Педагог Монтессори, автор дидактических пособий, детский писатель.

Фонетическая «Живая Азбука»

Или почему для детей важны звуковые игры.

 

«С 3 до 6 лет у ребенка наступает особый период, когда у него возникает жажда понять слово, состоящее из отдельных звуков. Именно в этот момент мы должны предоставить ребенку материалы, являющиеся ключами для исследования отдельных звуков и слова в целом, сравнивая устную и письменную речь».

 София Сумнительная, зам. директора Московского Центра Монтессори

 

Важную роль в формировании правильной речи ребенка играет развитие фонематического слуха. Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. Если при разговоре ребёнок искажает звуки, пропускает их или заменяет другими – это означает, что у него не до конца сформирован фонематический слух. В будущем это может привести к появлению стойких ошибок при обучении письму.

Наблюдая за детьми, известный итальянский педагог, доктор, ученый и философ Мария Монтессори заметила, что примерно с 2 лет 8 месяцев у ребенка проявляется огромный интерес к звукам родной речи. И если в этот период малышу медленно проговаривать слова, он начинает запоминать каждый звук и с радостью многократно повторять его.

 

Маленькие предметы

Когда в этот период мы даем детям в руки маленькие предметы, то достигаем одновременно несколько целей: развиваем у ребенка фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения, что в комплексе приводит к легкому овладению письмом и чтением.

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев», - утверждал известный педагог В. Сухомлинский. Благодаря нервным окончаниям на пальцах, когда ребенок делает что-то руками, происходит стимулирование работы коры головного мозга, в том числе и речевых центров. Именно поэтому специалисты по дошкольному образованию постоянно говорят о важности развития мелкой моторики. Двигательная активность пальцев рук – это залог полноценного интеллектуального развития ребенка. Благодаря этому, у него развивается речь, мышление, внимание, память, воображение и координация движений. Развитие мелкой моторики – эта задача, которая по силам каждому родителю.

Новая фонетическая «Живая Азбука» состоит из более чем 140 разных маленьких предметов. Они подобраны таким образом, чтобы ребенок почувствовал разные тактильные ощущения. Здесь есть и валенок из войлока, мешочек с зерном, пушистый помпон, ракушка, перышко и многое другое. Уменьшенные модели реальных предметов, удовлетворяют потребность ребёнка сенсорно исследовать мир, манипулировать предметами, познавать мир активно, с помощью рук и органов чувств.

 

 

Особенности русского языка

Структура русского языка отличается от других сложностью несовпадения произношения и написания. И потому начинать обучение детей нужно именно со звуков.  Разумеется, ребенку легче всего услышать первый звук в слове. Вот почему в большинстве "азбук", продающихся в магазинах, рядом с каждой буквой нарисован предмет, название которого с этой буквы начинается. К сожалению, часто в русских "азбуках" можно встретить слова, в которых первый звук слышится не так, как написана буква, которую ребенок изучает. Например, рядом с буквой «О» нарисована картинка с изображением огурца. Но при произнесении, первый звук этого слова слышится ребенку близким к «А», и он с трудом понимает почему так происходит. Лишь позднее дети делают открытие, что в русском языке, далеко не все слова пишутся так, как они читаются и произносятся. Новая «Живая Азбука» - фонетическая, в ней представлен основной звуковой ряд русского языка, а предметы подобраны именно по первому звуку, которые разделены на гласные, твердые согласные и мягкие согласные.

 Для обозначения звуков используется цветовая маркировка, принятая в российском Монтессори-сообществе. Гласные отмечены розовым цветом, твердые согласные – синим и мягкие согласные – зеленым.

Мы произносим звуки, с которых начинаются слова, в соответствии с правилами фонетики: [б] — для бабочки; [м’] — для мешочка; [у] для улитки. Мы не говорим ребенку, какие звуки гласные, какие твердые или мягкие согласные. К этому различению он придет самостоятельно. В упражнениях ребенок будет обнаруживать разницу между звуками и буквами. Но она всегда будет приходить опосредовано через слух, зрение, тактильные ощущения, а не напрямую. Терминология языка дается ребенку гораздо позднее.

