Артмоб как современная форма театрализованных представлений в практике инклюзивного дополнительного образования



В современном мире, как и во все времена, ведется поиск новых выразительных средств во всех формах организованного досуга как одной из важнейших социально-культурных коммуникативных практик. Вследствие этого массовые досуговые мероприятия, вынужденные конкурировать с разнообразными шоу, кино, телевидением, попали в ситуацию острейшей борьбы за зрительскую аудитории. И, пожалуй, единственное направление, где они могут ее выиграть, – это внедрение новых форм и видов театрализованных действ и праздников.

Одной из основополагающих характеристик современного информационного общества являются существенные перемены в сфере протекания публичной коммуникации. Наряду с возникновением принципиально новых средств массовой коммуникации (таких как телевидение, Интернет), традиционные формы коммуникации также приобретают принципиально новые количественные и качественные характеристики. К таким традиционным формам коммуникации относятся массовые мероприятия – театрализованные представления и праздники.

В отличие от печати, радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи, Интернета и других форм массовой коммуникации, использующих специальные технические средства для охвата больших аудиторий, рассредоточенных в пространстве, общей отличительной характеристикой культурно-досуговых мероприятий является прямой непосредственный способ передачи информации, образов, идей, представлений и эмоций людям, собранным в одном пространстве. По масштабам охвата аудитории культурно-досуговые мероприятия сопоставимы со средствами массовой коммуникации, в то же время по используемым коммуникативным механизмам они намного более близки к межличностному общению, чем СМИ.

Изменения, происходящие в общественной жизни, вносят существенные коррективы в деятельность сценаристов и драматургов праздников, культурно-досуговых программ и театрализованных действ, а также создателей их литературной основы и организаторов. Тематика и формы досуговых мероприятий зачастую выходят за рамки тех, которые традиционно использовались ранее.На первое место по сравнению с ситуацией 1990-х–2000-х гг. выдвигаются не только спецэффекты, нестандартная форма проведения и развлекательность, но и само содержание программ, усиленное внимание к их литературной стороне, художественному и воспитательному, социально-педагогическому воздействию.

Перспектива распространения новых нестандартных форм досуга, интересных и востребованных в обществе, предполагает, что зрелище будет играть немаловажную роль на пути возвращения в содержательную канву досуговых программ духовности, культурной и социально-педагогической значимости. Этот процесс будет происходить не только на основе поддержки традиций, но и на основе привития зрителю, в том числе – обучающимся в системе дополнительного образования – ценностей современного инфомационно открытого и ищущего своей нравственной опоры общества.

Современные формы театрализованных представлений обнаруживают большие педагогические возможности в системе дополнительного образования. Различные формы культурно-досуговых мероприятий имеют значительный воспитательный потенциал при работе с различными категориями обучающихся (одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями и др.) и транслируют преимущества цифровых технологий и сетевых коммуникаций в практическую образовательно-культурную деятельность.

 

1. Театрализация как метод культурно-досуговой деятельности

Театрализация является уникальным феноменом и универсальным творческим методом культурно-досуговой деятельности человечества. История театрализации уходит своими корнями в глубокую древность и сопровождает человека от рождения до смерти. Театрализация, как феномен культурной жизни человеческой цивилизации по своей сущности и природе, появилось раньше искусства театра с понятие которого имеет единое коренное значение, но и принципиальное отличие. Это отличие заключается в том, что в театрализации, в ее основе, было самодеятельное реальное действие, художественно-оформленное и эстетически-организованное. Театрализованное действо является одной из составляющих духовной и художественной культуры, как этноса, так и общества.

Метод театрализации трактуется современными исследователями как родовой, специфический, творческий метод, который сформировал и определил сферу сценарно-режиссерской деятельности. Д.М. Генкин определял театрализацию как творческий метод, предполагающий организацию в единое композиционно-системное целое с оригинальным образным решением соединения социально-значимой информации, средств искусств и самодеятельности массы участников.

Театрализация, утверждал Генкин, предполагает создание особой, социально-психологической, праздничной ситуации, которая характеризуется особой значимостью события, проблемы, составляющих тему мероприятия, причастностью к событию, стремлением участников выразить свое отношение, позицию, оценку события, проблемы, потребностью выразить свою причастность к происходящему через зрелищно-игровое, ритуально-символическое, творческо-исполнительское реальное действие, наличием особой эмоционально-психологической атмосферы.

Представим краткий обзор видов, и способов и театрализации. Основные виды театрализации классифицируются по особенностям отбора материала, средств и приемов в ходе создания сценария массового действа.

1. Театрализация компилированного (комбинированного) вида - тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и монтажное соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Главной задачей сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.

2. Театрализация оригинального вида – создание сценаристом и режиссером новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. В этом случае создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в создании каждого эпизода и сценария в целом.

Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умения отбирать и монтировать готовый материал, а также профессионального мастерства сценариста, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал.

3. Театрализация смешанного вида – контаминация первого и второго вида. Включает компиляцию готового и создание нового.

Каждый вид искусства имеет свои выразительные и изобразительные средства, возможности и приемы создания художественного образа. Выделим следующие средства и приёмы театрализации:

1. Ассоциативно-художественный образ как система приемов образности различного типа (метафора, гипербола, гротеск, сравнение, аллегория, символ, гротеск, литота и т. д.), направленных на зримое воплощение идеи. Например, на празднике, посвященном Дню Победы, идея трагизма любви во время войны, заложенная в сценарии, может воплощаться посредством символа (синий платочек, треугольник письма), метафоры (сцепленные руки влюбленных, разрываемые под звук кононады), гипербола (огромное видеоизображение памятника Родины-матери на заднике сцены) и т.д.

