Символика берёзы в русском фольклоре

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра языка и методики его преподавания

 

Направление подготовки (специальность):

Филология»

Направленность (профиль) образовательной программы:

«Отечественная филология (русский язык и литература)»

 

 

Отчет по фольклорной практике

На тему: «Символика берёзы в русском фольклоре»

 

 

Проверила:                                                                             Выполнила:

канд. филол. наук,                                                                 студент 5 курса

и.о. доцента                                                                            Романова К. И.

Евтушенко Э.А.

 

Уфа  2021

Содержание

Введение 3

Берёза в мифологии древних славян 4

Символика берёзы в русском фольклоре 6

Заключение 11

Список литературы 12

 

Введение

Берёза – дерево, которое издавна в русской культуре рассматривается как символ России. Это распространенное дерево, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на легком ветру листьями.

В словаре В.И. Даля отмечены символические значения берёзы, сформировавшиеся в русской народной культуре:

1. во-первых, при сватовстве берёза символизировала согласие, положительный ответ свахе, в отличие от сосны, ели, дуба, символизировавших отказ;

2. во-вторых, берёза символизировала розги, известно выражение: Берёза ума дает.

Береза всегда сопутствовала русскому человеку. По одним источникам, само слово «береза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь». Во времена язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов, – Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли ее в образе березы, как раз в это время, скорее всего, и появилось название дерева. По другим источникам, название своё получило дерево по цвету коры. У древних славян существовало слово "бер", которое означало «светлый, ясный, блестящий, белый». Именно от "бер" и образовалось сначала "берза", а потом берёза. Название коры берёзы «береста» связано с тем же корнем.

Издавна русские берёзы символизировали чистоту, невинность, девичью (женскую) красоту: Стань, белая берёза, у меня назади, а красна девица напереди! Кроме того, русский народ высоко ценил и ценит берёзу за ее пригодность в хозяйстве и медицине. Берёзовая древесина крепкая и прочная: Толкуй про еловый, а берёзовый крепче – гласит русская пословица.

Береза в мифологии древних славян

У восточных славян береза — одно из самых почитаемых деревьев. Функции березы в обрядах, роль ее образа в мифопоэтических текстах соотносимы с особенностями мирового древа как центра Вселенной и пространственного объекта, соединяющего разные миры. По народным представлениям, береза и ее ветви обладают особой растительной силой, что объясняется как общими признаками деревьев — способностью к плодоношению, цикличностью обновления, так и индивидуальными природными свойствами растения: на березе листья появляются раньше, чем на других деревьях, ее ветви быстро и заметно растут. В связи со всеми этими особенностями береза в мифологическом сознании воспринималась двойственно: с одной стороны, как дерево, дающее силу и здоровье, «счастливое», с другой стороны, — как опасное, связанное с душами умерших и нечистой силой.

О происхождении и природных свойствах березы повествуют предания и поверья, зачастую связанные с библейскими персонажами. В восточном Полесье существует предание о человеческом происхождении этого дерева: березы — это дочери первого человека — Адама, — которые своими косами вросли в землю, а сок березы — это их слезы. Белый цвет ствола дерева объясняется в поверьях тем, что береза, когда Иуда захотел на ней повеситься, побелела от испуга. Согласно черниговскому поверью, сок березы — это ее слезы, и она плачет с тех пор, как на ней повесился Иуда. Эти слезы, по народным представлениям, помогают от всех болезней. Архаичный мотив превращения человека в дерево, свойственный мифологическому мировосприятию, широко распространен в разных фольклорных жанрах: русские баллады, легенды, сказки повествуют о том, что побленная девушка превращается в березу. В белорусской песне поется о березе, выросшей на могиле невесты, которую отравила мать жениха.

В традиционной культуре береза символизирует женское начало. Во многих поверьях, обрядах и обрядовых песнях, в фольклорных текстах она противопоставляется дубу как мужскому символу. Так, например, при сватовстве в русской свадебной обрядности сваты произносили иносказательный приговор: «У тибе, примерно, есть бяреза, а у нас дуб. Не стали б их вместе случать?» В Полесье, чтобы приворожить парня, девушка брала ветку березы, сросшейся с дубом, незаметно обходила с нею парня или поила его отваром коры этой березы. Здесь же в погребальной обрядности традицией предписывалось покрывать тело умершей женщины березовыми ветками, а мужчины — ветками тополя, воспринимаемого, подобно дубу, как символ мужского начала. В лечебной практике украинцев при магическом действии перенесения недуга с человека на дерево больных девочек относили к березе, а мальчиков — к дубу.

