Развитие древнерусской литературы.

Принятие христианства и его значение для развития древнерусской культуры. Влияние византийской культуры и восточного (православного) христианства на культуру русских земель.

 

Принятие христианства в 988 г. дало мощный толчок развитию культуры КР (архитектура, живопись, образование, книжное дело, музыка, декоративно-прикладное искусство). В 1037 г., при Ярославе Мудром, в Киеве была создана церковная организация в форме митрополии Константинопольского патриархата. Первоначально митрополитов присылали из Константинополя. Со времен Ярослава Мудрого митрополитов стали избирать из числа русских священнослужителей. Митрополит Илларион – первый митрополит, выбранный из русских и поставленный русскими епископами. Это произошло в 1051 году. Законность его избрания засвидетельствовал особым письмом константинопольский патриарх. Митрополитом Киевский и всея Руси Илларион был в 1051 – 1055 гг. Сведения о нем очень скупы. Год рождения неизвестен: год смерти – 1055. Он был священников в с.Берестовое, недалеко от Киева. В «Повести временных лет» он упоминается как пустынник Киево-Печерского монастыря, который выкопал себе пещеру для молитв на берегу Днепра. Ему приписывают авторство книги «Слово о законе и благодати». Эта книга представляет собой торжественную проповедь, сказанную в храме святой Софии Киевской (в период между 1037 и 1050 гг.) в присутствии великого князя Ярослава. Она была по приказу князя записана и навсегда заняла первое место как в истории русского православного богословия, так и в истории русской художественной литературы. Древнерусское богословие и древнерусская художественная литература начинаются с этой проповеди.

При Ярославе Мудром был основан один из первых монастырей в Киевской Руси – Киево-Печерский. Основан в 1051 году монахом Антонием, родом из Любеча (Антоний Любечанин). Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий.

Считается, что после того, как Иллариона в 1051 г. избрали митрополитом, в его опустевшей пещере поселился монах Антоний, вернувшийся со святой горы Афон. Вскоре к нему стали присоединяться другие монахи. Когда их стало 12, они устроили церковь и кельи. Антоний поставил игуменом Варалаама, а сам ушел в пещеру на другую гору. Впоследствии (1062 г.) игуменом монастыря стал Феодосий.

При монастырях существовали скриптории – мастерские по переписыванию книг.

Образование.

Со времени введения христианства заботу об образовании взяли на себя церковь и государство.

С 988 г. в Киеве была создана первая школа для обучения детей ближайшего окружения князя Владимира Святославича (Владимира Святого) – для боярских детей.

Активно способствовал распространению просвещения Ярослав Мудрый. При нем сеть школ значительно расширилась – они создавались при крупных церквях и монастырях. При Софийском соборе в Киеве (он действует с 1037 г.) была создана школа и первая в Киевской Руси библиотека. Ярослав Мудрый также основал в Новгороде школу для детей старост и духовных лиц.

Имелись и школы для подготовки к государственной и церковной деятельности. В них наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, географические и естественные науки.

Учителями были священники. Детей учили читать, писать, считать, а также церковному пению и основам морали. Учебниками служили духовные книги – обычно Псалтырь. Отдельных помещений школы не имели – собирались в любом помещении.

Распространенным было знание латинского, польского, греческого языков. Языком образования был старославянский (церковнославянский) – на нем написаны были богослужебные книги, разные документы, литературные произведения.

Внучка Ярослава Мудрого – Янка – основала первую школу для девочек в 1086 г. при Андреевском монастыре.

Образование не было привилегией только богатых. Об этом свидетельствуют надписи на бытовых вещах, на глиняной посуде, на кирпичах и т.д. которые делали ремесленники или рядовые дружинники.

Кроме того, обнаружены граффити на стенах храмов – в Киевских храмах найдено 170 граффити 11 – 12 вв. В г.Звенигороде и Берестье (Г-В княжество) найдены берестяные грамоты.

Кроме того, в Перемышле, Львове, Галиче, Звенигороде найдены бронзовые палочки для письма на восковых табличках.

 

3.3. Развитие строительства. Фрески. Мозаика. Иконопись.

 

После принятия христианства на Руси появилось монументальное каменное зодчество. Принципы строительства каменных храмов были заимствованы из Византии. Памятники домонгольского периода в Киевской Руси выстроены в романском стиле. Для него характерны монументальные, массивные, приземистые постройки с узкими окнами, толстыми стенами (в случае необходимости выполняли роль крепостей).