2. Выразительные невербальные средства, такие как музыка, свет, звук, медиаресурсы, актерское мастерство, сценографию мероприятия, костюмы, декорации и реквизит, создающие нужную в данном эпизоде и во всем представлении сценическую атмосферу.

3. Приемы персонификации (например, ролевая персонификация ведущих, перевоплощение в автора произведения или персонажа), инсценирования (например, театрализованное представление песни «Катюша») и драматизации (например, усиление воздействия посредством художественной детали).

Таким образом, театрализация предстает не как обычный прием, а как сложный творческий метод, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование. Иными словами, театрализация – это метод, в основе которого лежит использование разнообразных выразительных средств и приемов для создания неповторимого, яркого, присущего только данному празднику художественного сценического образа.

2. Новые формы театрализованных действ в контексте эстетических исканий и развития коммуникаций в ХХ–ХХI вв.

Возникновение новых форм театрализованных представлений обусловлено целым рядом исторических, философских и эстетических предпосылок. Развитие технических средств коммуникаций привело к появлению новых форм театрализованных представлений. Уже со второй половины XX века происходит выстраивание принципиально нового информационного поля, обусловленного техническими достижениями. Телевидение, появление глобальной коммуникационной Интернет-среды и персональных цифровых гаджетов качественно изменили качество и скорость движения информации, что определило условия зарождения новых форм социальных коммуникаций.

Созданные в сети формы событийной коммуникации сегодня с помощью новейших технических средств проецируются на пространство реальной жизни. Например, флешмоб. Сообщество флешмоберов формировалось в сети, через сеть шла и организация флешмобов, которые «выходили из виртуальности в реальность», т.е. инициировались и организовывались в социальных сетях, но реализовывались, воплощались на улице или в иных публичных местах. Интернет-игры, например, квесты постепенно превращаются в реальные, живые квесты, действие которых происходит не с виртуальными персонажами, управляемыми сидящими за компьютером игроками, а с реальными людми – участниками реалити-акции.

Новые формы театрализованных представлений, появившиеся в современную эпоху, являются своеобразными маркерами существенно и быстро изменяющейся социокультурной среды, динамично меняющейся картины мира, способами ее конструирования и репрезентации. Если представить мировоззренческий контекст новых форм, то его можно сформулировать как основу для объединения и поиска «своих», как интерес жить, познавать и реализовывать личностный потенциал.

Становление новых форм культурно-досуговых программ – процесс, происходящий на наших глазах. Событие, составляющее основу современных форм досуга, очень часто больше не повторяется, оно имеет значение только для тех, кто в момент события оказался рядом, для тех, кто «включился» в это событие через игровой элемент, только «здесь и сейчас».

В современном досуговом пространстве XXI века новые формы массовых мероприятий «расширяют возможности не только художественной сценарной реальности, но и способы привлечения и заинтересованности аудитории к действу». Современные формы дают возможность человеку в свете меняющихся эстетических, технических реалий стать не только зрителем, но и непосредственным участником данного процесса.

Из зрителей-слушателей, зрителей-наблюдателей участники превращается в актеров. Они выполняют сценические задачи, продиктованные темой и идеей флешмоба или реального квеста, заложенные замыслом организатора, участвуют в индивидуальном и массовом действии, выполняют творческие задания.

Из пассивного наблюдателя зритель превращается сначала в заинтересованное лицо, испытывая потребность в соучастии, а затем он становится полноценным участником. После окончания мероприятия активность участников не заканчивается. Воздействие театрализованного действа выражается в готовности его адресанта к более активному участию в следующем мероприятии в роли еще более активного, уже подготовленного предыдущим опытом, участника и, возможно, организатора таких мероприятий.

Эстетические законы создания события сегодня используются как осознанный инструментарий воздействия на человека с целью его приобщения к идеям и ценностям того или иного сообщества. Коммуникационная сила события – в порождении эмоции, вовлечении в переживание. Театрализованное представление становится подлинным событием и со-бытием в понимании М.М. Бахтина, где коммуникация происходит как общение и свершается как диалог. Сила событийных коммуникаций в способности создать атмосферу диалога, тепла человеческого присутствия. Новые формы театрализованных представлений выстраиваются на базе перфомансной, интерактивной и игровой эстетики.

Перечислим отличительные черты данных форм, присущие не только этим формам, но и другим видам соврменного театрализованного действа.

1. Действие данных мероприятий создается и разворачивается в сложном многомерном пространственном континууме, в которое входят визуальное пространство, звуковое пространство, пространство света, пространство движения.

2. Данные формы семиотичны, в них легко происходит порождение, означивание и «запуск» смысла в публичное медийное пространство. В структурных единицах сценария (завязка, развитие, кульминация и т.д.) можно использовать различные способы кодирования информации (метафора, сравнение, ассоциация и т.д.), предназначенные для семантической компрессии и трансляции смыслов.

3. В данных мероприятиях формируется публичный дискурс, который «запускается» в соответствии с замыслом сценариста в публичное информационное поле с помощью медийности, понимаемой, в том числе и буквально, как посредничество с помощью театральных и технических ресурсов. Новые формы театрализованных действ – это дискурсивные практики, поскольку осуществляется трансляция и управление социальными смыслами.

4. В данных формах участие всех адресатов способствует развитию и реализации творческого потенциала человека. Субъектом данных форм, инициатором и организатором может стать отдельная персона, группа, реализующая свои коммуникатиные интенции в глобальных публичных медиа пространстве.

5. В этих мероприятиях задействована особая, предусмотренная сценарными ходами, атрибутика, которая несет различную смысловую нагрузку. Атрибуты данных мероприятий являются средствами коммуникации, они служат достижению смысловой и визуальной целостности события, становятся идентифицирующими знаками, знаками участия (например, использование вещей во флешмобах и создания вещей в арт-мобах).

