Аналитические этюды» (1 произведение вместо 5 задуманных автором).



Последняя часть оказалась наименее разработанной: принцип, лежавший в основе «физиологии», оказался непродуктивен для серьёзного анализа общества. Философские этюды дают представление – в общем виде – об отношении автора к творчеству ( « Неведомый шедевр»), страстям и человеческому разуму ( « Поиски абсолюта»), размышлениям о социальном двигателе всех событий» ( «Шагреневая кожа»). Сцены нравов в формах самой жизни воспроизводят реальную действительность, вскрывая её подлинную её сущность. За беспристрастное изображение современности критика не раз называла Бальзака безнравственным писателем.

Основные принципы своего творчества Б. изложил в «Предисловии к «Человеческой комедии» в 1842 году. Это манифест реалистического искусства Франции. В основе его метода лежит научность. Бальзак, сын века Просвещения, современник биологов-систематиков, подчинил эту статью научной чёткости и доказательности. Кювье и Сент-Илер были названы им первыми. Кювье писал о причинно обусловленной зависимости всех органов организма, Сент – Илеру принадлежит мысль о связи живого существа с его окружением, его средой: «Общество создаёт из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире». Но писатель видит колоссальную разницу между миром природы и человеческим миром, что обусловлено сложным психическим и интеллектуальным устройством личности. До Бальзака Бюффон уже высказывал представление о едином плане строения органического мира.
Писатель хочет найти законы, по которым строится человеческая система.
Бальзак, как и романтики, тоже писал о страстях, но их направленность у него изменилась, как изменился и качественный их состав: « мысль или страсть, которая вмещает мысль и чувство, явления социальные…они и разрушительны». Бальзаковская страсть, во-первых, стала рассудочной, а во-вторых, определялась социальным положением человека. Большинство страстей в « Человеческой комедии» – это не любовь, а стремление к богатству или власти. Если появляется настоящее чувство, не связанное с расчётом, обычно оно обречено на гибель.
Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные лица и, таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею, которую назвал «Человеческая комедия», и которая должна  была как бы послужить научно-художественным материалом для изучения психологии современного общества. В предисловии к «Человеческой комедии» он сам проводит параллель между законами развития животного мира и человеческого общества. Он сам говорит, что идея создания этого огромного произведения родилась из сравнения человека с животным миром. Разные виды животных представляют только видоизменение общего типа, возникающие в зависимости от условий среды; так, в зависимости от условий воспитания, окружающей обстановки и т. д. такие же видоизменения человека, как осел, корова и т. д. — виды общего животного типа.
Он понял, что Общество подобно Природе: общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире. Но есть много различий: общественное состояние отмечено случайностями, которых никогда не допускает природа. У животных не бывает внутренней борьбы – они только преследуют друг друга. У людей борьба более сложная, они обладают разумом. Смысл моего произведения – придать фактам из жизни людей, фактам повседневным, событиям личной жизни столько же значения, сколько историки придавали значения общественной жизни народов.
Каждая из моих частей (сцены из провинциальной, частной, парижской, политической, военной и сельской) имеет свойственную ей окраску.
Приступая к созданию гигантского полотна, Бальзак своим исходным принципом объявляет объективность – «самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось только быть его секретарем». Части эпопеи – этюды (как ученый, тщательно исследующий живой организм). в «Человеческой комедии» Бальзака более 2000 персонажей. Особую роль в творчестве писателя сыграли произведения

·  «Гобсек» (1830 год). Изначально сочинение имело другое название – «Опасности  беспутства». Здесь ярко отображены качества: жадность и алчность, а также их влияние на судьбу героев.

· «Шагреневая кожа» (1831 год) – это произведение принесло писателю успех. Книга проникнута романтическими и философскими аспектами. В ней детально описаны жизненные вопросы и возможные пути решения.

· «Тридцатилетняя женщина» (1842 год). Главная героиня писателя обладает далеко не лучшими свойствами в характере, ведет осуждающую с точки зрения общества жизнь, чем указывает читателям на ошибки, которые разрушительно влияют на других людей. Здесь Бальзак мудро излагает мысли о человеческой сущности.

· «Утраченные иллюзии» (публикация в трех частях 1836-1842 гг.). В данной книге Оноре, как всегда, сумел подойти к каждой детали, создав картину нравственной жизни французских граждан. Ярко отображены в произведении: эгоизм  человека, страсть к власти, богатству, самоуверенность.

·  «Блеск и нищета куртизанок» (1838-1847 гг.). Этот роман не о жизни парижских куртизанок, как изначально видится из его названия, а о борьбе светского и уголовного общества.

