ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Анализ прозаического текста

Автор и название Рассказ Н.П. Вагнера «Новый год» входит в сборник «Сказки Кота-Мурлыки»
Кому адресовано Для детей, юношества и взрослых
История создания Примерные вопросы об истории создания: ¾ Как возник замысел написания? ¾ Что послужило поводом к написанию? ¾ В каком году написано? ¾ В каком году опубликовано? ¾ Какие материалы легли в основу? ¾ Кто повлиял на написание? и т.д. Сборник был опубликован в 1872 году. Замысел написания возник под влиянием «Сказок и историй» Г.-Х. Андерсена, опубликованных в России в 1868 году. Книгу «Сказки Кота-Мурлыки» составляют двадцать пять философских сказок и притч.  
Род литературы литературный эпический жанр в прозе
Направление Соединение реалистического и романтического
Жанр\жанровое своеобразие Литературная сказка. Рождественский рассказ - рождественская история в рамках назидательного рассказа с четко выраженной моралью. Самим автором определялся в подзаголовке как «Рождественский рассказ из былых времён».
Смысл названия Для Н.П. Вагнера «Новый год» – это не только праздник, регулярно приходящий в дома богачей и лишь изредка навещающий дома бедняков, но и абстрактный образ начала новой жизни, персонифицированный в младенца, пришедшего на смену «старому году — седому, дряхлому старикашке».
Тема (о чем?) Тема - это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении. Круг таких жизненных явлений составляет тематику литературного произведения. 1. О социальном расслоении: мир бедности и мир богатства. 2. О семейных ценностях 3. О христианских идеалах истинной правды, справедливости, щедрости и добра. 4. О смысле человеческого существования 5. О Рождестве, о рождественском чуде
Проблема Проблема – основной вопрос, который ставит автор произведения и на который ищет ответ. 1. Проблема жизни бедных людей в условиях капиталистического города. 2. В произведении поставлена проблема достижения идеала («Христова звезда с ёлки» - Путеводная звезда) как в социально-историческом, так и в религиозно-философском смысле: возможно ли преодоление нищеты, пороков, страданий Генерал: «Да как же я достану до звезды-то Христовой. Видишь, видишь... я ещё не дорос до неё...»
Основная идея Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены. Достижение духовного идеала возможно лишь на пути духовного единения расколотого на два слоя русского народа: оставшегося русским низшего слоя и сделавшегося европейским высшего, богатого и образованного, сословия. Благодаря рождественскому чуду Гришутка обретает покровительство сильных мира сего: «его превосходительства». Устремлённость к духовному идеалу, доброта, пытливый ум, душевная щедрость и искренность Гришутки тронули сердце «его превосходительства». Он и княгиня увидели в появлении этого мальчика божий промысел, божий дар.
Повествователь или рассказчик в произведении (личность (напр., персонаж), от лица которой ведётся повествование) автор
Художественное пространство произведения (место и время действия событий) Время действия событий: канун Нового года. Место событий. Город Петербург, его исторические районы, великолепный дом «его превосходительства» на Большой Проточной улицей, с поразившей воображение мальчика «мраморной лестницей, усаженной садами, уставленной большими статуями («куклами») и жилище Петровны с детьми в глухом переулке на Песках: «серенький домишко», «подвальный этаж», «разбитые оконца», «целая гора» замерзших «грязных помоев» перед «грязным, заплесканным крылечком».
Главные и второстепенные герои и их краткая характеристика В сказке противопоставляются герои из разных социальных слоёв: Петровна с тремя малолетними детьми: Васей, Груней, Гришуткой и «его превосходительство» с домочадцами. Главный герой: 6-летний Гришутка и он же в финале сказки - 70 летний старик, «его превосходительство» Григорий Васильевич в окружении жены, дочерей и внуков.
Композиция и ключевые моменты (см. Приложение А) 1 глава Пролог – мотив встречи Нового года. «С Новым годом! С Новым годом! И все веселы и рады его рождению. Он родился ровно в полночь! Когда старый год – седой, дряхлый старикашка – укладывается спать в темный архив истории, тогда Новый год только, только что открывает свои младенческие глаза и на весь мир смотрит с улыбкой. ‹…› Все поеду, побегут друг к другу поздравлять с рождением Нового года». Экспозиция –  Гришутка с семьей по морозу бежит к дому «его превосходительства», чтобы поздравить его с Новым годом. «Вот между народа бежит и старушоночка, а с ней трое деток…». 2 глава. Завязка – рассказ матери о новогодней елке в доме генерала, поразивший воображение Гришутки и его уход из дома в поисках дворца «его превосходительства». «Большая елка, с Христовой звездой наверху, приняла в его детском все увеличивающем представлении сказочные, чудовищные размеры». 3 глава. Кульминация Встреча Гришутки с «его превосходительством» и княгиней. Гришутка получает в дар от генерала Христову звезду с елки и становится воспитанником княгини. 4 глава. Развязка В финале писатель вновь изображает героя в новогодний вечер в кругу семьи, но он уже не мальчик, а Григорий Васильевич и тоже «его превосходительство». Герой мысленно подводит жизненные итоги и чувствует глубокое разочарование. На протяжении жизни герой строил приюты для сирот и обездоленных, но так и не смог побороть «чудовищную людскую бедность». Внутренний конфликт борьбы добра и зла, присущий душе героя, разрешается победой зла.   Финал открытый. - С Новым годом, старик! - сказала она, целуя его. Но старик ничего не ответил... Только горькие слезы тихо катились по его доброму старческому лицу...
Художественные детали (средства): сравнение, эпитет, гипербола, олицетворение, метафора и т.д. Приём контраста в описании одежды бедных и богатых. «Медленно, важно проходят теплые шубы с бобровыми воротниками» и уменьшительные формы слов в описании одежды бедняков: «…маленький обдерганный тулупчик без воротника». Ритмичность речи героев через повторы: «бегут, бегут», «похлопает, похлопает», «побежит, побежит». Звукоподражание: «скрип, скрип, скрип». Повтор параллельных конструкций: «– Бежим, касатик, бежим, родной»; «– Бежим, Гришутка, бежим, лапушка!..». Повторяющаяся присказка: «– Мороз лютой, погоняй не стой!..». Уменьшительно-ласкательные суффиксы в речи бедняков: «родименький», «пташечки, касаточки», «лапушка», «крошечка», «мамонька». Чужеродная, иноязычная лексика господ и светских дам с примесью французских этикетных фраз, передающих эмоции изумления и расположения к ребёнку: “Quel charmant enfant!”, “Dieu! Quels yeux!”, “Quel delicieus enfant!”, “Ravissant” Аллегория бедности: «Перед ним стояло отвратительное чудовище - грязное, худое. ….»
Критические отзывы (отзывы литературных критиков) Современные Вагнеру литературные критики по-разному отзывались о сказках писателя. Одни критиковали «резонёрство и скудость воображения» автора. Большинство критиков всё же высоко оценивали сказки Вагнера и отмечали, что «по глубине мысли», «неисчерпаемым богатством фантазии» и «чарующей прелестью языка» они не уступают произведениям Андерсена.

