Творчество писателя Мажита Гафури.



Исследовательская работа

На тему:

«Певец судьбы народной – М. Гафури»

Работу выполнила: Кутушева Чулпан

                           обучающаяся 8 «г» класса

                               Руководитель: Бурангулова Ф. Р.

              педагог-библиотекарь         

Буздяк

Г

Оглавление.

1.Введение.

2. Основная часть.

2.1. Биография писателя Мажита Гафури.

2.2. Творчество писателя Мажита Гафури.

2.3. Дом - музей писателя Мажита Гафури.

2.4. Шежере писателя Мажита Гафури.

2.5. Исследователи творчества Мажита Гафури.

2.6. Произведения писателя Мажита Гафури.

2.7. Литература о писателе Мажите Гафури.

2.8. Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури.

3. Выводы.

4. Список использованной литературы.

 

Введение.

    Как – то раз на библиотечном уроке «О писателях Башкортостана» наша библиотекарь Фиюза Рифовна рассказала о трагической судьбе башкирского писателя Мажита Гафури. Он остался сиротой в 13 лет, пережил много трудностей и лишений, несмотря на это, его всегда тянуло к учебе и знаниям. Мне стало интересно узнать обо всей жизни народного поэта.  

История его жизни потрясла меня и свою исследовательскую работу  я решила посвятить башкирскому писателю и поэту Мажиту Гафури, его супруга Зухра Гафури (Насырова) родом из нашего района. Поэтому она показалась мне очень интересной и познавательной.

Цель выполнения исследовательской работы - изучение биографии и творчества  классика башкирской и татарской литературы, завоевавшего всенародную любовь и первым   удостоенного  высокого звания Народного поэта Башкортостана. Для достижения этой цели, я поставила перед собой следующие задачи:

1) Сбор полной информации о писателе.

2) Посещение библиотеки, изучение  литературы.

3) Посещение театра имени М. Гафури.

4) Сделать вывод своей исследовательской работы.        

При поведении исследовательской работы применила следующие методы: сбор, изучение литературы, обработка накопленной информации.

Актуальность данной темы я могу объяснить тем, что каждый гражданин нашей Республики должен знать культуру, литературу своего народа.

Ожидаемые результаты моей работы: выполнив весь объем запланированных работ, я смогу выяснить, как, испытав все тяжести жизни, горе и страдания, выпавшие на долю трудового человека, рано лишившись родителей, Мажит Гафури сумел завоевать всенародную любовь и стать Народным поэтом Башкортостана.

 

План исследования:

1) Постановка проблемы с библиотекарем.

2) Изучение биографии писателя.

3) Изучение творчества писателя.

4) Изучение трудов исследователей творчества писателя.

 

 

Основная часть.

2.1. Биография писателя Мажита Гафури.

Мажит Гафури (Гафуров Габдельмажит Нyрганиевич )  – родился 1880 году 20 июля в деревне Зилим – Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье учителя пятым ребенком.

Дед Мажита Гафури родом из деревни Базиково. Он обосновался в деревне Зилимкараново где-то 1830 годах. Здесь и родились его дети, один из них отец Мажита Гафури. Отца Габдельмажита Гафури звали Габдельнургани, но в советское время он стал Мажитом Нурганиевичем Гафуровым (фамилия - по имени деда), или Мажит Гафури.

 Начальное образование получил у отца, затем - в школе. Когда Мажит впервые покинул родительский дом, родную деревню и вступил на путь самостоятельной жизни, ему было 13 лет. Этот день он запомнил навсегда. Отец его договорился с мударисом знаменитого на всю округу медресе села Утяш устроить туда одного из шестерых детей.  Способный и трудолюбивый Мажит очень быстро завоевывает уважение всех утяшевских шакирдов – ровесников и старших. Но, в первые же месяцы учебы его настигает страшная беда: внезапно, друг за другом, умирают  отец и мать. Оставшись круглым сиротой, Мажит не покидает медресе. Решает, во что бы то ни стало продолжить учебу, добывая денег на пропитание посильными работами. Он переписывал книги, готовил обеды для байских детей, весной пахал землю, а летом учил детей. Как правило, шакирды зарабатывали себе на жизнь и учебу тем, что учительствовали в казахских степях. Не был исключением и молодой Мажит. Три года проучившись в с. Утяш, далее получил образование в более известных учебных заведениях.