6. Сценаристы и режиссеры используют новейшие технические средства и цифровые медийные платформы для создания мультимедийных синестетических эффектов (например, вывеска и сообщение о флешмобе в интернете или на электронных стендах, применение компьютерной графики на экранах в реальных квестах, использование запахов и иных тактильных ощущений).

 

3. Современные формы театрализованных представлений: флешмоб, реальный квест, батл

Характерная черта нашего времени – поиск новых форм синтеза традиций и новаций, привычного и экспериментального, типического и индивидуального. Современное общество, и особенно – молодежь, с трудом и сопротивлением воспринимает авторитарные, назидательно-дидактические принципы воспитания и обучения. В свете сказанного выше, не пропаганда и реклама, а игра и творчество должны стать идеологической и методической основой массовых мероприятий в современном досуговом пространстве.

Сегодня самыми распространенными формами театрализованных действ становятся флешмобы, реальные квесты, батлы, фотокроссы и т.д.

Флешмоб быстро распространился по всему миру, став неотъемлемым атрибутом городской среды. Именно из-за своей «молодости» флешмоб еще не получил достаточного теоретического обоснования в гуманитарной науке. Сейчас делаются первые попытки в этом направлении.

«Феномен «флэш-моба» совсем недавно обозначил себя в современной культуре, и многими он пока еще просто не замечен. Между тем, акции мобберов получают все большее и большее распространение, а сам флэш-моб становится подобен эпидемии.

Флэшмоб или флешмоб (от англ. flash mob: flash – вспышка, миг, мгновение; mob – толпа, переводится дословно как «вспышка толпы», «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, проводит пятиминутный митинг, выполняя заранее оговоренные действия, и затем расходятся.

Изначально движение возникло в США, и от этого часто встречаются кальки с английских слов: «мобплейс», «афтерпати» и т. д. Само слово «flash mob» вошло в русский язык почти без изменения фонетического звучания. Часто встречаются разные варианты его написания: «флешмоб», «флэшмоб», «флеш-моб» и другие, а людей, занимающихся им, называют мобберами. Интересно, что английское слово «mob» (сборище, толпа) с немецкого переводится как чернь, сброд, подонки.

Явление флешмобов началось после того, как в октябре 2002 года вышла книга социолога Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция», в которой автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (сеть Интернет, сотовые телефоны) для самоорганизации. В июне 2003 года Роб Зазуэта из Сан-Франциско, ознакомившись с трудами Рейнгольда, создал первый сайт для организации подобных акций (www.flocksmart.com).

Первый флешмоб был намечен на 3 июня 2003 года в Нью-Йорке, США, но не состоялся. Ему помешала заранее предупрежденная полиция. Организаторы избежали этой проблемы при проведении второго флешмоба, который состоялся 17 июня 2003 года. Участники пришли в заранее определенное место, где они получили инструкции по поводу окончательного места и времени прямо перед тем, как он начинался. Приблизительно двести человек (по другим источникам 150) собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага «Macy’s» и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в «пригородной коммуне» на окраине Нью-Йорка и пришли купить «Коврик любви».

Уже через несколько дней волна акций прокатилась по Америке и Европе. Первые российские акции состоялись одновременно в Санкт-Петербурге и Москве 16 августа 2003 года. Их участники с непонятными табличками («Кто Владимир Владимирович?»; Лариса Ивановна вы где?» и т.д.) встречали на вокзале приехавших поездом пассажиров.

Безусловно, действия, которые можно квалифицировать как флешмоб, могли происходить и задолго до появления книги Рейнгольда [2006]. Но это были скорее одиночные случаи, не являющиеся массовым явлением. Только наличие удобных и быстрых средств связи и более-менее сформированные правила позволили флешмобу стремительно стать популярным явлением в культуре досуга. Флешмобы могут преследовать различные цели. Организаторы флешмобов с самого известного российского мобберского сайта flashmob.ru расписали правила, возможности участников, принципы флешмобов.

Среди возможных вариантов участники флешмобов часто ищут:

• развлечение;

• почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения;

• произвести впечатление на окружающих;

• самоутверждение (испытать себя);

• попытка получить острые ощущения;

• ощущение причастности к общему делу;

• получить эффект, как от групповой психотерапии;

• эмоциональная подзарядка;

• приобретение новых друзей.

Основные принципы флешмоба:

• спонтанность в широком смысле, не унифицированная стереотипами;

• отсутствие каких-либо политических, финансовых или рекламных целей и т.д.

Общепринятые правила флешмоба:

• никто из участников не платит и не получает денег;

• действие должно казаться спонтанным (участники не собираются в условленном месте события до начала акции);

• должно сложиться впечатление, что мобберы – такие же случайные прохожие, как и все (не общаться друг с другом до, вовремя и после акции в месте проведения);

• флешмоб не должен содержать рекламу или же ее элементы, акции не принуждают к голосованию за кого-либо.

Существует много подходов к определению флешмобов, но прежде всего данная форма требует четкого сценария с задачей для каждого участника. Сценарий составляется из ответов на вопросы: Что делать? Как делать? Кому делать? Зачем делать? Когда делать? Идеальный сценарий должен быть нестандартным. Хороший сценарий тот, который способен породить реальное событие, хотя бы на несколько мгновений создать альтернативную серой повседневности иную реальность.

По мере развития явления флешмоба стали появляться такие сценарии, которые не соответствовали его правилам. Однако они проводились, и тогда стало ясно, что термин «флешмоб» уже не способен удовлетворить всех. В настоящее время само слово «флешмоб» стало нарицательным, и им начали называть любую акцию, в которой участвует некоторое количество человек. Хотя все новые виды акций «вышли» из флешмоба, некоторые из них стали настолько отличаться от него идеологически и организационно, что их уже нельзя относить к классическому флешмобу и можно считать отдельными разновидностями флешмоба, например, артмоб.

