Свобода – неволя; законы, регламентирующие частную жизнь



Любовь – равнодушие, внешнее соблюдение приличий

Искренняя вера – ханжество

Полет – обрыв, овраг, омут

Образованность - невежество

Благодать – закон

Вечное – бытовое

Калиновский мир страшен и жесток, отношения здесь строятся на принуждении, страхе, наглом поругании всех человеческих прав, культе грубой силы, в нем нет места ни любви, ни пониманию, ни прощению. Кроме того, этот мир невежествен и замкнут. Сведения о цивилизации калиновцы получают от безграмотных страниц (Феклуша) и живут с убеждением, что Литва «с неба упала», что «есть земля, где люди с песьими головами», что весь мир погряз в суете и пороках и «за грехи» время «стало в умаление приходить» и близок судный день. К научным открытиям и новинкам техники жители города относятся с подозрением, видя в них дьявольские ухищрения. Феклуша, например, так рассказывает о паровозе: «Огненного змия стали запрягать… для ради скорости» - и сообщает, что сама видела лапы этого змея. А Дикой заявляет Кулигину, предлагающему установить громоотвод: «Гроза-то нам в наказание посылается, … а ты хочешь шестами да рожнами какими-то …обороняться».  

Наукам и просвещению, как видим, нет места в Калинове, и Кулигин, единственный просвещенный человек, выглядит в глазам обывателей чудаком. Он никем не понят в условиях рутинного мира, лишенного способности мыслить и мечтать.

 

На фоне «темного царства» выделяются две крупные фигуры:

Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова)

Савёл Прокофьевич Дикой

 

Кабаниха – деспот, ревностный защитник старых порядков, домостроевского уклада, формы, лишенной содержания. Она оплот «темного царства». Фраза, определяющая суть ее характера, – «под видом благочестия».

Кабанова тесно связана с бытом, поглощена заботами о доме, о торговле. Она строго держится за порядок, который в ее представлении ассоциируется с беспрекословным подчинением младших старшим. В доме героини все построено на слепом авторитете силы. Она заставляет близких свято чтить обряды, следовать старым обычаям и с раскольничьей истовостью требует поклонов в пояс. Но Кабаниха страшна не патриархальностью своей, а самодурством и деспотизмом, рядящимся в одежды закона. Она хочет преградить путь человеческой самостоятельности, свободе, хочет остановить движение «за заборы» установленных правил.

Но что-то все-таки подтачивает ее власть. И Кабаниха тем жестче охраняет свой признанный авторитет, что со страхом видит, как рушатся на глазах заветы патриархальной нравственности, - ведь вместе с ними рушится и ее власть.

 

Дикой – самодур, вечно пьяный ругатель, хам, уже отвергший рамки домостроевской морали. Однако «благодати» он не обрел из-за своей дикости. Фраза, определяющая суть характера героя, - «как с цепи сорвался». Самая большая радость  для героя – «наломаться, надругаться» над человеком, унизить его. Он испытывает удовольствие, унижая чужое самолюбие и человеческое достоинство. Брань для него - способ самозащиты, особенно когда дело касается денег, которые он не любит отдавать. Дикой нарочно кричит, рассчитывая запугать, сбить с толку, взять нахрапом, однако он пасует перед теми, кто сильнее его (перед Кабанихой, перед гусаром).

 

Все герои, кроме Кабанихи, стремятся выйти из-под власти прежней жизни, руководствуясь своими представлениями о счастье, благополучии и средствах их достижения.

 

1. Варвара

«Делай, что хочешь, только бы все шито да крыто было»

В героине есть смелость, но нет духовных основ («закон отвергла, благодать не обрела»). Нет представления о грехе, способности к покаянию, есть лишь своеволие.

 

2. Ванька Кудряш

«Рубаха-парень». В нем есть народное вольнолюбие, лихость, но нет душевной чуткости (любимое словечко – «нешто»). Он демонстрирует безразличие к красоте, не способен к осознанию нравственных понятий («больно лих я на девок-то»).

 

3. Тихон – «говорящее имя».

Герой безволен, бессловесен. Патриархальные порядки исполняет по приказу («Нельзя, так уж нечего делать»), а когда уезжает из дома, пьет и гуляет вволю. Однако в своих чувствах Тихон вырывается из строгого круга жизни. В финале пьесы он поднимает голос против законов «темного царства» и бросает матери упрек: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»

 

4. Кулигин

Девиз героя – «лучше уж стерпеть».

