Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.
Поэзия Ф. Тютчева поэзия мысли, философская поэзия, поэзия космического сознания. Важнейшая тема для Тютчева хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к ночной тьме. Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования. Поэт использует прием аллитерации:
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души...
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь бездумно?
«Silentium» - философское стихотворение. Лирический герой предстает в нем как мыслитель. Основная идея бесконечное одиночество человека. Перед всемогуществом природы человек оказывается бессилен. Исходя из этого, Тютчев приходит к мысли о недостаточности всякого человеческого знания. Отсюда вытекает трагическая коллизия невозможность человека выразить свою душу, передать свои мысли другому. Стихотворение строится как своего рода советы, обращение к читателю, к ты. Первая строфа начинается советом «молчи» и завершается тем же. Под ты понимается и я:
Как сердцу высказать себя,
Другому как понять тебя.
Поэт делает вывод о том, что человеческое слово бессильно «Мысль изреченная есть ложь». Завершается стихотворение призывом жить в мире собственной души:
|
|
Лишь жить в себе самом умей
Есть целый мир в душе твоей...
Природа основная тема творчества Тютчева. Идея одушевленности природы, вера в ее таинственную жизнь воплощаются поэтом в стремлении изобразить природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в беспрерывной смене дня и ночи. Это не столько пейзаж, это космос. Основной прием, используемый поэтом, олицетворение. Стихотворение «Весенние воды» - это поэтическое описание пробуждения природы. Природа (ручьи) одушевляется, обретая голос:
Они гласят во все концы
Весна идет, весна идет!
В стихотворении передается молодое, веселое чувство весны, обновления. Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. В стихотворении «Осенний вечер» картина вечерних сумерек, в стихотворении «Люблю грозу в начале мая…» - весенний первый гром.
Самобытна и любовная лирика Тютчева. «О, как убийственно мы любим...». Стихотворение денисьевского цикла. Тютчев винит себя в страданиях, причиненных Елене Денисьевой двусмысленным ее положением в обществе. Любовь звучит то, как союз души с душой родной, то, как тревога, то, как горестное признание. Любовь не может быть абсолютно счастливой. Одно сердце торжествует, другое, более слабое, погибает.
|
|
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была.
Но без любви, без внутренней борьбы нет человеческой жизни.
Прочитайте стихотворение Ф.Тютчева «Здесь, где так вяло свод небесный…» и определите, какие художественные приёмы в нём использовал автор:
Здесь, где так вяло свод небесный
На землю тощую глядит, -
Здесь, погрузившись в сон железный,
Усталая природа спит…
Лишь кой-где бледные берёзы,
Кустарник мелкий, мох седой,
Как лихорадочные грёзы,
Смущают мертвенный покой.
ЗАДАНИЕ:
Чтение наизусть и самостоятельный анализ стихотворений Ф.Тютчева.
План анализа лирического произведения:
1.Творческая история
2.Тема и жанр
3.Центральный образ или система образов
4.Особенности поэтической речи
5.Образные средства
6.Композиция
7.Идейное содержание
8.Эстетическое содержание, вызванное стихотворением.
Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!