Список терминов:1) метафора 2) литота 3) гипербола 4) синонимы 5) градация 6) парцелляция 7) риторическое обращение 8) прямая речь 9) вопросительные предложения

ПЛАН

Урока теоретического обучения №36

По дисциплине ОДБ.02 Литература

Количество часов 1

Дата:03.11.2021

Группа:8

Специальность: ЭБУ

Преподаватель: Демченко Татьяна Олеговна

Тема: Глеб Успенский. Эссе "Выпрямила".

Цель: познакомить учащихся с произведением, биографией писателя.

Ход урока

I. Краткий пересказ произведения.

II. Биография писателя.

Успенский Глеб Иванович (1843 - 1902), прозаик. Родился 13 октября (25 н.с.) в Туле в семье чиновника. Уже в раннем возрасте читал сказки и стихи Пушкина, Лермонтова, читал Карамзина.
В 1853 начинает учиться в Тульской гимназии, но, в связи с переводом отца в Черниговскую палату,заканчивает гимназический курс в Черниговской гимназии в 1861.Поступает в Петербургский университет на юридический факультет, но после студенческих волнений и в связи с материальными затруднениями отчислен в том же году. В 1862 поступил в Московский университет, однако проучился только год, так как не смог внести плату за обучение, и вынужден был уйти. Работал корректором в типографии. В 1864 после смерти отца пришлось заботиться о четырех сестрах и трех братьях. В 1862 печатаются первые рассказы Успенского "Идиллия" и "Михалыч". Писатель находит поддержку в журналах "Русское слово" и "Современник". Некрасов опубликовал в "Современнике" первое крупное произведение Успенского "Нравы Растеряевой улицы" (1866). Позднее, когда взамен закрытого правительством "Современника" Некрасов взял в свои руки издание журнала "Отечественные записки", Успенский вновь стал его постоянным сотрудником. Здесь были напечатаны очерки и рассказы "Первая квартира", "Нужда песенки поет", "По черной лестнице" и др.В 1869 - 71 было написано второе крупное произведение - "Разорение". Успенский был близок к деятелям народнического движения - Н.Михайловскому, П.Лаврову, В.Фигнер и др. Большую роль в развитии связей писателя с революционерами-народниками сыграли его поездки за границу в 1872 и 1875 - 76. Около года жил в Париже, где еще все напоминало о Коммуне 1871 и расправе над революционерами. Увиденные им места казни потрясли писателя. В Париже Успенский встретился с И.Тургеневым, их дружеские отношения затем не прекращались. Зарубежные впечатления нашли отражение в ряде очерков и рассказов ("Больная совесть", "Из памятной книжки", "Заграничный дневник провинциала" и др.).В 1870-е годы Успенский, изучая жизнь пореформенной деревни, подолгу живет в деревнях. Результатом этих поездок явился цикл очерков "Из деревенского дневника" (1877 - 80). По мнению автора, крестьянство "до тех пор сохранит свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли...".В 1884 правительство закрыло "Отечественные записки". Для Успенского начинается пора скитаний: Кавказ, Сибирь, Поволжье, Украина, новгородские леса и самарские степи. Но в этих новых впечатлениях он не видит ничего отрадного, все кажется ему беспросветным. Наступает болезнь. Литературная деятельность перестает приносить ему радость, хотя в 1885 выходит знаменитый рассказ "Выпрямила", а в 1888 - не менее знаменитые "Живые цифры". С 1892 писатель находился в Петербургской психиатрической лечебнице. Там он и скончался 24 марта (6 апреля н.с.) 1902.

III . Анализ произведения «Выпрямила».