Он стремится усовершенствовать мир с помощью науки. Но рационализм Кулигина – это рационализм XVIII века, на что указывают аллюзии из стихотворений Ломоносова и Державина и стремление героя создать перпетуум-мобиле. Однако рационализм был свойствен и поколению 50-60-х годов XIX века, поэтому образ Кулигина несет двойную нагрузку. Идеал героя – свободное научное творчество, деятельность на благо общества.

 

5. Борис

Даже внешне отличается от остальных героев пьесы (см. афишу). Он сын купца и «благородной», получил хорошее образование. Символично и упоминание о том, что Борис – сирота, по сути лишенный наследства. Но подтекст образа в том, что лишен и духовного наследства – и дворянского благородства и народной лихости. Он способен оценить духовное богатство Катерины, но отвечать ему нечем. Не может он и защитить героиню от «темного царства», потому что сам покоряется ему во имя маловероятной независимости.

 

В пьесе представлен широкомасштабный конфликт, столкновение двух эпох, распад патриархальных связей и отношений. Этот социально-бытовой конфликт тесно связан с внутренним, нравственным, происходящим в душе главной героини.


 

     
 



ЗАЧЕТНЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

 


1.К 19 октября - краткие конспекты статей Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и

Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы». Конспекты оформить в виде таблицы

 

Основные положения Статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» Статья Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»
1. Оценка драмы А.Н. Островского «Гроза»    
2. Оценка образа Катерины      

 

2. К 19 октября – краткий конспект статьи Ап. Григорьева «После «Грозы» Островского», включающий ответы на следующие вопросы:

  1. Почему Григорьев считает, что Островский изображал не только самодурство и что его нельзя назвать «сатириком», «обличителем»?
  2. Какое слово «может быть ключом к пониманию произведений» Островского?
  3. Как Григорьев понимает народность литературы?
  4. Можно ли Островского назвать «писателем из народного быта»? Почему?

 

3. К 22 октября- прочитать повесть-поэму Н. С. Лескова «Очарованный странник».

 

4. К 26 октября - сочинение на одну из тем:

А) В чем смысл названия драмы А.Н. Островского “Гроза”?

Б) Какой художественный образ наиболее ярко воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха?

В) Почему жанр пьесы А.Н. Островский определяет как драму, а не как трагедию?

 

 

ЗАЧЕТНЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

 

1.К 19 октября - краткие конспекты статей Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и

Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы». Конспекты оформить в виде таблицы

 

Основные положения Статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» Статья Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»
1. Оценка драмы А.Н. Островского «Гроза»    
2. Оценка образа Катерины      

 

  1. К 19 октября – краткий конспект статьи Ап. Григорьева «После «Грозы» Островского», включающий ответы на следующие вопросы:

1. Почему Григорьев считает, что Островский изображал не только самодурство и что его нельзя назвать «сатириком», «обличителем»?

2. Какое слово «может быть ключом к пониманию произведений» Островского?

3. Как Григорьев понимает народность литературы?

4. Можно ли Островского назвать «писателем из народного быта»? Почему?

 

5. К 22 октября- прочитать повесть-поэму Н. С. Лескова «Очарованный странник».

 

6. К 26 октября - сочинение на одну из тем:

А) В чем смысл названия драмы А.Н. Островского “Гроза”?

Б) Какой художественный образ наиболее ярко воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха?

В) Почему жанр пьесы А.Н. Островский определяет как драму, а не как трагедию?

 

ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

 

ДВЕ КАТЕРИНЫ

(А. Н. Островский «Гроза» и Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»)

 

I. Тема русской женщины в художественной литературе второй половины XIX в. (Тургенев, Гончаров, Некрасов, Лесков, Толстой, Достоевский открыли общие закономерности в судьбе и духовном строе русской молчальницы, услышали песни, которые поет женская душа, запечатлев многообразие женских типов как в дворянском классе, так и в народной среде.)

 

II. Две Катерины — Островского и Лескова — как два начала в женском характере, не привязанные к эпохе, а вечные, непреходящие.

 

1. Возможность сопоставления двух героинь с общим именем (Катерина— «вечно чистая»), живущих в разных художественных мирах: драме Островского и очерке Лескова; но за обоими угадывается реальный мир русской провинции середины XIX в., стиль обоих произведений — реализм.