 

Цветовая маркировка

Что касается такой цветовой маркировки и прописных букв, София Сумнительная, педагог Монтессори с многолетним стажем говорит так: «Теперь подходим к самому спорному вопросу для всех российских учителей: трудно ли ребенку усвоить оттенки звуков устной речи, если их представить в виде абстрактных символов? Причем эти символы мы сгруппировали в определенном порядке, обозначающем звуки: гласные-согласные, твердые-мягкие и применяем цветовую ориентацию для включения зрительной памяти. На этот вопрос мы осмеливаемся ответить после десятилетнего наблюдения за детьми в российских детских садах. Дети с легкостью выводят на абстрактный уровень сознания письменные буквы, исследуя их «метаморфозы» в разных словах. Они пользуются теми же механизмами, которыми они обладали в своем неясном подсознании, впитывая все оттенки звуков в устной речи».

С помощью фонетической "Живой Азбуки" ребенок научится замечать основной принцип выделения звука и в дальнейшем сможет делать это не опираясь на предметы азбуки. Малыш может работать с материалом вовсе не зная букв, символизирующие звуки. Момент перехода от звука к букве произойдет позже, когда у ребенка спонтанно появится потребность, как-то обозначить, зафиксировать звук.

 

Прописные языковые символы

Когда ребенок самостоятельно выделяет звуки в слове, можно переходить к формированию образа письменной буквы. Этот процесс начнется, как утверждает М. Монтессори, спонтанно. Нам, взрослым, надо лишь отметить момент и предложить малышу соответствующие занятия.

Мария Монтессори считала, что не стоит начинать обучение письму с печатных букв и даже ввела понятие «самопроизвольного письма». С ее точки зрения, ребенок в 3-3,6 года естественным образом подходит к моменту, когда можно наблюдать самопроизвольное изображение языковых символов. Для малыша куда естественнее выводить округлые линии, нежели прямые, из которых преимущественно состоят печатные буквы.

Когда мы обучаем ребенка правильно пользоваться письменными принадлежностями и развиваем его мелкую моторику, это способствует появлению самопроизвольного письма. Монтессори-педагоги не раз наблюдали, как малыш сам начинал выводить буквы и слова, даже не приступив к изучению алфавита. То есть для обучения ребенка письму и чтению, необходимо просто создать специально подготовленную языковую среду, где ребенок самостоятельно будет усваивать нужную информацию и применять ее на практике. Если просто знакомить его с очертаниями букв, учить пользоваться карандашом и кисточкой, то детей не придется дополнительно обучать письму.

 

Звуковые игры

И так на стыке сравнения звука и буквы, рождается осознанная письменная речь, а позднее или одновременно - ее прочтение. Хорошо развитый, утонченный слух, помогает ребенку 5-6 лет хорошо воспринимать звучащее слово и переводить его в графический знак. Звуковые игры, особенно нахождение позиции звука в слове, помогают детям писать, не пропуская букв. Упражнения со звуками хорошо развивают в них языковую интуицию, которая впоследствии станет основой грамотной речи.

Впервые идею звуковых игр с маленькими предметами озвучила Мария Монтессори. «Сенситивный» период (время особой чувствительности) восприятия языка наступает у ребенка примерно к трем годам. В этом возрасте он с особым вниманием вслушивается в каждый произносимый звук, а затем хочет воспроизвести его. Родителям и педагогам важно заметить этот момент и вовремя подхватить интерес, предложив ребенку соответствующие звуковые игры. 

Элементы звуковых игр в той или иной мере присутствуют сегодня во всех садах Монтессори, и в некоторых детских дошкольных учреждениях. Педагоги по своей собственной инициативе собирают маленькие предметы на отдельные звуки в мешочки или баночки. Самая большая сложность собрать все маленькие предметы воедино. Есть звуки, на которые подобрать предметы не так просто, потому, что слов всего несколько. В комплекте фонетической «Живой Азбуки» собраны маленькие предметы на весь основной звуковой ряд русского языка.

