Освоение нового учебного материала

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ.

Тема: ощущение катастрофичности бытия в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Цель: раскрыть философское содержание рассказа Бунина, показать, как соотносится в нем национальное, социальное и общечеловеческое.

Задачи:

Общеобразовательные:

- познакомить с особенностями стиля писателя

- углубить знания о творчестве И.А. Бунина

- исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

Развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;

-совершенствовать навыки анализа произведения;

- развивать умение выделять главное в тексте;

- развивать устную и письменную речь;

- совершенствовать навыки анализа и обобщения.

Воспитательные:

- совершенствовать навыки общения;

- воспитывать интерес к творчеству И.А.Бунина

- воспитывать внимательное отношение к слову;

Планируемые результаты:

Личностные: Осознание личностного смысла учения; проявление готовности к саморазвитию. Желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осуществление способности к самооценке своих действий, поступков.

Метапредметные:

Познавательные: анализ своих знаний, умение использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи; расширение представлений учащихся о творческом труде И.А.Бунина; ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: умение обосновывать и высказывать свою точку зрения, формулирование собственных мыслей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.

Предметные: собственная интерпретация прозаического текста; умение анализировать, понимать и формулировать его идею; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы. Формирование собственного отношения к творчеству И.А.Бунина; развитие умения выражать свои мысли.

Методические приемы:

Оборудование урока:

1. Орг. момент: приветствие обучающихся; проверка готовности к уроку.

Мотивация учебной деятельности.

А) Выразительное чтение эпиграфа учителем:

Писать о главном: о любви и смерти, о болезни и ревности, о юности и старости– это писать о том, чем жил и чем всегда будет жить человек, независимо от исторического времени и от условий его существования. Эти темы касаются каждого, интересуют каждого. Это "нутром" пишется и нутром читается.

И. А. Бунин

Б) Беседа по впечатлениям:

-Ребята, как вы думаете, что именно автор этих строк хочет нам сказать? (Ответы учащихся)

-Да, действительно, основными темами и мотивами творчества любого писателя всегда были и будут оставаться темы человеческого существования, смысла жизни. Человек всегда будет теряться в попытках разобраться, для чего же он живёт и что по-настоящему ценно на земле.

В) Постановка проблемного вопроса:

-А теперь скажите, бытие, жизнь, – что таят в себе эти слова? Можно ли говорить о хрупкости человеческого существования? (Ответы учащихся)

 - Запомните свои мысли

Постановка учебной задачи

К сегодняшнему уроку вы читали произведение, которое мы с вами еще не разбирали.- Что это за произведение, кто является его автором? (рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунин)– А как вы считаете, поможет ли оно нам глубже разобраться в возникших у нас вопросах?

-Да, что мы сейчас с вами и постараемся сделать. Предлагаю вам поработать над темой нашего урока «Катастрофичность бытия в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

-Исходя из темы, обозначьте цель нашей работы: раскрыть катастрофичность бытия в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

Актуализация знаний и умений

-У нас с вами есть один докладчик, верно? (Выступление одного из учащихся, заранее подготовившего доклад)

 Рассказ “Господин из Сан-Франциско” (1915 год) явился своеобразным откликом на Первую мировую войну, которую писатель сравнивает с начальными страницами Библии: “Земля была пуста и неустроенна” — и определяет ее как “беспримерную катастрофу”. Бунин вспоминал, что однажды увидел в витрине книжного магазина книгу "Смерть в Венеции", вдруг вспомнил о смерти на Капри какого-то американца. Буквально в 4 дня был написан рассказ. Первоначально рассказ назывался "Смерть на Капри" и имел эпиграф "Горе, горе тебе, Вавилон, город крепкий!"

Как и многие его современники, Бунин почувствовал трагическое начало новой эпохи: «Кто верное мне прежнее отношение к человеку?- пишет он другу.- Отношение это стало гораздо хуже – и это уже непоправимо». В интервью 1916 года Бунин замечает: «В мире происходит огромное событие, которое опрокидывало и опрокидывает все понятия о настоящей жизни». Но в процессе работы над рассказом писатель изменил название своего произведения.

-Как вы думаете, почему? И почему «господин» и члены его семьи остаются безымянными? (Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности. Герой понимает только материальную сторону жизни. Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе «единственно ради развлечения» поехать «в Старый Свет на целых два года», может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, верит «в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание», может презрительно бросать оборванцам сквозь зубы: «Прочь!»)