Через несколько лет после начала проведения флэшмобов, специалисты сценаристы, режиссеры оценили эффективность таких мероприятий, их неординарность, впечатление, которое они проводят на окружающих. Появилось очень много вопросов. Является ли флешмоб игровым и театрализованном действом? И если да, то в какой мере?

Несомненно, флешмоб имеет игровую и тетарализованную одноврменно сущность. Демонстративность в процессе флешмоба достигается посредством театрализации, когда участники во время действа примеряют на себя заранее условленные маски, роли, костюмы, атрибутику, иллюстрируют и инсценируют основную идею действа определенными вербальными и невербальными выразительными средствами (жестами, танцевальными движениями, акциями).

Существует несколько видов флешмоба, представим самые основные. Классический флешмоб - построен на первичных основах идеологии движения. Главная цель - удивить случайных зрителей, необычными действиями.

Полит-моб или социо-моб. Это акции с социальным или политическим оттенком. Они являются более простым, оперативным и безопасным способом выражения общественного мнения или привлечения внимания к тем или иным проблемам, чем митинги и демонстрации.

i-mob - общее название для всех видов акций, проводимых в Интернете (форумы, icq, e-mail, чаты и.т.п.). Очень часто интернет-флешмобы возникают спонтанно, без предварительного планирования. Чаще всего представляют собой комментарии к опросам со смешными вариантами ответа.

Рекламный флешмоб. Часто организовываются для привлечения внимания к тем или иным торговым маркам, но, не делая рекламу в чистом виде.

L-моб (англ. long mob - «долгий моб») - заранее оговорённые действия, которые каждый мобер может совершать практически в любое удобное для него время и в удобном месте. Например, сценарий «Зонтики»: Все берут старые зонтики и вывешивают их на всё, что угодно: лавочки, люки, скамейки, прохожих, фонарные столбы, машины, дома и т. д. Всё это делается в течение недели.

Моб-Хаус (англ. mob-house - моб-дом) - это акция, рассчитанная на несколько часов, когда моберы не выполняют какой-то сценарий, а живут по определённым правилам жизни, отличающейся от жизни обычной. Это моделирование социо-коммуникативного пространства, понятного только участникам акции и вызывающего недоумение у случайных свидетелей.

Но в данной работе хотелось бы представить и рассмотреть такой вид флешмоба как артмоб (приложен сценарий). К артмобам относятся акции, имеющие некую художественную ценность и, как следствие, предполагающие сложность реализации, которая иногда требует отступления от некоторых правил флешмоба. Как правило, они выполняются небольшим количеством участников с использованием реквизита и более нацелены на зрелищность, эстетику. Артмоб предполагает репетиционную подготовку, команду организаторов, состоящую из режиссеров, сценаристов, актеров, администраторов.

Необходимо отметить, что именно сценарий позволяет артмобу стать полноправным театрализованным действом и выполнять, помимо гедонистической и социально-идентифицирующей функций, функции эстетическую и воспитательно-образовательную.

Сценарий артмоба – это не всегда вторичный текст, в основе которого лежит переработка какого-либо художественного первоисточника: книги, фильма, музыкального произведения. Это может быть и новый литературный сценарий, написанный участниками для определенного события.

В последнее время все большую популярность и широкое распространение получают театрализованные реальные (живые) квесты как один из видов досуговой деятельности.

Игра в подобном театрализованном представлении подается в художественной форме и театральными средствами. Одним из способов театрализации квеста является создание игрового эпизода, включающего в себя и непосредственно игру, которые драматургически связаны друг с другом. Завязка квеста – это вставная сцена, исполняемая между отдельными частями драматургического произведения, а в нашем случае – это сценическая миниатюра, предваряющая игру. В реальном квесте в игровом пространстве создаются игровые ситуации и происходят игровые действия. Персонажи, действующие в сюжете квеста, становятся своеобразными ведущими игры, а вся игра проводится в виде выполнения определенных заданий.

С английского Quest – поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета. В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже двенадцати подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Герои могут выполнять квест как из личной выгоды, так и из других мотивов. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач. Большую популярность подобные сюжеты получили в рыцарских романах, в частности, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола – поиски Святого Грааля.

Также квест – компьютерная игра, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Реальные квесты можно дифференцировать на приключенческие игры и головоломки. Первый вид квестов характризуют быстро сменяющиеся действия. Отличительной чертой данного направления является атмосфера, заставляющая игрока погрузиться с головой в игру, будь то таинственный дом, полный ужасов, заброшенная научная лаборатория или город-призрак. Смысл второго вида квестов – сбор предметов и их использование. Также могут понадобиться исследования, чтение оставленных случайных сообщений и сборка различных, нередко абсурдных как по виду, так и по функциональности механизмов.

Реальный квест может быть разновидностью активной игры в городе или в помещении, направленной на выполнение различных задач в виде поисков места, предмета, кода/ключа, с преодолением физических препятствий и т.п. Методика сценарной разработки, организации и проведения квеста.

1. Мероприятие фокусируется на возможности добычи и использования найденной информации.

· Придумывается идея/тема.

· Готовится концепция и стратегия игры.

· Намечается примерный сценарий, легенда.

· Детализируются маршруты, пишутся и развиваются ходы сюжета будущего живого квеста, варианты заданий.

· Задания должны быть многовариантные (на различные возрасты, а также интеллектуальные, познавательные, ориентирующие, активно-развлекательные).

2. Желательно провести несколько репетиций квеста для проверки маршрутов, выяснения уровня сложности прохождения заданий, времени их выполнения.

3. После проведения квеста происходит подведение итогов для исправления ошибок в будущем.

