Литературное образование как учебная дисциплина.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курганский государственный университет»

(КГУ)

Институт педагогики, психологии и физической культуры

Кафедра педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам

Форма обучения: заочная

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Детская литература и литературное образование дошкольников»

на тему: «Понятие и сущность детской литературы. Литературное образование как учебная дисциплина.»

 

 Выполнили:

 студенты группы ПФЗ – 40219с                              Башкирева С.В.

                                                                                     Ульянова Т.В.

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

 Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 Проверил:

 канд. пед. наук, доцент                                              Е. Б. Бабошина

 

Курган, 2022

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

                 

ВВЕДЕНИЕ  
1. История развития детской литературы 3
2. Детская литература. Основные понятия. 7
3. Назначение детской литературы 10
4. Литература в жизни современного ребёнка 5. Литературное образование как учебная дисциплина                                                   16 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

 

Введение

История развития детской литературы.

Русская детская литература имеет богатую, многовековую историю. Как недавно было установлено, она стала зарождаться на Руси во второй половине XV века, т.е. более пятисот лет назад, когда русский народ завершил борьбу за полное освобождение страны из под иноземного господства. В это время усилился интерес ко всему родному (истории, языку, культуре), о котором можно было узнать не только из преданий и легенд, но и из книг.

Чтобы ускорить процесс обучения грамоте, специально для детей стали перерабатывать известные грамматические статьи: им придавалась форма беседы между учеником и учителем.

В конце XV века и в начале XVI века было создано уже несколько статей, которые специально писались для детей. В них не только сообщались знания, но ставились и разрешались мировоззренческие вопросы. Таким образом, самые первые произведения для детей создавались не только в познавательных, но и в воспитательных целях.

В первой половине XVI века появились такие произведения, которые можно считать самыми отдалёнными предками современной научно-художественной литературы для детей. Среди этих книг выделяется «Сказание о семи свободных мудростях». В ней семь наук, которые в то время изучали в школах всей Европы, как бы сами рассказывали детям о себе.

Так, главная наука того времени - грамматика убеждала детей, что никто не приобретёт доброго имени, почёта и уважения, «не познав и не уразумев» её. Человеку любого возраста принесёт она пользу, так как она «ключ в руке», который «дверь разумения отверзает».

Каждая наука восхваляла себя по своему, всемерно призывая полюбить и изучить её.

Во второй половине XVI в на Руси появилось книгопечатание. До нас дошло 12 детских книг, изданных в XVI столетии. Первой из них была азбука русского первопечатника Ивана Фёдорова.

В других изданиях азбуки помещалась большая статья по истории славянской культуры - о создании славянской письменности и её творцах, братьях Кирилле и Мефодий.

В другие детские книги второй половины XVI в. так же помещались статьи, стихи, познавательный материал, который сделался доступным и интересным юному читателю.

С XVII в. начинается «новый период русской истории», который характеризуется фактическим слиянием всех областей, земель и княжеств в одно целое.

В течении XVII в. происходит формирование отдельных жанров и видов детской литературы, яснее определяется её специфика. Она постепенно отделяется от учебной литературы и становится самостоятельной, приобретает черты образности, занимательности, художественности и приближается к искусству слова.

Теперь детские книги создаются не только «ради младенческого научения», но и для удовлетворения эстетических потребностей детей. Поэтому их рекомендовали читать не только на уроках, но и ради уроков, в свободное от занятия время, для развлечения.

 

До нас дошло не менее 400 рукописных книг XVII в. Они были адресованы читателям разных возрастов. Маленьким читателям предназначались скорописные азбуки. Листы на которых писались, не складывались для переплёта, как современные книги, а подклеивались друг к другу, составляя как бы длинное полотно, доходившее до 15-20 метров. Потом для хранения они сворачивались в трубочку. Поэтому их называли азбука-навертень.

Азбуки-прописи украшали яркими рисунками, писались красивым бисерным почерком. В них, кроме азбуки (алфавита), помещались мудрые изречения, пословицы, поговорки, остроумные загадки, рассказы, целые повести, специально написанные для детей или переработанные для них.

Книги для детей среднего возраста состояли из переплетённых листов, содержали разнообразные материалы, статьи, рассказы из истории, стихи, задачи. Для детей старшего возраста создавались книги, в которые, наряду со стихами, рассказами, повестями, помещали статьи по грамматике, диалекте, риторике, истории и другое.

Большое развитие в XVII в. получает поэзия для детей. Стихи, адресованные детям, были с современной точки зрения, ещё довольно примитивными. Но именно с них начиналась детская литература.

Редкая детская рукописная или печатная книга обходилась без стихотворения. Большинство стихотворений анонимны. Однако некоторые авторы были уже тогда известны, другие установлены теперь. Самым первым детским поэтом на Руси следует считать справщика Московского Печатного двора Саватия. Справщик отвечал за содержание грамотности книги. Поэтому на эту должность назначались самые грамотные люди. Позднее, во второй половине XVII в. стихотворение это широко распространялось через рукописные книги.

