Агностицизм традицией, восходящей к философии Юма и Канта.



Суть кантовского агностицизма состоит в следующем: то, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляется сама по себе (ноумен), принципиально различно. Это разделение мира на доступные познанию «явлению» и «непознаваемые «вещи сами по себе» исключает возможность постижения сути вещей.

Однако сам Кант вряд ли счел себя агностиком. Он верил в бесконечный прогресс познания. При этом Кант поставил вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта; также признавал, что действительность всегда выходит за пределы существующего знания. Он констатировал, что мир познается всегда в формах его данности человеку. Это дало ему возможность утверждать, что вещь познается в явлении, а не так, как она существует сама по себе.

 

 

Структура познания. Чувственное и рациональное познание, их связи и оси

 

Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира и вопрос о способности познавать окружающий мир составляет вторую сторону основного вопроса философии— об отношении мышления к бытию.

 

Процесс познания протекает в различных чувственных и рациональных формах. К чувственным формам относятся ощущения, восприятия и представления. Рациональными формами являются понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории.

Ощущение — отражение предмета (ситуаций, событий) при их непосредственном воздействии на некоторую из чувственных систем: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др.

Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, осязательные, слуховые, температурные, вибрационные, обонятельные, вкусовые, болевые, мышечно-суставные, ощущения ускорения, равновесия и т.д. Целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувств называется восприятием.

В представлении теряется непосредственность отражения, и формируются образы предметов на основе припоминания или продуктивного воображения.

Процесс отражения в рациональных формах называется мышлением .

Важнейшей формой мышления является понятие. Содержание понятия прямо или косвенно строится на основе представлений. Образование понятия — процесс рефлексивный. Рефлексия — существенное свойство сознания, состоящее в осмыслении и осознании его собственных форм и предпосылок.

Если с помощью понятий отражается совокупность существенных признаков предмета, то при посредстве суждения раскрывается какая-то одна из его сторон, выражается наличие (отсутствие) у него какого-то признака.

Форма мышления, посредством которой на основании одного или более известных суждений получается новое суждение, называется умозаключением.

Действительный процесс познания осуществляется при взаимопроникновении чувственных и рациональных форм. Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного, формируется на его основе, но и наоборот: чувственное предопределяется рациональным, как бы выполняя его установки.

 

Познание как отражение и творчество. Проблема истины и её критерии

 

Еще во времена античности возникла трактовка истины как соответствия знания вещам, объектам. Истина — это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она на самом деле. Иными словами, истина представляет собой соответствующее действительности содержание наших знаний о ней.

Истина заключает в себе процесс движения знаний ко все боле адекватному воспроизведению действительности. Истина как процесс представляет собой движение мысли от неполного, приблизительно верного знания ко всей более полному и точному знанию, или от истины относительной к истине абсолютной. Относительная истина характеризует не полноту, не окончательность, приблизительность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания. Абсолютная истина концентрирует в себе то в наших знаниях, что является безусловным, не может быть опровергнута.

Движение человеческого познания происходит в направлении овладения абсолютной истины, складывающееся из суммы относительных истин. Каждый новый этап познания ограничен уровнем развития науки. Условиями жизни общества, делающими наше знание относительными, т.е. неполными, приблизительными.

Относительная истина — это истина, нуждающееся в уточнении пределов и условий их действия, в дополнении, углублении, конкретизации, в дальнейшем развитии. Попытки признавать существование одних относительных истин получили название релятивизм. Представители релятивизма рассматривают познание как относительное, условное, субъективное.

 

Стремление оперировать одними абсолютными истинами вобрал в себя догматизм — это не критически односторонний, антиисторический тип мышления. Он не учитывает специфические условия места, времени, действия выдвигаемых положений.

Важнейшей характеристикой истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективная по своему содержанию и субъективно по форме выражения. Но объективность истины подчеркивает то обстоятельство, что она выражает такое знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества.

Истину характеризует и такое свойство как её конкретность. Оно — свидетельство того, что об объекте судят на основании его реальных связей. Истина конкретна, т.к. она отражает объект либо какую-нибудь из его сторон в определенных условиях места — времени. Абстрактной истины нет, она всегда конкретна.