Жена писателя, В.Н. Муромцева-Бунина, считала, что «Господин из Сан-Фран циско» зародился под впечатлением спора, который Бунин вёл на борту парохода по дороге из Италии в Одессу в 1909 году. Своему оппоненту он тогда сказал: “Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьём вино, беседуем на разные темы, а машинисты в пекле, чёрные от угля, работают и т.д. Справедливо ли это? А главное, сидящие наверху и за людей не считают тех, кто на них работает...”

-Этот мотив — мотив социальной несправедливости — в рассказе несомненно есть. Но главный ли он? Ради него ли написан рассказ?

И как в этом случае понимать дневниковую запись Бунина: “14–19 августа писал рассказ «Господин из Сан-Франциско». Плакал, пиша конец” .Если всё сводится к обнажению социальных контрастов, а герой — всего лишь один из пресыщенных жизнью, растленных богатством “осквернителей земли”, вызывающих у писателя только “брезгливое презрение”

-О чём же тогда плакал Иван Алексеевич Бунин, завершая рассказ?

На этот вопрос попробуем ответить на уроке.

Освоение нового учебного материала

В ходе анализа рассказа, хотелось узнать ваше мнение ещё по одному вопросу. Как вы думаете, смерть господина из Сан – Франциско – случайность или закономерность?

 

Сегодня мы должны познакомиться не только с текстом рассказа, не просто узнать его сюжет и главных героев, но и познать закономерности развития бытия и определить наше место в этом мире.

Мы должны прийти к разрешению основного вопроса урока «Смерть господина из Сан – Франциско – случайность или закономерность?» (проблемный вопрос записан на доске).

(Параллельно в ходе ответов на вопросы оосуществляется проверка домашнего задания).

Обратим внимание на композицию рассказа. Какова сюжетная организация произведения?

Экспозиция – предыстория семьи господина из Сан-Франциско. Планирование путешествия, описание маршрута.

Завязка – отправился в путешествие. И.А. Бунин подробно описывает жизнь буржуа и его семьи на корабле. Все регламентировано. Каждое движение подчинено расписанию: В целом регламентированность образа жизни американца задает монотонный ритм описанию всего социального мира, заставляет читателя увидеть искусственность, механичность жизни высшего света.

Кульминация – неожиданная, нелогичная смерть господина из Сан-Франциско в гостинице на острове Капри во время ожидания ужина.

Развязка – возвращение домой.

Беседа по вопросам:

-Почему на последних страницах рассказа писатель забывает о жене и дочери умершего богача? ( В «Господине из Сан- Франциско» общая картина воспроизводимого мира намного шире сюжетных и пространственных границ.)

 

-Что составляет основу сюжета рассказа? (Судьба главного героя –«Господина из Сан-Франциско», отправляющегося в путешествие в Старый Свет и неожиданно умирающего на Капри).

 

-Случайно ли корабль в тексте назван «Атлантида»? (Название корабля повторяет название затонувшего когда-то материка и погибшей при этом цивилизации).

 

-Что, по вашему мнению, символизирует пароход «Атлантида»? (Обобщенный образ современного писателю мира, отражающий его социальную модель с противопоставлениями» верхних» и «нижних» этажей жизни).

-Имеет ли образ главного героя какое-либо личностное начало? Обоснуйте свое мнение. (Образ главного героя лишен у Бунина личностного начала: он не имеет имени (не названы по имени так же его жена и дочь), предыстория его не содержит никаких индивидуализирующих черт и оценивается как «существование», противопоставленное «живой жизни»; телесный образ сводится к нескольким ярким деталям, которые выделяются крупным планом и, развивая мотив цены, подчеркивают материальное начало: «… золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая голова»).

Слово учителя:

Бердяев так сказал о герое Бунина:

«Господин из Сан-Франциско» живет в конечном, он боится притяжения бесконечного. Он, правда, признает бесконечность роста экономического могущества, но это единственная бесконечность, которую он хочет знать, от бесконечности духовной он закрывается конечностью установленного им порядка жизни».

