Леднева, Т.П. Авторская позиция в произведениях М. Горького 1890-х годов

Лапшина Юлия

ОБ-РЛ-51

Анализ рассказа А.М. Горького «Челкаш»

Рассказ «Челкаш» был написан А.М. Горьким в 1894 г. и впервые опубликован в журнале «Русское богатство». Немногим позднее, в 1898 г. он вошел в первый сборник писателя «Очерки и рассказы». Это первое произведение А.М. Горького, с которым писатель вошёл в литературу.

«Челкаш» интересен для анализа, прежде всего, своей дуалистической природой. Традиционно (особенно в школьной практике преподавания литературы) А.М. Горького называют создателем социалистического реализма, «буревестником революции», хотя ранние его произведения (к которым относится и данный рассказ) носят чисто романтический характер. Однако «Челкаша» нельзя в полной мере отнести ни к романтизму, ни к реализму (тем более, социалистическому).

А.М. Горький пришел в литературу со «своим» реализмом, со своей нетрадиционной романтикой, смелой экзотикой и фантастикой, резко противопоставив их принципам социально-исторического детерминизма, утвердившегося в русской литературе второй половины XIX века. Поэтому в 1890 - 1900-е годы в критике о М. Горьком сложно решался вопрос о природе его художественного мышления. Н.К. Михайловский, В. Поссе, М. А. Скабичевский, М. Гельрот, Ф.В. Боцяновский, Д.В. Философов, С.А. Венгеров, В.В. Воровский и др. стремились «вписать» начинающего писателя в общую схему художественного, идейно-эстетического сознания своего времени, подчеркивая особое положение М. Горького то в реалистическом, то в романтическом, то в символическом течениях.

О синтезе романтизма и реализма в творчестве писателя сказал В.Г. Короленко. А.М. Горький, по его мнению, продолжил и развил концепцию «великой совокупности человечества». Прочитав рассказ А.М. Горького «Старуха Изергиль», В.Г. Короленко увидел в нем черты романтизма, который «давно скончался» и едва ли «достоин воскресения». А в целом о раннем М. Горьком он отозвался как о реалисте «и в то же время романтике»

Черты «особого романтизма» в творчестве А.М. Горького увидел М. Гельрот. В статье «Ницше и Горький (Элементы ницшеанства в творчестве М. Горького)», говоря о своеобразном мышлении двух художников, критик подчеркивал, что, «если романтизм Ницше - высоко аристократичен», то «романтизм Горького - глубоко демократичен». Горьковская концепция «жизни-борьбы» бесконечно далека от концепции Ницше «воли к могуществу и власти»

Одна из главных реалистических особенностей данного рассказа заключается в неоднозначности образов героев. В романтических произведениях герои, не столь важно, положительные они или отрицательные, предстают перед нами, читателями, такими, какие они есть в представлении автора или в той идее, которую он или она хочет выразить (поскольку романтический герой – это, прежде всего, носитель идеи). Здесь же, как и зачастую в реальной жизни, первое впечатление оказывается обманчивым.

В начале рассказа перед нами предстает Гришка Челкаш – вор и закоренелый пьяница, «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду», вызывающий у читателя сначала оторопь, а вслед за тем неприязнь своим «хищным» лицом, оборванной одеждой и язвительностью. Это человек, опустившийся на самое дно общественной жизни, оторванный от окружающих, стоящий особняком. Тем не менее, этот образ поэтизирован Горьким, написан, скорее, в романтической манере, поскольку в этой «оторванности» Челкаша присутствует момент романтического противопоставления героя и окружающей его среды: «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал». Сравнение с птицей усиливает романтический пафос в создании образа Челкаша, поскольку А.М. Горький выделял три категории истинно свободных существ: цыгане, босяки и птицы.

На контрасте с Челкашом второй герой этой «маленькой драмы», Гаврила, «русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно», производит впечатление пусть и приземленного, но приятного, располагающего к себе человека. Он остро нуждается в деньгах, чтобы прокормить свою семью и крепко встать на ноги («Отец у меня — умер, хозяйство — малое, мать старуха, земля высосана, — что я должен делать? Жить — надо. А как? Неизвестно»). Именно эти, казалось бы, благородные мотивы приводят его на скользкий путь, предложенный новым знакомым. На протяжении большей части рассказа Челкаш - нечистый на руку бандит, а Гаврила - жертва искусных уловок первого, в котором он видит «хозяина». Но именно на том моменте, когда решается вопрос о награде, когда герои начинают делить деньги, раскрываются их подлинные характеры. Так, оказывается, что в «пропащем» пьянице и воре Челкаше человечности, достоинства и чести больше, нежели в Гавриле, которым настолько овладела алчность, что он был готов убить человека из-за денег.

Конфликт из-за денег, сугубо реалистический в своей основе, является лишь малой частью противостояния героев. Здесь главное – конфликт мировоззрений, абсолютно противоположные взгляды Челкаша и Гаврилы на жизнь и человеческую свободу (конфликт романтического характера).

Гаврила понимает свободу очень приземленно, по-крестьянски: «Сам себе хозяин, пошел — куда хошь, делай — что хошь... Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй знай, как хошь, бога только помни». Для Челкаша же свобода – это вся его жизнь, не связанная «оковами» обязательств, земли, собственности. Он не строит иллюзий о своем социальном статусе, прекрасно понимая, как к нему и ему подобным относятся люди («Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет. Еще спасибо скажут, как узнают» – говорит Челкаш Гавриле, когда тот ранит его камнем), но ставит себя выше других именно на почве своей независимости. В этом герое самым ярким образом воплощены ницшеанские идеи, свойственные раннему периоду творчества А.М. Горького: сила, независимость, вера в бесконечные возможности человека. Потому ему претит «рабское» мировоззрение Гаврилы: «Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя».

Безусловно романтическим является и пейзаж, на фоне которого разворачиваются действия. Море, безграничная, вольная стихия, отражает свободолюбивую натуру Челкаша: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену. По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты...».

Таким образом, в рассказе А.М. Горького «Челкаш» присутствуют как вполне реалистические черты – конфликт, основанный на реальных событиях, неоднозначность образов главных героев, – так и черты, свойственные романтизму, – противостояние героя и окружающей его среды, стремление человека к свободе от социальных условностей, романтический пейзаж, отражающий состояние героев, – что делает данный рассказ синтезом романтического и реалистического начала в творчестве писателя.

 

Источники:

Леднева, Т.П. Авторская позиция в произведениях М. Горького 1890-х годов

 

2. Короленко, В.Г. О литературе. - М., 1957. - С.360.

3. Горький М. Собр.соч. в 30-ти т. - М., 1951. - Т. 15. - С. 42.

4. Гельрот М. Ницше и Горький // М.Горький. Pro et contra. Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. 1890-1910 гг. Антология. - СПб., 1997. - С.381 - 429.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!