Материально-техническое обеспечение
Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»
«Сыктывкар» кар кытшынмуниципальнöйюкöнлöн
администрациясайöзöсвелöдöмöнвеськöдланiн
МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина»
А.С.Пушкиннима гимназия МАВУ
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
на заседании педагогического совета № _____ от __.__.20__ г.
___________________________ Директор Л.И.Гладкова
Протокол №_ от «__» ______ 20__ г.
07 -08
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа
«Метафизика слова»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст учащихся: 14-18 лет
Срок реализации программы: 1 год
Программу составил:
Филимонов Василий Владимирович,
педагог дополнительного образования
Сыктывкар
2021 г.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа (далее – программа) «Метафизика слова» имеет социально-педагогическую направленность, так как нацелена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности, формирование педагогических навыков.
|
|
Актуальность данной программы поддерживается тем, что она является дополнительным необычным взглядом на историю искусства, философию и литературу, и вместе с тем – расширением и углублением основных школьных курсов по литературе, истории, МХК и словесности, а в Гимназии имени Пушкина – и к курсам по иностранной литературе.
Отличительные особенности программы заключаются не только в выборе произведений, многие из которых не входят в школьный курс по литературе (а если и входят, то поданы под особым оригинальным углом с целью нетривиального прочтения и актуализации выводов для формирования собственного мировоззрения учащихся), но и в том, что литературный, общекультурный и исторический процессы увязаны с мировоззрением эпохи, с основными философскими, религиозными и мистическими тенденциями, повлиявшими на общую картину мира и на творчество во всех видах искусства.
|
|
Адресат программы – учащийся 14-18 лет, сталкивающийся с трудностями понимания художественных произведений мировой культуры или желающий углубить свои умения в понимании подобных «текстов».
Объём программы – 102 часа (34 занятия по 3 часа).
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, работа в парах. Виды занятий:
- практические занятия,
- комплексные занятия, направленные на формирование навыков чтения, анализа, задавания «правильных вопросов»,
- тренинги,
- выполнение самостоятельной работы.
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий:
Год Обучения | Продолжительность одного занятия | Количество занятий в неделю | Всего часов в неделю | Всего часов в год |
I год обучения | 135 минут | 1 | 3 | 102 |
1.2. Цель и задачи программы:
Цель – освоить учащимися мировой культурно-философский процесс путём решения следующих задач:
Воспитательные:
1) вызвать интерес к культурно значимым текстам и их авторам,
2) создать атмосферу взаимопонимания в группе,
Развивающие:
3) выявить феномен убедительности прочтения,
4) освоить методы «медленного чтения» и «правильного вопроса»,
|
|
5) сопоставить мнения учащихся с его анализом авторитета (педагога),
Обучающие:
6) ощутить энергию непонятного (на вопрос всегда хочется найти ответ),
7) осознать эстетические эмоции, возникающие при соприкосновении с высокохудожественным произведением культуры, литературы, философии.
1.3. Содержание программы:
Учебный план
№ | Содержание курса | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Введение. Смена мировоззренческих парадигм и культурных эпох | 3 | 1 | 2 |
2. | Античность | 21 | 7 | 14 |
3. | Христианское средневековье | 18 | 6 | 12 |
4. | Гуманизм нового времени | 15 | 5 | 10 |
5. | Просвещение и позитивизм | 30 | 10 | 20 |
6. | Мистика, магизм и гностицизм модерна и постмодерна | 15 | 5 | 10 |
Σ | 102 | 34 | 68 |
Календарно-тематическое планирование
Номер | Тема | Итого | ||
Введение. Смена мировоззренческих парадигм и культурных эпох | ||||
| Философия. Мировоззрение. Искусство. Слово. Литературный процесс и эволюция картины мира. От Гомера до Барта Симпсонов | 3 | ||
Античность | ||||
| Греческая античность. Сократ, Платон, Аристотель и многие другие | 3 | ||
| Гомеровский эпос как правда и вымысел. Это вообще серьёзно? | 3 | ||
| Античная трагедия – ритуальное действо во имя… Трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида: и жанр, и жизнь, и религия | 3 | ||
| Римская литература существовала, а римский язык – нет. Вера Ве(и)ргилия | 3 | ||
| «Израильская античность». Откровение и Священная история | 3 | ||
| Многотысячелетняя история составления библейского канона | 3 | ||
| Книга Иова с комментариями и в современном переводе Е.А. Авдеенко как ключ к пониманию Библии | 3 | ||
Христианское средневековье
| ||||
| Византия. Святоотеческое предание | 3 | ||
| Средневековый эпос: язычество против и за христианство. «Беовульф» | 3 | ||
| Книга и храм в Средние века – элементы одной стройки | 3 | ||
| Сакральное отношение к слову в древнерусской литературе | 3 | ||
