Лев Толстой в степях Башкирии. 1978. Холст. Масло. 170 Х 230.



Художник Амир Султанович Арсланов

В 1954 году ему, студенту Уфимского училища искусств, довелось позировать для образа Салавата Юлаева художнику Алексею Кузнецову, работавшему тогда над знаменитой картиной "Допрос Салавата". Амир Арсланов сам зажегся мыслью написать картину о башкирском герое, и он ее осуществил через несколько лет после окончания училища. Полотно представляет живой и убедительный образ Салавата Юлаева, в лице, движении которого выражены внутренний порыв, готовность к действию, решительность и бесстрашие. Композиция полотна с низкой линией горизонта, его пейзажный фон с изображением скалистой вершины, на которую герой поднялся на лихом коне, простирающиеся величественные уральские дали - все это подчеркивает монументальный характер произведения. Атмосферу романтической суровости автор выявляет цветовым решением, в котором преобладают сдержанные серебристо-коричневые, зеленые тона. Энергичная фактурная лепка полотна выявляет его внутреннюю динамику.

Эта работа молодого тогда художника выявила его безусловную природную одаренность, реализованную благодаря хорошей профессиональной подготовке, полученной в Уфимском училище искусств.

А.С. Арсланов не раз возвращался к образу излюбленного героя, создав картины "Салават Юлаев и Пугачев с воинами" (1972 г.), "Салават Юлаев и Пугачев" (1983 г.) и другие.

Исторические личности и темы стали основным содержанием жанровой живописи художника. Широко распространенная в советские годы ленинская тематика не обошла стороной и творчество Амира Султановича. В 1985 году он пишет картину "Встреча В.И. Ленина с братьями Носковыми на хуторе Яхии Тукаева". В трактовке этого исторического факта он, избегая отстраненности, находит проникновенно-лирическое его решение, передавая простоту и естественность в отношениях героев, атмосферу теплого летнего дня, окрашивающего картину в светлые, жизнеутверждающие тона.

Встреча Габдулы Тукая и Мажита Гафури. 1986. Холст. Масло. 99 Х 137.

БГХМ имени Михаила Васильевича Нестерова.

Арсланов умело вводит в полотна изображение природы, состояние которой он тонко чувствует и передает. Ее настроение зачастую определяет их эмоциональный, поэтический строй. Такова одна из последующих работ живописца "Встреча Г. Тукая и М. Гафури" (1986 г.). Элегический образ природы Урала здесь подчеркивает настроение неторопливой беседы, глубокого раздумья героев.

В 1978 году Амир Султанович написал свою лучшую картину "Лев Толстой в степях Башкирии". В его основу положен документальный факт пребывания Льва Николаевича в Башкирии, куда он ездил лечиться кумысом на протяжении нескольких лет. Задумав картину, он обращается к изучению творчества писателя, его биографических материалов. Рассказы Толстого "Ильяс", "Много ли человеку земли нужно" дали ему богатую пищу для размышлений, способствовали продуманному решению полотна.

...Далеко, до самого горизонта простирается башкирская степь. Кончается летний день, на землю ложатся глубокие тени, гаснут краски, лишь местами вспыхивая под лучами заходящего солнца.

На первом плане - фигуры Льва Николаевича Толстого и двух башкир. Момент доверительной дружеской беседы, внимательной сосредоточенности персонажей передан художником в их позах, лицах. В свободном движении фигуры писателя уловлены его привычные жесты, поза. В чертах лица угадываются глубокий ум, человечность. Столь же убедительно трактованы образы башкир, в которых автор выявляет житейскую мудрость, серьезность. Фигуры героев органично вписаны в пейзаж, который своим эпическим звучанием придает картине значительность и масштабность. Картина - размышление художника о жизни, нравственной силе и мудрости народа, о связи человека и природы.

Лев Толстой в степях Башкирии. 1978. Холст. Масло. 170 Х 230.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!