Сценарий квеста объединяет сюжетными линиями точки, в которых выполняются задания, учитывая штрафы или бонусы для команд или отдельных игроков. Некоторые идеи можно почерпнуть в маршрутах и заданиях компьютерных игр.

В сценарии выбирается вид прохождения игры:

· театрализация;

· экскурсия;

· строго по маршруту / свобода выбора маршрута

· комбинированный, объединяющий несколько вариантов

Определяется сюжет игры, который может быть сквозным и/или объединен героем, автором, событиями, хронологией, а также местом. Например, каждая точка может быть с локальным (отдельным) заданием/уровнем, объединенным лишь конечной целью (найти артефакты, получить бонус / баллы, собрать часть пазла и т.п.).

Задания в сценарии могут быть интеллектуальными (вопросы на знание текста в виде ребуса, кроссворда, головоломки, разгадки закодированного буквенного или числового текста и т.д.); ориентировочные (пройти по чему-либо, найти выход по карте, найти подсказку, напр.: в определенной книге, или место /здание /предмет на карте или в реале и т.п.); технические (собрать что-либо, напр., в технике оригами); спортивные (попасть в цель, добежать и т.п.); творческие (нарисовать, напр., персонаж); комбинированные (из разных предыдущих). В сценариях реальных квестов предусмотренны подсказки, заложенные в наводящих вопросах, в ответе на дополнительные вопросы, в ответе на загадки, в ответе на страницах книги, по которой проводится квест, в специально сделанных файлах/презентациях на компьютере.

Квест начинается одновременно для всех участников, и все имеют равные шансы на победу. Старт игры начинается с озвучивания легенды, где уже могут быть подсказки, что особенно важно для исторических, литературных, географических и т.п. квестов. Далее следует объяснение условий игры. Объяснение движения по маршрутам возможно в различных вариантах: зачетная книжка, карта, картинка для сбора пазла и т.п.

Контроль прохождения заданий/ уровней участниками на каждой точке предусматривает отметку в карте, путевом листе, карточке участника: ставится время, балл и т.д. Возможно применение штрафных санкций за нарушение маршрута, нарущение регламента прохождения точек и т.п. Штрафы могут быть в виде дополнительных вопросов, исполнения заданий, начисления/отнимания очков и т.д.

Финиш возможен вариативный: появление последней команды на конечном пункте и дальнейший подсчет баллов, очков или времени; появление первой команды, прошедшей весь маршрут и выполнившей все задания правильно; награждение победителей и участников, выполнивших все условия и пришедших первыми или заработавших большее количество баллов и т.д.

Живые квест-игры организуются на определенных принципах.

· Принцип честной игры (fair play), соблюдаемый всеми участниками игры и подразумевающий, что игроки умышленно не помогают и не мешают соперникам, а также строго придерживаются правил.

· Принцип самостоятельного выполнения уровней каждой командой, который соблюдают игроки.

· Принцип равных условий выполнения уровней для каждой из команд, который соблюдает организатор.

В итоге, квест – это приключение, требующее от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету.

Батл проводится по самым разным темам и направлениям. История батлов восходит к танцевальным батлам. В клубах, в которых вместо привычного Go-Go, исполняли степ. Этот танец имел колоссальную популярность некоторое время назад. Обычно в клубах выступали один или два танцовщика чечетки, поэтому конкурс на вакантное место был велик. Если же вдруг кто-то осмеливался прийти к руководителю заведения со словами: «Я умею танцевать, возьмите меня», то устраивался небольшой конкурс - танцовщики клуба соревновались в мастерстве вместе с потенциальным коллегой, показывая все свои возможности. Судьями были, конечно же, посетители клуба, они решали, достоин ли новичок выступать перед ними или нет. Танцовщики, которые понравились им больше всего, становились победителями импровизированных соревнований и либо принимались в штат, либо продолжали там работать. Позже этот способ кастинга позаимствовали и руководители хип-хоп и брейк-данс коллективов, которые принимали в труппу танцовщиков по результатам батла. Время шло, и танцевальные батлы менялись. Танцовщики поняли, что с помощью этого незатейливого соревнования можно решать спорные вопросы. Вместо того чтобы мериться силой, люди начали мериться мастерством — собирались большими группами и с помощью танца отстаивали честь и авторитет района (зачастую гетто). Затем танцевальный батл опять вернулся в стены клуба. Но участники соревнований получали уже не работу, а одобрение публики. В таких батлах участвовать мог любой гость вечеринки. Во время дискотеки танцующая молодежь образовывала большие круги, внутрь которых входили только самые смелые и уверенные танцовщики и показывали все свои таланты. Здесь не было ни судей, ни проигравших, только почет, одобрение и поддержка со стороны зрителей.

Сегодня танцевальный батл - это шанс выразить свои эмоции, показать свои таланты и «выяснить» отношения. Организаторы могут провести видеобатл - интернет-аналог «живой» битвы. Участники записывают одиночный, парный или групповой танец и отправляют его по нужному адресу. После этого организаторы выкладывают ролики в сеть, и уже сами зрители выбирают, кто из танцовщиков достоин, носить гордое звание победителя.

В танцевальном батле могут принять участие исполнители многих направлений, от брейк-данса и тектоника до хип-хопа и loocking, а также целые танцевальные коллективы. Батл – это, прежде всего азартное состязание, в котором участники соревнуются не столько из-за награды, сколько из-за той атмосферы, которую представляют батлы, а это атмосфера соревновательности и соперничества. Батл, прежде всего, это соревновательное противостояние двух участников, двух команд.