Играть в звуковые игры надо часто и много и начинать нужно задолго до изучения соответствующих символов. Эта деятельность связана со слушанием, и наша цель, как родителей, педагогов, сделать процесс изучения слов веселым времяпрепровождением, чтобы ребенок продолжал это делать даже когда останется один.

Эта ступень является очень важной как для малышей, та и для детей 5-6 лет, и пока она не будет пройдена должным образом, она будет подрывать всю остальную схему развития речи. Одновременно со звуковыми играми важно проводить и другие языковые занятия, такие как:

- построение словаря всеми возможными способами;

- чтение и пересказ различных историй;

- чтение и рассказывание наизусть стихотворений;

- обучение детей как правильно говорить и слушать;

- пропевание рифмовок и песен, а также игры с песнями;

И все это с успехом можно делать дома. Но если ребенок приходит в детский сад, нам нужно тщательно проверить, не был ли упущен какой-либо этап, и наверстать его как можно скорее.

 

Примеры звуковых игр.

Игра 1. Знакомство со звуком через предмет

Возьмите любой предмет из коробки и держите его в руке так, чтобы ребенок увидел предмет.

Загадочным голосом спросите у ребенка: «У меня есть в руке что-то, что начинается на «А», что это?

Ребенок отвечает:

- Арбуз!

- Правильно! - говорит взрослый и предлагает ребенку еще поиграть, меняя в руке предметы.

Так играем со всеми звуками.

 

Игра 2. Изучение отдельного звука через предметы

Кладем в мешочек несколько предметов на один звук.

Приглашаем ребенка поиграть в очень интересную игру!

Плавно и грациозно расстилаем на столике или на коврике салфетку, определенного цвета (если взяли предметы, которые начинаются на гласные – расстилаем розовую салфетку, если твердые согласные – голубую, если мягкие согласные – зеленую).

Достаем из мешочка все предметы, проговаривая четко слова, делая акцент на первом звуке:

«Морковь, машина, монетка».

Просим ребенка дать вам морковь, себе взять машинку, а монетку – положить в мешочек.

Дальше возвращаем все предметы обратно на салфетку и, показывая пальцем по очереди на каждый предмет, задаем ребенку вопрос:

- «Что это?»

После того, как ребенок правильно назвал все предметы, радостно говорим:

- «Как здорово! Ты все запомнил!»

Этим мы усиливаем у ребенка ощущение победы.

 

Игра 3. Увеличение словарного запаса, изучение отдельного звука

На столик кладем салфетку розового цвета. Из мешочка выкладываем на салфетку эскимоса, экскаватор и Эйфелеву башню.

Проговариваем четко слова, делая акцент на первом звуке: «Эскимос, экскаватор, Эйфелева башня».

Спрашиваем ребенка, знает ли он о том, кто такой эскимос? Если ребенок не знает – объясняем: «Эскимос – это человек, который живет на Чукотке, где много снега».

Так рассказываем обо всех неизвестных ребенку предметах.

«Экскаватор – это такая машина, у которой есть ковш. Ковшом экскаватор копает ямы».

«Эйфелева башня стоит в Париже. Ее спроектировал архитектор Гюстав Эйфель, потому она так и называется Эйфелева, в честь того, кто ее придумал».

Просим ребенка дать вам экскаватор, себе взять эскимоса, а Эйфелеву башню положить в мешочек.

Дальше возвращаем все предметы обратно на салфетку и, показывая пальцем по очереди на каждый предмет, задаем ребенку вопрос: «Что это?»

Если ребенок какой-то предмет не назвал или ошибся в названии, мягко поправляем его: «Нет, это эскимос, вот экскаватор», и предлагаем еще раз попробовать назвать предметы. В конце игры благодарим ребенка и радуемся его знаниям, которые он только что усвоил: «Как ты быстро все запомнил! Теперь ты знаешь, кто такой эскимос, что делает экскаватор, и почему эта башня называется Эйфелевой».