В календарном обрядовом цикле использование березы как ритуального предмета связано, прежде всего, с обрядами, касающимися женской и девичьей групп крестьянской общины, а в свадьбе — с действами, в которых принимали участие невеста и ее подруги. В обрядовой и необрядовой лирике восточных славян образ березы всегда выступает как символ девушки. В белорусских похоронных причитаниях умершую девушку называют «белой березой».

Как один из вариантов мирового древа, представляющего собой пространственную модель мира, образ березы в народном сознании соотносится с душами умерших и имеющими потустороннюю природу мифологическими существами. Во время празднования троицко-семицкого цикла, включающего обряды самого большого и важного в году поминовения «родителей», а также умерших не своей смертью, береза в сознании русских крестьян воспринималась как связующая нить с миром предков. В мифологических представлениях восточных славян период Троицы и Семика относился к тем календарным промежуткам, когда предки временно покидали «тот свет» и появлялись в мире живых. Местом их пребывания на земле была свежая зелень деревьев. Поэтому для душ «родителей» из леса приносили березы и устанавливали их около домов. На Псковщине считали, что «у березок родители стоят». Это объясняли и другими словами: «На березу прилетит кукушка, кукушка — это почти то же самое, что родители». Под деревцем ставили ковшик с водой, чтобы «родители мылись». Березы, поставленные с двух сторон крыльца, по поверьям, указывали предкам доро в дом. Жители Дмитровского края Московской губернии верили, что на Троицу души покойных родственников вселяются в ветви берез, украшавших избы. О связи душ умерших и березы свидетельствует калужское выражение «в березки собирается»: так говорили об умирающем человеке.

Береза играла немалую роль и в обрядах жизненного цикла. В брачной обрядности в центральных и поволжских губерниях она нередко использовалась в качестве свадебного атрибута — украшенного деревца, являвшегося символом и каждой конкретной невесты, и девичьего круга в целом. На Русском Севере береза была обязательным атрибутом при подготовке бани невесты: ветки деревца втыкали в потолок и стены бани; дорогу к ней «торили» убанченными веточками; украшенный березовый веник укрепляли на верху бани. Для осуществления предсвадебного омовения невесты старались выбрать березовые дрова.

В восточнославянской похоронной традиции березу использовали непосредственно при подготовке «места» для покойника: гроб чаще всего застилали березовыми листьями или вениками, ими же набивали и подушку, которую клали умершему под голову. Березу сажали также на могиле.

 

Символика берёзы в русском фольклоре

В русском фольклоре берёза встречается очень часто. По замечанию В.К. Трофимова, «тема своеобразия русского национального менталитета широко представлена в фольклоре (сказки, былины, мифы, анекдоты, пословицы, поговорки, частушки, песни)».

С целью выяснить, как в русской народной культуре осмысляется понятие «берёза», обратимся к исследованию текстов малых фольклорных жанров и фрагментов произведений больших жанров устного народного творчества, объединенных понятием «берёза».

Пословицы помогают понять духовный мир народа, его нравственные законы, стиль мышления, т.е. менталитет. В пословицах отмечаются следующие положительные качества берёзы.

Берёза – крепкое дерево, имеющее гибкие прутья: Толкуй про еловый, а берёзовый крепче; Берёзовый веник в бане – всем господин! Берёза не приносит вреда человеку: Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.

В загадках о берёзе также подчеркивается ее важность для русского человека в его бытовой жизни: она дает свет (берёзовая лучина) и тепло (берёзовые дрова), а берёзовая кора и берёзовый сок пригодны в лечебных целях.

Шел я лесом,

Нашел я дерево;

Из этого дерева,

Выходит четыре дела:

Первое дело – слепому посвечение;

Второе дело – нагому потешение;

Третье дело – скрипячему поможение;

Четвертое дело – хворому полегчение.

(Берёза: лучина, веник, береста, сок).

Летом цветёт, зимой греет,

Настанет весна – потечёт слеза.

(Берёза).

В загадках отмечается и внешняя красота белоствольной берёзы:

Разбежались по опушке,

В белых платьицах подружки.

(Берёзы, берёзовая роща).

