Теперь обратимся к концепции Жан Жака Руссо, которая вошла в историю общественной мысли под названием руссоизма.

ПЛАН

Урока теоретического обучения №17

По дисциплине ОДБ.02 Литература

Количество часов 1

Дата:24.03.2022

Группа: 8

Специальность: ЭБУ

Преподаватель: Демченко Т.О.

Тема: «Олеся». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини.

 Цели: знать основные вехи жизни писателя, понимать художественное своеобразие и тематику произведений; развивать память, логическое мышление.

Ход урока

Организационный момент

Лекция

История создания

История, описанная в повести, появилась не случайно. Однажды А.И. Куприн гостил в Полесье у помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю своих отношений с некой колдуньей. Именно эта история, обогащённая художественным вымыслом, и легла в основу произведения Куприна.

Первая публикация повести состоялась в журнале «Киевлянин» в 1898 году, произведение носило подзаголовок «Из воспоминаний о Волыни», что подчёркивало реальную основу происходящих в повести событий.

Жанр и направление

Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.

По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.

Суть

Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит на болото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, что ждёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем.

Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьма ради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимает этого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестоко избивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случается страшная гроза. Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешно покидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, то находит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой, но настоящей любви.

Главные герои и их характеристика

Главными героями повести являются барин-писатель Иван Тимофеевич и лесная колдунья Олеся. Совершенно разные, они сошлись, но не смогли быть счастливы вместе.

1. Характеристика Ивана Тимофеевича. Это человек добрый, тонко чувствующий. Он смог разглядеть в Олесе живое, природное начало, потому что сам ещё не до конца убит светским обществом. Одно то, что он уехал из шумных городов в деревушку, говорит о многом. Героиня для него не просто красивая девушка, она для него загадка. Эта странная знахарка верит в заговоры, гадает, общается с духами — она колдунья. И это всё привлекает героя. Он хочет увидеть, узнать что-то новое, настоящее, не прикрытое фальшью и надуманным этикетом. Но при этом Иван всё же сам находится во власти света, он думает насчёт женитьбы на Олесе, но его смущает то, как же она, дикарка, появиться в залах столицы.

2. Олеся — идеал «естественного» человека. Она родилась и жила в лесу, природа была её воспитателем. Мир Олеси — это мир гармонии с окружающим миром. Кроме того, она находится в согласии со своим внутренним миром. Можно отметить такие качества главной героини: она своенравная, прямолинейная, искренняя, она не умеет жеманничать, притворяться. Молодая колдунья умна, добра, стоит лишь вспомнить первую встречу читателя с нею, ведь она нежно несла в подоле птенцов. Одной из главных черт Олеси можно назвать неподчинение, которое она унаследовала от Мануйлихи. Они обе как бы против всего света: живут отчуждённо на своём болоте, не исповедают официальной религии. Даже зная, что от судьбы не уйдёшь, молодая колдунья всё же пытается, тешит себя надеждой, что всё у неё с Иваном получится. Она самобытна и непоколебима, несмотря на то, что любовь ещё жива, она уезжает, бросает всё, не оглядываясь назад. Образ и характеристика Олеси доступны по ссылке.

Темы

§ Главная тема повести — любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию — является центром произведения. Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретиться с настоящим чувством.

§ Другой немаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного и мира людей природы. Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями, клише. Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями появляется тема природы. Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимая помощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизации без нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни. Эта тема раскрыта наиболее полно в данном эссе.

§ Роль пейзажа в повести огромна. Он является отражением чувств героев, их взаимоотношений. Так, при зарождении романа мы видим солнечную весну, а в конце разрыв отношений сопровождается сильной грозой. Подробнее об этом мы написали в этом сочинении.

Проблемы

Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него. Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии. Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.

Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа. У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.

Смысл

Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации. Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.

Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.

Вывод

Александр Иванович Куприн в своей повести «Олеся» попытался создать идеал человека, показать проблемы искусственного мира, раскрыть людям глаза на ведомое и безнравственное общество, которое их окружает.

Жизнь своенравной, непоколебимой Олеси была в какой-то мере разрушена прикосновением к ней мира светского в лице Ивана Тимофеевича. Писатель хотел показать, что мы сами рушим то прекрасное, что даёт нам судьба, просто потому что мы слепы, слепы душой.

Критика

Повесть «Олеся» является одним из знаменитейших произведений А.И. Куприна. Силу и талантливость повести оценили еще современники писателя.

К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая плавность и красоту языка произведения.

Максим Горький отмечал молодость, непосредственность повести.

Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.

3.Выявление уровня восприятия произведения. Написать в тетрадь ответы!!!

1) Что оставила Олеся на память Ивану Тимофеевичу?

2) Что представлял из себя домик Мануйлихи и Олеси?

3) Как местные жители наказали конокрада Яшку?

4) Какую взятку Иван Тимофеевич дал уряднику?

5) Чем занимается Иван Тимофеевич в Переброде от скуки?
Что произошло с Олесей , когда она пошла в церковь?

6) Что нагадала Олеся Ивану Тимофеевичу?

7) Каков возраст Олеси?

8) Что у Ярмолы очертаниями похоже на Каспийское море?

9) Как Иван Тимофеевич попал к домику Мануйлихи и Олеси?

10)Чего не делали Мануйлиха и Олеся, садясь обедать. Это очень удивило Ивана Тимофеевича.

Слово учителя.

Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», в чем нередко обвиняли повесть, либо из-за большого объема.

В основу повествования легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.

Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».

Для Куприна поездка в 1897 году в Полесье была своеобразной «творческой командировкой», которая преследовала совершенно очевидную цель – поведать другим об увиденном и пережитом. В полесском цикле имеется тенденция противопоставить деревенскую жизнь жизни города, который выглядит скопищем голодного и нищего люда, буржуазной сытости и мещанского благополучия – синонимом социального неравенства людей. Эта тенденция нашла своё отражение и на страницах повести «Олеся» – пожалуй, самого значительного произведения полесского цикла (1898 год).

Беседа

Сам Александр Иванович Куприн в разговоре с Горьким назвал свою повесть «Олеся» «наивной романтикой».

– Какие же черты романтизма мы встречаем в «Олесе»? Запишем кратко основные признаки романтизма:

1.Протест против пошлости, обыденности и прозаичности жизни.

2.Общая пессимистическая направленность.

3.В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам.

4. «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу (романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника с его правом на преображение реального мира: художник создаёт свой, особый мир, более прекрасный и истинный).

5. «Местный колорит» (противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, её стихией).

– Назовите из перечисленных выше признаков романтизма те, которые мы можем увидеть в произведении невооруженным взглядом.

(1.В центре произведения стоит сильная, исключительная

личность, противостоящая обществу, его законам и морально – нравственным нормам. Это Олеся. Она не похожа на перебродских баб и девушек. Она выносливая, сильная, сумевшая не только воспитать в себе лучшие душевные качества, но и сохранить их, несмотря ни на что.

2. «Двоемирие», т.е. разделение мира на реальный и идеальный.

Обо всех событиях, происходящих в повести, мы узнаёмот Ивана Тимофеевича. Именно он и является своеобразной «границей», разделяющей реальный и идеальный миры. Реальный мир – это перебродские жители, Петербург, его «высший свет». Идеальный же – это лес, в котором живёт Олеся с бабушкой, тот самый лес, в котором и зародилась любовь главных героев повести. Эти два мира действительно противопоставлены друг другу в произведении Куприна.

3.Так называемый «местный колорит», то есть описание природы. Олеся не только чувствует духовную близость с природой, она сама является её неотъемлемой частью.

Можно отметить ещё и деятельно-активную роль пейзажа в развитии темы любви, и он чутко меняется одновременно с изменением душевного состояния Олеси.

Вспомним, как описывает время любви Иван Тимофеевич: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоуханные ландыши и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные ленивые июньские дни…»).

– Итак, можем ли мы назвать Олесю романтической героиней?

(Да, можем. Олеся – это новый, романтически окрашенный, поэтический образ простой деревенской девушки, нравственно и физически красивой, своенравной по характеру, смело принимающей вызов перебродских баб. Олеся совсем не похожа на дам «благородного» общества. Этот романтический образ создан Куприным с большой симпатией и любовью).

«В «Олесе» одинаково пленительны и свежий голос с неожиданными низкими бархатными нотами, и врожденное изящество движений, и отсутствие жеманства и кокетничанья, и умение держать себя скромно и непринужденно…», – пишет Ф.И.Кулешов в своей монографии «Творческий путь А. И. Куприна».

Лексическая работа

Олесю считали колдуньей.

- Что обозначает слово колдунья?

Работа со словарем: Колдунья обозначает не только ведьма, но кудесница, чаровница, волшебница.

Имя Олеся- напевное, поэтическое соответствует именно этому смыслу.

Что слышится вам в этом имени? (Лес, Полесье)

Теперь обратимся к концепции Жан Жака Руссо, которая вошла в историю общественной мысли под названием руссоизма.

