В годы войны и послевоенное время

Студентка группы ЗБ-Р-Л-41

Красноярцева (Николаева) Е.Д.

Михаил Аркадьевич Светлов (1903—1964), русский советский поэт, драматург. Стихи отмечены романтическим восприятием событий Гражданской войны, комсомольской юности («Гренада», «Рабфаковке», «Песня о Каховке»). Лирические пьесы («Двадцать лет спустя», 1940). В поздней лирике (сборники «Горизонт», 1959; «Охотничий домик», 1964) интонации раздумья, дружеской беседы. Остроумные поэтические экспромты. Ленинская премия (1967, посмертно).

Начало творческого пути

Родился в г.Екатеринослав (Днепр) бедной еврейской семье (отец был мелким ремеслеником), в 1914—1917 учился в 4-классном училище и одновременно служил «мальчиком» в фотографии и на товарной бирже

В 1917 в газете «Голос солдата» было напечатано первое его стихотворение. Псевдоним «Светлов» появился в 1919 году. В 1919 стал комсомольцем. в 1920 — доброволец-стрелок 1-го Екатеринославского территориального полка, работал заведующим отделом печати Екатеринославского губкома КСМУ (Коммунистического союза молодежи Украины), редактировал журнал «Юный пролетарий», в котором сотрудничали М. Голодный и А. Ясный. В 1923 в Харькове вышел первый сборник стихов Светлова «Рельсы».

С 1922 Светлов живет в Москве, где сначала учится на рабфаке, затем на литературном факультете 1-го Московского университета (1927—1928) и в Высшем литературно-художественном институте имени В. Я. Брюсова.

Согласно документам НКВД, поддерживал Левую оппозицию, вместе с поэтами Михаилом Голодным и Иосифом Уткиным издавал нелегальную оппозиционную газету «Коммунист», приуроченную к 7 ноября 1927 года. Нелегальная типография, печатавшая газету, располагалась в доме у Светлова. В 1927—1928 годах, по данным НКВД, Светлов вместе с Голодным устраивал в Харькове поэтические вечера, сбор с которых шёл на нужды оппозиционного нелегального Красного креста, и в дальнейшем оказывал материальную поддержку семьям арестованных оппозиционеров.

Кроме литературной группы «Молодая гвардия», возникшей в 1922, Светлов в 1924—1925 входил в группу А. К. Воронского «Перевал». Один за другим выходят сборники поэта: «Стихи» (1924), «Корни» (1925), «Ночные встречи» (1927), «Книга стихов» (1929), в которых центральное место занимает героика и романтика Гражданской войны. Известность Светлову приносит песня-баллада «Гренада» (1926), высоко оцененная Маяковским. Стихотворение «Гренада», написанное в 1926 году, положили на музыку около 20 композиторов разных стран. 31 декабря 1926 года Марина Цветаева писала Борису Пастернаку: «Передай Светлову (Молодая Гвардия), что его Гренада — мой любимый — чуть не сказала: мой лучший — стих за все эти годы. У Есенина ни одного такого не было. Этого, впрочем, не говори, — пусть Есенину мирно спится».

Также появились стихотворение «Рабфаковке» (1925), «Пирушка» (1927), которое тоже очень понравилось Маяковскому, «В разведке» (1927), «Песня» (1931), лирическая поэма «Ночные встречи» (1925), посвященная памяти друга — поэта Н. Кузнецова, покончившего жизнь самоубийством.

Стихотворения Светлова.