| Летопись – не историческое произведение, а эсхатологическое | 3 | ||
| «Слово о полку Игореве»: от тьмы затмений к трисолнечному свету | 3 | ||
Гуманизм нового времени | ||||
| «Осень средневековья» Й.Хёйзинги и «Эпоха возрождения» А.Ф. Лосева | 3 | ||
| Подражание античности. Гуманизм и гуманисты: добро и/или зло? | 3 | ||
| Данте расправился со своими врагами в «Божественной комедии» | 3 | ||
| Гамлет и Дон Кихот на одном перекрёстке истории и литературы. Х. Ортега-и-Гассет и его «Дегуманизация искусства» | 3 | ||
| Барокко. Плутовской роман – жанр, где «всё позволено» | 3 | ||
Просвещение и позитивизм | ||||
| Позитивистская философия, расхристианизация культуры, секуляризация литературы | 3 | ||
| «Робинзон Крузо» – не детская литература, а «Путешествия Гулливера» – ещё более недетская книга | 3 | ||
| Чарующий немецкий романтизм. Фаустианский сюжет о продаже души. Зло в обличье добра | 3 | ||
| Большие романы Гюго. «Это убьёт то» (о книге как разрушителе храмов и веры) | 3 | ||
| «Человеческая комедия» Бальзака и «нечеловеческая» «некомедия» Золя | 3 | ||
| Аналоговый Моцарт и цифровой Сальери (по неодноимённому произведению Пушкина) | 3 | ||
| Античная героическая поэма Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 3 | ||
| Почто погибла Катерина? «Лес, братец»? Калинов-град. Языческое (народное) христианское миропонимание | 3 | ||
| Достоевский по Бахтину. Героев и людей нет, есть – идеи (Платона?) | 3 | ||
| «Белая гвардия» (1923) Булгакова – последний допотопный древнерусский христианский роман XIX века? | 3 | ||
Мистика, магизм и гностицизм модерна и постмодерна | ||||
| Ролан Барт, есть кто живой? Карл Поппер?! Гностицизм out. СПГС | 3 | ||
| Кафкианский литературный процесс. "От Калигари до Гитлера". Ремарком по Хэмингуэю и наоборот | 3 | ||
| Интеллектуальный роман Томаса Манна. Смертельный спор масона с иезуитом в романе «Волшебная гора». При чём тут Миядзаки? | 3 | ||
| Магический реализм латиноамериканской литературы. Возвращение к сотворению мира и человека | 3 | ||
| Толкин, Льюис, даже Брэдбери, но не без Роулинг. Фэнтези – жанр, правда жизни, философия, религия, мировоззрение? | 3 | ||
102 |
Содержание учебно-тематического плана
Поэтические анонсы некоторых занятий
Тема: Сакральное отношение к слову в древнерусской литературе
О чём планируется разговор:
1) Физика и метафизика - как это по-гречески?
2) Органы чувств, постигающие метафизическое.
3) Древняя Русь - это кьде и егда?
4) Слово - священно. В смысле?
5) Слово и Логос.
6) Кем, как, когда и зачем пишется Священное Писание (Библия) последние 3000 лет.
7) Кто сказал, что Библия - это Библия?
8) Древнерусская литература состоит из библейских цитат и ...
9) Древнерусская книга как словесная икона.
10) Для чего нужна Церковь?
Бонусы:
1) Можно ли читать Библию? Как и зачем?
2) Почему православный родитель нарекает, крестит, кормит и воспитывает детей, не дожидаясь их совершеннолетия?
3) "Известие учительное". Слышали о таком?
Тема: Летопись - не историческое произведение, а эсхатологическое
Можно заранее обдумать (загуглить) следующие моменты:
1) Летописание, осенеписание, зимописание и веснописание. Этимология и семантика кароч.
2) Когда был сотворён мир и когда был конец света (генезис и эсхатология - для знатоков и любителей греческого языка).
3) А с каких времён, событий и местностей начинается русская летопись? Ого! Это же цитаты и реминисценции, а не пересказ событий!
4) 1492 год. При чём тут это вообще? А Мел Гибсон каким тут боком?
5) Как подробно описать события 300-летней и 3000-летней давности? Спросите Нестора, Никона, Сильвестра и иХже с ними.
6) Летопись - это не про то, как это было на самом деле в современном научном понимании, но это то, как это есть в высшем средневековом христианском смысле.
7) XXI век - начало эпохи нового средневековья (по Е.Водолазкину).
Тема: "Слово о полку Игореве": от тьмы затмений к трисолнечному свету
Повторяем давно известное:
1) Гениальный/посредственный текст XII века или посредственная/гениальная подделка времён Екатерины II?
2) Имя автора известно мистикам, но неизвестно учёным.
3) Кто читал "Слово о полку Игореве"? Или кто видел? Или кто видел тех, кто говорит, что читал "Слово..."?
4) Тёмные места, тьма затмений, тьма прочтений и интерпретаций.
5) Язычество vs христианство. Баттл.
6) Князь Игорь - оборотень, оживший покойник (но не зомби апокалипсиса?). Добавим ещё одно греческое слово - эсхатология (куда ж без этих греческих терминов?).
7) Не забыть придумать идею текста.
Ах да, у кого хватит сил:
1) Что общего между хоббитом (Бильбо? Фродо? Сэм?) и князем Игорем?
2) Игорь-Георгий выступает в поход 23 апреля в Юрьев день на Светлой седмице на третий день по Пасхе (Воскресению Христову), Христос – Солнце Истины. «Светлое и тресветлое солнце», к которому обращается Ярославна, и «…с Тобою, Христе мой, светом трисолнечным, просвещающим мир» из молитвы Симеона Нового Богослова в «Последовании ко святому причащению».