 

Игра 4. Игра на внимание, изучение отдельного звука

На столе раскладываем голубую салфетку. Из мешочка достаем забор, значок и зайца. Просим ребенка внимательно посмотреть на предметы и все запомнить, а потом закрыть глаза.

Забираем один из предметов и после того, как ребенок открыл глаза, просим его сказать, какого предмета не хватает. Когда ребенок радостно воскликнет: «Зайца!», мы на такой же ноте отвечаем: «Правильно! Какой ты зоркий! Сразу угадал!»

Игра продолжается до тех пор, пока у ребенка есть интерес.

 

Игра 5. Различение звуков одной категории

Кладем на столик 2 одинаковые пиалы, под ними – зеленую салфетку. Из мешочка достаем белку, бегемота, бинокль, миску, медведя, микрофон.

Говорим ребенку:

«Я хочу положить в эту пиалу (показываем пальцем на одну из пиал) все предметы которые начинаются на «м» (проговариваем мягко)». Кладем предметы, проговаривая их название.

Предлагаем ребенку положить во вторую пиалу все предметы, которые начинаются на мягкую «б».

Продолжаем игру, меняя предметы.

 

Игра 6. Изучение звуков разных категорий, сортировка

На столик кладем три одинаковых емкости. Из мешочка достаем урну, ушат, утконоса, бабочку, бусы, бобра, зеркало, зебру, землянику. Выкладываем предметы под емкостями.

Четко проговаривая первые звуки слов, говорим ребенку:

- Я хочу найти что-то, что начинается на «з».

- Зебра, - радостно восклицает ребенок.

- Правильно! Положи зебру в эту тарелку. Теперь я хочу найти что-то, что начинается на «б».

- Бабочка!

- Положи бабочку во вторую тарелку. Теперь я хочу найти что-то, что начинается на «у».

- Утконос!

- Точно! Положи утконоса в эту тарелку.

Так продолжаем играть до тех пор, пока все предметы не окажутся в своих коробочках.

 

Игра 7. Игра «Сыщик», использование коробки в качестве стенда

Говорим ребенку:

- Мы сегодня с тобой будем играть в игру, которая называется «Сыщик». Ты знаешь, кто такой сыщик?

- Нет, - отвечает ребенок.

- Сыщик – это человек, который что-то ищет, разыскивает. Посмотри на этот стенд. Я хочу найти на нем что-то, что начинается на «д».

Ребенок внимательно смотрит на стенд с предметами и отвечает:

- Дом!

- Правильно! Какой ты зоркий, быстро нашел. А теперь я хочу найти что-то, что начинается на «н».

Играем с ребенком до тех пор, пока у него есть интерес. Можно меняться ролями.

 

Игра 8. Знакомство ребенка с буквами

На столик кладем розовую салфетку. Из мешочка достаем ангела, арбуз, авокадо. Говорим ребенку:

- Ты уже знаешь все эти предметы. А что ты слышишь вначале слова А-рбуз, А-нгел, А-вокадо?

- А!

- А ты хочешь посмотреть, как выглядит «а»?

- Хочу! - отвечает ребенок, и мы достаем карточку с изображением символа «А» и кладем на салфетку под предметами.

Говорим ребенку:

- Теперь ты знаешь, как выглядит «А».

Так знакомим ребенка со всеми буквами.

 

Игра 9. Изучение букв, сортировка предметов

В эту игру играем с ребенком тогда, когда познакомили его с символами звуков.

На столе выкладываем по очереди карточки «о», «р», «ф» при этом говорим ребенку: «Ты уже знаешь, как выглядит о, р, ф. Посмотри, что еще у меня есть» и выкладываем на стол вперемешку такие предметы: резинка, облако, ребенок, овощи, флакончик, фотоаппарат, редиска, овен, факел.

Говорим:

- Я хочу положить возле «о» такие предметы: овен, облако, овощи. А что мы положим возле «р»?