Первой возлюбленной Бальзака стала госпожа Лаура де Берни. Ей было 40 лет. Юному Оноре она годилась в матери, и, пожалуй, сумела ее заменить, став верной подругой и советчицей. Бальзак и Лаура сохранили дружеские отношения после разрыва их романа,  поддерживали переписку до самой смерти. Когда писатель добился успеха у читателей, то стал получать сотни писем от разных женщин, и однажды Бальзак натолкнулся на очерк загадочной девушки, восхищенной талантом гения.  Некоторое время Оноре переписывался с чужестранкой, а после они встретились в Швейцарии. Дама оказалась замужем. Незнакомку звали Эвелиной Ганской. Она была умна, красива, молода (32 года) .Ганская стала сыграла особую роль в его жизни писателя. Влюбленные редко виделись, но часто переписывались, строили планы на будущее. Когда Венцеслав Ганский (муж) скончался, Эвелина отказала Бальзаку, ведь свадьба с французом грозила ей разлукой с дочерью Анной (угроза Николая I), но через несколько месяцев пригласила в Россию (место ее проживания). Только через 17 лет после своего знакомства пара обвенчалась (1850 год). Оноре тогда находился в возрасте 51 года и был самым счастливым человеком на свете, но прожить супружескую жизнь им не удалось. Буквально сразу после свадьбы  Ганская превратилась в сиделку. Врачи поставили Оноре страшный диагноз - гипертрофия сердца. Писатель не мог ходить, писать и даже читать книги. Женщина не покидала супруга, желая наполнить последние его дни покоем, заботой и любовью. 18 августа 1850 года Бальзак скончался. После себя он оставил жене незавидное наследство – огромные долги. Эвелина продала все свое имущество в России, чтобы с ними расплатиться и отправилась с дочерью в Париж. Там вдова оформила опекунство над матерью прозаика и оставшиеся 30 лет своей жизни посвятила увековечению произведений возлюбленного.

Роман «Отец Горио» опубликован зимой 1834-35гг. в журнале «Парижское обозрение». Один из лучших романов Бальзака. Узловое произведение, от которого протягиваются нити ко многим другим повестям и романам Бальзака. Обращение к персонажам, впервые упоминаемым здесь, - это Растиньяк, Дельфина, Вотрен, Бьяншон, виконтесса де Боссеан - обращение к темам, частично намеченным в данном романе.                                                        Две сюжетно - композиционных линии –                                                                  1) Нисходящая. Это трагическая история Горио, потерявшего не только состояние, но и любовь своих детей                                                          2)Восходящая. История Растиньяка, который, похоронив Горио, бросает вызов Парижу. От начала и до конца выдерживается противопоставление двух социальных миров - наверху – буржуазия и великосветское общество, внизу – пансион , мир нищеты.                                                                                              Действие происходит в 1819г. в Париже, в квартале Сен-Женевьев (нет квартала более ужасного), в пансионе мадам Воке. Постояльцы Растиньяк и Бьяншон-студенты, г-жа Кутюр и Викторина Тайфер,         м-ль Мишоно иПуаре, Вотрен и Горио. Основные события локализуются именно в гостиной этого пансиона (хотя переносятся и в театр, и на парижские улицы). Но пансион обладает роковой силой притяжения, становится территорией, где скрещиваются пути и судьбы всех действующих лиц романа. Здесь Растиньяк знакомится с Викториной, выслушивает преступное предложение Вотрена, знакомится с Дельфиной де Нусинген. Здесь же Викторина из Золушки превращается в богатую наследницу, Вотрен оказывается беглым каторжником, умирает Горио, убитый эгоизмом своих дочерей. Пансион – символ утраченных иллюзий место, где жизнь перемалывает слабых и дает призрачную надежду сильным. Тема денег исследуется в двух аспектах – философском – как причина распада естественных, в т.ч. семейных связей, когда погибают или не рождаются чувства, духовным сознательно жертвуют, и в социальном – когда положение человека в обществе определяется толщиной его кошелька, а утрата капитала превращает его в ничто. Герой – Горио во время революции занимался торговлей хлебом, и из рабочего - вермишельщика превратился в удачливого предпринимателя. Овдовев, полностью посвятил себя дочерям, которые ни в чем не знали отказа. Он нанял воспитателей, обучивших девочек правилам хорошего тона и светской утонченности, но не внутреннему благородству, доброте и чуткости. Слепая любовь мешала природной осмотрительности. Полученное воспитание, помноженное на растленные нравы, «века золота» предопределили их дальнейшую судьбу. Как только они стали графиней де Ресто и баронессой Нусинген, стали стыдиться буржуазного происхождения своего отца. Его терпели некоторое время ради денег, но личную торговлю Горио пришлось оставить. Несмотря на эту большую жертву, дочери дают понять, что он лишний за их столом Его деньги по-прежнему нужны и дочерям, и графу, и барону, но знакомство с ним скрывают как позорное (перед Растиньяком, случайно проникшим в ту тайну, закрывают двери как перед нежелательным свидетелем). Так Горио попадает в дом Воке, постепенно разоряется, меняется даже внешне – одним он внушает омерзение, другим – жалость. Все-таки, хотя и неправильно, но Горио продолжает любить своих дочерей. В нем еще жив закон естественных природных связей, а его дочери - продукт их распада. Отец продает ренту, чтобы обставить квартиру Растиньяка, любовника Дельфины, и дочь приходит в неописуемый восторг. Анастази заставляет больного отца отнести ростовщику его последнее серебро, чтобы заплатить за ее бальное платье. Когда выясняется, что у отца больше денег нет, интерес дочерей к отцу гаснет. На краю бездны он продолжает верить, что купить можно все – в т.ч. любовь детей. (Представление о человеческом достоинстве сводится к одному: все дело в деньгах.) В предсмертном бреду шепчет: «напишите им - я оставляю в наследство миллионы! Честное слово! Я поеду в Одессу делать вермишель!..» Шекспировский король Лир , пройдя через предательство своих дочерей, осознав ошибки, не только не теряет достоинства, но и остается трагически величественным, обретая подлинную мудрость Бальзаковский герой жалок. Герцогиня де Ланже, рассказывая в присутствии Растиньяка эту историю, хладнокровно заявляет: Конечно, все это кажется ужасным, а между тем такие случаи мы наблюдаем каждый день.         Тема проклятой страсти к золоту переплетается с другой, не менее важной темой – нравственным становлением личности. (Художественное исследование этой темы является главным для всего эпического цикла). Эжен де Растиняьк, отпрыск обедневшей дворянской семьи, приезжает в столицу с большими честолюбивыми замыслами. Честный, искренний юноша сталкивается с жестоким миром собственников, роскоши и жажды наслаждений. Его семья живет очень бедно (похлебка из каштанов, нет хлеба, одежды), но демон роскоши уже уязвил его сердце. Счастье – за воротами богатых особняков, а у Эжена 130 франков на 3 месяца жизни. Нужны деньги, костюмы для посещения аристократических салонов. 1 шаг – обращается за помощью к матери. Оправдывает собственные эгоистические устремления надеждами, которые вся семья на него возлагает. Отношение к нему сложное – балансирует на грани - приближается к Дельфине, чтобы не поддаваться Вотрену. Горио жалеет, но в снятую для него квартиру идет. Мир, который он решил завоевать, вызывает и восхищение, и отвращение. Негодование, сострадание к Горио вселяют решимость одержать победу над высшим светом. Но одновременно приходит к безнравственному выводу: для достижения этой цели хороши все средства и пока не предполагает, что этот путь приведет к утрате благородных чувств. Отказывается от предложения Вотрена, но все же его мучают сомнения. Обедает с Бьяншоном (убить мандарина, не выезжая из Парижа, вести крупную игру), но тот: «Между устремлениями каторжника и устремлениями человека высшего порядка нет никакой разницы… Ты ставишь вопрос, который возникает перед каждым, кто вступает в жизнь, этот гордиев узел хочешь рассечь мечом. Для этого надо быть Александром, в противном случае угодишь на каторгу. Бьяншон может быть счастлив без больших денег, но с достатком, который добудет своим трудом, знаниями. Увлечен наукой.