3) Старая добрая традиция приносить девушек в жертву змию («Чудо Георгия о змие» и «Ярославна на Дунае…»
4) Миф об уничтожении лишних солнц.
5) Мысью по мировому древу. Рисуем схемки.
Тема: Многотысячелетняя история составления библейского канона
Выясняем, задаём вопросы:
1) Кем, когда, о ком, для кого написана Библия.
2) Что? Перевод древнее оригинала?
3) Гармония Ветхого и Нового Заветов (4-частный состав обоих).
4) Учимся вносить искажения и не делать этого. Сравниваем греческий, церковно-славянский и русский синодальный переводы о Каине и Авеле (по книге Бытие и 1-му посланию Иоанна).
5) Новый Завет предшествует Ветхому. В каком смысле?
6) Библию читать опасно для ума и спасения. Разве?
7) Как правильно читать Библию. Неужели есть инструкция?
8) Священное Писание и Священное Предание. Святоотеческое толкование как охранение Духа Писания.
Дополнительные недоумения:
1) Кирилл (Константин) нашел Евангелие и Псалтирь, написанные "русскими буквами", а потом уже выучил язык и перевёл сам. Так в житии Кирилла и Мефодия сказано. И давно у русских Священное Писание и богослужебные тексты?
2) Как давно в России читают Библию? Эта книга вообще для чтения?
3) Перевод - это уже толкование?
Тема: Книга Иова с комментариями и в современном переводе Е.А.Авдеенко как ключ к пониманию Библии, или КНГАИВСКММНТРЙМИВСВРМННМПРВДАВДНККККЛЧКПНМНЙББЛ
Доумеваем:
1) Можно ли читать без гласных и пробелов? О некоторых особенностях древнееврейского языка.
2) Существуют две Книги Иова. Это как? Чудеса перевода и перетолкования :)
3) Как изменить идею книги от прообраза Христовых страданий до гимна сатане? Капельки дёгтя в море мёда.
4) Можно ли быть "истинным, непорочным и удаляющимся от всякого зла", ничего не зная об истории Израиля и Моисеевом законе и не читая Библии? Отвечает Иов.
5) Кем были друзья Иова (по Септуагинте и Масоретскому тексту)? Советы друзей.
6) Бегемот - не животное? Идейный приквел "Мёртвых душ".
7) Левиафан и Бехемот - близнецы-братья.
8) Когда в православной церкви на службе читают книгу Иова?
9) Дух буквализма: в поисках изъяна.
Если вдруг:
1) Тетраграмматон.
2) Софрим, нагданим и «баале ха масора». Яхве или Иегова? Ещё варианты?
Тема: Подражание античности. Гуманизм и гуманисты: добро или зло?
Ищем:
1) Возрождение подражает или возрождает античность?
2) Гуманизм - заземление или отрыв от земли? Как тут может помочь фильм "Гравитация" (2013)?
3) Титаны Возрождения и "обратная сторона титанизма" (А.Ф. Лосев).
4) Черепашки-ниндзя Возрождения и их наставник чумовая крыса-мутант рекламируют итальянскую пиццу и дружат с рыжими женщинами.
5) Смеховая культура, возведённая в степень неоплатонизма. "1, 2, 5, кубик" (числа ФВ-наччи).
6) СМЕх как отрицание СМЕрти. Вера и смех - кто сильнее?
7) Было ли Возрождение на Руси? Почему?
8) Что заявляет и отрицает гуманизм, против чего протестует протестантизм, как мы с этим обходимся сегодня?
Допы:
1) Чистилище - детище гуманизма или коммерческий ход?
2) Мытарства и чистилище. Воздушные демонические замки и подземные адские чертоги.
Тема: Данте расправился со своими врагами в "Божественной комедии"
Заглубляемся:
1) Кем были враги Данте: политическая подоплёка.
2) Данте изгнали из Флоренции, и он отправился в пещеры Бари, где был бесплатный спуск в преисподнюю. Или платишь «надеждой»?
3) На каком языке говорят и пишут в Италии? Что есть тосканский диалект?
4) Погружаемся в ад собственной души: психологический тренинг.
5) «Ад», «Чистилище» и «Рай» - не приквел (идейный, сюжетный) «Мёртвых Душ»? L
6) Герои литературы, побывавшие в аду и возвратившиеся обратно. Хоббиты – подойдут? Подойдут, но не скоро.
7) Бог у Данте – математик? Как по-гречески будет «ученик»?
8) Вергилий, Беатриче и сенбернар – найди 9 схождений.
9) Так про что «Комедия» Данте? Гайдай пóбоку.
Повторяем, кто в теме, но уже в этой теме:
1) Католическое учение о чистилище, индульгенция и «удовлетворение за грехи».
2) И другие учения о посмертном существовании.
3) Свет в конце туннеля и «Душа после смерти» о.Серафима (Роуза), а также «Жизнь после смерти» митрополита Иерофея (Влахоса). Кто построил египетские пирамиды (шутка). Кто построил воздушные замки (не шутки).
