Почему В.Ф. Одоевского можно назвать основоположником научно-познавательной
Сказки.
Расцвет литературной славы Одоевского пришелся на 30— 40-е годы. В 1833 году вышел в
свет его сборник «Пестрые сказки с красным словцом». Он замечателен тем, что включал
ряд романтических повестей, рассказанных от имени магистра философии и члена разных
ученых обществ Иринея Модестовича Гомозейко. Магистр философии в книгах для
детей превратится в обаятельного рассказчика — дедушку Иринея. Жанр произведений,
входящих в этот сборник, Одоевский определяет как «сказки», что характеризует
особенности его стиля — соединение фантастических ситуаций с точным
ироническим, а подчас сатирическим воспроизведением деталей быта и нравов.
Поэтика этих сказок близка поэтике Гоголя в его петербургских повестях.
.Одоевский — педагог и детский писатель. В течение длительного времени Одоевский
входил в Ученый комитет Министерства государственных имуществ, занимался
рганизацией учебного процесса в различных учебных заведениях — от воспитательных
домов, приходских сельских училищ до Мариинского института благородных девиц.
Он написал ряд учебных пособий для учащихся, руководств для учителей.
В 1834—1835 годах он издает необычное пособие для воспитательных домов, где
пребывали сироты, — «Детские книжки для воскресных дней». Здесь помещались
педагогические наставления для воспитательниц, дидактические материалы, а также
|
|
рассказы и сказки для чтения детям.
Одним из первых в России Одоевский заинтересовался педагогикой как наукой. Он
задумал большое сочинение по вопросам педагогики под названием «Наука до науки».
При жизни писателя была опубликована только небольшая его часть. Во многих статьях
по вопросам школьного преподавания, в заметках о воспитании содержится целый ряд
идей, ставших впоследствии ключевыми в русской педагогике.
Многие педагогические идеи Одоевского воплотились в его произведениях для детского
чтения. Вообще же задачу литературы Одоевский видит в пробуждении «непроснувшегося»
детского ума, в содействии духовному росту ребенка. Одновременно с этим писатель
ставит задачу развить «благодатные» чувства в душе ребенка.
При жизни Одоевского его книги для детей издавались 6 раз: «Городок в табакерке»
(1834, 1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838 и 1840), «Сборник
детских песен дедушки Иринея» (1847).
Он был человеком увлекающимся, неистощимым на выдумки и веселье. Таких людей,
по словам Белинского, на Руси называют «детским праздником». Одоевский идеально
объединил в себе качества, необходимые детскому писателю: «и талант, и душу живую,
|
|
и поэтическую фантазию, и знание детей». Это и предопределило его успех.
«Городок в табакерке». Главное открытие Одоевского как детского писателя —
произведения научно-познавательной направленности. Ему принадлежит безусловный
приоритет в разработке жанра научно-художественной сказки. Сказка «Городок в табакерке
— самое лучшее и самое известное произведение Одоевского для детей. «Сказка должна
занимать, тешить ребенка, расшевеливая его воображение, его любопытство», — считал
Одоевский — дедушка Ириней. Материалы для сказочника, по мнению писателя, «везде:
на улице, в воздухе». Материалом для его первой сказки послужила музыкальная шкатулка,
вещь в быту прошлого века достаточно распространенная и в то же время вызывающая
любопытство ребенка. Не случаен интерес к ней и самого автора-музыканта, создавшего,
кстати, музыкальный инструмент под названием «Себастьян».
...Маленький Миша очарован внешним видом табакерки, на крышке которой изображены
ворота, башенка, золотые домики, золотые деревья с серебряными листиками, солнышко
с расходящимися лучами. Еще больше мальчика занимает внутреннее устройство чудесной
игрушки — происхождение музыки. Естественное желание любознательного мальчика
|
|
войти в этот игрушечный городок и увидеть все самому исполняется во сне. В
сопровождении спутника, «колокольчика с золотой головкой и в стальной юбочке»,
герой путешествует по городку Динь-Динь. В сущности Одоевский знакомит маленьких
читателей с устройством заводного механизма музыкальной игрушки. Окутывая рассказ
легким сказочным флером, он избегает скуки и рассудочности. Научный материал
«ловко приноровлен к детской фантазии» (Белинский).
Любознательный пришелец видит множество разновеликих мальчиков-колокольчиков
(«кто из нас побольше, у того и голос потолще»), их беспрестанно постукивают злые
дядьки-молоточки, за которыми надзирает толстый Валик, с боку на бок
поворачивающийся на диване. А всеми повелевает изящная царевна Пружинка
«в золотом шатре с жемчужной бахромою». Она-то и объясняет Мише слаженную работу
музыкального механизма. С удивлением Миша обнаруживает похожесть принципов
устройства музыкальной шкатулки с закономерностями общественного устройства:
все взаимосвязано и нарушение в одном звене выводит из строя всю систему, нарушает
чудесную гармонию.
|
|
Стоило Мише прижать пружинку, «все умолкло, валик остановился, молоточки
попадали, колокольчик свернулись на сторону, солнышко повисло, домики
изломались...». Городок в табакерке оказывается своеобразной микромоделью мира.