С осени 1898 до весны 1904 года учился в медресе Троицка. В летнее время зарабатывал на золотых приисках, учительствовал в казахских кочевьях. В 1904-м уехал в Казань учиться. Здесь познакомился с представителями передовой татарской интеллигенции, писал стихи на злободневные темы, печатался в газетах. В 1905 Гафури участвует в студенческих волнениях в Казани. Его творчество принимает революционно-демократический  характер, он выступает как писатель-просветитель. Учился в медресе знаменитого Зайнуллы-ишана в Зауралье, в прославленном Казанском медресе “Мухамадия”. Осенью 1906 года Гафури приехал в Уфу и продолжил обучение вольнослушателем духовно-светского медресе “Галия”, успешно окончил его в 1909 году. Все эти духовные заведения в то время приравнивались к светским вузам для “инородцев” В них изучали светскую науку, от математики до европейской литературы, иностранные европейские языки. Неудивительно, что будущий писатель с ранних лет проявлял интерес к русской литературе. Это его приведет в писателей критического реализма и основоположников башкирской и татарской прозы. Он писал на понятном современному читателю языке.

В годы реакции сборники стихов Гафури были конфискованы, над поэтом с 1911 установлен полицейский надзор. Гафури приветствовал Великую Октябрьскую революцию. Лучшие произведения Гафури написаны в годы советских времен.

После революции 1917 г. и в 20-е г.г. Гафури все свои силы отдал становлению и развитию башкирской литературы и ее жанров, был удостоен звания «Герой труда»,  много усилий прилагает для организации периодической печати автономной Башкирской республики - газет «Наш путь», «Свобода», «Борьба», «Красный путь», «Бедняки Востока», «Урал», «Башкортостан», «Новая деревня».

У каждого певца, поэта есть своя муза. И Мажит Гафури в этом не исключение. Эта женщина вдохновляла поэта на творчество, всячески поддерживала,  достойно шла рядом с великим человеком. Зухра Камалетдиновна Насырова - жена, друг и ангел-хранитель поэта родом из села Килимово Буздякского района. . Её родители были портными. Земли у них не было.  Они работали  у бояр Тевкелевых. Отец шил мужские, а мать – женские одеяния. Жили они в небольшом доме у реки недалеко от дворца Тевкелевых. Они были мастеровыми. Её родные сестры и братья – Тауфика, Малика, Закия, Зухра, Нуртдин и Имамутдин. Когда умерли родители старшая сестра Тауфика была замужем. Остальных детей боярин Тевкелев забрал с собой в Уфу. Девочки учились в гимназии, а мальчики работали в магазине. Девочки были грамотными – Тауфика учила девочек в деревне Килимово, Зухра стала учительницей и уехала в Ташкент, Зухра преподовала в Каргалах. Позже Зухра преподовала в Уфе в приюте для девочек Марьям Султановой этику, татарский язык и литературу, потом в русско–татарской школе. Она очень хорошо знала татарскую поэзию и литературу. В свободное время шила на заказ, и это было большим подспорьем в семейном бюджете М.Гафури. Ее швейную машинку «Зингер» можно увидеть в Мемориальном доме–музее М.Гафури на ул. Гоголя, 28. В архиве фонда Гафури хранится фотография, на которой Зухра Гафури сидит в окружении гимназисток.

 

Просить руки Зухры молодой Мажит приехал в с. Килимово к С.Джантурину и Суфие Тевкелевым. Разрешение на брак получил и прожил со своей музой всю свою жизнь. В Уфе  Мемориальном доме–музее Мажита Гафури хранятся письма. В одном из писем Зухре он пишет: «Вот вас впервые называю милая ханум. В первый раз даю понять о своей любви…Я люблю вас давно, наблюдаю за вашей походкой, характером. Чем больше я наблюдаю за вами, тем сильнее растет моя любовь к вам… Если бы вы согласились принять меня постоянным спутником совместной жизни, я бы посчитал за большое счастье согласиться стать им, разделить с вами свои радостные переживания. Вы знаете сами: я некрасивый, небогатый. Что есть хорошего во мне, так это любовь к знаниям, я писатель, живущий на средства, получаемые при помощи пера...” На это письмо поэта, написанное от чистого сердца,  Зухра ответила согласием.

