Домашнее задание-составить конспект урока , подготовить небольшое сочинение об одном писателе, Воронежской области.

Конспект урока по краеведению

Дата: 10.02.22

 

Группа № 100. Профессия: Повар, кондитер

Тема: XX век и новейшее время в литературе Воронежской области

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения и закрепление нового материала.

Цель урока: рассмотреть XX век и новейшее время в литературе Воронежской области

 

 

Без задания или конспекта не принимаю!

Ход урока

Тема рассчитана на два занятия.

В то самое время, когда на карте СССР появилась Воронежская область, была создана и областная организация Союза советских писателей. Этот день и принято официально считать рождением Воронежской писательской организации. Официально… Фактически же мысли о создании организации «бродили» и зародились в умах литераторов намного раньше. Следует вспомнить имена, оставившие заметный след в развитии русской художественной литературы. Еще в 1923 году при «Воронежской коммуне» образовалась группа писателей «Пестрая ватага».

 


Писатель-сатирик, земляк воронежцв Виктор Ардов (слева
) был частым гостем у воронежских литераторов.
В 1976 году он был в Воронеже
вместе с Евгением Леоновым.


В то самое время, когда на карте СССР появилась Воронежская область, была создана и областная организация Союза советских писателей, что официально и принято считать рождением Воронежской писательской организации. Официально… Фактически же мысли о создании организации «бродили» и зародились в умах литераторов намного раньше. Следует вспомнить имена, оставившие заметный след в развитии русской художественной литературы. Еще в 1923 году при «Воронежской коммуне» образовалась группа писателей «Пестрая ватага». Молодые поэты и прозаики, в нее входили В.Кораблинов, П.Загоровский, З.Капралова и другие, способствовали выявлению талантливых литераторов и их организационному объединению.

В 1925 году при газете «Воронежская коммуна» литературное объединение проводило «Литературные четверги», на которых обсуждали новые произведения В.Кораблинова, А.Шубина, И.Гилевича. Позже эта группа получила название «Чернозем». «Воронежская коммуна» тогда писала: «25 октября собрание писателей обсуждало предложение представителей Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей о вступлении в эту ассоциацию. После оживленного обмена мнений большинством было постановлено: войти в федерацию советских писателей, которая объединяет в ВАПП. Собранием было принято название ассоциации «Чернозем», под которым она будет значиться в федерации…»

Но развитие творчества воронежских писателей в эти годы оказали и встречи с известными поэтами. 22 ноября 1926 года в Воронеже побывал В.Маяковский. Его выступление получило широкий общественный резонанс. Молодые писательские силы радостно приветствовали и приезд А.Жарова, автора широко известных тогда произведений «Гармонь», «Молодая гвардия». На вечер поэта собрались газетчики, любители поэзии.

В середине 20-х годов «Воронежская коммуна» публиковала рассказы А.Платонова. В центре его произведений стоял рабочий человек. Тогда же плодотворно выступали в печати А.Новиков, Н.Задонский, П.Прудковский, А.Шубин. Появилась и общественно-сатирическая газета «Пестрая ватага», как приложение к «Воронежской коммуне». «Наша основная задача… борьба с культурной некультурностью… Борьба с многочисленными зловонными язвами теперешнего быта… Острой сатирой… поражать современных тит-титычей, держиморд, хлестаковых, – так сформулировала свои основные задачи редколлегия.

В 1925-1926 годы писатели ассоциации «Чернозем» начали издавать тематическую страницу «Литературный Воронеж», которая отличалась прежде всего идейной целенаправленностью, а также интересами пишущей братии к темам нового труда и быта. Для П.Прудковского и М.Сергеенко «Литературная страница» явилась серьезной трибуной. П.Прудковский, например, апробировал здесь многие главы своей повести «Бригада», которая в 1931 году была полностью опубликована в журнале «Подъем», а в 1933 году выпущена отдельной книгой. М.Сергеенко напечатал рассказ «Квитанция», ставший впоследствии одной из глав самого большого и значительного его произведения «Дорогой Щорса».

В различных печатных изданиях активно выступали в ту пору со своими произведениями М.Подобедов, Н.Задонский, В.Кораблинов, Е.Милицина, М.Булавин, О.Кретова, П.Прудковский, А.Шубин, М.Сергеенко, Б.Дальний, Г.Рыжманов. В эти годы в Воронеже подолгу гостили А.Фадеев и Ф.Панферов. Летом 1934 года приезжал И.Эренбург, а в 1936 году в Воронеж к опальному О.Мандельштаму наведалась А.Ахматова. Из станицы Усть-Медведицкой до Воронежа на катере совершил путешествие А.Серафимович, который жил и работал в нашем Репном.