Тема: Гамлет и Дон Кихот на одном перекрёстке истории и литературы
Как-то так:
1) Шекспир не придумал ни одного сюжета своих трагедий? Сервантес не придумал Дон Кихота?
2) У Сервантеса не была руки, а Шекспира самого не было :) И умерли они в один день.
3) Гамлет, Дон Кихот, Золушок, Иванушка-дурачок, главные герои мультика «Падал прошлогодний снег» и фильма «Любовь и голуби» – блаженные, юродивые, сумасшедшие, дурачки (святые?).
4) Считаем умерших «по вине» Гамлета и Дон Кихота. Кто из них сильнее?
5) Гамлет и Дон Кихот как национальные эпические герои.
6) «Так быть али не быть – вот ведь вопрос в чём». О переводах. О диалогичности.
7) Какие сны видят холерико-меланхолики Гамлет и Дон Кихот, что читают, как сходят с ума, как обманываются и пытаются восстановить расшатанный мир, кого любят и как умирают.
8) Возможность зацикленности сюжета в «Гамлете», «Дон Кихоте» и м/ф «Падал прошлогодний снег».
Пожалуй:
1) Перевод имён Дульсинея и Офелия. Они тоже сумасшедшие?
2) Тень отца Гамлета – демон. Сюжет Гамлета запущен демоническими силами или просто «запущен»? Сюжет обоих произведений – Человек.
3) Религия в Европе эпохи Возрождения. Во что верят Гамлет и Дон Кихот?
4) «Похороны графа Оргаса» (1586-1588) Эль Греко – в тему? Кто присутствует на похоронах?
5) Странствующие влюблённые мужчины: Гамлет, Дон Кихот, Чацкий, Онегин и др.
Тема: Плутовской роман - жанр на все времена
Мухлюем:
1) Что есть барокко вообще и в литературе – в частности.
2) Барокко. Не путать с брокколи, а плутать или плутовать во браке на барке до баркемпа.
3) Откуда взялся такой жанр плутовско́й, или пикаре́скный рома́н (исп. novela picaresca) и герой-плут (pícaro — плут, мошенник, лукавец, хитрец, авантюрист)?
4) Чем «барокканцев» не устроили «ренессанцы»?
5) Характерны ли для барокко признаки средневековья?
6) Список плутовских романов как победа Сервантеса над списком рыцарских романов (а заодно и над «списком кораблей»). Список – это приём или жанр?
7) Святыни плута, или «Уголовный кодекс мы должны чтить».
8) Смешное и серьёзное в фильме Б.Левинсона «Плутовство / Хвост виляет собакой» (Wag The Dog).
9) От плута и циника до бескорыстного и святого – один день… сурка. В преддверии 2-го февраля.
Вскрываемся:
1) Герой – положительный?
2) Ассоциирование читателя (зрителя) с героем, на которого направлен фокус – зомбирование и программирование?
3) Что «светит» Чичикову?
Тема: "Робинзон Крузо" - не детская литература
Путешествуем:
1) Остров – утопия? Жанры утопии и робинзонады.
2) Санчо Панса, Александр Селькирк, Робинзон Крузо и Бен Ган – единоличные владельцы и губернаторы суверенных островов.
3) Почему именно 28 лет?
4) Что читает Робинзон Крузо? Берём 10 книг на необитаемый остров. Или не книг.
5) Робинзон – летописец?
6) Остров как модель технического и социального прогресса человечества?
7) Пираты – кто это? Снова немного греческого: πειράω «искать счастья» + -τής, из греч. πεῖρα «попытка». А заодно и английского с французским: англ. Jolly Roger, от фр. Joli Rouge — досл. «милый красный».
8) А каннибалы? Сыграем в "Мафию"?
Возвращаемся:
1) Робинзон Крузо путешествовал по земле Коми? Музей Яренска подтверждает.
2) Он вообще вернулся домой?
3) Отшельничество. Способы защиты от безумия.
Тема: "Путешествия Гулливера" - ещё более недетская книга
Улёт:
1) Джонатан Свифт репетирует собственное отпевание.
2) Ирландия vs Великобритания.
3) Так где же побывал Гулливер? Лилипутия, Бробдингнег, Бальнибарби, Лапута, Лаггнегг, Глаббдобдриб, Япония, страна Гуигнгнмов – лишнее уничтожить.
4) Остров Лапута, Атлантида и град Китеж – что общего и чем отличаются?
5) «Небесный замок Лапута» Х. Миядзаки и теория о допотопных сверхтехнологиях. Советы и рекомендации, как спастись от потопа. Нетерпимая Свифтом человеческая гордыня.
6) Небесный замок Лапута и воздушные замки поднебесных духов злобы.
7) Альтернативная реальность – притча вообще или притча об аде (вспоминаем круги Данте и перебираем мульты Миядзаки). О рае?
8) Распад мира на фоне немыслимых земных технологий и деградация человечества в «Путешествиях Гулливера».
Так, что ещё:
1) Этимология и поэтическое языковое чутьё.
2) Робинзонада, лилипут, хоббит. А какие слова, вошедшие в словари, придумал ты?
3) «Дом, который построил Свифт» Г. Горина.