Сегодня можно говорить о том, что современные формы театрализованного представления, такие как флешмоб, живой квест и батл благотворно влияют на психологическое состояние участников, помогают им преодолеть комплексы, боязнь общественного мнения, развить фантазию и креативность, вырабатывают умение самоорганизации, дают возможность знакомиться с единомышленниками и привносят в жизнь разнообразие.

Задачи сценариев таких мероприятий – аккумуляция энергии коллектива, организация социального опыта личности, формирование творческого воображения.

Таким образом, новые формы театрализованных представлений, которые зиждятся на возможностях виртуальной культуры и ее адаптации к досуговым нуждам общества, не направлено на вытеснение традиционных фором и видов культурно-досуговой работы, а становится новой ступенью в развитии культуры событийных коммуникаций и предоставлении больших возможностей сценаристу и режиссеру, а также повышению роли зрителя как актора. Можно утверждать, что флешмоб, батл и квест как новые феномены массво-татразованной деятельности содержат огромный потенциал обновления как выразительного языка, так и в целом коммуникативных средств публичной коммуникации, и преследует цель решения эстетических, коммуникационных, интеллектуальных потребностей, выдвигаемых новым временем.

 

4. Педагогический потенциал современных форм театрализованных представлений в культурно-массовой работе с разными категориями обучающихся в дополнительном образовании (на примере кейс-стади)

Дополнительное образование в своей работе использует различные способы обучения и воспитания. Одним из признанных и эффективных срдеств дополнительного образования является осуществление театрализованной деятельности в рамках культурно-досуговых мероприятий. Их значение в развитии ребенка трудно переоценить, ведь именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей и позволяет решать многие задачи: познавательные, социальные, эстетические, речевые. Кроме того, благодаря игровой форме театрализованную деятельность можно рассматривать как эффективное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает положительные эмоции, удовольствие, приобщается к духовным ценностям.

Тетральное творчество и театрализованная деятельность на протяжении столетий были в центре педагогического процесса как дополнительное средство образования и воспитания. В общем среднем и дополнительном образовании постоянно предпринимаются попытки обоснования обучения, созвучного природе ребенка, активного, проблемного, личностно ориентированного и т.п. Привлечение театра в практику преподавания имеет глубокие традиции.

Театрализация как средство активизации обучения в условиях дополнительного образовательного процесса является особой формой педагогического моделирования, структурным компонентом, связывающим общее и дополнительное образование в их межпредметной интеграции, системой комплексного использования всех выразительных средств театрального искусства с опорой на аффективно-деятельностную природу человека.

Театрализация в обучении и культурно-досуговых мероприятиях, направленная на реализацию идей театральной педагогики в дополнительном и школьном образовательном процессе, основана на ряде конкретных дидактических принципов: диалогизации (ведущий принцип), ролевого участия, художественно-образной направленности, моделирования художественно-творческого процесса, психологического обеспечения. Она реализуется при исполнении следующих педагогических условий: признания самоценности детства, единства педагогических и художественных требований, междисциплинарной интеграции, совместной деятельности учащихся и взрослых, признании права каждого на собственное видение роли-позиции, помощи в адаптации к подобному обучению. Она ориентирована на поэтапное усложнение содержательного, деятельностного и коммуникативного аспектов обучения в ходе трех этапов ее реализации: адаптационного, деятельностного, итогово-контрольного.

Театрализованная деятельность – это коллективная деятельность, которая предполагает взаимосвязь с другими участниками. Она помогает научить детей в рамках заданного игрового пространства выстраивать отношения, определять социальные роли, решать конфликты путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого. Включаясь в театрализованную деятельность, участники погружаются во временное пространство со своими законами, границами, сценарием развития. Данная «экспериментальная площадка» дает возможность осмыслить и понять себя в конкретной ситуации, увидеть перспективы, привить навыки планирования, самооценки, подытожить игровой опыт и перенести его в будущем на жизненные ситуации. Участие в различных формах театрализованных представлений дает возможность расширить представления об окружающем мире, сформировать оценочное отношение к нему, узнать что-то новое, развить мышление и понимание причинно-следственных связей.

Педагогический потенциал использования цифровых медиа и интерактивных коммуникаций (новых медиа), являющихся прототипами соврменных форм театрализованной деятельности, только начинает осмысляться. Термин «новые медиа» «подчеркивает революционность перемен, происходящих в медийной сфере», связанных с эпохой Интернета, социальных сетей, компьютерных игр, виртуального общения: «Новые средства коммуникации не просто трансформируют область масс-медиа, а фактически создают новую среду обитания человека».

Виртуальная реальность как педагогическая среда, как отмечают исследователи, «имеет большое значение в воспитательном плане, потому как человек получил возможность постижения мира в режиме он-лайн и интерактивного участия в процессе культурного развития общества, границы его восприятия постоянно расширяются. И пока виртуальная культура находится на стадии становления, участие в этом становлении педагогической науки позволит формировать в виртуале личность».

Какие педагогические возможности присущи новым медиа? Опыт существования в виртуальной реальности обогащает личность новыми образами и эмоциями, знаниями. Виртуальная реальность, обеспеченная новейшими компьютерными технологиями, дает в потенциале возможность формирования у подрастающего поколения и молодежи целостных представлении об окружающем мире, ценностных отношении в этом мире, способность взаимодействия с объектами и процессами, позволяет каждому строить стратегию своей социальной деятельности, самореализации в соответствии с получаемой многоплановой информацией, обеспечивает развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, интуитивного, творческого, теоретического мышления, формирование эстетических вкусов, оценок, что способствует эстетическому воспитанию.

