Оценивание работы обучающихся на уроке.

ПЛАН

Урока теоретического обучения №38

По дисциплине ОДБ.02 Литература

Количество часов 1

Дата:10.11.2021

Группа:8

Специальность: ЭБУ

Преподаватель: Демченко Татьяна Олеговна

Раздел: Николай Гаврилович Чернышевский.

Тема: Роман «Что делать?». Творческая история романа. Диалоги с «проницательным читателем». Композиция романа. Мир старых пошлых людей в романе. Новые люди. «Особенный человек».

Цели урока: раскрыть место творчества Н.Г. Чернышевского в литературном процессе второй половины XIX века; познакомить с историей создания, сюжетом и героями романа «Что делать?».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целеполагание.

Беседа по вопросам (устно)

· В какой атмосфере прошло детство Н.Г. Чернышевского? Какие нравственные ценности прививались ему в семье?

· Почему Н.Г. Чернышевский, происходивший из духовного сословия, решил получить светское образование?

· В чем проявилось стремление молодого Н.Г. Чернышевского к духовному лидерству? его вера в свое необычное призвание?

· Какую роль в становлении взглядов Н.Г. Чернышевского сыграли идеи утопического социализма?

· Как проявилось свободомыслие Н.Г. Чернышевского в годы жизни в Саратове?

III. История создания романа «Что делать?».

Самый известный роман Чернышевского «Что делать?» был написан в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости (писался с 14 декабря 1862 года и завершен 4 апреля 1863 года). Первоначально писатель задумывал его, как ответ на книгу Тургенева «Отцы и дети», где тот изобразил человека новой формации – нигилиста Базарова. Героя Тургенева постиг трагический финал, и в противовес ему был создан Рахметов – более совершенный герой того же склада ума, который уже не страдал от любви, а занимался делом, и весьма продуктивно.

Рукопись романа прошла двойную цензуру. Чтобы обмануть бдительных цензоров и судебную комиссию, автор вводит в политическую утопию любовный треугольник, который занимает большую часть от объема текста. Разрешение на публикацию было дано. Когда обман раскрылся, было уже поздно: роман «Что делать» разошелся по стране в выпусках «Современника» и рукописных копиях. Первые главы романа появились в мартовском журнале «Современник» за 1863 год, последние в майских номерах журнала.

Роман «Что делать?» вызвал неоднозначную реакцию читателей. Передовая молодежь с восхищением отзывалась о «Что делать?». Яростные противники Чернышевского вынуждены были признать «необыкновенную силу» воздействия романа на молодежь. Враги Чернышевского, видя небывалый успех романа, требовали жестокой расправы с автором. В защиту романа выступили Д. И. Писарев, В. С. Курочкин и их журналы («Русское слово», «Искра») и др. Роман «Что делать?» Чернышевский посвятил своей жене Ольге Сократовне.

IV. Сюжет романа.

Общие очертания сюжета романа просты: дочь мелкого петербургского чиновника освобождается от тяжких уз домашнего плена и обретает счастье. Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.

Страстно желая сделать произведение популярным, Н. Г. Чернышевский использует психологически проверенные приемы приключенческой литературы.

Чтобы привлечь к роману широкого читателя, автор вводит в повествование и мнимое самоубийство, и второй брак героини, и возвращение в Петербург бывшего мужа (Лопухова) в облике иностранца. Это позволило, с одной стороны, привлечь к роману внимание широкой читающей публики, с другой стороны, помогало обмануть бдительность цензуры.

Роман разбит на шесть глав, из которых каждая, за исключением последней, в свою очередь делится на главки. Стремясь подчеркнуть исключительно важность заключительных событий, Чернышевский рассказывает о них в особо выделенной одностраничной главке «Перемена декораций».

Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Вера живет с невежественной и грубой семьей, там свои порядки установила расчетливая и жестокая мать.

Марья Алексеевна хочет выдать дочь за богатого сына хозяйки дома, где работает управляющим ее супруг. Алчная женщина не гнушается никакими средствами, может даже пожертвовать честью дочери.

Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата Феди). Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные её принципы – взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Молодые люди живут как брат с сестрой, любовных чувств между ними нет.

Дмитрий привязался к своей «жене», открыл в ней многогранную и сильную личность, занимаясь ее образованием. Вера учится, пытается найти свое место в жизни. Девушка не желает сидеть на шее мужа и хочет самостоятельно устроить свою жизнь. С помощью верных друзей она реализует свою мечту: открывает швейную мастерскую «нового типа», где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия.