 

Быстрыми темпами развивалась детская литература в последнее десятилетие XVIII века. В эти годы издаётся большое количество энциклопедических книг. Несмотря на то, что выходило довольно много детских книг, они не удовлетворяли общего спроса, и маленькие читатели были вынуждены обращаться к произведениям взрослой литературы.

Вместе с тем в XVIII в. были созданы исходные педагогические требования, предъявляемые к детской книге. Значительно расширился тематический и жанровый диапазон литературы для детей.

2. Детская литература

Первые дошедшие до нас сведения о детском чтении восходят к концу X -- началу XI века. В одном из первых оригинальных произведений русской литературы -- «Сказании о Борисе и Глебе» рассказывается о том, с каким интересом читали книги малолетние сыновья князя Владимира Борис и Глеб. О книгах, чтении, о распространении грамоты немало сведений мы находим в новгородских берестяных грамотах. Самое большое количество берестяных грамот осталось и дошло до нас от мальчика Онфима, которому, по предположению ученых, было не больше пяти лет. По ним можно судить, каким способом детей обучали грамоте, какие книги им давали читать.

Почти во всех житийных повестях рассказывается о том, как герои в раннем детстве с увлечением читали книги. Однако специальных книг ни для Бориса и Глеба, ни для Онфима и других детей долгое время не существовало. Дети читали те же книги, что и взрослые. В результате продолжительного отбора в круг чтения детей стали входить произведения, которые в какой-то мере удовлетворяли их, отвечали возрастным особенностям и интересам. Такими были Поучения, Жития, летописные сказания и легенды.

 

Поучения являлись одним из самых древних и популярных жанров, служивших воспитательным целям. Они обычно писались многоопытными людьми на закате жизни, адресовались молодому поколению и служили своеобразным завещанием духовно-нравственного характера. В них автор рассказывал о виденном и слышанном, делился личным опытом, давал советы, излагал кодекс морали своего времени. Поучения писали реально существовавшие, жившие на земле люди. Они отличались лирической теплотой, доступным, живым языком и естественной формой изложения. С конца XI века и до 1125г. было создано самое древнее оригинальное русское произведение этого жанра, написанное Владимиром Мономахом. Выдающийся государственный деятель Киевской Руси изложил в нем своеобразный моральный кодекс своего времени, отличающийся широкими государственными взглядами, благородством, мужеством, уважительным отношением к человеку. Важнейшее место в этом кодексе занимают идеи патриотизма. Еще до появления «Слова о полку Игореве» Владимир Мономах страстно призывал русских князей прекратить междоусобицы и пытался объединить их силы. Эти идеи нашли отражение в его «Поучении». [60, С.84]. Яркость и образность языка, богатство содержания, сердечное, доброжелательное отношение к людям, ясность мыслей, краткость и доступность изложения не могли не привлечь внимания молодых людей к этому произведению. Однако поучения не являлись произведением детской литературы. Детям были интересны, доступны и полезны другие произведения этого жанра, которые входили в круг их чтения на протяжении XI -- XVII веков.

 

Жития были тесно связаны с народным творчеством. В них использовались сюжетные, композиционные приемы и стиль народных сказок, элементы живой речи. Все это дает основание говорить о положительном воспитательно-образовательном воздействии житий на читателей - детей не только Древней Руси, но и последующих эпох. Дети находили в них сведения об окружающем мире, знакомились с природой и географией русских княжеств, с некоторыми событиями и значительными фактами из истории, замечательными людьми - Александром Невским, Довмонтом, Андреем Боголюбским. Жития воспитывали в читателях положительные черты характера: скромность, трудолюбие, целенаправленность, умение преодолевать препятствия, упорство в достижении цели. Большую роль они играли в воспитании любви к просвещению, преклонения перед книгой.

Дети в Древней Руси воспитывались не только на Поучениях и Житиях. В круг их интересов входили исторические легенды о необыкновенных событиях прошлого, которые чаще всего передавались устно из поколения в поколение. Уже в первой печатной книге для детей -- в азбуке Ивана Федорова помещено произведение исторического содержания, так называемое «Сказание Черноризца Храбра», в котором рассказывается о происхождении славянской письменности, о ее создателях Кирилле и Мефодии. Подобные статьи встречались и в рукописных детских книгах.

    Детская литература – это специфическая сфера общей литературы. Принципы. Специфика детской литературы.

Детская литература — часть общей литературы, наделённая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому выделяющаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии. Функциональные виды детской литературы включают учебно-познавательные, этические, развлекательные произведения.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. А.М. Горький называл детскую литературу «суверенной» областью всей нашей литературы. И хотя принципы, задачи, художественный метод литературы для взрослых и детской литературы едины, последней свойственны только ей присущие черты, которые условно можно назвать спецификой детской литературы.

Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная черта ее — органическое слияние искусства с требованиями педагогики. Под педагогическими требованиями подразумеваются, в частности, учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей.

Об особенностях детской литературы как искусстве слова в свое время говорили основоположники теории детской литературы – выдающиеся писатели, критики и педагоги. Они понимали, что детская литература – есть подлинное искусство, а не средство дидактики. По словам В. Г. Белинского, литература для детей должна отличаться «художественной истинностью создания», то есть быть явлением искусства, а авторы детских книг должны быть широко образованными людьми, стоящими на уровне передовой науки своего времени и иметь «взгляд на предметы просвещенный».

 

3. Назначение детской литературы .

Назначение детской литературы — быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе:

Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, возникающими при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает героям, чувствует стихотворный ритм, радуется звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.

Познавательная (гносеологическая) функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит ребенка в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художественные образы, которые обладают высокой степенью обобщения. Они позволяют читателю увидеть в единичном факте, событии или характере закономерное, типичное, всеобщее.

Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Речь идет как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой.

Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Назначение литературы — приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия.

Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе — развивать и воспитывать детей средствами художественного слова. Это значит, что литература для детей в значительной степени зависит от существующих в обществе идеологических, религиозных, педагогических установок.

Говоря о возрастной специфике детской литературы можно выделить несколько групп на основании возраста читателя. Классификация литературы для детей повторяет общепринятые возрастные этапы развития личности человека:

1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассматривая книги, осваивают различные произведения литературы;

2) преддошкольный возраст, когда дети начинают овладевать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в большей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст;

3) младшие школьники — 6—8, 9—10 лет;

4) младшие подростки — 10—13 лет; 5) подростки (отрочество) — 13—16 лет;

6) юношество — 16—19 лет.

Книги, адресованные каждой из этих групп, имеют свои особенности.

Специфика литературы для самых маленьких определяется тем, что она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Для детей этого возраста предназначены книжки‑картинки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, раскраски… Литературный материал для малыша – стихи и сказки, загадки, шутки, песни, скороговорки.

Серия "Читаем с мамой", например, рассчитана на детей от 1 года и включает в себя картонные книжки с яркими иллюстрациями, изображающими незнакомых ребёнку животных. Такая картинка сопровождается либо просто названием животного, которое ребёнок постепенно запоминает, либо коротким стихотворением, дающим представление о том, кто изображён на картинке.В небольшой объём - часто всего одно четверостишие - нужно уместить максимум знаний, при этом слова должны быть предельно конкретными, простыми, предложения - короткими и правильными, ведь слушая эти стихи, ребёнок учится говорить. В то же время стихотворение должно давать маленькому читателю яркий образ, указывать на характерные черты описываемого предмета или явления.

Поэтому написание подобных, на первый взгляд, предельно простых стихов, требует от автора едва ли не виртуозного владения словом, чтобы стихи для самых маленьких могли решить все эти непростые задачи. Не случайно лучшие детские стихи, услышанные человеком в самом раннем возрасте, часто остаются в памяти на всю жизнь и становятся первым опытом общения с искусством слова уже для его детей. В качестве примера здесь можно назвать стихи С. Я. Маршака "Детки в клетке", стихотворения А.Барто и К.Чуковского.

Ещё одна характерная черта литературы для самых маленьких - преобладание стихотворных произведений. Это не случайно: детское сознание уже знакомо с ритмом и рифмой - вспомним колыбельные и потешки, - а потому легче воспринимает информацию именно в таком виде. Вместе с тем, ритмически организованный текст даёт маленькому читателю целостный, законченный образ и апеллирует к его синкретическому восприятию мира, характерному для ранних форм мышления.

Особенности литературы для дошкольников.

 

После трёх лет круг чтения несколько меняется: постепенно на второй план отходят самые простые книжки с короткими стихотворениями, их сменяют более сложные стихи на основе игровых сюжетов, например "Карусель" или "Цирк" С. Маршака. Круг тем естественно расширяется вместе с кругозором маленького читателя: ребёнок продолжает знакомиться с новыми явлениями окружающего мира. Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает всё необычное, поэтому любимым жанром дошкольников становятся стихотворные сказки: дети "от двух до пяти" легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию.

Лучшим образцом таких книг до сих пор остаются сказки К.Чуковского: в игровой форме, на языке, доступном и понятном малышам, они рассказывают о сложных категориях, о том, как устроен мир, в котором предстоит жить маленькому человеку.

В это же время дошкольники, как правило, знакомятся и с народными сказками, сначала это сказки о животных ("Теремок", "Колобок", "Репка" и т.д.), а позже волшебные сказки со сложными поворотами сюжета, с превращениями и путешествиями и неизменным счастливым концом, победой добра над злом.