       Герой рассказа Гл. Успенского "Выпрямила" (1885) сельский учитель Тяпушкин, живущий "в глуши деревни, измученный ее настоящим, опечаленный и поглощенный ее будущим", размышляет о судьбах человечества и всюду, во все времена и у всех народов видит "удивительные проявления жаждущей совершенства человеческой души". В этой жажде совершенства он усматривает залог лучшего будущего человечества. Герой рассказа не праздный мечтатель и не баловень судьбы, склонный к прекраснодушному оптимизму. Напротив, его жизнь - это "ряд... тяжелых сердечных ощущений, беспрестанных терзаний, без просвета...". В этом смысле он сродни многим другим опечаленным жизнью героям Успенского, от лица которых часто ведется рассказ в его произведениях, но в отличие, например, от тех "пропащих", о которых речь шла ранее, он человек новый, он из тех, которые умеют бороться и знают, во имя чего борются. Упоминавшийся выше "пропащий" молодой человек из "Разоренья", объяснявший, почему он вырос "ненастоящим", уверял своего собеседника-рабочего, что появились уже люди сильных убеждений, какие и нужны сейчас народу. "Есть и настоящие... ты встретишь - погоди!"- говорил он. Тяпушкин - один из этих "настоящих". В деревне он живет не по воле случая, а по сознательному влечению, заставившему его "идти в темную массу народа", его называют "нигилистом", на него "строчат донесения", словом - это человек революционного сознания. Он-то и убежден, что "терзания без просвета" не могут быть вечным уделом людей, он-то и улавливает ту светлую нить, которая тянется через всю человеческую историю и дает людям (даже и сейчас!) ощущение радости и гармонии. Это поэзия земледельческого труда, поэзия единения человека с природой. Это революционное подвижничество, "гармония самопожертвования", олицетворенного в девушке строгого, почти монашеского типа, сидящей на скамье подсудимых; прототипом ее, как известно, была деятельница народнического революционного движения Вера Николаевна Фигнер. И рядом с этими проявлениями гармонии в настоящем неожиданно и смело возникает у Гл. Успенского образ Венеры Милосской. В сознании Тяпушкина эта античная статуя говорит, однако, вовсе не о прошлом, а о настоящем и будущем. "Каменная загадка" заключает в себе пророчество о "выпрямленном" человеке, и пусть оно, это пророчество, осуществится только в бесконечно далеком будущем, даже и очертаний определенных не имеющем, все равно оно имеет прямое отношение к настоящему, к "жаждущей совершенства" душе современного человека.

Здесь пропадает различие между злободневным и вечным: подлинная красота, в чем бы она ни выражалась, всегда злободневна, потому что она выпрямляет душу "искалеченного теперешнего человека" и говорит ему о том, что нельзя человеку быть "лакеем, банкиром, нищим, кокоткой", нельзя свыкаться с таким порядком, который превращает человека в скомканную перчатку, нельзя допустить, чтобы "начинающий жить человек-народ" позволил унизить себя до этого. Венера Милосская объяснила герою Успенского, что по его силам ему можно и должно "идти туда", - так кратко и многозначительно определил он свою дорогу, свой выбор. Успенский говорил от лица людей, которые уже сделали этот выбор, но говорил не только о них, но и о тех, кто еще находится на пути, кто ищет. Он рассказывал, что его герои увидели "там", в народе, среди крестьян и среди городской бедноты, он показал страшное неустройство народной жизни и порожденные им беды и терзания единичного человека и "человека-народа". В его произведениях люди труда и связавшие с ними свою судьбу люди скорбной мысли и великих предчувствий в разговорах, мечтах и исповедях удивительными словами, искренними до последнего предела, простыми до наивности, взволнованными и тревожными, раскрыли свои стремления и надежды.

IV .Задание. «В очерке «Выпрямила» Глеб Успенский размышляет о таинственной силе искусства. Преображение, произошедшее с героем под влиянием Венеры Милосской, изображено автором с помощью такого лексического средства, как (А) _____ («что-то ... дунуло в глубину моего ... существа и выпрямило меня» в предложении 10), а также синтаксических средств: (Б) ____ («потребность, необходимость, неизбежность» в предложении 16) и (В) ____ (предложения 4,21). С помощью (Г) ____ (предложения 11, 12, 13) писатель строит текст-рассуждение, приглашая читателей к совместному размышлению над проблемой».

Список терминов:1) метафора 2) литота 3) гипербола 4) синонимы 5) градация 6) парцелляция 7) риторическое обращение 8) прямая речь 9) вопросительные предложения

А. (10)Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт, заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.

Б. (16)С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу единственно из приличия теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым.

В. (4)«Что такое со мной случилось?» (21)«Ну, слава богу, ещё можно жить на белом свете!» — и уйдёшь.

Г. (11)Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? (12)Что это такое? (13)Где и в чём тайна этого твёрдого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня?


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!