«Супруги» часто бывают в обществе единомышленников, где героиня знакомится с лучшим другом Лопухова – врачом Александром Кирсановым, с которым у неё гораздо больше общего, чем с мужем.

Александр и Вера проникаются взаимной симпатией, но не могут быть вместе, так как боятся задеть чувства друга. Вера и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь скрыть свои чувства, в первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и вынуждает их признаться. Дмитрий чувствует, что мешает друзьям. Он любит и уважает жену, но понимает, что та будет счастлива только с Кирсановым.

Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Естественно, о его планах никто не знает, все искренне оплакивают его кончину. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию. Он – агент английской фирмы и прибыл по её поручению, чтобы приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся, после чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится общество «новых людей» – тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.

Отдельной смысловой линией романа является Рахметов, друг Кирсанова и Лопухова, которого те когда-то познакомили с учением социалистов-утопистов. Рахметову посвящено короткое отступление в 29 главе («Особенный человек»). Это герой второго плана, лишь эпизодически связанный с основной сюжетной линией романа (приносит Вере Павловне письмо Дмитрия Лопухова с разъяснениями обстоятельств его мнимого самоубийства). Однако в идейной канве романа Рахметов играет особенную роль.

VI .Система образов романа.

– Давайте подумаем, на какие группы можно разделить героев романа?

/«Старые люди», «новые» люди, особенные люди/

Таблица «Система образов романа».

Группа персонажей Имена Характеристика

Старые люди

М.И. Сторешников  
М.А. Розальская  

Новые люди

Д.С. Лопухов  
А.М. Кирсанов  
В.П. Розальская  
Особенные люди Рахметов  

– Охарактеризуйте каждую группу образов.

– Старый мир в романе представлен двумя социальными группами: дворянами и мещанами. Представители дворянства – домовладелец и прожигатель жизни Сторешников, его мать Анна Петровна, приятели Сторешникова с именами на французский манер – Жан, Серж, Жюли. Это не способные к труду люди – эгоисты, «поклонники и рабы собственного благополучия».

Мещанский мир представлен образами родителей Веры Павловны. Марья Алексеевна Розальская – энергичная и предприимчивая женщина, но на свою дочь и мужа она смотрит «под углом зрения доходов, которые из них можно извлечь». Писатель осуждает Марью Алексеевну за жадность, эгоизм, черствость и ограниченность, но в то же время и сочувствует ей, считая, что жизненные обстоятельства сделали ее такой.

«Новые» люди, изображенные в романе, способны уйти от старого уклада и построить свое счастье. Они, следуя «разумному эгоизму», не могут совершить подлого, недостойного поступка. Они честны, благородны, способны и на самоотверженный труд, и на решительный поступок. Автор в них верит, его симпатии на стороне этих героев. Их жизнь на страницах романа – воплощение страстной мечты автора об идеальных человеческих отношениях. Свобода личных отношений «новых» людей: Дмитрия Сергеевича Лопухова, Александра Матвеевича Кирсанова и Веры Павловны Розальской – идеал и образец. «Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения, людей, которых я встречал целые сотни...» – пишет Н. г. Чернышевский.

Среди «новых людей» особое место занимает Вера Павловна Розальская, которую Лопухов и Кирсанов спасают от «старого» мира. Рассказ о ее деятельности даже на фоне труда «новых людей» производит впечатление. Ее замыслы пытались воплотить в жизнь многие люди.

Но «новые люди» не из той породы, из которой выходят руководители. Этих людей нужно вести по избранному ими пути, и возглавлять их на таком пути должен человек иного масштаба. Для этого в романе появляется «особенный человек», Рахметов, – человек новой формации, который, по мнению Чернышевского, воплощает идеал революционера. Революционны не действия героя, а сама его сущность. «Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе», – говорит Кирсанов. «Мало их, – утверждает Чернышевский, – но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли». Автор рассказывает о нем подробно, сообщая о том, что он продал имение и вел спартанский образ жизни, лишь бы помочь своему народу. В его образе и скрыт истинный смысл книги.

VII. Заключительная часть занятия.

Оценивание работы обучающихся на уроке.

Рефлексия.

– Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее?

– Чему вы сегодня научились?

–Что вызывало затруднение в процессе работы?

VIII . Домашнее задание: написать конспект и вписать в таблицу характеристику героев романа!

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!