Изобразительное искусство и архитектура.
Г.
Занятие № 16
Тема занятия: Мировая культура во второй половине XX – начале XXI вв.
Актуальность. Послевоенный период развития человечества определяло беспрецедентное ускорение и углубление научно-технического прогресса, его проникновения в новые отрасли производства, преобразование науки в непосредственную производительную силу. Во второй половине ХХ в. человечество вступило в эпоху современной научно-технической революции
(НТР). Практически во всех научных областях были предприняты многочисленные открытие. Особенно важным было то, что разрыв между научным открытием и его производственным использованием все более сокращался. О значении этого фактора свидетельствуют общие расходы на исследования и разработки, которые во всем мире составляли, например, в 1988 г. около 500 млрд дол. Из них львиная доля приходилась на индустриальные страны, в том числе на США – 140 млрд., Западную Европу и Канаду вместе – 90 млрд., Японию – 50 млрд. долларов.
Развитие мировой культуры на рубеже XX–XXI вв. характеризуется сочетанием самых разных форм и художественных направлений. Бурное протекание глобализационных процессов; динамичное развитие науки и техники; уплотнение исторического времени, в результате которого стиль жизни и облик окружающей действительности кардинальным образом меняются в течение жизни всего одного поколения, чего не наблюдалось никогда прежде; беспрецедентные по масштабу перемены в политической и социально-экономической сферах – все это накладывает существенный отпечаток на специфику современной культуры европейского региона.
|
|
Цели:
обучающие: определить особенности развития культуры во второй половине ХХ – начале XXI вв., охарактеризовать основные направления НТР и их влияние на жизнь; охарактеризовать особенности культурной жизни Западной Европы и США в данный период;
развивающие: способствовать развитию умения сравнивать и сопоставлять общее и особенное в развитии искусства; делать выводы;
воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к истории.
Актуализация знаний студентов:
– Как вы понимаете понятие «культура»?
– Какова роль принадлежит народу и отдельным лицам в создании культурных достижений?
– Какие факторы способствуют развитию культуры?
– Каковы последствия становления единого информационного пространства?
– Что такое постиндустриальное общество?
– Как складывается информационное общество?
– Какие направления развития становятся ведущими?
Изучение нового материала
План
1. Развитие науки и техники.
2. Новые черты культуры.
3. Изобразительное искусство и архитектура.
|
|
4. Массовая и элитарная культура.
Развитие науки и техники.
Основой развития экономики передовых стран мира во второй половине XX в. стали достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперед совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры и телевизоров. Стало возможным и массовое производство товаров длительного пользования для населения – автомобилей, холодильников, микроволновых печей и т.д. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность животноводства. Научные открытия вели к созданию таких новых транспортных средств, как реактивная авиация и космические ракеты.
В 70-е гг. XX в. начался новый этап научно-технической революции. Наука полностью сливается с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. Еще одной чертой данного этапа стало резкое сокращение сроков между научным открытием и его внедрением в производство. Своеобразным символом этого времени стал персональный компьютер, который с последних десятилетий XX в. стал неотъемлемой частью как производства, так и частной жизни в развитых странах. Появление Интернета сделало общедоступной огромное количество информации. Микропроцессоры начали широко применяться для автоматизации производства. Огромные перемены произошли в средствах связи. Здесь появились факсы, пейджеры, сотовые телефоны. Принципиально новыми устройствами являются также копировальные аппараты (ксероксы), сканирующие устройства и т.д.
|
|
Ярчайшие достижения науки второй половины XX в. связаны с освоением космоса. Запуск СССР в 1957 г. искусственного спутника Земли и полет в 1961 г. Юрия Гагарина дали толчок к советско-американской гонке в исследовании космоса. Достижениями этой гонки стали: выход человека в скафандре в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере, Марсе, полет человека на Луну, создание орбитальных космических станций и многоразовых космических кораблей и т.д. После распада СССР интенсивность космических исследований заметно снизилась, однако они продолжаются. Так, началось создание Международной космической станции, в котором принимают участие США, Россия, страны ЕС и др.
|
|
Основной упор на современном этапе научно-технического прогресса делается на т.н. нанотехнологии, новые источники энергии, на всеобщую автоматизацию и проч.
Мир вступил в эпоху постиндустриального общества . Это общество характеризуется первостепенностью высоких технологий, информатизацией и компьютеризацией всех сфер жизни общества . Высокие технологии должны ещё больше облегчить повседневный быт и труд человека. Интернет стал неотъемлемой частью человеческого общества. Появился новый способ общения. Жизнь человека практически перестала составлять какую-либо тайну от окружающих. Информационное общество – это общество XXI века и последующих за ним веков.
Наступившее в настоящее время постиндустриальное общество характеризуется не только всеобщей информатизацией, но и тем, что главным своим ресурсом признает человека, вернее, его интеллектуальные способности. Именно учёные, а не военные стали более цениться на современном этапе человеческого развития.
С другой стороны, нельзя не отметить и минусы научно-технического прогресса. Наука не только стала обслуживать человека, но и стала служить военным. Именно в ХХ веке мир «познакомился» с такими новыми видами вооружения, как атомная, водородная и нейтронная бомба. Появилось ядерное оружие. С развитием техники появились новые виды «устройств для убийства».