Использование опыта новых медиа открывает новые методические возможности в процессе создания новых форм театрализованных представлений. Дело в том, что новые формы театрализованных представлений уходят корнями в предпочитаемые современными детьми и подростками разновидности виртуальной коммуникации: компьютерные интерактивные игры и формы виртуального общения, такие как форум, чат, блог. Используя представления коллективного сознания о преимуществах новых медиа: свободе, престижности, неформальности, интерактивности, творческой самореализации – новые формы театрализации производят своеобразный «обратный перенос», а именно – позволяют «трансплантировать» данные преимущества виртуальной реальности в живую реальность межличностного общения обучающегося в коллективе. В результате преодолеваются такие свойства виртуальной коммуникации, как имитационность и иллюзорность, но приобретаются такие черты живой социальной коммуникации, как социальная причастность, чувство ответственности, ощущение духовной целостности. В результате в реальную атмосферу коллективного дела (праздника, мероприятия, спортивного состязания и т.д.) транслируются рефлексы гедонистического, релаксационного и развлекательного начал виртуальной, престижной и предпочитаемой детьми и подростками коммуникации.

Кроме того, новые формы театрализации могут помочь активизировать процесс социализации тех категорий детей, которые принято называть особыми. Как известно, такие дети, например, одаренные дети или дети с ограниченными возможностями склонны целиком уходить в виртуальный мир, поскольку общение в реальном мире для них бывает затруднено по объективным обстоятельствам. Поэтому новые формы театрализации становятся для них способом преодолеть данную тенденцию бегства в иллюзию.

Представим вам конкретные мероприятия, заметим, что формы, которые мы рассматриваем (артмоб, батл, квест), имеют столь различные «виртуальные прототипы», структуру и специфику реализации, что создание единого алгоритма их описания и сравнение между собой представляются нам затруднительным на сегодняшнем начальном этапе их существования и осмысления.

5. Батлы в работе с одаренными детьми

Сегодня уже нельзя никого удивить таким понятием, как «одаренный ребенок». Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Такие «необычные» дети живут в соседних дворах, учатся со своими сверстниками в обычных классах или специализированных учреждениях. В сфере образования данная тема широко изучается, внедряются новые формы и методы работы с одаренными детьми.

В общем смысле слова одаренные дети склонны к умственной деятельности. Постоянно испытывая потребность в накоплении и усвоении знаний, они отличаются способностью к абстрактному мышлению, широтой восприятия мира, им присуща хорошо развитая речь, богатый словарный запас, они с легкостью берутся за решение сложных задач и не терпят навязывания им готового ответа. Они высоко организованы и часто самоуверенны, но наряду с этим и гиперчувствительны. Что касается творческой составляющей, одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания и упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. Они склонны к игровой деятельности, к фантазиям, легко включаются в творческую деятельность, обладают хорошим чувством юмора. Их опережающее умственное и физическое развитие, а также любознательность, скорость мышления, память, яркое воображение и изобретательность часто приводят к тому, что они увлекаются тем, что непонятно и неинтересно их сверстникам. Именно поэтому остро стоит проблема межличностных отношений одаренных детей, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования.

Работа с творческими одаренными детьми представляется важным направлением в дополнительном образовании. Целью такой работы является создание благоприятного климата для реализации их повышенных возможностей в творческой деятельности.

Современные формы театрализованной деятельности должны стать приоритетными в работе с такими детьми, так как их новизна, нестандартность будет не только интересна творчески одаренным детям, но будет способствовать созданию благоприятной обстановки для коллективной деятельности, развитию межличностных отношений, реализации себя как творческой личности.

При разработке данной программы учитывались требования к работе именно с данной группой учащихся:

• Высокий профессиональный уровень. Одаренным детям свойственно высоко развитое чувство справедливости. Это предполагает установление ими достаточно высоких требований к себе и окружающим. Кроме этого необходимо создать условия для здоровой конкуренции, в условиях которой они будут чувствовать себя комфортно.

• Высокий авторитет и профессионализм организаторов мероприятия (ведущих мероприятия и мастер-классов, жюри и т.д.). Каждый участник должен чувствовать, что его окружают знатоки своего дела, увлеченные и эрудированные, которые станут не только акцентировать внимание на незаурядных творческих способностях детей, но и умело руководить процессом.

• Атмосфера сотворчества. Кроме формирования каждым участником личностного «сценария победителя», необходимо провести мероприятие, как коллективно-творческое дело, где каждый будет работать на общий творческий результат. Поскольку большой проблемой одаренных детей является их роль в социуме, часто неприятие их сверстниками, необходимо создать благоприятную обстановку для совместной творческой деятельности, партнерских отношений, работе в команде.

• Образовательный аспект. Как было сказано выше, одаренные дети постоянно и неустанно стремятся к получению новых знаний и приобретению навыков. Именно поэтому данное мероприятие должно помочь участникам узнать что-то новое, развить эстетический вкус, испытать свои физические и творческие способности.

Выбор такой новой формы массовых представлений, как батл, обусловили такие отличительные ее черты, как аккумуляция энергии коллектива, организация социального опыта личности, формирование творческого воображения. Это особенно важно для целевой аудитории проводимого мероприятия, одаренных детей, так как именно для таких «необычных» детей необходимо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать их стремление к активному проведению досуга. Все это поможет одаренным детям удержать и развить данный им от природы творческий потенциал.

Целевой аудиторией данного мероприятия были одаренные дети, а основной идеей батла являлось развитие творческих (конкретнее – танцевальных) способностей детей, умение их применять как в подготовленном представлении, так и в условиях, предполагающих импровизацию.

Данное мероприятие носило соревновательный характер. Именно атмосфера соревнования оказала положительное действие на детей и способствовала развитию их творческих умений.

