Поль Дюка Скерцо для симфонического оркестра «Ученик чародея».

Урок №4  3 класс ОР                                                                                             Импрессионизм

 (от франц. impression — впечатление)     Направление в искусстве, возникшее во Франции в последней трети XIX в. Вначале импрессионизм возник в живописи.  Главными представителями импрессионизма в живописи являются Клод Моне, Огюст Ренуар, Камилл Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо, а также примыкавшие к ним Эдуард Манэ, Эдгар Дега и некоторые другие художники. Выработка нового стиля импрессионизма проходила в 60-70-е гг., а впервые как новое направление, противопоставившее себя академическому живописи , импрессионисты заявили о себе на своей первой выставке в 1874 г. В частности, на ней экспонировалась картина К.Моне «Impression. Soleil levant» (1872). Официальная художественная критика негативно отнеслась к новому направлению и в насмешку «окрестила» его представителей «импрессионистами», напоминая об особо раздражавшей их картине Моне. Однако название отражало суть направления, и его предствители приняли его в качестве официального обозначения своего метода. В качестве целостного направления импрессионизм в живописи просуществовал недолго — с 1874 по 1886 г., когда импрессионистами было организовано 8 совместных выставок.  Официальное признание импрессионистов  ценителями искусства и художественной критикой пришло значительно позже — только в середине 90-х годов. В XX веке было доказано, что импрессионизм оказал  огромное воздействие на все последующее развитие не только изобразительного искусства,  но  и  на всю художественную культуру в целом. Фактически с него начался принципиально новый этап художественной культуры. Художники новых модернистических направлений начала XX века видели в импрессионизме   своего   предтечу, который открыл  перед искусством новые горизонты и освободил  его от вне художественных  задач. Сами импрессионисты, как чистые живописцы, не думали о столь глобальном значении своего эксперимента. Они даже не стремились к особой революции в искусстве. Просто они увидели окружавший их мир несколько по-иному, чем видели его художники, их предшественники, и попытались закрепить это видение чисто живописными средствами. Они создали целостную стилевую систему:  импрессионисты отказались от того, чтобы картина была связана с определённым литературным сюжетом. Главное для них – передать выразительность какого-то момента. Основное внимание они сосредоточили на специфически живописных средствах — на цвете и свете; они вышли из мастерских на пленэр, где стремились за один сеанс начать и кончить работу над конкретным произведением; они отказались от темных цветов и сложных тонов, перейдя на чистые яркие цвета и ограничивались, как правило, 7-8 красками, которые не смешивали между собой. Импрессионисты ощутили невыразимую словами красоту воздушной среды материального мира и попытались почти с документальной точностью запечатлеть это на своих полотнах. В живописи импрессионисты стали «последними певцами  беспечной радости земного бытия»,    у них «солнечный свет заливает всю картину; воздух в ней колышется, свет обволакивает, ласкает, рассеивает формы, проникает всюду, даже в область тени».

 

 

Клод Моне. Мост Чаринг-кросс.

 

 

Огюст Ренуар. Танец в Буживале.

 

 Стремление к утонченному художественному изображению мимолетных впечатлений, эскизность, свежесть непосредственного восприятия оказались близкими и представителям других видов искусства того времени, что привело к распространению импрессионизма  в  литературе, поэзии, музыке. Многие черты импрессионизма встречаются в произведениях целого ряда писателей и композиторов последней трети ХIХ - нач. XX в. В музыке импрессионистами считают французских композиторов К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка.  Их музыка наполнена непосредственными переживаниями красоты и лиричности пейзажа, подражанием игре морских волн или шелеста листьев, радостью сиюминутной жизни, ликованием земного бытия, наслаждением бесконечными переливами звуковой материи. В музыке импрессионистов необычайно усилилось значение каждого звука, тембра, аккорда, раскрылись безграничные возможности расширения лада. Особую свежесть музыке импрессионистов придало частое обращение к песенно-танцевальным жанрам, тонкое претворение ладовых, ритмических элементов, заимствованных в фольклоре народов Востока, Испании, в ранних формах негритянского джаза». Поставив в центр внимания художника изобразительно-выразительные средства  и акцентировав внимание на чувственно -эстетической функции искусства, импрессионизм открывал новые перспективы и возможности перед художественной культурой.

 

 

       Клод Дебюсси                                                 Морис Равель

         1862 – 1918                                                        1875 - 1937

Поль Дюка

1865 - 1935

Поль Дюка Скерцо для симфонического оркестра «Ученик чародея».

Дюка строит свое сочинение в очень точном соответствии с литературным первоисточником- известной балладой Гёте о незадачливом ученике чародея, вздумавшем в отсутствие учителя испытать свою власть над таинственными силами природы. Запомнив заклинание чародея, ученик выпускает на свободу духов, выполняющих все его приказания. Он велит метле спуститься к реке и натаскать в чан воды. Метла принимается за работу. Вот она наполнила водой большой чан, вода уже переливается через край, но метла продолжает своё дело. Напуганный ученик чародея тщетно пытается остановить усердную метлу - вода уже заливает помещение, грозит затопить весь дом. Юноша в отчаянии - он забыл магическое заклинание, которое может утихомирить духов. Наконец он хватает топор и разрубает метлу пополам (этот момент в скерцо изображен двумя резкими аккордами, после которых наступает мгновенная пауза, затем «беготня» в оркестре ещё более усиливается). Каждая половинка метлы с удвоенной энергией
принимается за прежнюю работу. О горе! Вода заливает весь дом. Как остановить этот бесконечный поток? Но вот, к счастью, на пороге появляется старый учитель. Он произносит магическое заклинание, порядок восстановлен...Внимательный слушатель легко может проследить за музыкальным воплощением всех этапов этой трагикомической
эпопеи, начиная от коротенького вступления, воссоздающего таинственную атмосферу кельи старого чародея, и кончая финальным эпизодом появления учителя.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!