Приложение А

ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

ЛИНЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, представляющая естественную временную последовательность: события разворачиваются в хронологическом порядке с постепенным открытием психологических мотивировок поступков героев.

Примеры произведений с линейной композицией: роман «Обыкновенная история» И. Гончарова, комедия «Горе от ума» А. Грибоедова, роман «Война и мир» Л. Толстого.

КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, построенная на повторе начального момента в финале произведения: действие заканчивается там же, где оно началось.

Примеры произведений с кольцевой композицией: повесть «Капитанская дочка» А. Пушкина, рассказ В. Набокова «Круг», стихотворение Н. Гумилёва «Жираф», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

ЗЕРКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, в которой начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот: в данном случае происходит объединение приемов повтора и противопоставления.

Примеры произведений с зеркальной композицией: поэма «Двенадцать» А. Блока, роман «Евгений Онегин» А. Пушкина

КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, представляющая собой сюжетную спираль: повторение аналогичных событий по ходу развития действия – каждый момент настоящего имеет корни в прошлом, то есть каждое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего, а сами события повторяются снова и снова.

Примеры произведений с концентрической композицией: роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание», комедия Н. Гоголя «Ревизор». Концентрическая композиция особенно характерна для древнегреческих трагедий.

ОБРАТНАЯ (ИНВЕРСИОННАЯ) КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, которая построена на обратном хронологическом порядке событий: произведение начинается с последнего (завершающего) цепочку событий события, причины которого разъясняются далее.

Примеры произведений с обратной композицией: роман Н. Чернышевского «Что делать?», рассказ И. Бунина «Легкое дыхание».

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, в рамках которой происходит периодическое возвращение действия в прошлое, она характеризуется значительной долей изображения событий «до основной истории».

Примеры произведений с ретроспективной композицией: повесть В. Набокова «Машенька», «19 октября 1825» А. Пушкина.

РАМОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (РАССКАЗ В РАССКАЗЕ) – события основного сюжета являются рамкой для рассказа или рассказов, вставленных в него.

Примеры произведений с рамочной композицией: «После бала» Л. Толстого, «Декамерон» Бокаччо, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Мастер и Маргарита» (роман, написанный Мастером). Большую популярность рамочная композиция имела в средневековой восточной литературе: «1001 ночь», «Калила и Димна», «Сказки мудрого попугая», или «Книга попугая», «Панчатантра» - эти произведения называют обрамленными повестями.

УМОЛЧАНИЕ – это композиция, построенная на том, что о событии, которое случилось раньше остальных, рассказывается в конце произведения.

Примеры произведений с композицией умолчания: повесть «Метель» А. Пушкина.

СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, в которой соединяются сразу несколько видов композиции: зеркальная, ретроспективная, умолчание и прочее. Применяется для удержания внимания читателя и усиления художественной выразительности произведения.

 

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!