- Ребенка, редиску и резинку! - радостно говорит ребенок, выкладывая предметы.

- Замечательно! А что мы положим возле «ф»?

- Факел, фотоаппарат и флакончик!

Так можно играть со всеми звуками. В дальнейшем, ребенок самостоятельно сможет выкладывать предметы к соответствующим буквам.

Игра 10. Фонетический разбор слова

Кладем на стол голубую салфетку, на нее – дом. Спрашиваем ребенка:

- Что это?

- Дом.

- Что ты слышишь вначале слова Д-ом?

- «Д».

- А после «д»?

- «О».

- А после «о»?

- «М»

- Как здорово! Ты слышишь все звуки, из которых состоит слово!

Для этой игры вначале подбираем простые слова, а затем посложнее.

 

Игра 11. Поиск звука в слове, развитие фонематического слуха

На столик кладем полоску бумаги, расчерченную на три части. Под ней выкладываем из мешочка предметы: курицу, кружку, камень, тыкву, бинокль, тарелку, валенок, совок, щенка.

Говорим:

- К-урица, я слышу «К» вначале, положу курицу сюда (кладем на первую часть бумаги).

- Ты-К-ва, я слышу «К» в середине, положу «К» сюда (кладем на среднюю часть бумаги), валено-К, слышу «К» в конце, положу валенок сюда (кладем предмет на третью часть бумаги).

- А хочешь ты так поиграть?

- Да, - отвечает ребенок.

- Сово-К, где ты слышишь «К»?

- В конце!

- Куда ты положишь совок?

- Положу его возле валенка!

- Правильно! А где ты слышишь «К» в слове бино-К-ль?

Так можно играть со всеми остальными звуками.

 

Йотированные звуки

 Гласные я, ё, ю, е, состоят из двух звуков, одним из которых является звук [й]. Понять йотированные звуки ребенку в 3-4 года не так-то просто. Как и то, что мягкий и твёрдый знак – это не звуки, а буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных. Потому эти знания лучше всего давать в 5-6 лет после того, как усвоен основной звуковой ряд русского языка. 

Мы можем также подобрать маленькие предметы на йотированные гласные, например, яблоко, ящик, як. Поиграть с ребенком, показывая ему предметы, и спросить, что он слышит в начале слова? Ребенок может сказать, что слышит «а» или же затрудниться с ответом. Тогда мы ему говорим, что покажем ему что-то необычное. Кладем сначала букву «Я», а под ней два звука – [й] и [а], рассказывая о том, что эта буква выглядит вот так, а слышим мы ее как [й] и [а]. Этого объяснения достаточно. Главное показать эту необычность, заинтересовать ребенка, чтобы ему в дальнейшем самому захотелось узнать, почему существуют такие необычные буквы.

Таким же образом мы знакомим ребенка со всеми йотированными звуками.

 

Самое главное в обучение наших детей – создать благоприятную игровую атмосферу, что бы ребенок даже не заметил, что его обучают! Развитие речи, обучение письму и чтению – очень важные этапы для ребенка. Используя звуковые игры с маленькими предметами, мы закладываем прочный фундамент для дальнейшего развития языковых навыков у детей. Каждый ребенок обучается в своем темпе. С некоторыми детьми стоит неделю поиграть в звуковые игры, и у них сразу же появляется интерес к письму и чтению. Если мы хотим получить 100% результат, то важна систематичность в работе со звуковыми играми и дополнительными языковыми занятиями.

Давайте радовать наших малышей, превращая процесс обучения в веселую игру!

 

Ольга Роляк,

педагог Монтессори, автор дидактических пособий, детский писатель.

Список использованной литературы:

1. Мария Монтессори - Мой метод: начальное обучение. – Москва: Астрель, 2005.

2. Метод Монтессори и языки мира: сборник материалов Международной конференции "Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным образовательным пространством". - Чебоксары: Новое Время, 2016

3. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Ижевск: Удмуртия, 1981.


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!