Стихотворения Светлова характеризуются отсутствием напряженного действия, песенностью, будничным проявлением героизма, наличием лирических эмоций и размышлений. Вероятно, эти особенности не позволяли Светлову называть свои стихотворения балладами или стихотворными новеллами, если даже они, как, например, песня-баллада «Гренада», и являлись таковыми на самом деле. Романтическое и будничное, поэтическое и прозаическое, героическое и непритязательно-бытовое Светлов стремился примирить, сделать так, чтобы они не враждовали между собой, а дополняли и обогащали друг друга. На таком взаимодействии контрастных начал основана и лирико-героическая баллада «Гренада», ключевыми образами которой являются две песни: «Яблочко» и «Гренада, Гренада, Гренада моя…». Первая песня, точнее — серия популярных в годы Гражданской войны частушек, предстает как своеобразная примета революции, а вторая — как знак романтической мечты о незнакомой стране и желании помочь крестьянам Гренады получить землю. Есть у двух песен и другие символические оттенки. «Яблочко» в революционной России знали почти все, это песня фольклорного происхождения. «Гренада» известна только украинскому хлопцу, он ее, вероятно, и сочинил. Когда он погиб со своей песней на устах,

«Отряд не заметил

Потери бойца

И „Яблочко“-песню

Допел до конца».

Для остальных бойцов главное — допеть до конца «Яблочко», довести до победного конца Гражданскую войну. Однако песня мечтателя-хохла не осталась не замеченной его приятелем, поэтом, она стала его песней.

В отличие от жизнерадостного пафоса стихов А. Жарова, А. Безыменского и других комсомольских поэтов, пафос поэзии Светлова не только элегичен, но порой и драматичен. Этот драматизм особенно проявился в его поэме «Ночные встречи», в которой поэт воссоздал романтические встречи с близкими ему людьми, уже ушедшими из жизни: Колей Кузнецовым, взводным командиром времен Гражданской войны, и Генрихом Гейне. Столкновение романтических идеалов с действительностью составляет основу коллизий поэмы. Поэт разделяет удел тех, кто не мог и не хотел приспосабливаться к условиям нэпа ради сытости, предпочитая оставаться таким же бескорыстным и чистым в своих помыслах, каким был в годы революции:

«Время не то, и люди не те,

Но ты — остался собой.

Ты все еще носишь в своих глазах

Вспышки прошлых дней,

Когда в крадущихся степях

Шел под командой моей…»

Закономерна для героя поэмы Светлова и его встреча с тенью Г. Гейне, творчество которого тоже было связано с эпохой кризиса романтизма и становления реализма. Светлов обращается к традициям Гейне для того, чтобы в романтике сохранить то живое, что осталось от наследия романтизма.

Естественность и живость романтики Светлова отразились в «знаменитой светловской улыбке. Не отодвигая на второй план его патетических стихотворений, «гейневская» нить поэзии Светлова прослеживается от начала до последних дней, выразительным силуэтом очерчивая характер его лирического героя. Сдержанная ирония, юмор, парадоксальность; при несомненной романтической приподнятости — интерес к бытовой подробности и детали; игра контрастов, мгновенная смена низменного и возвышенного, конкретного и общего, иронии и пафоса — все это делает его поэзию многозначной» (Урбан А.— С. 205). Во второй части поэмы «Ночные встречи» Светлов глазами Гейне смотрит на судьбы романтизма в современной поэзии. Гейне — герой Светлова — высоко оценивает поэзию Маяковского, и в этой оценке легко узнается сам Светлов: «…Он теперь — / Самый лучший поэт. / В поэтической толпе / Выше его нет». Вместе с тем Светлов как истинный ценитель поэзии Маяковского, стремящийся не просто подражать Маяковскому, а по-своему, с учетом собственных творческих возможностей, развивать его традиции, не скрывает критического отношения к стихам великого поэта, посвященным торговой рекламе. Особенно непримиримо Светлов относится к вульгаризаторам Маяковского, к стихотворному витийству А. Безыменского и С. Родова, в чьих стихах сложные социально-психологические явления часто упрощались, превращались в трескучие фразы и лозунги.

Поэзия Светлова 1930-х

В поэзии Светлова 1930-х, когда поэт переживал творческий спад.