-Согласны ли вы с высказыванием Н.А. Бердяева? Ответ аргументируйте. (Герой рассказа изображается отчужденным от мира природы и мира искусства. Его оценки или подчеркнуто утилитарны, или эгоцентричны и не предполагают даже попытки постижения другого мира или другого характера. Интересно, что в описаниях «господина из Сан-Франциско» только один раз появляется слово «душа», однако оно используется в оценочной авторской характеристике, отрицающей сложность мировосприятия героя: «… в душе его уже давным давно не осталось ни даже горчичного семени каких-либо так называемых мистических чувств…»).

-Представителем какой цивилизации является «господин из Сан-Франциско»? («новый человек» механистической цивилизации, лишенный внутренней свободы, жизни духа, гармоничного восприятия жизни).

-Какие ценности  существуют для «господина»? (Герой отрицает духовные ценности. Как пример – иронический перечень целей путешествия «господина из Сан-Франциско», максимально расширяющий пространство текста. Для него на первом месте- ценности материальные. Хотя мы и не можем сказать, что господин ведёт аморальный образ жизни, но мы не видим никаких проявлений его духовности. Для него деньги затмили всё).

 

6. Закрепление учебного материала. Работа по группам:

Класс делится на две команды. Первая команда должна найти в тексте слова, отрывки, в которых пробивается мотив смерти. Вторая группа ищет образы, описания океана. На работу выделяется 3-5 минут

 

Проверка работы:

Группа №1: Вначале смерть предельно эстетизирована, живописна: в Монте-Карло одним из любимых занятий богатых бездельников является "стрельба в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю". Затем намек на смерть возникает в описании портрета наследного принца одного из азиатских государств, милого и приятного в общем человека, усы которого, однако, "сквозили, как у мертвого", а кожа на лице была "точно натянута". И сирена на корабле захлебывается в "смертной тоске", суля недоброе, и музеи холодны и "мертвенно-чисты", и океан ходит "траурными от серебряной пены горами" и гудит как "погребальная месса".)

Но еще более явственно дыхание смерти чувствуется в наружности главного героя, в котором превалируют желто-черно-серебристые тона: желтоватое лицо, золотые пломбы в зубах, цвета слоновой кости череп; кремовое шелковое белье, черные носки, брюки, смокинг довершают его облик. Да и сидит он в золотисто-жемчужном сиянии чертога обеденной залы. И кажется, что от него эти краски распространяются на природу и весь окружающий мир. Разве что добавлен еще тревожно красный цвет.

Группа№2 Образ океана, символизирующий море жизни и связанный в некоторой степени с темой смерти; восходящие к Апокалипсису образы «трубных звуков», «пустыни» и «гор»  С этими образами в тексте соотносятся образы, развивающие мотив ада:

На баке поминутно взвывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена; стенала удушаемая туманом сирена…; мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему девятому кругу была подобна подводная утроба парохода – та, где глухо гоготали исполинские топки…; В самом низу, в подводной утробе «Атлантиды», тускло блистали сталью, сипели паром и сочились кипятком и маслом тысячепудовые громады котлов и всяческих других машин, той кухни, раскаляемой исподуадским топками…

 

 Понятно, что океан катит свои черные валы, что багровое пламя вырывается из его топок, естественно, что у итальянок черные волосы, что резиновые накидки извозчиков отдают чернотой, а толпа лакеев "черна" и у музыкантов могут быть красные куртки. Но почему прекрасный остров Капри тоже надвигается "своей чернотой", "просверленный красными огоньками", почему даже "смирившиеся волны" переливаются "как "черное масло", а по ним от зажегшихся фонарей на пристани текут "золотые удавы"?

 

Все это нужно Бунину, чтобы подготовить читателя к кульминационному моменту повествования – смерти героя, о которой тот не задумывается, мысль о которой вообще не проникает в его сознание. Да и какая может быть неожиданность в этом запрограммированном мире, где торжественное одевание к ужину свершается таким образом, как будто человек готовится к венцу (т.е. счастливой вершине своей жизни!), где существует бодрая подтянутость, пусть и немолодого, но хорошо выбритого и еще очень элегантного человека, который так легко обгоняет запаздывающую к ужину старуху! Бунин припас только одну деталь, которая "выбивается" из ряда хорошо отрепетированных дел и движений: когда господин из Сан-Франциско одевается к ужину, не слушается его пальцев шейная запонка, никак не желает она застегиваться...

-Найдите в тексте этот эпизод.