Путешествуя по сказочному городку, Миша, а значит, и маленький читатель, попутно
открывает для себя законы перспективы в живописи, музыкальную теорию контрапункта.
И все это просто и естественно вписывается в повествование. Сказка несет и
воспитательный заряд. Подспудно проходит мысль о том, что все в мире движется
трудом, праздность кажется привлекательной только со стороны. Мальчик-колокольчик
тоже преподает Мише важный урок: не торопись с выводами, не суди ни о чем поспешно.
При этом мораль ненавязчива, она вытекает из действия.
В «Городке в табакерке» Одоевский продемонстрировал в полной мере искусство
говорить с детьми о сложных вещах языком внятным, простым и убедительным, к чему
он призывал воспитателей. Авторская интонация живая, эмоциональная, естественная.
Большую роль играют диалоги:
«— Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?
— Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик.
На все смотришь, ничего не видишь!..»
Сказочные персонажи, несмотря на свою «механистичность», имеют свой облик,
манеру поведения, свой язык. «Динь-динь-динь», — звенят мальчики-колокольчики
Молоточки, «господа на тоненьких ножках, с предлинными носами», шепчут между
собою:
«Тук-тук-тук! поднимай! задевай! тук-тук-тук!» «Шуры-муры! шуры-муры!» — шуршит
Валик, пребывающий «в палате и в халате».
Миша вежлив, любознателен, несколько наивен. Довольно условный характер главного
героя вполне соответствует художественно-педагогической задаче автора: основная роль
мальчика — задавать вопросы и выслушивать ответы. Образ мальчика придает сказке
композиционную целостность и законченность. Он связывает два плана повествования:
реалистический и сказочно-фантастический.
«Городок в табакерке» — первая научно-фантастическая сказка в русской детской
литературе. Она до сих пор остается примером образного, художественного решения
научной темы в произведении для самых юных читателей. Сходные художественные
приемы Одоевский использовал и в сказке «Червячок», обратившись на этот раз к
области естествознания. Сказка в занимательной, поэтичной форме знакомит читателей
с превращениями личинки-червячка в куколку, затем в бабочку. Как и в «Городке в
табакерке», отчетливо звучит социальная аналогия (рождение — смерть —
романтическое воскрешение человека).
«Мороз Иванович». В других сказках Одоевский использовал фольклорные традиции,
причем как русские, так и других народов. Наиболее популярна его сказка «Мороз
Иванович».
Она перекликается по сюжету с народной сказкой «Морозко», включает традиционные
сказочные мотивы (печь с пирожками, яблоня с золотыми яблочками). Создавая свое
произведение, Одоевский дополнил его деталями быта, описанием убранства жилища
Мороза Ивановича, подробно обрисовал характеры главных героинь — девочек
Рукодельницы и Ленивицы. В литературной сказке они родные сестры, живут с
нянюшкой, поэтому мотив несправедливого гонения со стороны мачехи отсутствует,
акцентируется нравственная сторона отношений.
Сказка Одоевского построена на противопоставлении трудолюбия и лености, что
подчеркивает эпиграф: «Нам даром, без труда, ничего не дается, —//Недаром исстари
пословица ведется».
Рукодельница и в родном доме, и в гостях у Мороза Ивановича трудолюбива,
прилежна, добросердечна, за что и была вознаграждена. Ленивица, только мух умевшая
считать, не смогла ни перину снежную взбить, ни кушанье изготовить, ни платье починить.
Финал сказки писатель смягчает. Ленивица получает от Мороза Ивановича подарки,
которые тают на глазах. Какова работа, такова и награда. А к читателю обращено
послесловие: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что
сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье».
Белинский попенял Одоевскому за «нравоучительный хвостик». Думается, что в этой
сказке прямое обращение дедушки Иринея не выглядит неуместным, а органично
вписывается в общий тон повествования. Мудрый сказочник не упускает
возможности по ходу сказки рассказать детям о том, как зима сменяет лето, как
растут озимые, отчего летом вода в колодце студеная, как с помощью песка и угля
отфильтровать воду, чтобы она стала «чистая, словно хрустальная», дать много других
полезных сведений.
Следует обратить внимание:
- на содержание (полный ответ на вопрос, построен по частям: вступление, основная часть, заключение).
-на форму (3-5 печатных листов, титульный лист, в конце указание источников, не менее трех).
Время на выполнения 5 часов
Дата добавления: 2022-07-01; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!