Местные литераторы поддерживали постоянную связь с большими мастерами слова, создавали интересные произведения, которые публиковались в ряде литературных альманахов. В 1934 году вышел в свет альманах «Писатели ЦЧО», а через два года – «Литературный сборник». И все же у воронежских писателей основным печатным органом стал журнал «Подъем».

В Воронеже стал выходить и альманах «Литературный Воронеж», ставший отдушиной для растущих писательских сил. Возрос интерес к народному творчеству. В 1937 году напечатана книга «Сказки Анны Куприяновны Барышниковой». Творчество сказительницы высокого оценили, наградив ее в 1939 году орденом Трудового Красного Знамени. А перед самой войной Воронежское книжное издательство познакомило читателей с талантливой создательницей прекрасных образов русского фольклора А.Корольковой. В те же годы были изданы другие произведения народного творчества, в том числе «Сказки и песни Воронежской области».

Великая Отечественная война резко изменила жизнь всей страны, главным стал лозунг «Все для фронта!» Перестроилась и деятельность писательской организации. В прифронтовой воронежской «Коммуне» собственным корреспондентом работал Н.Задонский, спецкором «Известий» по Воронежской области был М.Булавин, а М.Сергеенко готовил листовки для жителей временно оккупированных районов Воронежской области. Дивизионную газету редактировал П.Прудковский, фронтовыми журналистами стали Б.Песков и Н.Романовский.

В Воронеже около полугода издавалась популярная в то время газета «Красная Армия». В ее редакции работали А.Твардовский, А.Безыменский, к ним впоследствии присоединился Е.Долматовский, вырвавшийся из фашистского лагеря смерти. Вместе с композитором М.Фрадкиным Е.Долматовский создал в нашем городе знаменитую песню о Днепре. А в статье «Как был написан Василий Теркин» А.Твардовский рассказал: «В качестве корреспондента я прибыл на Юго-Западный фронт, в редакцию газеты «Красная Армия» и стал делать то, что делали тогда все писатели на фронте…».

Прифронтовой Воронеж долгие месяцы служил городом, в котором развивалась общественная и литературная деятельность замечательного прозаика Ванды Василевской. Здесь Н.Бажан редактировал газету «За Родяньску Украину», А.Корнейчук создавал гневные публицистические статьи, писал стихи А.Малышко. В нашем городе готовились к выпуску и печатались издания Белорусской Республики, активную творческую деятельность вели белорусские писатели П.Бровка, А.Крапива, А.Кулешов, П.Глебка.

С фронтов Великой Отечественной не вернулись воронежские писатели Б.Песков, Н.Романовский, В.Шульчев. В их память в помещении областного литературного музея им. И.С.Никитина установлена мемориальная доска.

Многие прозаики, прошедшие войну, не могли не писать о пережитом. Успешно работал Юрий Гончаров. Его военные повести приобрели широкую известность, впоследствии он был удостоен Государственной премии России. Военные романы написал Валентин Ющенко, лучшая книга Константина Локоткова «Верность» также связан с событиями на воронежской земле в грозную годину.

Однако мирное время потребовало нового подхода к показу исторических фактов, героев давних лет, какими и стали произведения Н.Задонского. Его романы были востребованы читателями, как и романы и повести В.Кораблинова о воронежском крае, о наших гениальных земляках И.Никитине и А.Кольцове.

Настоящим творческим взрывом явились публикации в журнале «Новый мир» рассказов Гавриила Троепольского. Глубокое знание села, его тружеников послужили писателю отправным пунктом для создания полнокровных образов современников. Вершина творчества Г.Троепольского – повесть «Белый Бим Черное Ухо». Она переведена во многих странах мира, по ней поставлен двухсерийный художественный фильм. За повесть автор был удостоен Государственной премии СССР.

Появились романы Е.Люфанова на исторические темы, рассказы и повести многих писателей о людях труда. Трудовая тематика стала преобладать и в книгах подрастающего писательского поколения. Альманах «Литературный Воронеж», который выходил после войны, уже не мог справляться с растущим литературным потоком и в 1957 году вновь появился на свет журнал «Подъем». В те годы часто проходили областные совещания молодых и начинающих литераторов, в Воронеже состоялся выездной секретариат правления Союза писателей России.

С наступлением в стране общественной реформы жизнь писательской организации резко изменилась. Нарушились творческие связи с журналами и книжными издательствами, по-иному ведется книжная торговля. Труднейшей проблемой стало издание книг. Теперь контролировать литературный процесс начали деньги.

И все-таки поэты и прозаики работают, пишут. Администрация области учредила литературную премию имени Андрея Платонова. Первым ее лауреатом стал старейшина воронежского писательского цеха Ю.Гончаров. Виктор Попов, председатель Воронежской организации
Союза писателей России.

Домашнее задание-составить конспект урока , подготовить небольшое сочинение об одном писателе, Воронежской области.

 

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!