 

2. Сходство деталей в обоих произведениях, позволяющих увидеть принципиальное различие двух героинь, которые живут в одинаковых условиях:

1) обе купчихи, материально и социально устроены;

2) детство и отрочество под знаком «простоты и свободы»;

3) замужество без любви;

4) нет детей, чтобы удовлетворить потребность в любви;

5) пылкость, страстность, подвижность натур, не принимающих «русскую скуку» и

домостроевский порядок в доме;

6) любовь к «чужому» до самозабвения;

7) гибель в Волге.

 

3. Стилевые различия двух образов:

 

а) Катерина Кабанова — героиня драмы не бытовой у Островского, а поэтической, философской. Контекст образа — народная песня, ширь и красота Волги, неоглядных волжских далей, певучая народная речь;

 

б) Катерина Измайлова — героиня, замкнуто живущая за высоким забором купеческой усадьбы (важная деталь— спальня с пуховыми перинами и подушками);

 

в) экспозиция образа Катерины Островского — монолог «Отчего люди не летают... Знаешь, мне иногда кажется, что я птица...» (д. I), задающая тему преодоления духовного плена не чувственными радостями, а раскрепощенностью души во имя простора, любви, красоты бытия;

 

г) экспозиция образа Катерины Измайловой — описание ее каждодневного быта: «Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать от скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню... тут тоже посидит, поглазеет... опять ей зевнется... читать была не охотница...» Скука — главное состояние души героини, душевная и духовная неразбуженность.

 

4. Героини в любви:

 

а) Катерина Кабанова — Варваре: «Я сама тебя до смерти люблю», Тихону: «Да неужели же ты разлюбил меня?.. Кабы ты остался, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, милого» (ремарки «плачет», «прижимается к нему», «ласкает его»);

б) борьба в душе Катерины. Монолог с ключом (д. II, явл. 10): «Ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?..» «Да какой же грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то?» (д. III, явл. 3). Катерина — Борису: «Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха». (После объятий): «Теперь мне умереть вдруг захотелось»;

 

в) начало любви Катерины Измайловой и Сергея (гл. 3): .«Чего ты пришел ко мне? Я за окно брошусь!» — и тут же: «Ох! Ох! пусти», — тихо стонала Катерина Львовна, слабея под горячими поцелуями», а «сама невольно прижималась к его могучей фигуре...»;

 

г) сцена в саду (после отравления свекра): «А ты сох же по мне, Сережа?., ежели меня на какую ни есть иную променяешь, я с тобою, друг мой сердечный... живая не расстанусь...» Обещание сделать его купцом...;

 

д) как раскрывается характер героинь в любви:

 

Кабанова — чистота, робость, целомудрие, безоглядность чувства от щедрости души, самоотверженность, вина перед мужем, предчувствие расплаты, гроза в душе. Она боится греховной, нераскаявшейся пред Богом предстать. Самоотдача (сцена прощания с Борисом в V действии: «Что-то он теперь, бедный, делает?» Перед смертью: «Радость моя! жизнь моя, душа моя, люблю тебя. Откликнись!» (Плачет.)

 

Измайлова — напористость, жадность до любовных утех, устранение всех препятствий (убийство свекра, мужа, Феди Лямина) во имя вожделения, мрачные бездны сознания, дикая месть волчицы за измену; полное забвение своей личности, вставшей на путь саморазрушения во имя «Сережечки».

 

5. Итоги любовной коллизии:

 

а) своим подвигом любви Катерина Кабанова утверждает красоту, свет, высоту любовного чувства, несмотря на его «незаконность», высоту женской души, взявшей на себя расплату за грех, но соединившей мечту отрочества о воле, цветах, людях-птицах с поступком, за который нельзя в нее бросить камень (из критики тех лет: «ангел», «богородица в окладе», «непонятая», «женский Гамлет из купеческого быта»);

 

б) любовь Катерины Измайловой, сопряженная с преступлениями, до конца обнажила не только бездуховность личности, но открыла «темные желания» хищницы, противопоставившей простору чувства рабство любви.

 

III. Авторское отношение к героиням.

 

Н. С. Лесков: «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, хотя бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета».

 

А. Н. Островский в драматическом произведении не может прямо высказаться о своей героине, но, поставив рядом с Катериной Варвару — сильную, здоровую, неунывающую, живущую по закону «лишь бы шито-крыто было», — выразил свое восхищение «горячим сердцем» «вечно чистой» и прожил вместе с ней ее трагическое освобождение и от царства кабаних и диких, и от нелюбви как неестественного состояния для живой души.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!