В 1934 году, когда создавался Союз писателей СССР, Светлов считал, что от этой организации «кроме пошлой официальщины, ждать нечего». По поводу Третьего Московского процесса Светлов высказался следующим образом: «Это не процесс, а организованные убийства, а чего, впрочем, можно от них ожидать? Коммунистической партии уже нет, она переродилась, ничего общего с пролетариатом она не имеет». Осведомитель НКВД зафиксировал и такое высказывание поэта:

Мне говорят прекрасные члены партии с 1919 года, что они не хотят быть в партии, что они тяготятся, что пребывание в партии превратилось в тягость, что там все ложь, лицемерие и ненависть друг к другу, но уйти из партии нельзя. Тот, кто вернёт партбилет, лишает себя хлеба, свободы, всего

В этот период выделяется только «Песня о Каховке» (1935), положенная на музыку И. Дунаевским и получившая широкую известность. В ней обращает на себя внимание образ девушки в шинели, который заставляет вспомнить стихотворение «Рабфаковке», написанное 10 годами раньше. Обращаясь к рабфаковке, у которой изучение французской истории пробуждает ассоциации со своей собственной судьбой и судьбой своих ровесниц в годы Гражданской войны («Жанна д’Арк отдает костру / Молодое тугое тело… / Наши девушки, ремешком / Подпоясывая шинели, / С песней падали под ножом, / На высоких кострах горели»), поэт как бы помогает ей, говоря за нее, поэтически выразить нахлынувшие воспоминания, поделиться ими с другими людьми. Светлов в стихах воспел девушек, которые в годы революции и Гражданской войны, не утрачивая своего женского обаяния, наравне с мужчинами воевали и погибали. Об этом поэт говорит и в стихотворении «Граница» (1927).

С середины 1930-х Светлов обращается к драматургии, пишет пьесы «Глубокая провинция» (1935), которая была раскритикована в «Правде» и снята со сцены; «Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя», «Мыс Желания» (обе — 1940). В послевоенные годы появляются пьесы «Бранденбургские ворота» (1946), «Чужое счастье» (1953), «С новым счастьем» (1956), комедия по мотивам К. Гоцци «Любовь к трем апельсинам» (1964). Драматургии Светлова, как и его поэзии, свойственно изображение повседневной действительности в свете романтической мечты. После войны Светлов мечтал написать трагедию. «Серьезный жанр современной трагедии у нас почти отсутствует,— писал Светлов в „Заметках о моей жизни“.— Вот я и постараюсь заполнить этот пробел. Это будет пьеса о нашей молодежи. Молодежь, комсомольцы — любимые мои читатели и герои. Я и сейчас чувствую себя комсомольским поэтом, хотя уже много лет прошло с тех пор, как я стал комсомольцем».

В годы войны и послевоенное время

В годы Великой Отечественной войны Светлов был корреспондентом газеты «Красная звезда» на Ленинградском фронте и корреспондентом ряда фронтовых газет, написал о героях-панфиловцах поэму «Двадцать восемь» (1942), цикл «Из стихов о Лизе Чайкиной» (1942) и ставшую хрестоматийной балладу «Итальянец» (1943).

Во второй половине 1950-х, во время «оттепели», Светлов вместе с другими поэтами старших поколений переживает свою вторую молодость, о чем свидетельствуют его последние книги стихов «Горизонт» (1959) и «Охотничий домик» (1964, вышел посмертно). В стихотворении «Горизонт» (1957) он писал: «Мы — мои товарищи и я —

Открываем новые края.

С горечью я чувствую теперь,

Сколько было на пути потерь!

И пускай поднялись обелиски

Над людьми, погибшими в пути,—

Все далекое ты сделай близким,

Чтоб опять к далекому идти!»

«Повзрослевшие сказки»

В особый отдел выделена художественная проза Светлова – начатые им в конце жизни и неоконченные своеобразные новеллы, которые писатель называл сказками для взрослых.

