Теоретический материал для углублённого изучения
Конспект урока
Литература-6 класс- А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
· поэзия А. А. Блока;
· пейзажная лирика;
· средства художественной выразительности.
Тезаурус
Аллитерация – вид звукописи, основанный на повторе согласных звуков.
Ассонанс – вид звукописи, основанный на повторе гласных звуков.
Звукопись – повторение одинаковых или близких по качеству звуков в целях придания речи выразительности и образности, создания звуковой картины.
Гипербола – чрезмерное преувеличение тех или иных свойств предмета или явления.
Драма – один из трёх (наряду с эпосом и лирикой) родов литературы. Драматургические произведения предназначены, как правило, для постановки на сцене. В основе драмы лежит конфликт.
Идея художественного произведения – основная мысль, то, ради чего написано произведение.
Интерьер – в художественном произведении – изображение внутренней обстановки помещения, комнаты, квартиры, дома. Один из способов характеристики героя.
Композиция – строение художественного произведения, расположение его частей.
Кольцевая композиция – одинаковые начало и концовка произведения.
Лирика (поэзия) – один из трёх (наряду с эпосом и драмой) родов литературы. Предмет изображения в лирике – чувства человека, его переживания, духовная жизнь.
Лирический герой – персонаж (герой) отдельного стихотворения или всех произведений поэта. Его личность, чувства, переживания, внутренний мир могут быть тождественны или отличны от личности и духовного мира поэта.
|
|
Жнúца – женщина, жнущая (срезающая специальным инструментом – серпом) хлебные злаки (колосья).
Межá – нераспаханная узкая полоса между полями.
Обездоленный – несчастный, лишённый самого необходимого, гонимый.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Александр Александрович Блок почувствовал себя поэтом очень рано. В пять лет он уже бойко сочинял детские стихи. Развитию поэтического таланта Александра способствовало то, что он рос в творческой атмосфере (и его мать, Александра Андреевна Бекетова, и все близкие родственники были людьми одарёнными, пишущими), а также то, что много времени он проводил в родовом имении Шахматово, с 1891 до 1916 года он не пропустил ни одного дачного сезона. Одно из самых ярких воспоминаний юного поэта – как он катается на снопах сжатой ржи. Юный поэт чутко откликался на красоту родных пейзажей и в своих стихотворениях «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» также создал картины родной природы.
Стихотворение «Летний вечер» написано зимой 1898 года в Санкт-Петербурге, но навеяно оно воспоминаниями о лете. Юный поэт окончил гимназию, поступил в Петербургский университет и уехал на летний отдых в Шахматово. Яркие впечатления этого лета через несколько месяцев были воплощены в стихотворении.
|
|
….представим пейзаж, который описывает лирический герой Блока, и проследим, какими средствами создаёт его поэт.
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей – красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Содержание двух первых четверостишии (строф) относит «Летний вечер» к пейзажной лирике. Лирический герой Блока видит лучи почти зашедшего уже солнца, севшего за сжатые поля с узкими полосками, межу, рощу вдалеке и восходящую над ней луну красного цвета.
Что слышит лирический герой? Песня женщины, жавшей рожь, становится тише. И больше ни звука. Тишина.
Используя существительные, метафоры, эпитет, Блок создаёт картину тихого летнего вечера.
Послушаем последнюю строфу стихотворения.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
|
|
Это четверостишье уже не является пейзажной лирикой. Оно передаёт состояние лирического героя, которое созвучно картине тихого летнего вечера. Гармония в природе отражает гармонию в душе героя Блока. Отброшены заботы и печали, нет мелочных целей и устремлений, умиление и тихое восхищение красотой вечера таково, что лирический герой готов умчаться на коне в поля, слиться с тишиной и покоем вечера.
Жанр этого стихотворения – элегия. Несмотря на то что в основе произведения – пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивают к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Последний катрен стихотворения обращён к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой.
Так Блок вводит философскую мысль о бренности, ненужности забот и печалей, о радости ощущения гармонии в природе и умиротворения в душе.
Последняя строфа стихотворения «Летний вечер» относит его к философской лирике и является его основной мыслью (идеей).
