Вопросы (ответить письменно в тетради)

История искусства Франции рубежа XVIII – XIX веков

На рубеже XVIII–XIX веков в искусстве Франции господствовал стиль классицизм. Первым его представителем в эту эпоху был художник Жак-Луи Давид.

Давид родился в Париже, поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры. Во французской живописи тех господствовал стиль рококо, который по-своему пользовался античными сюжетами (об этом свидетельствуют даже названия картин – «Купание Дианы», «Туалет Венеры»). Однако Давид видел в античности не изысканную красивость, а примеры суровой гражданской доблести, бескорыстного служения общему делу. Он тяготился учёбой в Академии, мечтал посетить Италию. Наконец его мечта сбылась: в Италии художник провёл четыре года.

Одним из главных событий этого времени были раскопки древнеримских городов Помпей и Геркуланума. Они были уничтожены в результате извержения вулкана Везувий в I в. н.э. При раскопках оказалось, что лава и пепел буквально запечатали город. Под слоем вулканического пепла в неприкосновенности сохранилось всё: улицы, дома, произведения искусства, мебель, предметы быта, ткани, даже продукты питания. Находки в Помпеях были сенсационными и попадали на первые полосы итальянских газет. Их обсуждали как самые важные события современности. И конечно, в Помпеи стремились попасть молодые художники, увлечённые античностью. Давид тоже бывал в Помпеях, делал зарисовки с сохранившихся предметов. Там его любовь к античности получила подтверждение и материальное воплощение.

Для своей первой большой картины – «Клятва Горациев» – Давид избрал сюжет из древнеримской истории. Во время войны римлян с городом Альба-Лонга братья Горации одолели в бою трёх лучших воинов противника (тоже братьев – Куриациев), что принесло римлянам быструю и почти бескровную победу. Двое Горациев погибли в бою. Художник изобразил сцену, где братья клянутся отцу не отступать в битве.

Композиция картины проста и соответствует принципам классицизма. Перед нами внутренний двор римского дома, в глубине его – аркада, делящая формат картины на три части. Все фигуры расположены на переднем плане. Под средней аркой – отец, протягивающий сыновьям мечи, причём кисть его руки с мечами находится в геометрическом центре картины. В боковые арки вписаны по три фигуры. Слева – братья Горации, три молодых воина, олицетворяющих силу, мужество, волю к победе. Справа – женские фигуры, сестра, жена и мать с внуками; в их облике преобладают скорбная печаль, задумчивая отстранённость, женственность.

Давид работал над картиной в Риме. Когда полотно было закончено и художник выставил его для публики, началось настоящее паломничество римлян и иностранцев в его мастерскую. О картине писали статьи, слагали стихи, к ней приносили букеты цветов. Римляне восприняли её как прославление их могучего духа и воли к победе.

Во Франции «Клятва Горациев» со временем приобрела политическое звучание. Когда королевская власть доживала последние дни и все были воодушевлены идеями Свободы, Равенства и Братства, картина Давида была воспринята и истолкована в духе идеалов революции.

Картина «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» была написана Давидом по государственному заказу. Луций Юний Брут – сторонник республиканского строя в Риме, он приговорил к смерти собственных сыновей за участие в монархическом заговоре. Ликторы (палачи) после совершения казни принесли тела убитых в дом Брута. Это полотно перекликается с «Клятвой Горациев», но все акценты смещены. Брут безмолвно сидит в густой тени колоннады. Его лицо видно неотчётливо. Изображение сложной душевной жизни героя не свойственно для классицистов; для них говорящей является поза, а не лицо. В центре картины – женщины; если в «Горациях» они безмолвствуют, то здесь открыто выражают свою скорбь. Мать протягивает руки к убитым, младшие дочери словно бы ищут у неё защиты, старшая закрыла лицо. Поза каждой из них и вся группа в целом – знак отчаяния и скорби. Тем не менее, зрители должны находиться на стороне Брута: он сумел поставить интересы страны выше собственных, а долг победил в нём отцовские чувства. Накануне революции Франция ждала от своих граждан именно такого поведения.