«20 апреля 1961 года Светлов писал М. Алигер: «...Мне работа сначала давалась с трудом. Но сейчас я уже привык к новому жанру – прозе и написал две сказки. Но ведь их должно быть десять!» (цит. по кн.: «Ты помнишь, товарищ...», с. 202). Осенью этого же года он упоминал о своей «книге новелл», над которой работает и думает опубликовать ее под названием «Сказки для взрослых» (см.: «Московская правда», 1961, 7 окт.).

Л. Либединская пишет: «В конце пятидесятых годов Светлов задумал написать сказки. В прозе... Замысел очень увлекал Светлова, и он часто и много рассказывал о своих сказках друзьям. Весной 1961 года, находясь в Ялте, он написал «Пролог» и первую сказку из десяти, сказку про Девочку-Копеечку» (цит. по кн.: «Ты помнишь, товарищ...», с. 212).

Более ранний, черновой вариант «пролога» в рукописи назывался «Историей одного самоубийства» (ЦГАЛИ, указ. фонд, ед. хр. 95), в беловом автографе возникло общее название «Ялтинские сказки», затем зачеркнутое! переделанное на «Взрослые сказки» (ЦГАЛИ, указ. фонд, ед. хр. 96). И наконец, появилось название: «Повзрослевшие сказки». В одной из автобиографических заметок, сохранившихся в архиве писателя, читаем: «Мальчик бегал в Английском саду. Этот Английский сад находился на Украине, в городе Екатеринославе. Время действия – 1913 год. Мальчик катил большое деревянное колесо. Он был очень счастлив. В течение нескольких недель он собирал десять копеек. Билет в Английский сад стоил десять копеек. Этот мальчик еще не подозревал, что он когда-нибудь станет старым человеком и напишет «Повзрослевшие сказки» и что то обстоятельство, что вход в Английский сад на Украине стоил один гривенник, послужит ему темой для одной из сказок...» (ЦГАЛИ, указ. фонд, ед. хр. 133)».

Михаил Светлов умер от рака лёгкого 28 сентября 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

За книгу «Стихи последних лет» Светлову посмертно была присуждена Ленинская премия. «Лирика Светлова, — пишет В. Казак, — всегда многопланова; многое в ней остаётся недосказанным и даёт волю фантазии читателя. Его стихотворения преимущественно предметны; конкретные предметы служат обозначениями чувств и мыслей».

Творчество Светлова было тесно связано с боевой юностью поэта: он воспевал верность героя своей мечте, романтику революционного подвига, показывал будничный труд советских людей.

Анализ стихотворения «В разведке»

Поворачивали дула
В синем холоде штыков,
И звезда на нас взглянула
Из-за дымных облаков.
Наши кони шли понуро,
Слабо чуя повода.
Я сказал ему: — Меркурий
Называется звезда.
Перед боем больно тускло
Свет свой синий звезды льют…
И спросил он:
— А по-русски
Как Меркурия зовут?
Он сурово ждал ответа;
И ушла за облака
Иностранная планета,
Испугавшись мужика.
Тихо, тихо…
Редко, редко
Донесется скрип телег.
Мы с утра ушли в разведку,
Степь и травы — наш ночлег.
Тихо, тихо…
Мелко, мелко
Полночь брызнула свинцом, -
Мы попали в перестрелку,
Мы отсюда не уйдем.
Я сказал ему чуть слышно:
— Нам не выдержать огня.
Поворачивай-ка дышло,
Поворачивай коня.
Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.
Он взглянул из-под папахи,
Он ответил:
— Наплевать!
Мы не зайцы, чтобы в страхе
От охотника бежать.
Как я встану перед миром,
Как он взглянет на меня,
Как скажу я командиру,
Что бежал из-под огня?
Лучше я, ночной порою
Погибая на седле,
Буду счастлив под землею,
Чем несчастен на земле…
Полночь пулями стучала,
Смерть в полуночи брела,
Пуля в лоб ему попала,
Пуля в грудь мою вошла.
Ночь звенела стременами,
Волочились повода,
И Меркурий плыл над нами —
Иностранная звезда.

