Технические требования к контрольной работе

Варианты контрольных работ 1 курс, предмет «Догматическое богословие».

ВАЖНО: Для выполнения заданий необходимо проработать соответствующие разделы основного пособия, некоторые вопросы требуют обратиться к дополнительным материалам. Все ссылки даны в списке литературы.

Ответы не надо копировать из учебных пособий, старайтесь излагать своими словами прочитанный материал.

Вариант 1

1. Что означает божественное имя «Сущий»? Раскройте как можно больше его смыслов.

2. Напишите краткое сообщение на тему «Благость, любовь и милость Бога». (объем 1-1,5 листа печатного текста).

 

3. В символе веры, приписываемом св. Афанасию Великому, догмат о Св. Троице звучит следующим образом: Единого Бога в Троице и Троицу во Единице почитаем, не сливая Ипостаси, и не разделяя Естество. Объясните выражения “не сливая Ипостаси” и ”не разделяя Естество”.

 

4. Напишите краткое сообщение на тему «Значение термина «единосущный» в раскрытии православного учения о Пресв. Троице». (объем 1-1,5 листа печатного текста).

5. В чем существенная разница между пантеизмом и христианским учением о творении Богом мира? (Перечислите все аспекты).

 

 

Вариант 2

 

1. Является ли образ преп. Антония Великого (о солнце, скрывающемся от лишенных зрения, см. ниже) исчерпывающим для объяснения свойства правосудия Божия? (дайте обоснованный ответ).

Преп. Антоний Великий. Бог благ и беспристрастен и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однакож, как Он (будучи таков) о добрых радуется, а злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостивым к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо, или худо из за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах: то это не значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть тоже, что сказать: солнце скрывается от лишённых зрения. (Добротолюбие, т.1, с.90).

 

2. Напишите краткое сообщение на тему « Истинность наших представлений о Боге. Антропоморфизмы Священного Писания» (объем 1-1,5 листа печатного текста).

 

3. Опровергните утверждение: если Сын тождественен с Отцом по сущности, а Отец не рожден, то и Сын будет не рожден.

 

4. Напишите краткое сообщение на тему « Учение о монархии Отца. Римо-католическое учение о filioque » (объем 1-1,5 листа печатного текста).

5. Почему дуализм несовместим с христианским вероучением?

 

Вариант 3

 

1. С какими свойствами Бога можно соотнести распространенное в святоотеческих творениях (при повествовании о человеческих грехах, бедствиях и т.п.) выражение «попущение Божие»? Каков смысл этого выражения?

2. Напишите краткое сообщение на тему «Всемогущество Бога» (объем 1-1,5 листа печатного текста).

3. Как раскрывается единосущие и ипостасность Лиц Пресв. Троицы посредством аналогий из тварного мира?

4. Напишите краткое сообщение на тему «Монархианство: динамизм (адопцианство) и модализм» (объем 1-1,5 листа печатного текста).

5. Объясните следующую фразу: «Бог есть Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Православное Исповедание…, ч.1, в.33)

 

 

Вариант 4

1. Отражают ли такие выражения Св.Писания, как «гнев Божий», «наказание Божие» реальные свойства и действия Бога, или они выражают только особенности человеческого мышления, субъективного восприятия происходящих событий?

 

2. Напишите краткое сообщение на тему «Правда Божия, ее соотношение с любовью» (объем 1-1,5 листа печатного текста).

 

3. Ниже приводятся тропари канона на Рождество Богородицы преп. Андрея Критского:

 

Песнь 1

Три Безначальна славлю,

Три Свята пою,

Три Соприсносущна в существе Едином проповедую;

Един бо во Отце и Сыне и Дусе славословится Бог.

 

Песнь 5

Слава Тебе, Отче Святый, Боже нерожденне,

Слава Тебе, Сыне безлетне, единородне,

Слава Тебе, Душе божественный и сопрестольный,

От Отца происходяй и в Сыне пребываяй.

 

Песнь 6

В Тебе тройческое таинство поется и славится, Чистая,

Отец бо благоволи,

И Слово вселися в Тя,

И Божественный Дух Тебе осени.

 

Объясните, как в каждом из этих тропарей посредством:

– Указания свойств единой Божественной природы Пресвятой Троицы;

– Указания ипостасных свойств Лиц Пресвятой Троицы;

– Указания образа действия Лиц Пресвятой Троицы по отношению к тварному миру

выражена мысль о единстве Естества и Троичности Лиц в Боге.

 

Примечание: необязательно искать в каждом тропаре наличие всех трех типов свидетельств.

4. Напишите краткое сообщение на тему «Указания на Троичность Лиц в Боге и различие Лиц в Новом Завете. Учение Нового Завета о Божественном достоинстве Св.Духа» (объем 1-1,5 листа печатного текста).

 

5. Какие положения православного учения о творении мира содержатся в следующем высказывании свт. Афанасия Великого?

«Бог благ, или, лучше сказать, Он - источник благости. ...Посему, никому не позавидовав в бытии, из ничего всё сотворил собственным Словом Своим, Господом нашим Иисусом Христом» (Слово о воплощении Бога Слова и Его пришествии к нам во плоти). Просьба дать развернутый комментарий.