«Брут» был выставлен в Салоне в 1789 г., вскоре после начала революции и штурма Бастилии. Давид сразу нашёл понимание у восставших парижан. Отныне все знали его как живописца, «чей гений предвосхитил революцию». После революционного переворота Давид был избран депутатом в Конвент, высший законодательный и исполнительный орган республики, а затем, когда к власти пришли якобинцы, сторонники насилия и казней, стал руководить правительственной политикой в области искусства. Он национализировал дворцы и собрания произведений искусства, ранее принадлежавшие аристократам, организовывал революционные празднества; в его задачи входило и прославление погибших революционеров, официально объявленных «мучениками свободы».

Один из вдохновителей революции и вождей якобинцев Жан-Поль Марат был убит в своей квартире молодой дворянкой Шарлоттой Корде. Марат издавал газету под названием «Друг народа» и был сторонником революционного террора, призывая своих читателей к радикальным мерам. Шарлотта Корде ценою собственной жизни надеялась прервать череду казней. Под видом просительницы она проникла в квартиру Марата и нанесла ему смертельный удар в сердце.

Картина «Смерть Марата» была закончена Давидом меньше чем за три месяца и размещена в зале заседаний Конвента. Давид, посещавший Марата накануне его смерти, а затем назначенный распорядителем похорон, хорошо знал обстоятельства убийства. В момент гибели Марат сидел в ванне: из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей. Простой деревянный ящик заменял ему стол. Тело Марата было обезображено болезнью, но на картине он прекрасен, подобно античному герою. Простота обстановки придаёт зрелищу особую трагическую торжественность. Ванна напоминает саркофаг; ящик, для письма – пьедестал, на котором начертано посвящение: «Марату – Давид»; пустое сумеречное пространство фона – вечность, где отныне пребывает герой. Композиция вновь построена чрезвычайно просто: голова Марата находится на середине холста по горизонтали, упавшая рука с пером – на середине по вертикали.

После нового политического переворота Давид, как член Конвента, был арестован и заключён в тюрьму. Однако он сумел доказать свою непричастность к массовым казням и был освобождён. Скоро он уже работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами». Художник вновь избрал сюжет, созвучный современности: сказание о женщинах, прекративших войну между римлянами (их мужьями) и сабинянами (их отцами и братьями), было призывом к миру. В центре композиции – хрупкая фигурка сабинянки Герсилии, которая пытается остановить поединок между своим мужем и братом. Однако огромная, перегруженная персонажами картина не имела у зрителей успеха.

Следующий этап жизни Давида связан с приходом к власти Наполеона Бонапарта. Он стал новым героем целого поколения французов. На него были устремлены надежды людей, уставших от революции, массовых казней, голода, грабежей и смены правительств. В картине «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» Давид изобразил Наполеона во время победоносного похода в Италию. Неподвижная, как монумент, фигура полководца на вздыбленном коне возвышается на фоне горных хребтов: кажется, что весь мир замер, послушный властному жесту победителя. Камни под копытами коня образуют своеобразный пьедестал. На самом деле переход через Альпы был совершён Наполеоном в тяжёлых погодных условиях. Ему пришлось медленно пробираться по узкой горной тропе на муле, которого спереди и сзади поддерживали два проводника. Но Давид создавал не документ, а гимн, памятник, поэтому чувствовал себя вправе изменить реальности.

Наполеон, провозглашённый императором, назначил Давида «первым живописцем». Он безошибочно выбрал талантливейшего мастера своего времени и одного из лучших в истории художников-пропагандистов. В картине «Коронация Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.» Давид создал очередной миф: блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая обстановка жилища Марата. После падения Наполеона Давид вынужден был эмигрировать. Последние годы его жизни прошли в Швейцарии, вдали от отчизны и в стороне от искусства.

Жан Огюст Доминик Энгр также был приверженцем классицизма. Но если Давид всегда соотносил темы своих картин с современностью, то Энгр был от неё далёк: он обращался к мифологии и истории ради вечных сюжетов, не призывая своих сограждан ни к каким активным действиям.