Вершиной русского зодчества XI века является Софийский собор в Киеве, построенный греческими и русскими мастерами в 1017-1037.  Согласно историческим преданиям Софийский собор был заложен Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами в 1036 году. Это утверждение оспаривается большинством историков. Так в Новгородской летописи закладка собора относится к 1017 году. В ПВЛ – 1037 год. Вероятнее всего, это крайние даты – начало и конец строительства. Первоначально Софийский собор представлял собой крестово-купольный храм с 13 главами. Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей). Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Самыми знаменитыми мозаиками Софийского собора являются «Богоматерь Оранта» и «Спас Вседержитель». Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому, аскетическому стилю. Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков.

Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.

Кроме того, в Киеве были построены и другие памятники древнерусской архитектуры. В частности укрепления вокруг «города Ярослава». Город киевского князя Ярослава Мудрого занимал площадь приблизительно 60 гектаров. Его оборонительные сооружения, протянулись на 3,5 км. Они состояли изо рва, глубиной 5 метров и шириной 12 – 13 метров, земляного вала с основанием 30 – 33 метра и высотой (вместе с частоколом на его вершине) около 14 – 16 метров. Основу вала, составляли разные по высоте, рубленные из дубовых бревен клети, заполненные утрамбованным лёссом и засыпанные сверху таким же грунтом. Вероятнее всего, они были построены в 1036-1037 годах. Эти укрепления начинались от Золотых Ворот. Они были построены при Ярославе и служили главным въездом в Киев. Ворота представляли собой мощную боевую башню с возвышавшейся над нею церковью Благовещения.

Замечательный пятиглавый Спасо-Преображенский собор был построен в Чернигове. Он был заложен около 1030-1034 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем, а закончен только в середине века. Стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества. Является одним из немногих сохранившихся памятников монументального каменного зодчества периода расцвета Киевской Руси. На протяжении веков он неоднократно перестраивался. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве», Игоря Черниговского и других князей той эпохи.

Из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи — мозаика, фреска и иконопись. Самые ранние из сохранившихся произведений русской живописи были созданы в Киеве. Суровой красотой и монументальностью отличаются, как выше уже отмечалось, мозаики и фрески Софийского собора. Среди фресок Софии два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, на стенах двух башен изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний.

Самым известным иконописцем того времени был живописец Алимпий. Преподобный, инок Киево-Печерского монастыря, первый известный по имени русский иконописец. Учился у цареградских художников, работавших над мозаической росписью Печерской церкви (1083 - 89); умер около 1114 года. Предание приписывает Алимпию икону Богородицы, поставленную в Ростовском соборе Владимиром Мономахом, и икону "Предста Царица" в Успенском соборе в Москве.

Старейшая икона периода Киевской Руси - это Хо́лмская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая чудотворной православными и католическими христианами. Икона находится в Музее волынской иконы в городе Луцке. Икона Холмской Божьей Матери является редким памятником византийского письма и написана в XI веке, что даёт право утверждать, что это старейшая сохранившееся Богородичная икона Киевской Руси (старше знаменитой Вышеградской). Икона была обнаружена осенью 2000 г. в Луцке, дошла до наших дней сильно поврежденной.

Икона Вышгородской Богородицы в 1136 г. была привезена из Константинополя и подарена Киеву. Находилась в Вышгороде под Киевом, оттуда и название иконы. Андрей Боголюбский, разграбивший Киев, вывез ее в г. Владимир. Икона почитается как чудотворная.

Дорогобужская икона Богородицы написана в последняя треть 13 в.  Сейчас находится в Успенской церкви в с.Дорогобуже на Волыни.

 

Развитие древнерусской литературы.

Принятие христианства повлияло на быстрое развитие письменности. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь проникла и славянская письменность, созданная греческими монахами Кириллом и Мефодием. Одним из наиболее выдающихся памятников письменности является Остромирово евангелие. Оно было написано по заказу новгородского посадника Остромира, который был приближенным киевского князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого. Писец - диакон Григорий - в пространной приписке на последнем листе книги сообщает, что трудился над ней с 21 октября 1056 года по 12 мая 1057 года. (1056-1057 – написание Остромирова Евангелия). Запись на первом листе - "Евангелие софейское апракос" - говорит о том, что рукопись была вкладом Остромира в Новгородский Софийский собор. Дальнейшая судьба памятника документально прослеживается лишь с начала XVIII века. Остромирово евангелие упоминается в описи имущества одной из церквей Московского Кремля, составленной в 1701 году. В 1720 году по указу Петра I собирались сведения о древних грамотах и рукописных книгах, сохранившихся в церквях и монастырях. И в этом же году Остромирово евангелие было отослано из Москвы в Санкт-Петербург. Затем след памятника вновь теряется на 85 лет, и только в 1805 году его обнаруживают среди вещей императрицы Екатерины II. Найденную рукопись император Александр I распорядился передать в рукописное отделение Публичной библиотеки. Евангелие написано на прекрасно выработанном белом пергамене торжественным уставным письмом и богато украшено. В книге три больших изображения евангелистов Иоанна, Луки и Марка, красивые заставки в начале текста и отдельных глав, затейливо орнаментированные заглавные буквы. Все это выполнено яркими, не потускневшими за века красками и чистым (накладным) золотом. Особенно оригинальны и интересны инициалы Остромирова евангелия, в которых сложный геометрический орнамент переплетается с изображениями фантастических зверей и птиц, а в эти переплетения вписываются человеческие лица. В технике миниатюр и инициалов заметно влияние прикладного искусства того времени. Очертания фигур сделаны как будто из золотых пластинок, промежутки между которыми заполнены красками. Это очень близко к так называемой перегородчатой эмали, и многие заглавные буквы рукописи производят впечатление драгоценных ювелирных украшений. Не только эта книга, но и другие в то время украшались книжной миниатюрой.