Тема: Торжество трагедии: Корнель, Расин. Трагедия комедий Мольера
И вновь:
1) Смена культурных эпох. Подражание античности или ренессансу.
2) Жанр трагедии в его культурно-историческом развитии. От мистериального катарсического обряда к театрализованному решению социально-нравственной проблемы чувство/долг.
3) Много букав: «Медея», «Сид», «Эдип», «Золотое руно», «Ифигения», «Федра», «Эсфирь», «Гофолия». Домашнее задание: гуглим сюжеты и традиции.
4) Античная комедия (Аристофан), комедия ренессанса (Данте), комедия просвещения (Мольер). Дилетантские рассуждения. От комедии до комедии 2000 лет.
5) Комедия и юмор, сатира, обличение. Мольер и Свифт: кто больше принёс пользы человечеству.
6) «Тартюф, или Лицемер». Природа и плоды лицемерия.
7) Вспоминаем «150 Дон Жуанов» из «Страны литературных героев».
8) «Мизантроп» Мольера и «Горе от ума» Грибоедова.
Ваще не влазит:
1) Комедия как жанр кино.
2) А трагедия в кино – это как?
3) Комедийные и трагические видеоигры бывают? Вопрос к профессионалам.
4) Успеть Брейгеля.
2 темы.
1. Два романа Лоренса Стерна. Пустые страницы и недописанные произведения.
2. Чарующий немецкий романтизм. Фаустианский сюжет о продаже души. Зло в обличье добра.
Не сантименты:
1) Закончилось путешествие – завершился роман (не любовный, не романтический).
2) Путешествие как жанр. История вопроса и ответов. Примеры произведений. За диплом.
3) Роман как жанр. М.М. Бахтина не пора ли позвать на подмогу?
4) Начать роман можно. А закончить? Может ли романное время идти медленнее реального времени? Скорее, проще ответить на обратный вопрос.
5)
Не романтика:
1) Roma. Times New Roman. Это имеет отношение к романтизму как художественному направлению и роману как жанру?
2) Фаустианский сюжет и сюжет о продаже души. Предшественники Гёте.
3) Савва Грудцын – русский, но не Фауст. О кладбищах ещё.
4) Потеря тени и продажа души. «Удивительная история Петера Шлемиля».
5) Зло в обличье добра, или Дьявол несёт “Правду” J – реверанс в адрес Е.В. Есевой. Создадим ещё 10 и более занятий.
Ой! Третий раздел:
1) Практика создания анонсов и заголовков занятий.
2) Писательство как терапия, как особый тип мышления, как нейролингвистическое программирование, как рефлексия, как…
Тема: Большие романы Гюго. "Это убьёт то" (о книге как разрушителе храмов и веры)
То:
1) Гюго-романтик и Гюго-реалист. Два Гюгы? Во Франции: Гюго – великий поэт и драматург! В России: Гюго – поэт и драматург? Три Гюгэ? Не, не слышал.
2) Дальнее и ближнее пограничье: реализм против романтизма и возрождение против средневековья в романах Гюго.
3) Нотр-Дам-де-Пари – огонь! И этот огонь жжот давненько и со вспышками. Перечисляем ожоги, начиная с XII в. Из последних – мюзикл в Книге рекордов Гиннесса.
4) Это убьёт то. Книга и храм. Возрождение и средневековье. Буква и Дух. Закон и Благодать. Разбираемся с культурологическими, религиозными и философскими антиномиями. Электронная книга и книги бумажные. Книгопечатание и рукописание. То ли дело – береста? Глиняные таблички форевер!
5) Традиция разрушения древних зданий и религиозных строений. Оля Хохлова против!
6) Квазимодо, Эсмеральда и кто-то там ещё. Коза?
Сё:
1) Лавры «Отверженных» не дают покоя Льву Толстому? Большие романы.
2) Кто отвержен, кем и от кого (чего)?
3) Житие внутри французского романа-жития.
4) Великая французская революция и культурно-исторический облик Франции. Монархия и республика.
5) Бродяжничество и путешествие. От древности до наших дней. Вопрос метафизический и «странный».
6) Парижская канализация XIX в. Черепашки-ниндзя не обнаружены? Как?!
7) Я плакал. Правда.
Тема: Попсовость госпожи Бовари
Однажды в далёкой попсовой Галактике:
1) Попсовость, китч, пустышка, пошлая, заурядная, тривиальная натура. Читаем словарь!
2) Безнравственный роман Флобера «Госпожа Бовари» 12+
3) Идеал возлюбленного сформирован женскими романами, сериалами и Инстаграмом. Прокрустово ложе. В чём подвох?
4) Тоска и скука по красивой и романтической страсти. По чему стоит тосковать?
5) Хлыщи всегда похожи на идеал?
6) Штампы в речи, поздравительных открытках и любовных письмах. Поздравляем тумбочку. Читаем и листаем соцсети. Инстаграм Эммы Бовари
7) Плоская и тривиальная жизнь – плоская и тривиальная кончина.
8) Бегство из пошлости в пошлость и обратно. «Мир цвета плесени».
9) Ложная модель любви, жизни и мещанство скрыли истинную любовь мужа, пожертвовавшего ради неё своей карьерой и репутацией.