Суть концепции:

· противопоставление буржуазной цивилизации простой жизни людей на лоне природы, вдали от городов, в которых царит эгоизм и лицемерие;

· цивилизация не дает людям счастья;

· идея «естественного человека», человека природы, то есть противопоставление человеку природы «человека, созданного обществом».

· Кто в повести А.И.Куприна является «естественным человеком»? Как изображает своего «человека природы» Куприн?

(«Естественным человеком» в повести А.И.Куприна является Олеся. Она живет в лесу. Это ее дом, ее мир, а она – часть этого мира, часть природы. Вспомним первое появление Олеси в повести: «Голос, певший песню, вдруг оборвался совсем близко около хаты, громко звякнула железная клямка, и в просвете быстро распахнувшейся двери показалась рослая смеющаяся девушка. Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечные головки с красными шейками и черными блестящими глазенками.

– Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались, –воскликнула она, громко смеясь…» (К.,81).

Из этого отрывка видно, что Олеся неразрывно связана с природой. Она пришла из леса и принесла с собой частичку леса, частичку природы – зябликов.)

· На что обращает внимание Куприн, описывая свою героиню?

(Куприн обращает внимание на физическую крепость Олеси. Она сильна, красива, здорова.)

· Кому противопоставлена Олеся в повести?

(Олеся в повести противопоставлена толпе – перебродским крестьянам.)

– Можем ли мы эту толпу отнести к «знакам цивилизации»? Аргументируйте свой ответ.

(Вряд ли мы можем отнести перебродскую толпу к «знакам» цивилизации, так как крестьяне у Куприна невежественны, темны, тупы и неразвиты: во всей деревне нет ни одного грамотного крестьянина. Нередко в них проявляется слепая жестокость и даже зверство. Вспомним, как Олеся отзывается о местных жителях: «Злой у нас народ здесь, безжалостный…» (К.,90). Большинство перебродских крестьян слепо верит в чертей и ведьм; их фанатизм религиозных и суеверных людей, их жестокость проявились в гонениях против старой Мануйлихи, которую они однажды чуть не убили камнями, приняв ее за ведьму.)

– Каким представлен город (Петербург) в повести? Как отзываются о нем Иван Тимофеевич и Олеся?

(Иван Тимофеевич: «Так вот такие высокие дома. И сверху донизу набиты людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что всем и воздуху-то не хватает. А другие внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде; случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят» (К.,98).

Олеся: «Бог с ним, с городом вашим, не стала бы я там жить никогда» (К.,98).)

– Определите степень важности для Куприна изображения «естественного человека», человека природы в повести «Олеся». Следует ли А.И.Куприн руссоистским традициям?

(Образ Олеси в повести очень важен. Писатель хочет всячески «отделить» Олесю от внешнего мира, показать ее в естественной для нее обстановке прекрасной и могучей природы. Образ Олеси, ее любовь, окрашенные в пантеистические тона, отражают эстетическое отношение писателя к действительности. Подлинно прекрасное может торжествовать лишь вдали от мира, от цивилизации, где царит лицемерие. Поэтому столь большая роль в повести отводится описанию природы. Безусловно, Куприн следует руссоистским традициям .Мы видим, что и Иван Тимофеевич был счастлив с Олесей тоже вдали от городской и сельской суеты. А в городе, по предсказанию Олеси, он не найдет счастья.)

-А что сначала привлекает его в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность)

-Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).

-Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).

Обобщение урока.

Определив, что Олеся у Куприна является романтической героиней, мы представили ее художественный образ (составили портрет, используя заранее выписанные из текста цитаты). Далее мы обратились к концепции Жан Жака Руссо, рассмотрели ее основные положения и проследили за развитием руссоистских традиций в повести А.И.Куприна. Мы увидели, что писатель действительно следует Ж.-Ж. Руссо, противопоставляя «естественного человека» обществу (или «человеку, созданному цивилизацией»). «Естественным человеком», или человеком природы, в повести является Олеся, девушка, выросшая в лесу. Она живет далеко от людей, и поэтому счастлива. Но идиллия этого «дикого состояния» рушится, как только к девушке прикасается «цивилизованный человек» – Иван Тимофеевич. Мы убеждаемся, что «естественная личность» для Куприна может существовать только будучи изолированной от любой социальной среды. Олеся была недолго счастлива с Иваном Тимофеевичем. Их счастье, их любовь рушатся сразу, как только Олеся «соприкасается» с обществом, точнее с некоторыми его представителями – перебродскими жителями.

 


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!