 

Литература для младших школьников.

 

Постепенно книга в жизни ребенка начинает играть все большую роль. Он учится читать самостоятельно, требует рассказов, стихов, сказок о своем сверстнике, о природе, животных, о технике, о жизни разных стран и народов. Т.е. специфика литературы для младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов читателей. Произведения для детей семи-десяти лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни.

Специфика детской литературы должна выражаться не столько в выборе специальных «детских» тем, да еще поданных изолированно от реальной жизни, сколько в особенностях композиции и языка произведений.

Сюжет детских книг обычно имеет четкий стержень, не дает резких отступлений. Для него характерны, как правило, быстрая смена событий и занимательность.

Раскрытие характеров персонажей должно осуществляться предметно и зримо, через их дела и поступки, так как ребенка больше всего привлекают действия героев.

Требования к языку книг для детей связаны с задачей обогащения словаря юного читателя. Литературный язык, точный, образный, эмоциональный, согретый лиризмом, наиболее соответствует особенностям детского восприятия.

Итак, о специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста. Среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.

 

Литература в жизни современного ребёнка.

 

Искусство для детей - это обширная, многообразная и поистине прекрасная область современной культуры. Она включает в себя детский театр, цирк, радио, видео и телевидение. Но даже в окружении всех этих муз, многие их которых рождены новейшей техникой, одно из древних искусств - литература, а также сопутствующая ей книжная иллюстрация занимает особое место в жизни современного ребёнка.

Дети даже в дошкольном возрасте способны к восприятию эстетической, художественной сущности литературы и магии поэзии. В младшем школьном возрасте эта способность еще более усиливается. Глубокую настоящую радость испытывают маленькие читатели, слушая размеренную, безграничную по словесным богатством речь русской народной сказки, динамичную, звучную, задорную, стихотворную речь С. Михалкова, К. Чуковского или юмористически окрашенную речь Н. Носова.

Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интерес, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма. В.Г. Белинский отмечал, что «хорошая детская книга для детей - это праздник».

Ребенок - это человек, который только ещё входит в боль полный для него неизведанного, заманчивого, интересного.

Художественная книга для детей младшего школьного возраста разнообразна по своей тематике. Она включает в себя народны литературные сказки, повествует о жизни природы, рассказывает и о самих детях, и о взрослых, она заглядывает в самые отдалённые утолки всего земного шара, излагает увлекательные, научные и технические проблемы. Наконец она вводит своих читателей в жизнь человече общества, как прошлого, так и современного, раскрывает перед ними красоту и значение труда в жизни людей. Из книг юные читатели узнают о подвигах своих отцов и дедов.

Нередко произведения, первоначально адресованные взрослым, в тех случаях, когда они оказываются доступными пониманию детей, надолго, а иногда и навсегда переходят в круг детского чтения. Известно например, что сказки Пушкина, без которых мы не мыслим сейчас детскую литературу, предназначалась в первую очередь для взрослых, а не для детей. То же самое можно сказать и о баснях Крылова, отдельных лирических произведениях Лермонтова.

Детской литературой принято именовать то, что специально создано для детей, а кругом детского чтения - всю литературу, читаемую детьми. Естественный процесс расширения круга детского чтения обогащает детскую литературу, усиливает её идейно-воспитательную гражданственную, патриотическую значимость, патриотическую значимость, потому что книги, пришедшие в детскую литературу из общей литературы, вводят детей в круг проблем и задач большой «взрослой» жизни.

Настоящая литература призвана решать задачи нравственного воспитания. Детская литература обращена к растущему человеку. Поэтому, говоря о педагогических требованиях, предъявляемых к детской литературе, мы должны иметь в виду органическое соединение в ней воспитательной, познавательной и эстетической секции, обязательный учет возрастного уровня юного читателя.

Выдающиеся литераторы разных эпох принимали участие в строительстве здания детской литературы, в формировании круга детского чтения.

Это были Пушкин и Крылов, Чуковский и Одоевский, Погорельский и Ершов, Л. Толстой и Некрасов, Чехов и Мамин-Сибиряк, Бианки и Пришвин и многие, многие мастера художественного слова.

В детское чтение вошли произведения Гоголя, Лермонтова, Кольцова, Тургенева, Достоевского, Гаршина, Короленко и многих современных поэтов и писателей, творчество которых рассматривается в соответствующих обзорных главах.

Неоценимый вклад в развитие детской литературы внесли многие передовые деятели русской культуры и общественной мысли. Яркий след в истории детской литературы оставил выдающееся русский просветитель XXIII века Новиков. Лучшее, что было создано в области теории и критики детской литературы XIX века, принадлежат Белинскому, Чернышевскому и Добролюбову.