Таким образом, научно-технический прогресс помогает людям (хотя многие считают, что такая помощь приведёт к окончательной замене человека машиной), и в то же время может и погубить его.
Новые черты культуры.
В 40–50-е гг. XX в. главной темой произведений искусства являлась прошедшая война. Событиям войны были посвящены памятники и монументы, литературные произведения, важнейшее место военная тема занимала в кинематографе, музыке, живописи. Во Франции к теме войны обращались писатели Л.Арагон, П.Элюар, А.Лану. В Германии главной стала тема преодоления нацистского прошлого (тема «расчета с прошлым»). В ГДР вышли такие романы, как «Пляска смерти» Б.Келлермана, «Мертвые остаются молодыми» А.Зегерс. В ФРГ с огромной силой эти проблемы были подняты в произведениях ставшего впоследствии всемирно знаменитым писателя Г.Бёлля (роман «Где ты был, Адам?»). Об этом же писали в своих произведениях немецкие писатели, жившие в годы войны в эмиграции (Т.Манн, Э.Ремарк).
Для всех этих произведений характерен реалистический подход. Это же отличает творчество американских писателей того времени У.Фолкнера, Э.Хемингуэя. Реализм в литературе сохранялся и позже.
Подобные явления наблюдались и в кинематографе. После войны огромную известность получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Первым из них стал фильм Р Росселини «Рим – открытый город» об участниках движения Сопротивления. В 60–70-х гг. XX в. в Италии снималось немало фильмов, обращенных к социальной и политической тематике. В них остро ставились проблемы власти и справедливости, свободы и анархии.
Важнейшую роль в кинематографе играли США. Среди американских фильмов также немало таких, которые обращались к актуальной социально-политической тематике. Так, многие выдающиеся произведения посвящены войне во Вьетнаме («Возвращение домой» Х.Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф. Копполы, «Взвод» О.Стоуна). Однако в США преобладают фильмы развлекательных жанров – вестерны, боевики, детективы, фильмы ужасов, фантастические фильмы, мелодрамы, комедии. Классическими здесь стали «Звездные войны» Дж.Лукаса, «Крестный отец» Ф.Копполы, «Терминатор» и «Титаник» Дж. Камерона и др. Некоторые из подобных фильмов затрагивают острейшие проблемы, в том числе в критическом плане оценивают состояние американского общества (трилогия «Матрица» братьев Вачовски, «Бойцовский клуб» Д. Финчера).
Популярными остаются различные модернистские направления. В 40–50-е гг. XX в. французские писатели Ж. П.Сартр и А. Камю стали пропагандистами философско-литературного течения экзистенциализма. Они проповедовали идеи абсурдности окружающего мира, внутренней свободы человека как возможности сделать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии романов Сартра «Дороги свободы» лежали сюжеты, связанные с конфликтом между требованиями общества и убеждениями героев романов. В романе Камю «Чума» ставилась проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий.
С 50-х гг. XX в. популярными становятся авангардистские течения, связанные с понятием «абсурд». Создаются произведения, в которых отсутствует сюжет, рассказывается о бессвязных ощущениях и переживаниях героев. Появляется театр абсурда. В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», ставшую классикой этого театра. В этом же направлении творил известный румынский драматург Э. Ионеско. Героем абсурдистских пьес являлся «маленький человек» с его беспомощностью перед судьбой, паническими настроениями. Большим успехом с 60-х гг. XX в. пользуются авангардистские произведения писателей и поэтов Латинской Америки (Х. Борхес, Х. Кортасар, Г. Маркес и др.).
Одно из господствующих положений в литературе занял жанр «фэнтези», в котором авторы помещают своих героев в придуманный ими мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичанина Дж. Толкиена.
Изобразительное искусство и архитектура.
Модернистские направления господствовали и в изобразительном искусстве. Здесь начался новый этап, названный постмодернизмом. В отличие от модернизма, который следовал определенным эстетическим нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных стилей, художественных форм и приемов. Популярным в 40–60-е гг. XX в. был абстрактный экспрессионизм. Для произведений этого направления характерна беспредметность искусства.
В 60–70-е гг. XX в. как определенная реакция на абстрактный экспрессионизм возник поп-арт (популярное искусство). В этом направлении любая вещь может стать предметом искусства. Художник не создает свое произведение, а собирает, составляет, конструирует нечто из различных материалов. Это нечто объявляется «фактом искусства».
Поп-арт помимо изобразительного искусства занял господствующее положение и в других жанрах. Именно с ним связано появление в 60-е гг. XX в. рок-н-ролла. В музыкальной сфере его классиками стали певец Э. Пресли, группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Позже появились и другие направления. Возникает огромная индустрия шоу-бизнеса, охватившая весь мир, заполнившая его звуко- и видеозаписями.
В целом для культуры второй половины XX в. характерен процесс глобализации. Единые эстетические вкусы, стандарты, стереотипы начинают господствовать в культуре разных стран и народов.
Архитектура. В послевоенный период времени архитектура стала всё больше разделяться на массовую (в основном довольно серую и безликую, но способную решить проблему урбанизации городов) и элитарную, представленную в единичных экземплярах. В 1990-х гг. – начале XXI века архитектура стала ещё более функциональной. Стекло и железобетон остаются главными орудиями ее создания.
Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!