“Мы очень любили Зухра апу, она была красивая, веселая, звонкоголосая, любила шутить, а нам, детям рассказывала сказки. Она была учительницей и очень хорошо шила. Когда приезжала к нам, привозила свою швейную машинку, ставила ее во дворе и всем нам шила платья из привезенных ею же тканей. Шила очень красиво и быстро. К нам относилась уважительно, когда приходил с работы отец (младший брат Гафури – Аксан), она бросалась разувать его, развязывать лапти. Когда Зухра апа гостила у нас, каждый день резали курицу, и она со мной играла в ядач, обещая подарить мне гребень, если я выиграю. Как–то Зухра апа молола пшено на блины, просеяла муку и дает мне сито. Я взяла сито, а слово „ядач“ по правилам игры не сказала и заплакала от обиды, что не получу гребень. Зухра апа тут же меня успокоила, отдала приготовленный ею заранее подарок – гребень для волос“ – вспоминает о ней Халида Аксановна Булатова, родная племянница Гафури.

В произведениях Гафури любовь трактуется как высшее благородное человеческое чувство. Гимном светлой,  чистой любви является знаменитая повесть Мажита Гафури  „Черноликие“. Свои феминистские взгляды Мажит Гафури отразил не только в творчестве, но и придерживался их в семейной жизни, поощряя общественную деятельность супруги Зухры ханум.

У Зухры ханум и М.Гафури было двое детей. Два сына - Анвар и Халит. Они в тяжелые годы сумели воспитать достойных мужчин, они дружные, всегда придут на помощь друг-другу в трудную минуту, любят и уважают своих родителей. Гафури не горюет о своей судьбе, не думает, что принесет день грядущий. Он переживает за судьбу семьи.

В воспоминаниях известного татарского поэта Зарифа Башири мы находим такие строчки: – То, что его жена Зухра в высшей степени была согласна с ним, я понял не только с его слов, но и по их взаимоотношениям. Зухра для Мажита Гафури была настоящим другом, поднимала его дух, вдохновение, была искренней помощницей понимающей его творческую деятельность. Она уважала Мажита, ухаживала за ним, не расстраивала его пустяковыми расспросами, чтобы его мысли, думы не занимать ни чем кроме литературы, старалась сводить концы с концами, умела держать то, что есть. Я не знаю другого татарского поэта или писателя, кому бы так повезло с женой. Вся жизнь Гафури пример для потомков в проявлении уважения и милосердия к простому человеку. В 1923 году Гафури передает гонорар за книгу “В когтях голода” в фонд голодающих, подаренные торговцами золотые карманные часы с цепью в фонд беспризорника, отказывается от дополнительного продовольственного пайка, а свой хлеб, будучи сам больным, делит с дедушкой–сапожником, спасая его от голодной смерти. И Зухра ханум полностью разделяла его взгляды и поступки, хотя у них было у самих двое детей, и дом их нельзя было назвать полной чашей.

Не случайно целый ряд своих стихотворений М. Гафури посвятил своей музе – Зухре ханум. Вот одно из них:

 

МОЕЙ ЗУХРЕ

О двух больных*

заботясь днем и ночью,

Под бременем бессонного труда

Ты уставала, но не унывала,

Шутила и смеялась, как всегда.

Когда придя с работы, в дверь входила,

Весенним солнцем лик лучился твой,

И красота его приумножалась

Очей твоих небесной синевой.

Ни разу я тебя не видел хмурой,

Хотя и знал, что валишься ты с ног.

Прости, Зухра, я слишком долго

Недужил и помочь тебе не мог.

 

 

  До 1928 года Мажит Гафури работал в газетах корректором, журналистом, писал стихи, прозу, пьесы, публицистику.

    Мажит Гафури умирает  в Уфе 28 октября 1934 года, после продолжительной болезни.

 

Творчество писателя Мажита Гафури.

                                               Моему сердцу

Великодушно, сердце, будь,

Всегда люби свободу.

Тебя зовет священный путь

Служения народу!

 

Свети, как солнце, с высоты,

Всю землю согревая.

Будь искренне и ясно ты,

Ни лжи, ни зла не зная.

 

                                  Тому, кто честен, смел и прям,

                                    Просторно жить на свете!

                               …Эпиграфом к моим стихам

                                      Поставьте строки эти!..

    Родоначальник башкирской литературы Мажит Гафури – крупный художник реалист, прошедший длинный, тернистый, с перепадами и крутыми подъемами, творческий путь. Оставленное им художественное наследие украсило историю татарской и башкирской литературы.

