Как раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве?



«Быть знаменитым некрасиво».


Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

 

Автор убеждён в независимости искусства.

Студенты  читают стихотворения: «Весна», «После грозы», «Золотая осень».

- Каков образ природы у Пастернака, какими приёмами он создаётся?

(Природа в стихах Пастернака одухотворена, наделена свойствами субъекта. Она становится действующим лицом наравне с человеком. Человек лишь выражает словами действия, поступки природы. Природа может не только «очеловечиваться»: «ветер лускал семечки, сорил по лопухам», но и трансформироваться в животное: «Рассвет холодною ехидной вползает в ямы», в растения: «пахнет сырой резедой горизонт», «Полуночь в полях назревает», приобретать немыслимые размеры: «огромный сад тормошится в зале в трюмо…». Чаще всего поэт использует метафоры, олицетворения, реже – сравнения: «ползла, как пасынок, трава в ногах у ней». Широко используется звукопись, благодаря чему образ природы приобретает свежесть и первозданность, становится слышимым и видимым).

Никого не будет в доме…

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь, -
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

1931 г.

В творчестве Пастернак черпает силы противостоять хаосу, стихии разрушения, бушующей в мире.

Отмечают, что будущий поэт развивался в благоприятной художественной атмосфере: отец - академик живописи, мать – известная пианистка Кауфман. Сложению стихов предшествовало увлечение музыкой, которую он любил больше всего на свете, особое предпочтение отдавал Н.Скрябину, а рядом с музыкой была живопись и встречи с известными художниками: Врубелем и Серовым, Васнецовым и Коровиным, Ге и Трубецкой. Пастернак не стал ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов. Учился в Марбургском университете. Именно учёба в Марбурге, изучение философии наложило отпечаток на его стихи. Они отличаются изяществом и музыкальностью, глубиной философской мысли, психологизмом.

ВЫВОД: (запись в тетради). Воспитание, образование, окружение повлияли на развитие творческого таланта Б.Л.Пастернака.

УЧИТЕЛЬ: Познакомимся с произведениями Пастернака, которые как нельзя лучше раскрывают его творческую личность.

ВОПРОСЫ:1. Трудна ли его поэзия для восприятия?
2.В чём её особенность?
3.Определите основные мотивы творчества Пастернака.

 

Чтение и комментарий стихов Пастернака.

1.  «Быть знаменитым некрасиво».
Ощущается новое в творческой программе поэта. Выражается стремление Пастернака слить свой голос с голосом народа, увидеть самую суть в себе и в мире.

2. «Когда я устаю от пустозвонства»
Отвергает лесть в свой адрес, заявляет о желании заглянуть в лицо новой жизни. Пастернак размышляет, какой ценой достигается будущее. Ответы его неотчётливы, полны сомнений. Вторгается мысль о близкой смерти. Чувствуется упадок души.

3. «Во всём мне хочется дойти до самой сути»
Излагает свою программу жизни и творчества Особенно поражают последние строки:
Достигнутого торжества
Игра и мука.
Натянутая тетива
Тугого лука. На мой взгляд, он сравнивает поэзию с луком. А как не бывает лука без тетивы, не бывает поэзии без вдохновения.

4. «Гамлет».
После ждановского постановления 1946 года начался идеологический погром. Пастернак жил в сознании, что его могут арестовать. Он говорил, что готов к этому. « Разумеется, я ко всему готов. Почему со всеми могло быть, а со мной не будет?» - повторял он в те годы.. В стихотворении строки:
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси-
перекликаются с Библией, когда Иисус, зная, что его ожидает, обращается к Богу, говоря во время молитвы в Гефсиманском саду: «Отче мой, если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем, не как я хочу, но как ты».  Пастернак говорит о безысходности, лицемерии, предательстве, которые его окружают: «Я один. Всё тонет в фарисействе». А заканчивается стихотворение просто, народной мудростью: «Жизнь прожить- не поле перейти».

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

 

1.Почему трудна поэзия Пастернака для восприятия? В чём её особенность?
– Пастернак чётко определяет тему, помогает нам понять её названием стихотворения.
– Стихотворение нужно охватывать целостно, так как содержание его выражено как бы контурно.
Речь Пастернака очень стремительная, эмоциональная.
– Он держит читателя в постоянном напряжении.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!