Совсем другое по изображённой в нём картине и по настроению героя стихотворение «О, как безумно за окном…».
|
|
Оно написано в августе 1899 года и связано с глубокими душевными переживаниями поэта. Он был безнадёжно, как ему казалось, влюблён в Любовь Менделееву. В Шахматове он поставил спектакль по пьесе А. С. Пушкина «Борис Годунов». Менделеева играла Марину Мнишек, а Блок – Лжедмитрия. Впоследствии она вышла замуж за поэта, но в период написания стихотворения ничто не предвещало счастливой развязки.
Стихотворению предшествует эпиграф: слова короля Лира, героя одноимённой трагедии Вильяма Шекспира, о бедных странниках, не имеющих дома и попавших в непогоду.
Эпиграф – изречение, краткая цитата, помещаемая перед произведением или его частью и поясняющая его основную идею, замысел автора.
Вы, бедные, нагие несчастливцы.
Лир
О, как безумно за окном
Ревёт, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют дождём,
И ветер воет, замирая!
Ужасна ночь! В такую ночь
Мне жаль людей, лишённых крова,
И сожаленье гонит прочь –
В объятья холода сырого!..
Бороться с мраком и дождём,
Страдальцев участь разделяя…
О, как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая!
Основная тема этого стихотворения, написанного четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, – одиночество лирического героя.
Это небольшое произведение состоит всего из 12 строк. Кульминация в композиции наступает, когда герой эмоционально желает разделить страдания несчастных, попавших в эту бурю. При этом произведение начинается и заканчивается описанием ужасной бури. С помощью глаголов и глагольных форм, метафор и олицетворений, звукописи, эпитетов и эмоционально окрашенных слов автор создал картину бушующей непогоды и передал восприятие её лирическим героем.
Кроме того, стихотворение позволяет нам понять, каково состояние лирического героя.
Итак, в стихотворениях Александра Александровича Блока «Летний вечер» и «О, как безумно за окном…» психологическое состояние лирического героя, его чувства и переживания передаются сквозь призму изображённого пейзажа. Оба стихотворения являются философскими.
Писатель Константин Паустовский в своём очерке «Александр Блок» писал:
«Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину.
Как передать «хрустальный звон», как говорил Блок, пушкинских стихов, возникающих в нашей памяти совершенно внезапно при самых разных обстоятельствах.
Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у нас ещё нет слов, нет выражения. Чем удивительнее явление, чем оно великолепней, тем труднее рассказать о нём нашими помертвелыми словами.
Одним из таких прекрасных и во многом необъяснимых явлений нашей русской действительности является поэзия и жизнь Александра Блока…»
Теоретический материал для углублённого изучения
Поэтическое слово всегда очень эмоционально и предельно насыщено в смысловом плане, ведь поэт стремится в стихотворении передать всю гамму чувств своего лирического героя, показать во всей полноте его душевные движения.
Чтобы выразить их, поэт прибегает к тропам (употреблению слов в переносном значении) и фигурам речи (речевые обороты, которые в конкретной фразе, предложении приобретают повышенную выразительность и эмоциональность).
Вспомним некоторые виды средств художественной выразительности.
Метафора – средство художественной выразительности, в основе которого лежит перенос значения с одного предмета на другой на основе их сходства. Например: нос корабля, ножка стула, идёт дождь, «объятья холода» (А. А. Блок).
Олицетворение – вид метафоры, изображение неодушевлённых или абстрактных (неконкретных) предметов как живых существ. Примеры: солнце улыбнулось из-за туч, «ветер воет, замирая» (А. А. Блок).
Эпитет – слово, красочно определяющее предмет, подчёркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки, передающее отношение к нему говорящего. Например: золотой человек, золотая осень, ясная улыбка, хмурый взгляд, «буря злая» (А. А. Блок).
Для придания речи выразительности и образности, создания звуковой картины авторы используют звукопись – повторение одинаковых или близких по качеству звуков. Повтор гласных называется ассонансом, согласных – аллитерацией.
Пример ассонанса:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
(М. Ю. Лермонтов).
Пример аллитерации:
…в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
(В. Брюсов).
Часто средством выразительности в произведениях, в том числе и в стихотворениях, является их строение, то есть композиция. В стихотворении А. А. Блока «О, как безумно за окном…» она кольцевая: начало и концовка одинаковые.
Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!