Наша Галактика:
1) Создадим Инстаграмы домохозяйки Эммы Бовари и бизнес-тренера Павла Ивановича Чичикова.
2) Странице ВКвазимодо – быть.
3) Из попсовой ситуации – к звёздам? «Девушка со спичечной фабрики» Аки Каурисмяки и «Девочка со спичками Х.К.Андерсена.
Раздел: Реализм в Европе
Темы: "Человеческая комедия" Бальзака и "Нечеловеческая" "некомедия" Золя
Человеческое:
1) 143 романа – это безъчеловечно, пусть будет 96. Полифоническая композиция Бальзака и полифонический сюжет Достоевского. Достоевский – переводчик Бальзака. Оба умерли через полгода после избавления от долгов.
2) де и не де. От Бальзака до Рюбампре. Скользкая социальная лестница: полезли?
3) Личные страсти + социально-историческая среда. Куда бы тут вставить мистицизм? Шагреневая кожа – договор о продаже души или просто жизнь, состоящая из убивающих желаний?
4) Этюды о нравах, этюды философские и этюды аналитические. Трёхчастность – где-то это уже было. Данте и Гоголь коррелируют?
5) Куда делась Корделия? «Отец Горио» Бальзака и «Степной король Лир» Тургенева.
6) Жак КОЛЕН для РАСтиньяка как демоническая идея РАСКОЛЬНикова. Так происходят литературоведческие открытия мирового масштаба.
7) Совесть Бальзака и категорический императив Канта. Утра(ч)иваем иллюзии.
Циклическая интермедия:
1) Бальзак на душу, или Не сыпь Золя на рану. Романы-циклы. Художественное перетекло в научное. Притчевость угасает.
2) Вселенные: Бальзак, Золя, Marvel, DC и др. Примеры в студию, и кто больше.
3) Женщины бальзаковского возраста и тургеневские девушки.
Нечеловеческое:
1) Натурализм как эксперимент над героями-насекомыми. Рай энтомолога. Плоды, в которых ничего нет (фото адекватнее натуралистического гиперреализма). Импрессионизм как спасение живописи.
2) Золя – предельщик-беспредельщик реализма.
3) «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи». Всего лишь 20 романов. Наследственность. Раса-среда-момент Тэна.
4) Биологическая мифология Ругон-Маккаров. ДНК и смешение генов. Интеллектуалы высшего общества и трудовые нищеброды – близкие родственники.
5) Алкоголизм как заразная генетическая болезнь. Гениальность – форма психоза?
6) Поезд – символ постоянной суеты и холодного механического века. Из пункта «Золя» в пункт «Толстой».
7) Механизмы «Пармы» и «Макси» раскрыты в «Дамском счастье». Время зарабатывать на шагреневую кожу.
Тема: Пушкин – реалист? "Евгений Онегин" – центр русской словесности и основа всех русских романов
В.С.Непомнящий:
1) Роман, но в стихах. История и личное. «Большое стихотворение, которое, вероятно, не будет окончено».
2) Хандра Онегина – главное событие I главы. Взглянем на столы. Послушаем рифмы к слову «брегет».
3) Поэт – Татьяна? Чтение книг. Надгробные надписи, слова. Poor Jorick Шекспира и Стерна.
4) Пророческая бессонница Татьяны. Романтический мрачняк. Письмо.
5) Как исповедь стала проповедью. Татьяна – дерево? Про что вообще IV глава?
6) Пророческий сон Татьяны и дуэль. Механизм первой главы сработал с точностью брегета. Мозги по пирсу?
7) Татьяна горит как Москва и Жанна д’Арк. Кому вообще может нравиться Татьяна?
8 – Конец и начало, компендиум всех глав. Письмо. Очередь Татьяны: кому нужна её исповедь? Замужество или монашество? День осьмый.
Помнящий:
1) Чем закончился «Онегин»?
2) Две России. Каиниты и Сифиты.
3) «Евгений Онегин» и… «Слово о полку Игореве», «Горе от ума», «Мёртвыя души», «Обломов», «Дворянское гнездо», «Бесы», «Война и мир», «Обыкновенное чудо». Кажется, что-то забыли: ещё десятки произведений.
Тема: Осколки Евангелия воскресят мёртвых душ (sic!). Жжом в 3-х томах.
Том I:
1) Гоголевская ответочка Пушкину и Гомеру (впрочем, тоже Пушкину). Проблема (не проблема?) жанра. Житие великого грешника.
2) Чичиков, или Туда и обратно. Ни холоден, ни горяч…
3) 2 типа расчеловечивания. Повторим и ужаснёмся. Что растёт на груди Ноздрёва?
4) Мёртвые не потеют. Поэтому не моются в душе? Самосознание Собакевича-медведя.
5) Любезный Павел Иванович – Капитан Копейкин – Наполеон – Антихрист. Высмаркивание – «важная деталь для следствия». Зло в обличье добра. Антихрист – идея, личность?
6) 14 – сакральное число? Какие храмы в Маниловке? Духовное наслаждение. «Не слыхали человеческие уши».