Нередко для князей составлялись специальные сборники, в которые входили тексты молитв, псалмы, фрагменты Библии – их называли Изборники. Самым известным является Изборник Святослава, написанный в 1073 г. В нем есть миниатюра, изображающая князя Святослава Ярославича со своей семьей.

Старославянский язык, на котором были написаны богослужебные книги, стал языком культа и религиозной литературы. Позже на местной восточнославянской основе сформировался древнерусский литературный язык. Это язык деловой письменности. В частности, на нем написаны «Русская Правда». На этом же языке пишется историческая литература, то есть летописи. Самая известная из древнерусских летописей, конечно же, «Повесть временных лет» (ПВЛ), также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись». Она является наиболее ранним из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселению по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновению славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе и образованию государства Русь. Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям. Имена Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, Вещего Олега не встречаются в других синхронных источниках, хотя делаются попытки отождествить некоторых исторических персонажей с перечисленными князьями.

При написании летописи использовались документы из княжеского архива, что позволило сохранить до нашего времени тексты русско-византийских договоров 911, 944 и 971 годов. Часть сведений бралась из византийских источников.

Автором ПВЛ является монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Он написал эту летопись в 1113 году. Академик Шахматов считает, что в 1110-1122, но программа требует дату написания первой редакции ПВЛ – 1113 год. Впоследствии было еще две редакции.

Древнерусский письменный язык был также языком художественной и публицистической литературы. В частности, на нем написаны «Поучение» Владимира Мономаха и знаменитая поэма «Слово о полку Игореве». В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем. Вероятнее всего, «Слово» было написано в 1187 году, хотя подавляющее большинство исследователей датируют его годом похода, то есть - 1185 годом. Рукопись «Слова» (входившая в состав сборника из нескольких литературных текстов) была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре (Ярославль) одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров памятников русской старины — графом А. И. Мусиным-Пушкиным. Единственный известный науке средневековый список «Слова» погиб в огне московского пожара 1812 года, причём сведения об этом носят противоречивый и сбивчивый характер, что дало повод сомневаться в подлинности произведения.

О распространении письменности среди городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и других городах.

 

3.5. Жанры древнерусского литературного творчества: житийная литература, летописание. Устное народное творчество и музыка**

 

Устное народное творчество представлено былинами (былины - эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и в гиперболической форме отразившие историческую действительность). Есть несколько циклов былин:

- о Владимире Красное Солнышко

- о Микуле Селяниновиче

- о Соловье Разбойнике

- О Никите Кожемяке

- об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче (о богатырях)

 

Музыка – представлена народной музыкой и церковным пением (позаимствовано из Византии).

При дворе князей и у представителей дружинной знати состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты, как отечественные, так и из Византии. Певцы воспевали ратные подвиги современников и легендарных богатырей в песнях и сказаниях, которые они зачастую сами слагали и исполняли под аккомпанемент гуслей. Музыка звучала во время официальных приёмов, празднеств, на пирах князей и др. именитых людей. В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в котором были представлены пение и инструментальная музыка. Скоморохи нередко появлялись и в княжеских дворцах.

После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церковная музыка (позаимствована из Византии).

(более подробно - для самостоятельного изучения)

3.6. Особенности развития культуры в период феодальной раздробленности. Архитектура и живопись.**

К периоду феодальной раздробленности относится церковь святого Пантелеймона близ Галича, построенная по приказу князя Романа Мстиславича в 1194 г. Она является старейшим и единственным из сохранившихся храмов Галицко-Волынского княжества. Выполнена в романском стиле.

В этому же времени относится и Пя́тницкая це́рковь в Чернигове. Она была построена черниговскими посадскими людьми в конце XII ст. на Пятницком поле, которое издревле было местом торгов. На протяжении своего существования церковь неоднократно разрушалась и сжигалась во время вражеских нападений на город. Во время восстановительных работ в разные времена она существенно перестраивалась и меняла свой облик.

(более подробно - для самостоятельного изучения)


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!