 

 

Вариант 5

 

1. Можно ли назвать свободу свойством Бога? Свободен ли Бог в выборе добра?

 

2. Напишите краткое сообщение на тему «Разум, Премудрость и Всеведение как свойства Бога»  (объем 1-1,5 листа печатного текста).

 

3. На Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439 гг. западные богословы защищали учение о исхождении Св. Духа "и от Сына" следующим образом:

 

Мы отнюдь не делаем Сына первичным Виновником Духа; также мы возвещаем, что Отец есть единственная Вина Сына и Св. Духа - Одного чрез рождение, Другого - чрез исхождение... но мы также признаем, что существо Божественных Ипостасей - неразделимо. По естеству Сын есть Сын Отца, и Св. Дух по естеству есть Дух Отца и Сына. Так как невозможно отделить естество от ипостаси, то следует, что Дух (т.к. Он - от существа Сына) также - и от Его Ипостаси.

(Цит. по: Архим. Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994, стр. 217).

 

Постарайтесь понять и объяснить, какая мысль этого текста неприемлема в православном богословии.

Примечание: Необходимо показать не только общую ошибочность римо-католического учения о filioque, но и, в первую очередь, ошибку именно этого рассуждения.

 

4. Напишите краткое сообщение на тему «Свидетельства Нового Завета о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом» (объем 1-1,5 листа печатного текста).

 

5. Что такое «предвечный замысел Божий» о мире, творческие идеи (логосы) Бога?  При подготовке используйте фрагмент книги С.Л. Епифановича «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие».  

(http://www.hesychasm.ru/library/max/bizant/ep17.html - дата обращения: 16.12.2019)

 

 

Вариант 6

1. Что означает божественное имя «Сущий»? Раскройте как можно больше его смыслов.

2. Напишите краткое сообщение на тему «Всемогущество Бога». (объем 1-1,5 листа печатного текста).

 

3. В символе веры, приписываемом св. Афанасию Великому, догмат о Св. Троице звучит следующим образом: Единого Бога в Троице и Троицу во Единице почитаем, не сливая Ипостаси, и не разделяя Естество. Объясните выражения “не сливая Ипостаси” и ”не разделяя Естество”.

 

4. Напишите краткое сообщение на тему «Указания на троичность (множественность) Лиц, Лицо Сына Божия и на Лицо Святого Духа в Ветхом Завете». (объем 1-1,5 листа печатного текста).

5. В чем существенная разница между пантеизмом и христианским учением о творении Богом мира? (Перечислите все аспекты).

 

Вариант 7

 

1. Является ли образ преп. Антония Великого (о солнце, скрывающемся от лишенных зрения, см. ниже) исчерпывающим для объяснения свойства правосудия Божия? (дайте обоснованный ответ).

Преп. Антоний Великий. Бог благ и беспристрастен и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однакож, как Он (будучи таков) о добрых радуется, а злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостивым к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо, или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах: то это не значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть тоже, что сказать: солнце скрывается от лишённых зрения. (Добротолюбие, т.1, с.90).

 

2. Напишите краткое сообщение на тему « С амобытность и неизменяемость Бога. Вечность Бога» (объем 1-1,5 листа печатного текста).

 

3. Опровергните утверждение: если Сын тождественен с Отцом по сущности, а Отец не рожден, то и Сын будет не рожден.

 

4. Напишите краткое сообщение на тему « Доктрина Ария, ее сущность, опровержение св. отцами».  (объем 1-1,5 листа печатного текста).

5. Почему дуализм несовместим с христианским вероучением?

 

Вариант 8

 

1. С какими свойствами Бога можно соотнести распространенное в святоотеческих творениях (при повествовании о человеческих грехах, бедствиях и т.п.) выражение «попущение Божие»? Каков смысл этого выражения?

2. Напишите краткое сообщение на тему «Неизмеримость и вездеприсутствие Бога» (объем 1-1,5 листа печатного текста).

3. Как раскрывается единосущие и ипостасность Лиц Пресв. Троицы посредством аналогий из тварного мира?

4. Напишите краткое сообщение на тему «Толкование «уничижительных мест» Св. Писания» (объем 1-1,5 листа печатного текста).

5. Объясните следующую фразу: «Бог есть Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Православное Исповедание…, ч.1, в.33)

 

 

Вариант 9

1. Отражают ли такие выражения Св.Писания, как «гнев Божий», «наказание Божие» реальные свойства и действия Бога, или они выражают только особенности человеческого мышления, субъективного восприятия происходящих событий?

 

2. Напишите краткое сообщение на тему «Правда Божия, ее соотношение с любовью» (объем 1-1,5 листа печатного текста).

 

3. Ниже приводятся тропари канона на Рождество Богородицы преп. Андрея Критского:

 

Песнь 1

Три Безначальна славлю,

Три Свята пою,

Три Соприсносущна в существе Едином проповедую;

Един бо во Отце и Сыне и Дусе славословится Бог.

