Китайская художественная культура



ДОКЛАД

По истории искусств на тему

“Искусство Древнего Китая”

Выполнила студента 2Ж-Б

Петухова Екатерина

 

Ритуальные сосуды

Нормы и ценности китайской культуры, её духовные идеалы и традиции весьма своеобразно преломились в китайском искусстве, выразившем их в художественной форме.

Китайская письменность появляется лишь во 2-м тыс. До н.э., поэтому в ранние периоды истории и культуры Китая особое значение имели блюда, сосуды, чаши, амфоры и кувшины, которые вначале делались из глины, а в период Шань-Инь - из бронзы. Эти изделия играли важную роль в погребальных культурах и церемониях, а также становились средствами культурного общения, своеобразными сборниками знаний. По рисункам на них люди читали, как по книгам. Это определяло особенности композиции и ритма их орнамента, характер рисунка. Так, в древности сосуды украшались изображениями рыб, оленей, ящериц, черепах и птиц. Затем появились луна, звёзды, воды, что было связано с накоплением все большего числа знаний об окружающем мире. Поэтому постепенно геометрические мотивы становятся преобладающими при росписи сосудов, подчиняя себе зооморфные и растительные мотивы.

Ещё более отчетливо символическое значение подобных сосудов стало заметно после появления бронзового литья, которое сами китайцы ценят выше всех остальных своих творений в области художественного творчества. Массивные и тяжеловесные бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношения духам предков и духам природы, украшались геометрическим орнаментом, составляющим лишь фон, на котором изображались узоры - барельефы быка, барана, змеи, птицы или дракона. Ручки, крышки и углы таких сосудов делались в виде бычьих голов и туловищ драконов, а на самих сосудах изображались колючие зубцы, плавники и чешуя, что приумножало их магический смысл.

Древнекитайская бронза так необычна по своим размерам, узорам и очертаниям, что её спутать с изделиями других культур очень сложно. Геометрический орнамент отличался большой графической точностью, сложностью, разнообразием ритмических сочетаний. Выполненные в бронзе сосуды обычно покрывались целиком легкой линейной гравировкой, фоном для которой служил меандр - орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей, символизирующих гром и облака. На основе этой гравировки вырастали новые узоры, сделанные уже в высоком, выпуклом рельефе. Весь узор оказывался настолько многослоен, что поверхность бронзовых изделий словно оживала под беспрерывным движением вылезающих отовсюду звериных голов.

В отличие от узоров на гончарных изделиях важнейшими составными частями орнаментов бронзовых изделий стали птица и дракон, посылающие на землю дожди; цикада, предвещающая урожай; бык и баран, несущие людям сытость и богатство. Зачастую изображённые звери приобретали собирательный облик, составленный из черт важнейших животных - защитников и охранителей. Иногда сосуды изготавливали в форме зверей и птиц, оберегающих человека, - совы, тапира, тигра, и вся их поверхность заполнялась выступами и узорами, не оставляющими пустых мест. Все эти формы и узоры отразили новые представления об упорядоченности мира. Разделенные узорчатыми ребрами, ясно определяющими четыре стороны света, сосуды в верхней и нижней частях включали в себя изображения стихий неба и земли, а также пять первоэлементов мира - воду, землю, дерево, огонь и металл. Постепенно с развитием письменности и созданием книг классической китайской образованности магическое и ритуальное значение бронзовых сосудов стало падать, за ними сохранялась лишь их утилитарная роль.

 

    

 

Китайская художественная культура

Периодом высшего расцвета китайской художественной культуры стал Традиционный Китай. Тогда выросшее на основе древних традиций китайское искусство шагнуло далеко вперёд в своём стремлении отразить действительность. Именно в это время китайские художники сумели создать неповторимые по мастерству и поэтичности художественные образы, отмеченные тонким вкусом и изяществом. Художественная культура приобрела тогда яркую самобытность и присущие только ей характерные особенности, которые отличают её от всех других культур.

Одно из своеобразий китайского искусства состоит в том, что в нём живопись, поэзия и каллиграфия не знают тех границ, которые обычно разделяют эти виды искусства. Это позволяет говорить о своеобразном синкретизме китайского искусства. Эти три вида искусства вдохновляются и определяются природой иероглифического выражения как и с помощью одного и того же инструмента - кисти - отражают глубину бытия. Как в живописи, так и в поэзии каждый штрих, изображающий ветку дерева или персонажи, всегда должен быть живой формой. Именно это стремление к выявлению сути присуще каллиграфии, поэзии, живописи. В этом сказывается стремление китайцев к гармонии и единству мира. В этом проявляется и практичность китайского искусства, которое одновременно достоверно и глубоко символично.

Склонность к символизации - одна из типичнейших черт китайского искусства, вызванная желанием приостановить и обобщить в символической форме длительный человеческий опыт в постижении внутренней сути вещей. Принципы символического построения произведения лежат в основе китайской живописи и поэзии, воссоздающих в образной форме миниатюрные модели мира. Каждый элемент древнекитайской живописи символичен (сосна - символ долголетия, бамбук - стойкости, мужества, аист - одиночества и святости). Восприятие такого произведения требует особого умения обнаруживать контексты, объединяя символические образы в единую эстетическую картину.

Но при всем своем символизме китайское искусство очень достоверно, ибо отражает мир не как видится художнику, а как он есть.

Китайское искусство очень практично. Так, китайцу не придет в голову использовать колонну как декоративный элемент, она непременно будет частью несущей конструкции здания. Так же обстоит дело и с живописными произведениями, которые либо являются частью домашней утвари, либо несут в себе глубокий философический смысл и поэтому полностью лишены декоративного начала, не могут восприниматься с позиции любования, а требуют внимательного вглядывания и погружения в суть изображенного, являясь искусством для образованных людей.

Каллиграфия и “четыре драгоценности”

Особое значение в Китае имеет каллиграфия, часто ставящаяся даже выше живописи. Человек, мастерски владевший кистью, вызывал всеобщее восхищение. Знаменитые каллиграфы, как правило, были одновременно поэтами и живописцами. Их рукописи ценились наравне с самыми лучшими картинами, изучались, копировались.

Самое главное в иероглифе - это отражение духа человека, изобразившего этот знак. Очень важным понятием китайской культуры является ци (чи) - интегральная функция всего человеческого организма, его энергии, тонуса жизненности. Ци проявляется в своеобразии каллиграфического рисунка иероглифа, в его нервности и благостности, что позволяет определить душевное состояние автора, структуру его личности. Поэтому, занимаясь каллиграфией, каждый китаец заново открывает внутреннюю гармонию своего Я, вступает в общение со Вселенной.

В китайской эстетической теории выделяются четыре свойства каллиграфических линий: кость, мясо, мускулы и кровь, то есть структура иероглифа, его внутренняя композиция, наполненность туши, толщина линий. Красота иероглифа - в выразительности пластических элементов, в нахождении равновесия, в динамичности, в отсутствии застывшей симметрии.

Благоговейно относясь к написанному слову, китайцы высоко ценят не только почерк, но и цвет и качество бумаги, туши и кисти. В китайском языке существовало даже выражение “четыре драгоценности”: библиотека, тушь, бумага и кисточка с тушечницей.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!