Атрибутика танцевального батла – сценические костюмы, стулья, канат и др. – носила условный минималисткий характер, активно использовались детали костюмов и оформления, создавая смысловую и визуальную целостность мероприятия, погружая в пространство представления, идентифицируя каждого ребенка как участника батла и объединяя детей в команды. Техническое оборудование центра, в котором проводилось мероприятие, позволило обеспечить цельность единого многомерного пространства (на площадке звучала соответствующая музыка, были использованы световые спецэффекты). Особенностью данного мероприятия также стало то, что ведущими и участниками были непосредственно сами дети. Ведущие менялись в зависимости от блока. Это позволило каждому ребенку, меняя роли и адаптируясь под тот или иной образ, применить свои творческие умения и навыки в разных ситуациях и областях деятельности.

В данном сценарии использованы приемы, придающие мероприятию, носящему, по сути, чисто развлекательный характер, особую значимость. Восприятие танцевального батла одаренными детьми регулировалось благодаря использованию нехарактерных для него слов. Прежде всего, это развернутые метафоры «смертельное состязание», «напряженный бой», «ожесточенный батл столетия» и т.д.

Участники танцевального батла через непосредственное участие в формировании действа, через эмоции и переживание смогли открыть идеи и ценности, заложенные в сценарии. Так, в результате проведения данного массового представления каждый ребенок сам для себя осознал свой уровень танцевальных навыков, отметил, какие умения нужно развивать, а также приобрел навык работы в команде, и познавательную информацию о культуре батла, заложенную в сценарии мероприятия.

Режиссерский сценарий данного мероприятия как новой формы театрализованного представления предусматривал использование технических средств коммуникации (проектор, софиты, дым-машины). Это позволило управлять общим настроением аудитории, создавая особую атмосферу, необходимую для успешного взаимодействия и развития творческого потенциала участников.

Таким образом, танцевальный батл, соответствуя всем основным признакам новых форм массовых театрализованных представлений, являет собой удачную форму проведения массового мероприятия для одаренных детей. Данная современная форма театрализованного представления позволяет раскрыть креативную сущность детей, развить их коммуникационные навыки, а также обеспечить умение детей работать в команде.

 

Артмоб как современная форма театрализованных представлений в практике инклюзивного дополнительного образования

 

Артмоб «Рождественский ангел» проводился для детей с ограниченными возможностями. Литературной основой для данного сценария послужила сказка «Ангел, который любил печенье с корицей», написанная современным популярным среди любителей сетературы детским автором Марией Шкуриной и представленная на сайте www.maminiskazki.ru. Автор сказки говорит о своём творчестве: «Я – мама, которая любит придумывать и рассказывать сказки» (см. материалы на сайте http://maminiskazki.ru). Выбор данного произведения в качестве литературной основы сценария обусловлен его бесспорной эстетической ценностью, направленностью на духовный мир ребенка, его потребность в эмоциональном переживании близости чуда.

Концепция и идея данного материала предполагала представление чудес, волшебства и создание самых фантазийных и необычных рождественских ангелов.

Центральным образом мероприятия стал рождественский ангел, у которого была особая миссия (он разносил детям подарки в этот день). Этот ангел очень любил печенье с корицей. Девочка, угостив ангела печеньем, решила помочь ему разнести подарки всем детям. Роль девочки исполнял ребенок с ограниченными возможностями.

В технической концепции мероприятия было создано и сформировано сложное пространство света, звука, движения. Техническая база центра досуга позволяет создать самые различные комбинации света и звука, а также компьютерные и экранные спецэффекты. Весь центр стал большой зимней площадью, где падал снег, звучала рождественская музыка и звон колокольчиков (пространство было не локализовано и как бы расширилось и стало объемным. Атрибутом мероприятия стал рождественский ангел: он появлялся и как актер и технически (несколько ангелов, сделанных в форме больших бумажных макетов появлялись в разных частях площади). Выразительные средства в синтезе создавали особую неповторимую атмосферу – чуда, волшебства. Зрители стали полноправными соучастниками действа, они делали самых разных рождественских ангелов в самых разных местах центра.

Тот смысл, который был заложен в концепции арт-моба, передавался через образ ангела, поэтическую, хореографическую метафоричность текста. Идею о том, что мы можем помочь ангелу раздать всем подарки передавалась и транслировалась, так как в творческих мастерских по изготовлению ангелов велась онлайн-трансляция с помощью мультимедийных средств, а в заключительной части мероприятия на большом экране можно было увидеть все, что происходило на празднике.

Девизом и ключевой фразой сценария арт-моба стало высказывание «Я могу помочь тебе. Ведь в Рождество каждый должен совершить маленькое чудо, так моя мама говорит». Участие в данном арт-мобе даже на индивидуальном уровне (изготовление собственного ангела) способствовало развитию и реализации творческого потенциала зрителей, но особенной воспитательной значимостью обладала коллективная работа, когда дети все вместе изготавливали одного большого бумажного большого ангела. Сюрпризом стала раздача колокольчиков, в которые дети могут позвонить, если захотят встретиться с Ангелом, и он обязательно прилетит к ним на встречу.

Для работы с детьми с ограниченными возможностями форма артмоба была выбрана по нескольким причинам. Во-первых, она предполагает создание временного коллектива, каждый участник которого принимает условия данной акции, выполняет конкретные действия и работает на общий результат. Необходимым условием является ощущение значимости каждого конкретного человека, его творчества, а также сотворчества с другими и, как итог, презентация общего творческого продукта.

Во-вторых, артмоб, в отличие от классического флэшмоба, предполагает процесс подготовки, а это имеет большое значение для ребенка с ограниченными возможностями. Не только спонтанное участие в акции, но репетиционная и подготовительная работа делает процесс адаптации в коллективе и творческом процессе более продолжительным, а, следовательно, эффективным.

И, наконец, артмоб предполагает театрализованное действие, которое поможет каждому участнику приобрести знания в тех или иных областях, «поиграть» и получить положительные эмоции от самого театрализованного действия.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!