Энгр родился в городке Монтобан на юге Франции. В возрасте шестнадцати лет он перебрался в Париж, поступил в мастерскую Давида, стал его любимым учеником, но затем навсегда рассорился с учителем. Энгр был награждён Римской премией и поездкой в Италию за государственный счёт, однако поездку отложили из-за скудости бюджета. Художник остался в Париже, зарабатывая на жизнь портретами. Энгр брался за них неохотно, считая портрет слишком мелкой для себя задачей, хотя именно в этом жанре он достиг наивысшего мастерства.

Наконец, Энгр смог отправиться в Италию. Когда истёк четырёхлетний срок стажировки, он остался за границей на свой страх и риск. Всего он провёл в Италии около двадцати лет, посвятив их изучению искусства античности и эпохи Возрождения. В Италии он написал и большие картины на мифологические сюжеты: «Эдип и сфинкс» (о вечном желании человека узнать и преодолеть собственную судьбу), «Юпитер и Фетида» (мать будущего героя Ахилла нереида Фетида умоляет Зевса даровать её сыну бессмертие).

Вернувшись во Францию, Энгр был избран членом, а затем и главой Академии изящных искусств, получил правительственные награды и возглавил художественную жизнь страны. Его превозносили как «Рафаэля нашего времени». Его оппонентами стали молодые художники, работавшие в русле стиля романтизм. Их он стремился не допустить к участию в выставках, к преподаванию, к правительственным заказам.

Главным достижением Энгра-живописца стали портреты. К лучшим его работам относятся портреты преуспевающего чиновника Филибера Ривьера, его жены и пятнадцатилетней дочери. Каждый из членов семейства Ривьер изображён за любимым занятием: отец просматривает гравюры, мать полулежит на кушетке, дочь гуляет по берегу реки. Формат картин различен. Прямоугольное обрамление подчёркивает светскую важность и чопорность господина Ривьера, овал – ленивую грацию госпожи Ривьер, а полукруглое завершение рамы, как у картин Рафаэля, – возвышенную задумчивость их дочери. Основа художественного языка Энгра – чёткий, но пластичный контур. На первый взгляд его палитра – простое сочетание ярких красок; но приглядевшись, зритель открывает удивительное богатство тонов в этих красных, серых, белых цветовых пятнах.

Энгр великолепно писал ткани и аксессуары; это очень способствовало его популярности у состоятельных заказчиков. Сами предметы, материалы и фактуры, в окружении которых изображены его модели, многое о них сообщали. Бархат и шелк прекрасно оттеняют нежную кожу мадам Ривьер, а золотые украшения подчёркивают форму её шеи и рук; господин Ривьер изображён в чёрном суконном фраке по английской моде, на его пальце – перстень с камеей, кресло украшено накладками из позолоченной бронзы, а книги с тиснёными золотом корешками придают портрету оттенок изысканного благородства. Портрет их дочери, мадемуазель Ривьер, стал настолько знаменит, что её называли «французской Джокондой». Девушка написана в помещении, это видно по характеру освещения и колориту. Однако фоном для портрета Энгр сделал речной пейзаж, выполненный в зеленоватой гамме. Пейзаж написан без натуры, по воображению; он характеризует чистоту и свежесть юности.

Энгр стал мастером светского портрета. Своих моделей он умел изобразить в таком костюме и окружении, которые не только подчёркивали их красоту, но и делали образ многограннее, сложнее, ярче. Став маститым художником, он порой буквально изводил своих заказчиков требованиями переодеться, изменить причёску, украшения, позу и окружение. Зато когда всё было найдено и расставлено по местам, образ получался ёмким и запоминающимся. Таковы знаменитые портреты мадам де Муатессье, супруги банкира, и портрет Бертена, магната французской прессы.

 

Вопросы (ответить письменно в тетради)

1. Каковы основные характеристики стиля классицизм, сложившиеся ещё в XVII в., во времена Пуссена? Что нового привнесла в классицизм эпоха Великой Французской революции? Почему классицизм противоположен стилю рококо, хотя и там, и там использовались античные сюжеты и персонажи?

2. Почему картина Давида «Клятва Горациев» стала считаться живописным призывом к революции?

3. Как удалось Давиду создать героический образ Наполеона Бонапарта?

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!