 Но сознание Растиньяка формируется под воздействием окружающих его людей. Виконтесса Боссеан говорит ему:  «Смотрите на мужчин и женщин как на почтовых лошадей, гоните на каждой станции, пусть мрут»  В более грубой форме Вотрен – о единственно возможном пути к успеху: «Обольстить женщину, чтобы подняться на более высокую ступень социальной лестницы, посеять раздор между детьми, словом, пойти на все мерзости, которые совершают шито-крыто в целях личной выгоды.» У Растиньяка исчезают последние представления о человеческих взаимоотношениях – мир беспощадно жесток, побеждает тот, кто способен переступить через самые святые понятия готов бросить этому миру вызов. Жак Коллен – каторжник «обмани смерть» в молодости пережил крушение своих идеалов. Рано понял, что «Законов нет, есть обстоятельства». В прошлом добровольно пошел на каторгу, приняв на себя чужое преступление. Но, столкнувшись с обществом, пришел к выводу, что в мире, который его окружает, не существует места, где мог бы находиться порядочный человек. Т.е. добродетель – удел жалких идиотов, а в людскую массу нужно врезаться пушечным ядром, или проникнуть, как чума. « Если вы украли 300 или 30 тыс. франков, вас сажают в тюрьму. А если сумели присвоить 3 млн, вы не вор, а великий финансист, о вас будут писать в газетах». Образ неоднозначен. С одной стороны, в нем воплощены асе пороки буржуазного общества. С другой, именно он безжалостно и трезво это общество обличает. Ему чужды сомнения, колебания, нерешительность, не старается выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Мораль – только правила рискованной игры, которыми можно манипулировать. Сама игра нечестная, предполагающая выигрыш только одного, самого ловкого и расчетливого. «Пачкай руки, только сумей потом смыть эту грязь», (после школы правоведения у Растиньяка – «жалкое существование, но если рискнет и выиграет, станет в 30 лет провинциальным прокурором, а если пойдет на небольшие подлости в политике, в 40лет будет генерал-прокурором.) « Жаждущих на это место - 20 тысяч, и среди них мазурики, готовые продать свою семью, чтобы подняться на одну зарубку» Воплощенное зло, Вотрен наносит сокрушительный удар тому обществу, которое его породило.

 

             


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!