Будучи частью общей литературы, детская литература выросла в борьбе передовых реалистических и демократических течений против направлений, служивших целям реакции, классового угнетения.

Современная литература явилась достойной преемницей замечательных традиций передовой детской литературы. Эти традиции передовой детской литературы были укреплены, развиты и обогащены. Для детей писали В. Маяковский, А. Толстой, А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, Б. Житков, В. Бианки, Л. Кассиль, В. Катаев, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов и многие другие художники.

Книга для детей младшего возраста - это книга иллюстрированная. В такой книге литература и графика оказываются в неразрывной связи, в гармоническом единстве, создают неповторимый синтез искусств, так необходимых читателю-ребёнку. Поэтому изучение литературы предполагает одновременное изучение творчества художников детской книги. Этому в пособии и учебниках посвящена специальная глава «Художники - иллюстраторы детских книг».

Учащиеся начальных классов изучают литературу на уроках чтения, а также в процессе внеклассного чтения. На уроках школьники приобретают не только навыки правильного, достаточно быстрого и осмысленного чтения текстов, но и учатся воспринимать сущность литературного произведения, знакомятся с жанрами литературы, у юных читателей вырабатывается умение связать прочитанное с окружающей жизнью: они наблюдают разнообразные явления природы, факты общественной жизни, труд взрослых. Уроки чтения оказывают огромное влияние, воспитательное воздействие на учащихся, способствуют формированию их нравственных и эстетических идеалов.

В воспитании этих качеств у учеников также большое имеет иллюстрирование художественных произведений и художественном оформление учебников.

ВНЕКЛАСНОЕ ЧТЕНИЕ

Внеклассное чтение является продолжением и расширением работы, проводимой на уроках чтения. На этих занятиях углубляются знания, развиваются читательские интересы детей, их индивидуальные способности и склонности. У школьников пробуждается активность и любознательность, они приобретают навыки работы с книгой, учатся отбирать необходимую литературу. В процессе внеклассного чтения учащиеся шире постигают жанровое многообразие литературы, знакомятся с рекомендательной библиографией, с различными сериями книг, выпускаемые для детей, прочитывают лучшие книги русских, узбекских и зарубежных писателей.

Преподаватель руководит внеклассным чтением, учитывая интересы и запросы, возраст детей, организует их в огромном мире детской литературы, помогает в выборе книг, способствует более глубокому постижению как отдельных произведений, так и особенностей творчества писателей и поэтов в целом. Всё это предполагает широкую осведомлённость учителя в вопросах детской литературы, её истории, основных проблемах и конкретных явлениях.

Научить детей глубокое восприятию во всех её аспектах, развить в них художественный, эстетический вкус, воспитать патриотов своей Родины, таков ответственный и почетный долг учителя.

Духовным потенциалом для подрастающего поколения является художественная литература и от учителя требуется много труда и знания, чтобы прекрасные творения художников слова дошли и были восприняты нашими детьми.

Детская литература – своеобразная область общей литературы. Принципы. Специфика детской литературы.

Детская литература — часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии. Функциональные виды детской литературы включают учебно-познавательные, этические, развлекательные произведения.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. А.М. Горький называл детскую литературу «суверенной» областью всей нашей литературы. И хотя принципы, задачи, художественный метод литературы для взрослых и детской литературы едины, последней свойственны только ей присущие черты, которые условно можно назвать спецификой детской литературы.

Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная черта ее — органическое слияние искусства с требованиями педагогики. Под педагогическими требованиями подразумеваются, в частности, учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей.

Об особенностях детской литературы как искусстве слова в свое время говорили основоположники теории детской литературы – выдающиеся писатели, критики и педагоги. Они понимали, что детская литература – есть подлинное искусство, а не средство дидактики. По словам В. Г. Белинского, литература для детей должна отличаться «художественной истинностью создания», то есть быть явлением искусства, а авторы детских книг должны быть широко образованными людьми, стоящими на уровне передовой науки своего времени и иметь «взгляд на предметы просвещенный».

Назначение детской литературы — быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе:

1. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, возникающими при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает героям, чувствует стихотворный ритм, радуется звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.

2. Познавательная(гносеологическая) функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит ребенка в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художественные образы, которые обладают высокой степенью обобщения. Они позволяют читателю увидеть в единичном факте, событии или характере закономерное, типичное, всеобщее.

3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Речь идет как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой.

4. Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Назначение литературы — приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия.

Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе — развивать и воспитывать детей средствами художественного слова. Это значит, что литература для детей в значительной степени зависит от существующих в обществе идеологических, религиозных, педагогических установок.

Говоря о возрастной специфике детской литературы можно выделить несколько групп на основании возраста читателя. Классификация литературы для детей повторяет общепринятые возрастные этапы развития личности человека:

1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассматривая книги, осваивают различные произведения литературы;

2) преддошкольный возраст, когда дети начинают овладевать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в большей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст;

3) младшие школьники — 6—8, 9—10 лет;

4) младшие подростки — 10—13 лет; 5) подростки (отрочество) — 13—16 лет;

6) юношество — 16—19 лет.