7) Продажа и покупка душ с землёй и без земли. Песня «Сказочная тайга» группы «Агата Кристи» и другие любимые произведения на эту тему.
8) Набожность Коробочки и почёсывание пяток. «Мёртвые души – дело не от мира сего». Христианское человеколюбие Чичикова.
9) «Вот граница!» сказал Ноздрев: «всё, что ни видишь по эту сторону, всё это моё, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и всё, что за лесом, всё это моё». А ещё Ноздрёв обзывает Чичикова езуитом.
10) Разбойники, христопродавцы. О мёртвых душах как о хлебе.
11) «Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами рассыпано по святой благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли». Народ – язык – слово – речь – губа.
12) Сухарь из кулича и ликёрчик. Благословение Плюшкина. Без причастия нет воскресения?
13) Елизаветъ Воробей. «Две горлицы…»
14) Устьсысольским наваляли. Носос – сквозная простуженная тема Гоголя. Какого числа у майора Ковалёва пропал нос?
15) «Мертва книга пред живым словом».
16) «Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки». Чичиков холоден и горяч?
17) Летящие кони и осколки евангельских искр. Тройка-Русь и всадники Апокалипсиса. Кто 4-й всадник в поэме. Куда дели 4-ю лошадь?
Том II:
1) «Ад», «Чистилище» и «Рай» - не приквел (идейный, сюжетный) «Мёртвых Душ»? Кто проводник и кто путешественник?
2) Католическое учение о чистилище, индульгенция и «удовлетворение за грехи». Мытарства и 40 дней в православии.
3) Свет в конце туннеля и «Душа после смерти» о.Серафима (Роуза), а также «Жизнь после смерти» митрополита Иерофея (Влахоса). Кто построил египетские пирамиды (шутка). Кто построил воздушные замки (не шутки). Рай и ад. Ад-ам и йарей (жрец, жар, ярый).
4) Список плутовских романов как победа Сервантеса над списком рыцарских романов (а заодно и над «списком кораблей»). Список – это приём или жанр? Записки «о здравии» и «о упокоении».
5) Святыни плута, или «Ревизские волшебные сказки мы должны чтить». Что «светит» Чичикову?
6) От плута и циника до бескорыстного и святого… Воскрешение Лазаря и «Преступление и наказание» – ещё один III том найден. Ещё? «Ревизор»?
7) Чем закончились «Евгений Онегин» и «Мёртвые души»? Пушкин женился, а Гоголь...
8) Гармония Пушкина. Искажение пространства у Гоголя. Распад времени у Лермонтова.
Тема: Достоевский по Бахтину. Героев и людей нет, есть – идеи
Рискнём:
1) «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» как контрапункт и хронотоп. Переписка с Анной Григорьевной как культурно-историческое наследие. «Воспоминания» А.Г. Достоевской – автобиографический полифонический роман с горячо любимым мужем?
2) Достоевский родился как новый Гоголь. Рим и Сибирь – прекрасное далёко?
3) Игрок Достоевский проигрывает и – выигрывает. Сумма чисел на рулетке.
4) Монологичность и диалогичность. Человек незавершённый и нерешённый. Реальный диалог автора со своим вымышленным героем (Татьяна сама вышла замуж). «Свобода героя – момент авторского замысла». Создать камень, который сам поднять не можешь.
5) Герой – слово – идея – дух.
6) Нельзя прочитать. Можно вступить в диалог. Роман как драматургия и перформанс. Полифонический роман и фильм «Начало» («Inception») К.Нолана.
7) Мениппея, полифонический роман, хронотоп. Шо, опять?
i:
1) «Великое пятикнижие» Достоевского. Называем:
а) «Преступление есть наказание игрока с идеями»;
в) «Идиотизм заразен, умная вакцина в стадии разработки»;
г) «Бесы на сцене и в уме»;
д) «Переписка с подрастающими поколениями идей»;
е) «Братья Карамазовы в сговоре с отцом своим д.».
2) Как жить и писать в долг. Сериальность как хронотоп. Взаимообусловленность времени и пространства. «Назад в будущее» или «Интерстеллар»? Земекис и Нолан читали Достоевского, Бахтина, Эйнштейна?
3) Житие великого грешника – жанр и сюжетообразующий элемент. Античность всё-таки или литература средневековой Руси? Напомнить про Е.Водолазкина.
4) Чем закончился диалог Достоевского со своими героями? «Дневник писателя» и «Речь о Пушкине».
5) Ответьте, как экранизировать Достоевского?!
Тема: Кафкианский литературный процесс. "От Калигари до Гитлера". Ремарком по Хэмингуэю и наоборот
«Процесс» над эпохой:
1) Кафка, грефневая. Мы рождены, чтобы Кафку сделать былью. Кафка жжот, но его рукописи выгоднее продать на Златой улочке в Праге, чем захоронить на кладбище тор.
2) Расхристианизация культуры. Модернизм и мистика. Эзотерика, атеизм, наукообразность, позитивизм. Жениться – проблема для эпохи модернизма?
3) Герои Кафки не просыпаются? Сон – ад? Пробуждение – ад? «Превращение» по Набокову. Незавершённые романы всегда чем-то заканчиваются. Кафка не женится и… «Процесс» всё ещё длится. В «Замок» попасть невозможно.