 

Песнь 5

Слава Тебе, Отче Святый, Боже нерожденне,

Слава Тебе, Сыне безлетне, единородне,

Слава Тебе, Душе божественный и сопрестольный,

От Отца происходяй и в Сыне пребываяй.

 

Песнь 6

В Тебе тройческое таинство поется и славится, Чистая,

Отец бо благоволи,

И Слово вселися в Тя,

И Божественный Дух Тебе осени.

 

Объясните, как в каждом из этих тропарей посредством:

– Указания свойств единой Божественной природы Пресвятой Троицы;

– Указания ипостасных свойств Лиц Пресвятой Троицы;

– Указания образа действия Лиц Пресвятой Троицы по отношению к тварному миру

выражена мысль о единстве Естества и Троичности Лиц в Боге.

 

Примечание: необязательно искать в каждом тропаре наличие всех трех типов свидетельств.

4. Напишите краткое сообщение на тему «Аналогии Пресв. Троицы в мире, их особенности, границы употребления» (объем 1-1,5 листа печатного текста).

 

5. Какие положения православного учения о творении мира содержатся в следующем высказывании свт. Афанасия Великого?

«Бог благ, или, лучше сказать, Он - источник благости. ...Посему, никому не позавидовав в бытии, из ничего всё сотворил собственным Словом Своим, Господом нашим Иисусом Христом» (Слово о воплощении Бога Слова и Его пришествии к нам во плоти). Просьба дать развернутый комментарий.

6. Аналогии Пресв. Троицы в мире, их особенности, границы употребления.

Литература

Прот. Олег Давыденков. Догматическое богословие. - https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/

Прот. Олег Давыденков. Катехизис. - https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/katehizis/ - здесь обратите внимание на следующие главы:

· часть вторая, глава 1, раздел 2 (Учение о существе Божием);

· часть 2, глава I, раздел 3. Догмат о Пресвятой Троице;

· часть 2, глава 4 (4.1 – 4.2)

Архим. Алипий (Кастальский-Бороздин). Догматическое богословие. - https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskoe-bogoslovie-kastalskij/ - смотрите соответствующие разделы.

 

Еп. Диоклийский Каллист (Уэр). Святая Троица - парадигма человеческой личности - www.pagez.ru/olb/117.php

 

 

Технические требования к контрольной работе

Текстовый редактор Microsoft Word.

Параметры листа – стандартный лист белой односортной бумаги формата А4 размером 210х297 мм (печать на одной стороне).

Шрифт – Times New Roman, кегль 14, кегль сносок 10.

Интервал – 1.5.

Поля–верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см., правое – 1 см. Выравнивание текста – по ширине, выравнивание заголовков – по центру. Насыщенность букв должна быть ровной в пределах строки, страницы и всей работы.

 

Цитирование – сквозное (в виде сносок).

 

Пример оформления списка литературы

1. Аверинцев С. С. Теология // Философская энциклопедия. – М, 1970. –Т. 5. – С. 200–202.

2. Бер И., свящ. Становление христианского богословия: Путь к Никее. – Тверь, 2006.

3. Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.

4. Воробьев В., прот. Возвращение богословской науки // НГ Религии. – № 12 (58) от 28.06.2000.

5. Гавриил (Петров), митр. Вопреки веку просвещения: Жизнь. Творчество. Кончина. – М., 2000.

6. Гаврюшин Н. К. Русское богословие. Очерки и портреты. – Нижний Новгород, 2005.

7. Генгель К., Бенсон У. История и философия христианского образования. – СПб., 2002.

8. Геннадий (Гоголев), архим. К вопросу о реформе богословского образования // Церковь и время. – 2000. – № 3(12).

9. Голубцов С. Московская Духовная Академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения. – М., 1999.

10. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. – М.,2005.

11.  Скляревская Г.Н. Краткий церковно–славянский словарь [сайт]. URL: http://www.serafim–kupchino.ru/public/922/ (дата обращения: 07.03.2016).

12. Толстой Н. И. История и структура славянских литературных языков. – М,,1988

13. Феодосий (Бильченко), еп. Гомилетика. Теория церковной проповеди. – Сергиев Посад: Изд–во МДА, 1999.

14. Феофан Затворник, свт. Девять слов по случаю пожаров: Из слов к тамбовской пастве, 1859–1860. – М.: Отчий дом, 2011.

15.  Фундаментальная электронная библиотека. Литературная энциклопедия [сайт]. URL: http://feb–web.ru/feb/litenc/encyclop/(дата обращения: 14.12.2016).

16. Шубина Т. А. Современная православная миссионерская проповедь: методика обучения жанру в высших духовных учебных заведениях: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 /Место защиты: Моск. пед. гос. ун–т.– Москва, 2009. – 125 с.

17. Ardalan N., Bakhtiar L. The Sense of Unity. The Sufi Tradition in Persian Architecture, 2nd ed. L, 1975, с. 12

18. Binyon L. The poems of Nizami. London, 1928

19. Corbin, H. Spiritual Body and Celestial Earth: From Mazdean Iran to Shi'ite Iran / H. Corbin; translated by N. Pearson. – Princeton: University Press, 1989.

 


 


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!