неприятие жизни, — как они вдруг становятся чуждыми и непонятными, когда человек начнет дышать чистым воздухом полей, моря или гор, когда солнце начнет горячо ласкать его обнаженную «кожу»... одним лучом солнца можно перестроить всю душу человека и жизненно страшное сделать смешным и нестрашным», — рассказывал он в одном из писем 20-х годов.» В.Вересаев часто уезжает из Москвы, живет на юге, в Коктебеле, усиленно занимается садом.

Но «живая жизнь» не приносила ему успокоения. Он был писателем, заменить литературу садом не мог. И он решил пойти к заводской молодежи; снял комнату в подмосковном селе Богородском, за Сокольниками, и прожил здесь около полутора лет. «Свел много знакомств с рабочими и работницами... — пишет В. Вересаев в своих неопубликованных воспоминани­ях об истории работы над романом «Сестры». — Бывал в комсомольской ячейке», ходил по цехам, в общежитие. Результатом явилась целая серия произведений о молодежи — рассказы «Исанка» (1927), «Мимоходом» (1929), «Болезнь Марины» (1930),. роман «Сестры» (1928 — 1931). В произведениях о молодежи В. Вересаев сумел уловить многие острейшие проблемы дня, включился в шедший тогда спор о новой морали — любви, семье. Именно с них начинается последний, четвертый, период творчества Вересаева: писа­тель возвращался к активной общественной позиции. Много сил отдает он литературоведческой и публицистической работе, стремясь говорить с самым широким читателем.

А также работал над книгой, которая оказалась его последней и лучшей книгой, своего рода книгой итогов. Ее творческая история сложна и до конца не ясна. Замысел книги, названной «Без плана», возник у Вересаева в середине 20-х годов. Он отдал этой работе двадцать лет из шестидесяти, посвященных литературе, и вложил в нее весь свой писательский опыт. «Без плана» — по сути, книга всей его жизни: многие страницы почти дословно воспроизводят заметки из дневников и записных книжек еще 80 — 90-х годов прошлого века, а последние строки относятся к 1945 году; к году смерти писателя.

Книга быстро росла, и в 30-х годах автор разделил ее на три цикла: «Невыдуманные рассказы о прошлом», «Литературные воспоминания» и «Записи для себя». Но работа над циклами продолжалась. Возраст брал свое, уходили силы, а книга все больше увлекала Вересаева, хотелось успеть подытожить многолетние размышления о смысле революционных бурь в России, о судьбах искусства, об обязанностях человека перед человечеством и перед самим собой. Дневник, который писатель тщательно вел с юных лет, в 1942 — 1943 годах почти целиком заполняется набросками для книги. На обычные повседневные записи уже не остается ни энергии, ни вре­мени. Только изредка прорываются между рукописями миниатюр строки беспокойства: успею ли? «Смертная усталость... В душе отчаяние. Нет сил так жить...».

Незадолго до смерти писатель решил система­тизировать весь накопившийся материал, но так и не успел сделать этого до конца.

 

Анализ сказки В. Вересаева «Состязание».

Добрая и поучительная сказка В. Вересаева "Состязание" посвящена одной из вечных тем мирового искусства - красоте. Создается впечатление, что писатель заставляет задуматься читателей над вопросом о истинной красоте, о той, которая не просто радует глаз, но и наполняет душу человека светом и любовью.

Как и большинство сказок, "Состязание" преподносит существенный нравственный урок не только юным читателям, но и многим взрослым. Размышления о человеческой красоте показаны на примере истории двух художников, которые берут участие в соревновании. Их задача - изобразить высшую красоту, запечатленную в женском образе.

Два главных героя сказки "Состязание" изображают совершенно разную красоту - и в первую очередь, становится понятно, что во многом красота зависит от восприятия человека. Но недаром Вересаев создает сюжет, в который включено состязание между двумя различными образами женской красоты.

С помощью красноречивого контраста между картинами Дважды -Венчанного и его ученика Единорога, Вересаев показывает истинное восприятие красоты. Для художника Дважды-Венчанного высшая красота заключается во внешнем облике - и женщина, запечатленная на его картине, впечатляет свои прекрасным, безупречным внешним образом.

А художник Единорог пишет картину своей возлюбленной Зорьки, которая не отличается впечатляющим внешним видом - ее лицо слишком широкое, глаза не так посажены, а зубы редко поставлены. И когда Дважды-Венчанный узнает, что его ученик Единорог пишет картину неприметной Зорьки, он решает, что уже выиграл состязание - и размышляет над тем, как ослепляет людей любовь.

Но картины оценивает публика, которая представлена в основном простым народом. И большинство мужчин, рассматривая картину Фиалковенчанной, чувствуют тоску, так как сравнивают ее со своими женами - и не могут поверить в то, что они любят таких простых женщин.

Когда падает покров с картины Единорога, толпа сначала недоуменно и разочарованно гудеть, но спустя короткое время затихает. Люди отмечают искренность простоты Зорьки, завораживающий блеск ее глаз, они видят, что ее облик так и светиться красотой и высшей любовью, несмотря на физические несоответствия.

Естественная красота Зорьки проникает им в души, и тогда становится понятно, что величие истинной красоты могут оценить лишь сердце и душа, а не глаза и ум.

Таким образом, Вересаев раскрывает тему правильного взгляда на человеческую красоту, которая не может заключаться в правильном разрезе глаз и тонкости стана, нет, читатели сами понимают, что именно Единорог изобразил истинную красоту - ведь ее разглядело в Зорьке его любящее сердце.

Вересаев показывает, что красота внешняя - это не есть красота внутренняя, без которой человек не может быть прекрасным и счастливым. И порой достаточно лишь открыть свое сердце, и внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть глубинную, настоящую красоту человека.

Писатель учит нас искать ее не глазами, а душой, и никогда не забывать об том, что ее можно увидеть лишь изнутри. В этом состоит одна из главных ценностей человеческой жизни.


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!