Исполняя частушки народ поёт: – о бытовом назначении берёзы:

Лапоток, берестяной,

Это Вам не шуточки.

Вот потопаешь денёк,

Лучше нет обуточки!

***

Мы в крещенские морозы,

В баньку париться идём –

Крепкий веник из берёзы

Для парилочки берём!

А когда к берёзкам нашим

Чья-то тянется рука,

Мы берёзовою кашей

Щедро потчуем врага!

– о любви русского человека к берёзе, которая является символом России:

Эх, берёзонька родная,

Ах, родная сторона,

Ты плакуче – величава,

Ты кудряво – озорна,

Ты достойна пьедестала,

Ты невеста у венца,

Ты в бою не раз спасала

От осколков и свинца!

Образ берёзы встречается и в русских народных сказках. Красивых и стройных девушек на Руси часто сравнивали с берёзами, поэтому в сказках девушки-волшебницы сами превращались в берёзу или другие персонажи сказок превращали девушек в белоствольную красавицу.

Например, в сказке «Берёза и три сокола» молодую царевну похитил черт (Нечистый) и превратил ее в берёзу. Спас девушку солдат, возвращавшийся домой после долгой службы, и наградой ему стала женитьба на царевне, царской дочери.

Тема «берёзы» поднимается и в русских народных песнях. Важное место образ берёзы занимает и в песнях. Всеми известная песня «Во поле берёзка стояла…», песня про девушка, ожидающая вечером своего возлюбленного, ласково обращалась к берёзовой лучине. С давних времен на Руси существовали обрядовые песни. Среди них известен такой вид, как троицко-семицкие. Их пели во время «зеленых святок» – весенне-летних праздников, посвященных расцвету природы, зелени. Главным праздником считался Семик – четверг седьмой недели после пасхи, за три дня до Троицы. Отсюда и произошло название троицко-семицкая неделя и троицко-семицкие обрядовые песни, в которых важное место отводилось берёзе.

Приметы:

- Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

- Когда берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое.

- Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

- Осенью листья берёзки начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.

Пословицы, поговорки:

Береза не угроза - где она стоит, там и шумит.

Бела береста - да деготь черен.

Для врага и береза - угроза.

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.

Кривая берёза не держит снега, плохой человек не сдержит слова.

Бела береста – да дёготь чёрен.

На Руси люди любили берёзу. Она жила в каждом доме в поговорках, сказках, загадках, приметах. Люди не телевизор смотрели, не с компьютером играли, а рассказывали сказочные истории о берёзе, играли в загадки, поучали через пословицы. Итак, в устном народном творчестве береза предстает перед нами как красивая девушка и как незаменимый предмет в народном хозяйстве. К образу берёзы часто обращаются художники, поэты и композиторы.

 

Заключение

Берёза – это один из главных символов в русском фольклоре. В народных песнях, сказках, преданиях это символ весны и Родины. Она также олицетворяла собой русскую девушку. Была стройная, кудрявая, тонкая, белая, душистая, веселая, появлялась в зеленой косынке и всегда доброй положительной героиней: то хранительницей кладов, то заколдованной красавицей, то мудрой крестьянской дочерью, побеждающей в борьбе co злыми силами.

Благодаря фольклору народ показал, что берёза с давних времён является неотъемлемой и важной частью русской культуры и жизни. Она одно из самых распространенных деревьев на территории нашей страны, одно из самых полезных и необходимых в быту и медицине. Красота берёзы всегда радовала русского человека. Берёза всегда была и остаётся символом России.

Список литературы:

1. Русская мифология. Энциклопедия. Е. Мадлевская.- Эксмо, МИДГАРД.

2. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. Т. 2.

3. Пословицы: большой сборник пословиц. С.А. Джанумова. – М.: Академия, 2008.

4. Русское устное народное творчество: Хрестоматия: учеб. пособие /

сост. В.П. Аникин. – М.: Высш. шк., 2006.

5. Трофимов В.К. Душа России: истоки, сущность и социокультурное

значение русского менталитета. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА,

2010

6. Черникова Н.В. Актуальные концепты и активный словарь: учеб.

пособие. – Мичуринск: ГОУ ВПО «МГПИ», 2011. – 243 с.

7. 10000 пословиц, поговорок, загадок, скороговорок: жемчужины

народной мудрости / авт.-сост. И.С. Зарахович и др. – М.: АСТ: Астрель,

2012. – 510 с.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 395; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!