4) Немое кино Веймарской республики вопиет и прорекает. Или программирует? Из «Кабинета доктора Калигари» выходят сомнамбулические идеи и предчувствие о Гитлере. Нюрнбергский процесс.
«Потерянное поколение» никто не ищет:
1) Что и кого мы потеряли в Первую мировую. Германия и Россия.
2) Писатели потерянного поколения в поисках чего и кого? Автомеханики создали термин «потерянное поколение». Великая депрессия истории и человека.
3) На западном море взаймы без прощай
фиеста и фронте восходит
солнце оружие жизнь и старик
и перемен. Требуют наши сердца? (Нужное подчеркнуть)
4) Аутсайдеры и диссиденты – дети потерянного поколения? Кто управляет миром? Как выйти из-под присмотра Старшего Брата, если ты главный герой «Шоу Трумана»? Попадёшь ли ты в число «Меняющих реальность»?
Тема: Магический реализм латиноамериканской литературы. Возвращение к сотворению мира и человека
Игра в:
1) бисер, классики, лотерею, Борхеса, хронопов, фамов, надеек, Пьера Менара, Сервантеса, Коэльо, Мураками, постмодернизм, классику, демиурга, человека (ненужное – порвать и склеить).
2) Образ слепого библиотекаря в реальности и в литературе. Магический реализм и граница между трансцендентным и имманентным. Мифопоэтическое, фольклорное и религиозное восприятия мира.
3) Несуществующие научные работы, неработающие ссылки на источники, известные произведения под фамилиями других авторов… Интернет – вавилонская библиотека слепого библиотекаря Борхеса? Жёны слепых философов.
4) Правила игры в классики. Ностальгия по «Русской гимназии». Можно ли написать 2 романа в одном? А 3? А5? Кубик? Европа и Латинская Америка. Латинская, Хулио! То есть Карл! То есть Кортасар!
5) Другое небо магического писателя-реалиста и магического читателя.
6) «Все огни – огонь». Соль и люди земли.
Одиночество с:
1) Хорхе Луисом Борхесом, Хулио Кортасаром, Жоржи Амаду, Габриэлем Гарсиа Маркесом, Марио Варгасом Льосой, Эрнесто Че Геварой, Фиделем Кастро, Гарринчей, Диего Марадоной. Рука Бога. Создать страну и церковь.
2) Что не так с одиночеством? Пишем полковнику! Лекарство и симптомы распада. Лёд – бОльшее чудо, чем вознесение Ремедиос? Чудо наползает на реальность, просачивается, просвечивает. Переезд из Йокнапатофы в Макондо.
3) Дождь. Бессонница. Забвение. Обезьяна произошла от человека, вкусившего от «Apple». «Космическая одиссея 2001» vice versa.
3) Конец света, ИНН, советские паспорта. Битва за спасение и война со слугами князя мира сего. Чем заканчивается конец света? Копим «Сникерсы».
Посторонним ВВ:
1) своим.
2) Сборник лирики в жанре анонсов.
3) Повторить?
4) Пожелания, предложения, посягания.
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
1) сформированность представлений о мировом культурном, философском и литературном историческом процессе как части общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о культурных эпохах как многофункциональной развивающейся системе;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умением анализировать единицы различных языковых и литературоведческих уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
11) владение начальными навыками культурологического, философского и литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;
12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
Метапредметные:
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать эффективные средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения филологической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Личностные:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую филологическую науку, трудолюбие, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1) Учебный кабинет, в котором имеется:
- ноутбук – 1 шт;
- компьютер – 1 шт;
- смарт-доска для пед. показа – 1 шт;
- магнитная доска для маркеров – 1 шт.;
- проектор – 1 шт.;
- столы – 12 шт;
- стулья – 24 шт.
Методическое обеспечение
Курс обеспечивается настоящей авторской программой с использованием материалов учебников по философии, культурологии, мировой, древнерусской и русской литературе
Литература
1. Авдеенко Е.А. Гомер. «Илиада»: мировоззрение эпоса. 2-е изд., доп. – М. : Классис, 2017.
2. Авдеенко Е.А. Книга Иова в греко-славянской и еврейской Библии. В 2 т. – М. : Классис, 2021.
3.
4. Зарубежная литература XX века : Учеб. для вузов / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С. Павлова и др. Под ред. Л.Г. Андреева. 2-е изд., испр. и доп. – М. : Высшая школа, 2004.
5. Кусков В.В. История древнерусской литературы. 7-е изд. – М. : Высшая школа, 2003.
6. Лосев А.Ф. Античная литература : учебник для высшей школы / А.Ф. Лосев; под ред. проф. А.А. Тахо-Годи. Изд. 6-е, испр. – М. : 2001.
7. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. 5-е изд., стер. – М. : 2008.
8. Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I-LV. – М. : Мартис, 1994.
9. Московцева Н.И. «Преступление и наказание»: каинова печать и русская революция. – М. : Классис, 2014.
10. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. В 2 т. – М. : ВЛАДОС, 2001.
2.3. Формы аттестации — эссе о прочитанном.
Таблица. Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости
Этапы аттестации учащихся
Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!