Первые произведения М.Гафури появились накануне первой русской революции и были созданы на принципах просветительского реализма. Однако вскоре появляются остросоциальные, политические стихи, бичующие колониальную политику царя, с усилением национально-освободительной борьбы народов в начале века в его творчестве отчетливо выразились идеи критического реализма. Если, скажем, в первой книге стихов Гафури “Сибирская железная дорога или Положение нации” (1904) противопоставляются прогрессивные веяния времени и отсталости родного народа в духе просветительского реализма, то в рассказе “Жизнь, прошедшая в нищете” отчетливо выражена классовая позиция автора, критика старого мира. Этот рассказ знаменателен и введением в мир литературы неизвестного до этого времени героя - деревенскую бедноту. Откровенная нравоучительность, рационализм, свойственные ранним произведениям поэта, объясняются, по-видимому, влиянием на его творчество поэзии Востока рассудочно-просветительского направления. Первая русская революция и ее последствия меняют мировоззрение М. Гафури. В стихах 'Наши дни', 'Две птицы', 'Богач' (1905-1907 г.г.) отражается резкое столкновение социальных классов. Глубокие перемены в мировоззрении поэта отчетливо проявляются особенно в стихах 'Завещание 1906 года 1907 году' и 'Ответ 1907 года'.
Поэт создает произведения, достоверно раскрывающие острые противоречия времени, беспощадно критикующие классовое неравенство, всякое угнетение ('Я вышел на базар'). Причем в произведениях поэта этих лет имеют место не только дидактические наставления (как, например в первых стихах), но и реалистические картины жизни, правдивые характеры, живой пейзаж, аллегория, острая сатира.

 

Критикой классового неравенства, социальной несправедливости проникнуты и рассказы М. Гафури “Голодные год или Проданная девушка” (1906), “Дети – сироты” (1907). Правдивостью реалистического изображения характеризуется повесть 'Бедняки' (1907). Узловые противоречия времени высвечиваются и в повести М. Гафури “Жизнь Хамита, или Лейла и моя жизнь” (1911), написанная в разгул реакции после поражения революции 1905 года.
Горе народа, вызванное империалистической войной, отчаяние масс нашли отражение в реалистических образах рассказа “Солдатка Хамида” (1915), в стихотворении “Знать, нет тебя, Аллах!” и др.
После революции 1917 г. Гафури все свои силы отдал становлению и развитию башкирской литературы и ее жанров. Пишет реалистические повести, стихи и поэмы, пьесы 'Красное знамя' (1917), “Горячее сердце” (1918), “Красные гроздья” (1925). О широте изобразительных средств свидетельствуют и его лирические произведения, воспевающие природу ('Луч', 'Вышел я в поле'), оды, прославляющие любовь, красоту, жизненную гармонию ('Увядший цветок', 'Странно ли?', 'Я пьян')
   В двадцатые годы определилось основное направление в творчестве Гафури - реалистическое. Программными произведениями, утверждавшими реалистические принципы поэта, стали стихи 'Вырванные страницы' (1923), 'Песни неба'.
  В середине 20-х г.г. в творчестве Гафури усилились гражданские мотивы, большое место заняла политическая лирика. Поэт создает ряд публицистических стихотворений о Ленине, о коммунистической партии ('Траурные мелодии', 'Он навсегда в нашей памяти').
   Во второй половине 20-х г.г. и в начале 30-х г.г. Гафури создал ряд повестей 'Черноликие' (1927), 'Ступени жизни' (1928), 'На золотых приисках поэта' (1930), закладывающие основы башкирской прозы советского периода.
Драма М.Гафури 'Красная звезда' (1925) была первым в башкирской драматургии произведением, показавшим образы крестьян в годы гражданской войны. В 1928-1929 г.г. пишет либретто оперы 'Труженик', оказавшее влияние на развитие национальной музыкальной драматургии.

В 1923 году Мажиту Гафури - первому было присвоено почетное звание «Народный поэт Башкортостана», поэту который посвятил свою жизнь служению трудовому народу, его правде, принял в свое сердце его боль и надежды.

 

Я и мой народ.

Как только шаг шагну вперед,

Избрав тропу к седой вершине,

Я думаю: где мой народ?

На штурм высот идет ли ныне?

Хорош я был бы как поэт,

Когда б достиг вершин орлиных,

А мой народ в трясине бед

Меж тем теснился бы в домнах?!


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!