Стихотворение М. Светлова было написано в 1927 году. В то время в России шла Гражданская война. События Гражданской войны стали серьёзным ударом для всего населения России. В результате войны погибли тысячи людей, но конфликт оставил значительный след в культуре и искусстве. Темы Гражданской войны были подняты в живописи, кинематографе и литературе. М. Светлов в своём стихотворении раскрывает именно эту тему, что было, свойственно для писателей, которые стали свидетелями Гражданской войны. Нам известно, что поэт воевал и поэтому был хорошо знаком с военной обстановкой. В данном стихотворении М. Светлова идёт речь о том, как отправились в разведку два красноармейца.

Герои произведения сначала говорят об «иностранной звезде». Один офицер называет её Меркурием, а второй спрашивает: «А по-русски, Как Меркурия зовут?». Из этих строк мы можем заметить, что офицер – человек образованный, а его сослуживец – простой мужик. Но, несмотря на это, совершенно по-другому раскрываются качества и характеры героев во время сражения. Образованный офицер решает повернуть обратно и вернуться, чтобы не вступать в бой. Это говорит о том, что он нерешительный, возможно боязливый и трусливый. А простой мужик наоборот – раскрывает в себе такие качества, как бесстрашие, самопожертвование в честь своего народа и Родины. Герой даже не может себе представить, как он «встанет перед миром..», «как скажу я командиру, что бежал из-под огня?». Но в конечном итоге бой принимают оба. И оба гибнут.

Таким образом, мы можем наблюдать за двумя совершенно разными и непохожими личностями, которые по-разному ведут себя перед лицом опасности. Для более полного и реалистичного описания атмосферы на поле боя, автор использует средства художественной выразительности. Например, эпитеты: «в синем холоде»; «дымные облака»; «иностранная планета»; метафоры: «полночь брызнула свинцом»; «встану перед миром»; «полночь пулями стучала»; «смерть в полуночи брела»; лексические повторы: «тихо, тихо…»; «редко, редко..» и многие другие.

 Главная тема стихотворения М. Светлова – разведка. Это отображается в названии произведения. Поэтому мы можем ещё до прочтения, определить, о чём пойдёт речь. Основная мысль, идея, которую хотел донести до читателей автор – это единство народов, дружба народов, интернационал. Все люди страдали от происходивших событий войны. Война между отдельными государствами на тот момент казалась лучше, чем война внутри государства. В борьбе с чужым противником вся страна объединяется, старается быть единой, сильной и готовой мужественно дать отпор. В Гражданской войне меняются характеры и судьбы человека. Брат на брата идёт с оружием, что может быть ужаснее.

Единый народ становится противниками. Это ужасало М. Светлова, и он решил показать насколько это подло, глупо и бессмысленно воевать со своим же народом. Именно поэтому стихотворение «В разведке» несёт побудительный характер, призыв к единству и дружбе народов.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Трощенко Е. О творчестве Михаила Светлова // Трощенко Е. Статьи о поэзии. М., 1962;
Любарева Е. Михаил Светлов. М., 1960;
Паперный З. Человек, похожий на самого себя. М., 1967;
Светов Ф. Михаил Светлов. М., 1967;
Урбан А. Близкое далекое // Урбан А. Образ человека — образ времени: Очерки о советской поэзии. Л., 1979;
Алигер М. Шуба на меху // Алигер М. Тропинка во ржи: О поэзии и поэтах. М., 1980;
Осьмакова Н. Светлый талант: К 85-летию со дня рождения М. А. Светлова // Библиотекарь. 1988. № 6;
Асеев Н. Михаил Светлов // Асеев Н. Родословная поэзии. М., 1990.

Источник: Пьяных. М. Ф. Светлов Михаил Аркадьевич // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П—Я. С. 667—669.

 


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!