 Вдруг в эту минуту он произносит слова, которые никак не вяжутся с атмосферой всеобщего довольства, с восторгами, которые он приготовился получать. "О, это ужасно! - пробормотал он.... и повторил с убеждением: - Это ужасно ..." Что именно оказалось ужасно в этом рассчитанном на удовольствия мире господин из Сан-Франциско, не привыкший задумываться о неприятном, так и не попытался понять.

-Героем рассказа сначала оказывается живое тело, лишенное духовной жизни. Кто же теперь является героем повествования? (мертвое тело).

 

-Как живые характеризуют смерть «господина из Сан-Франциско»? (происшествие, неприятность, пустяк).

 

-Какая стилистическая окраска свойственная описанием действий живых по отношению к мертвому телу? (Сниженная стилистическая окраска: «замять происшествие», «умчать за ноги и за голову», «всполошить весь дом…»).

 

-Насколько естественным является такое отношение живых людей к умершему человеку? (Вводится тема невнимания и равнодушия живых к умершему).

 

-Как меняется номинация героя в последней части рассказа? (Слово «господин» или отрицается, или сопровождается местоимением «какой-то»; дважды используется словосочетание «мертвый старик»; завершает текст отстраненная конструкция: «…то, что стоит глубоко, глубоко… на дне темного трюма»).

 


 Писатель описывает смерть господина, не испытывая почтения к великому таинству, а лишь констатируя этапы. Сцена перерастает в символическую - вот неизбежный и страшный конец каждого. Человек — составная часть природы, он подчиняется ее общим законам, а не наоборот. И любая попытка изменить порядок мироздания обречена на провал. Смерть несет за собой и смену лексики: теперь это уже не господин из Сан – Франциско, а старик («Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового пакгауза в другой, оно снова попало, наконец, на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет»). Кольцевая композиция лишь подчеркивает тот контраст, который присутствовал при жизни буржуа.

 

-Как можно объяснить появление в тексте рассказа образов Дьявола и Богоматери? (Социальный конфликт в рассказе есть проявление более общего конфликта – вечной борьбы добра и зла).

 

Прекрасная «Атлантида» — огромный многоярусный корабль, “созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем”, — движется в обратном направлении, и опять путь её лежит “среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса, и ходившим траурными от серебряной пены горами океаном”. С одной стороны, всё повторяется: бушует океан; клокочут “страшные в своей сосредоточенности силы” в машинной утробе корабля; извивается в показной истоме “тонкая и гибкая пара нанятых влюблённых”; блещут шелками и бриллиантами богатые пассажиры. С другой стороны, всё необратимо изменилось, ибо нет больше того единственного господина из Сан-Франциско, который так нелепо умер посреди всеобщего праздника и тем самым остался в памяти не запомнивших его имени встречных.

Прекрасная «Атлантида» — наглядная модель человеческого общества, где одни легкомысленно блаженны за счёт других, задавленных тяжестью труда, где и тем и другим недосуг думать о смерти, которая рядом, а значит, и о жизни, проходящей бесследно.

7. Итоги урока:

Учитель: - “Плакал, пиша конец”... О трагической хрупкости человеческого бытия. О бессмысленной трате бесценного дара — жизни. О “тупиковости «материального» человеческого существования, о жизни человека как пути в смерть” (А.Архангельский). Обо “всех страждущих в этом злом и прекрасном мире”. О том, что никто не знает, какая судьба ему уготована, как неведома участь мощного корабля, “тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу”…Наверное, рассказ И.А. Бунина — обо всём об этом. И о том, что мы неизбежно упустили, но что вы, надеюсь, почувствовали сделали для себя определённые выводы.

 

 Самостоятельная работа: сформулируйте вывод, ответив на вопросы (см. рабочий лист) (5 мин.). Спросить одного-двух учеников

Вопросы:

-Смерть господина из Сан – Франциско – случайность или закономерность? Как вы считаете?

-Почему Бунин в 1915 году поднимает вопрос о неизбежной гибели мира?

(Общее обсуждение, подведение итогов)

Рефлексия.

Письменное интервью. Закончи предложение (3 предложения на выбор)

сегодня я узнал

 было интересно

было трудно

я понял, что

 теперь я могу

 я научился

урок заставил задуматься

Домашнее задание:

 -Написать сочинение- эссе «Наша жизнь- корабль «Атлантида»?»

-Ознакомиться с другими рассказами Бунина, заполнить читательский дневник

-Подробно ответить на вопрос: Какой образ обобщает ничтожность и тленность земного богатства и славы?

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!