Книги, адресованные каждой из этих групп, имеют свои особенности.

Специфика литературы для самых маленьких определяется тем, что она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Для детей этого возраста предназначены книжкикартинки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, раскраски… Литературный материал для малыша – стихи и сказки, загадки, шутки, песни, скороговорки.

Серия "Читаем с мамой", например, рассчитана на детей от 1 года и включает в себя картонные книжки с яркими иллюстрациями, изображающими незнакомых ребёнку животных. Такая картинка сопровождается либо просто названием животного, которое ребёнок постепенно запоминает, либо коротким стихотворением, дающим представление о том, кто изображён на картинке. В небольшой объём - часто всего одно четверостишие - нужно уместить максимум знаний, при этом слова должны быть предельно конкретными, простыми, предложения- короткими и правильными, ведь слушая эти стихи, ребёнок учится говорить. В то же время стихотворение должно давать маленькому читателю яркий образ, указывать на характерные черты описываемого предмета или явления.

Поэтому написание подобных, на первый взгляд, предельно простых стихов, требует от автора едва ли не виртуозного владения словом, чтобы стихи для самых маленьких могли решить все эти непростые задачи. Не случайно лучшие детские стихи, услышанные человеком в самом раннем возрасте, часто остаются в памяти на всю жизнь и становятся первым опытом общения с искусством слова уже для его детей. В качестве примера здесь можно назвать стихи С. Я. Маршака "Детки в клетке", стихотворения А.Барто и К. Чуковского.

Ещё одна характерная черта литературы для самых маленьких - преобладание стихотворных произведений. Это не случайно: детское сознание уже знакомо с ритмом и рифмой - вспомним колыбельные и потешки, - а потому легче воспринимает информацию именно в таком виде. Кроме того, ритмически организованный текст даёт маленькому читателю целостный, законченный образ и апеллирует к его синкретическому восприятию мира, характерному для ранних форм мышления.

Литература — совокупность эстетически значимых и прецедентных текстов, определяемых культурным опытом народа. Литературный процесс — совокупность публицистических и художественных текстов, существующих синхронно за определенный временной период. Литература формируется в результате общественного договора.

Детская литература – это комплекс произведений, созданный специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития. В быту детской литературой считаются все книги, которые читают дети.

Детская литература – предмет, изучающий историю литературы, которая изначально адресована детям, а также литературу, которая будучи не предназначена детям, но с течением времени включается в круг детского чтения. Для детей – Айболит, Корнея Чуковского, а в кругу детского чтения - Робинзон Крузо (присутствует увлекательный приключенческий сюжет).

Детская литература как совокупность письменных произведений, адресованных детям появилась на Руси в 16 в, для обучения детей грамоте.

Основа ДЛ – это УНТ, как неотъемлемая часть народной культуры и христианства. Первые печатные книги на Руси – азбука и Евангелие.

Цели детской литературы:

• Развитие языковой картины мира

• Формирование понятийного аппарата

• Система ценностей

• Становление личности

• Развитие грамотности

Задачи детской литературы:

• обучение эстетике и этике

• формирование языковой компетенции

определение и формирование коммуникации между ребенком и взрослым.

 

 

Литературное образование как учебная дисциплина.

 

Литературное образование в школе предполагает, прежде всего, формирование читательской культуры учащихся, когда чтение становится частью самой жизни. Если чтение не станет обыденным делом, потребностью, привычкой, то невозможно сохранить национальную культуру, не будет полноценного развития. Сейчас, молодое поколение без особого желания берёт в руки книгу: их всё больше интересует Интернет со всевозможными играми. Горько осознавать, что нынешнее поколение пройдёт мимо великой русской литературы, которая была создана удивительными мастерами слова.

Хотелось бы, чтобы знакомство с произведениями художественной литературой происходило бы в первые годы жизни, когда малыш ещё находится в колыбели, а мама, бабушка рассказывали бы маленькому человечку стишки, сказки. Нужно заинтересовать ребёнка с самого рождения. Затем эту трудную работу должны продолжить детский сад, школа, а потом это будет уже ежедневной потребностью человека, который не сможет прожить без книги. Книги – зеркало общества. В более широкой интерпретации художественная литература – это те написанные произведения, которые представляют художественную ценность и имеют эстетическое значение. Следовательно, в современной школе литература как учебный предмет необходима.

В русском языке слово «литература» появилось во второй половине 18 века. Первоисточником является латинское слово «буква». Затем было образовано латинское слово «literature», что означает «рукопись», «сочинение». В современном русском языке это слово имеет следующее значение:

• письменность, совокупность письменных произведений;

• совокупность художественных произведений, получивших письменное отражение;

• совокупность печатных произведений, которые относятся к той или иной отрасли науки или искусства.

Нас в данном случае интересует литература как учебный предмет в современной школе. Без этой школьной дисциплины, безусловно, не было бы полноценного образования.

Первое знакомство с книгой у ребёнка начинается задолго до школы, когда родители показали своему малышу красочные картинки. Затем с книгой в руке, делая неуверенные шаги, ребёнок идёт вперёд, узнавая новое, неизведанное. Так поэтапно, ступенчато идёт ознакомление и изучение литературы. Первая ступень-это начальная школа. Затем среднее звено (5-9 классы). Среднее звено, в свою очередь, делится на два этапа: 5-7 и 8-9 классы. В 5-7 классах «литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимания текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию».

Программы 5-7 классов построены на хронологической основе: от фольклора и литературы прошлого - к современности. Произведения зарубежной литературы изучаются параллельно с произведениями родной литературы. В программы включены разделы для самостоятельного чтения, сведения по теории литературы. Программы 8-9 классов построены таким же образом. В них даны биографические сведения о писателях, но усложнен материал. В основе такого деления лежат разработанные психологами представления о периодах развития школьника.

Изучая литературу, школьники учатся внимательно читать произведения, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, доказывая это словами из текста или критической статьи, анализировать, сопоставлять и т. д.

Вокруг человека много неизведанного, загадочного, прекрасного и удивительного. Нам везде хочется побывать, всё увидеть, услышать, мы всё желаем «примерить» на себя. И в этом нам поможет книга, особенно художественная литература. И такую услугу предоставляет школа, где учат работать не просто с книгой, а – глубокому чтению художественных тексов, которые плодотворно влияют на личность школьника, его развитие.

И поэтому в федеральном базисном учебном образовательном плане для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривается обязательное изучение литературы. На этапе основного общего образовании предлагается 455 часов, в том числе: в 5 - 6 классах — 105 часов, в 7 классе — 70 часов, в 8 классе — 70 часов, в 9 классе — 105 часов. А в старших классах на (базовом уровне) - 105 часов, а в профильных классах -175 часов, это 5 уроков в неделю.

Современной школе необходима такая дисциплина как литература, потому что только она может разбудить и укрепить в человеке человеческое.

 

Отражение образовательных и воспитательных задач школы в курсе литературы.

Что такое задача? В «Этимологическом Словаре Русского Языка» дано такое толкование этому слову: «задача – старославянское слово, означающее «zadat»-задать. В древнерусский язык слово пришло из старославянского и получило распространение в 11 веке. Задачей называют какую-то проблему, требующую решения».

Учитель, работающий в школе, должен чётко знать, какие нужно ставить образовательные задачи при изучении литературы в школе. Они следующие:

• развить потребность в общении с книгой через систематическое чтение художественного произведения;

• развить эмоциональную сферу восприятия учащегося текста;

• научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы и размышлять над ними;

• научить понимать идейный смысл произведения и способы его воплощения, художественную структуру произведения и средства, используемые автором;

• включить ученика в творческую деятельность с усилением самостоятельности от класса к классу.

Сейчас, когда школы работают по стандартам второго поколения, любой учитель, идя на урок, ставит не только перед учащимися цели и задачи, но и перед собой. Во-первых, он должен создать для них определённые условия для успешного овладения темы. Во-вторых, помогать и направлять учеников, чтобы большую часть информации они получали не в готовом виде, а сами добывали определённые знания по данной теме.

Начиная с начальной школы и заканчивая 11 классом, учителя, когда составляют учебную программу по литературному чтению и литературе, планируют определённое количество часов на развитие речи. Это обязательная составляющая в программе, так как на протяжении всех лет обучения в школе учащийся должен научиться составлять план своей творческой работы, подбирать цитаты из художественного произведения, работать с критическими статьями, высказывать свою точку зрения, выстраивать свою работу в строго композиционной последовательности. Школьники должны при написании творческой работы знать типы и стили речи, уметь составлять рассказы, писать сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения и…

Особое место отводится 9 классу. Во-первых, это выпускной класс основной средней школы, который должен обобщить и систематизировать полученные знания, во-вторых, это переходный этап к старшей системе обучения: историко-литературный, жанрово-родовой принцип.

В 10-11 классах вставятся уже такие задачи:

• научить анализировать произведения, выявлять его не приходящий общечеловеческий и конкретно-исторический и актуальный взгляд данной эпохи;

• научить анализировать и осознавать собственное восприятие художественного произведения, оценивать его художественное достоинство;

• сообщить знания о выдающихся художественных произведениях и показать их место и роль в историко-культурном и литературном процессах.

Но литература – это ещё и дисциплина воспитательного и эстетического цикла. Она должна воспитать не просто школьника, а гражданина, человека, способного видеть прекрасное, уметь сопереживать, сочувствовать, откликаться на чужую боль, радоваться, ненавидеть и многое другое. Литература даёт возможность отличать добро от зла, правильно самому поступать в тех или иных ситуациях.

Таким образом, задачи, поставленные при изучении литературы, актуальны. Все: и учителя, и учащиеся - должны работать на конечный результат: итоговую аттестацию, а выпускники должны уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

 

Место литературы среди других школьных предметов

Литература занимает особое место среди всех школьных дисциплин, так как она относится к предметам эстетического цикла: музыке и изобразительному искусству, которые изучаются в начальной школе и 5-6 классах.

Современные программы по литературе построены таким образом, чтобы учащиеся, когда переходят из начальной школы в среднее звено, имели определённые основы читательской культуры, умели выразительно читать, пересказывать, делать простейший анализ изученного произведения. Далее, уже в среднем звене, они, развивая дошкольный опыт и опыт начальной школы, осваивают художественное произведение как целостную структуру, как творение конкретного автора, жившего в ту или иную эпоху. А в старших классах литература - это единственный предмет, на который возлагается художественное воспитание школьников. Но и в средних и в старших классах литература тесно взаимодействует со многими школьными дисциплинами: русским языком, историей, обществознанием и т. д. Для того чтобы понять художественное произведение, правильно его проанализировать, дать оценку, нужно знать время, в которое жили писатель и его герои. А для этого нужны знания, полученные школьниками на других уроках, нужен жизненный опыт.

Два предмета, русский язык и литература, не могут обходиться друг без друга. При написании программ по русскому языку и литературе учитель обязательно включает такие разделы как «Развитие речи». Школьники должны научиться строить не только диалогическую, монологическую речи, но и – письменную речь.

Литература также прочно связана и с другими школьными курсами, как история и обществознание. Не зная социальных проблем, законов общественного развития, истории своей страны, людях, которые вершили эту историю, изучение и понимание литературы было бы невозможным. Поэтому эти две школьные дисциплины не могут обходиться без литературы, помогающей увидеть закономерности общественного развития в сложном течении жизни, в единстве «судьбы человеческой и судьбы народной». Таким образом, невозможно разобраться и правильно проанализировать школьные произведения, не зная исторической эпохи, истории создания, например, романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» или романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

В учебниках литературы даются для учащихся разноплановые задания, направленные на развитие познавательной и эмоциональной сферы школьников, полноценного восприятия литературного текста, на включение школьников в активную не только речевую и творческую деятельности, но и поисковую.

Следовательно, литература занимает важное место среди других школьных дисциплин.

 

 

Заключение

Во все времена человек, живущий на нашей планете, хотел рассказать о том, что он видел, делал, что его пугало, чем он восхищался, и что бы ему хотелось поведать другим. Поэтому уже в то время первобытный человек сделал свой первый шаг в мир литературы: это его наскальные рисунки. И эти шаги ведут нас дальше, чтобы мы, живущие в 21 веке, каждый раз открывали тайны творчества писателей, умеющих с помощью слова переносить читателей в далёкие миры разных исторических эпох, будить фантазию, вызывать целую радугу чувств: радость, восхищение, недоумение, огорчение, сострадание судьбе героев.

И только литература как учебный предмет поможет нам познать эти тайны, научит лучше разбираться в собственных ощущениях, понимать героев, давать оценку их поступкам, научит нас жизни. Вместе с тем литература – это кладезь, сокровищница и мастерская самых высоких образцов речи. Нам, учителям русского языка и литературы, нужно постоянно находиться в поисках, чтобы заинтересовать школьников книгой, мы должны сохранить достоинство национальной культуры. Ведь литература выполняет по своему содержательному потенциалу приоритетную роль в социальном и нравственном становлении личности, в формировании её ценностных ориентиров.

А. Т. Твардовского по этому поводу написал: «Литература в школе – это литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя». Он, я уверена, указал на самую суть литературы как учебного предмета в современной школе, который формирует, воспитывает читателя, направляет его деятельность и развитие.

 

 

Список литературы

1. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы. – М.: Академия А, 1999. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.

2. Методика преподавания литературы: Учебник для педвузов / под редакцией. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. В 2 ч. – М., 1994.

3. Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981.

4. Литературное образование в сельской школе в контексте стандартов нового поколения: учебно-методическое пособие /Г. М. Губова. – Чита: ЗабКИПКРО, 2012. -94 с.

5. Методика преподавания литературы в школе (курс лекций)

6. Теория и методика преподавания литературы. Краткий конспект лекций.

7. Методика преподавания литературы: Учебник для педагогических вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с.

8. Шевцова. Л. И. Методика преподавания литературы. Учебно-методический комплекс для студентов филологического факультета.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!