 

Процесс постижения истины всегда сопровождается оперированием заблуждениями. Принимая за истинное то, что на самом деле не соответствует реальности, люди впадают в заблуждение. Осуществляя в ходе познания поиск истины, человек пользуется возможностями свободы выбора, и именно это, неизбежно приводит его к заблуждениям.

Истине в познании противостоит не только заблуждение, но и ложь. Она предполагает сознательное искажение действительности, целью которого является обман. Ложь не в состоянии вырасти в истину, служить её достижению. Извращенная истина становится ложью.

Отделить истину от заблуждения, оградить от последствий неточностей, просчетов, промахов познания позволяет ориентация на всесторонне обоснованный критерий истинности знания.

Рационалисты считали, что критерием является само мышление в силу того, что оно ясно и отчетливо мысли объект (Декарт, Спиноза) такой подход имеет связь с убеждением, что истина постигается с помощью интеллектуальной интуиции. С точки зрения Канта, всеобщего материального критерия быть не может, так как само существование такого критерия он считал противоречивым. Соловьёв считал центральным в установлении истины моральный аспект: её критерий предполагает добросовестную работу мышления. Согласно взглядам Кассирера критерием является внутреннее непротиворечивость самого мышления. Сторонники сенсуалистического направления в теории познания истолковывали критерий как непосредственную очевидность ощущения (Беркли, Аристипп) или как согласованность понятий и суждений с чувственными данными (Конечно истина приносит или может принести людям пользу, но это не значит, что все полезное истинно. Понимание практики как критерий истины зародилось в философии Гегеля. Исследование роли практики в познании её участия в нем как критерий истины было предпринято в марксизме.

 Для того, чтобы сравнить имеющийся образ самим объектам, необходимо практически воздействовать на этот объект. В случае обнаружения прогнозируемых изменений можно считать исходное представление истинными. Если исходить из ошибочных представлений, то невозможно получить на практике те результаты, которые предполагали. В итоге, представление об объекте придется пересмотреть, признав их несостоятельность. Процесс познания формирует знания людей, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Это — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, вершиной которого является постижение истины.

Понятие науки и специфика научного познани

 

Что такое наука? Наука многолика. Она выступает в разных качествах. Научное знание не есть наука, точно так же, как человек знающий, образованный не есть ещё учёный. Представление о науке как о знании унаследовано по традиции от того исторического периода, когда она не была ещё опытной, экспериментальной, а являлась чисто умозрительной и когда её задача состояла в идеальном конструировании мира, а не в его преобразовании. Наука без эксперимента — это все равно, что искусство без творчества, симфония без исполнения. Наука — это не только и не столько наличные знания сами по себе, но и деятельность общества по их производству. Её взаимоотношение с материальным производством и общественной практикой выступают как отношение одной формы общественного производства с другой. Таким образом, наука — это система исследовательской деятельности общества, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Процесс познания, наука не существуют иначе как в форме познавательного действия или системы действий. Познавательное действие включает в себя не все атрибуты науки. Оно связано лишь с самым существенным в ней — с производством новых знаний. Познавательное действие может быть определено как момент в духовной деятельности субъекта, направленной на объект познания с целью получения достоверных сведений. Познавательные действия можно классифицировать в зависимости от цели исследования.

 

1. Теоретические действия. Они направлены на решение научной проблемы, создание теории, выдвижение концептуальной идеи, открытие закона, объяснение фактов, выработку категорий и др.

 

2. Эмпирические действия. Носят прежде всего прикладной характер. Их основная цель — разработать способы связи теории с практической деятельностью и т.д. К эмпирическим действиям относится и научный эксперимент с применением технических средств.

 

3. Методологические действия. Направлены на создание или разработку методологии познания, логики открытия, системосозидающих принципов и процедур научного мышления.

 

4. Репродуктивные действия. Их основная цель — совершенствование системы образования, методики преподавания, подготовки и воспитания научных кадров.

 

 

 

Под субъектом познавательного действия понимают индивида, группу, коллектив людей, руководимых стремлением получения новых знаний. Неотъемлемым компонентом познавательного действия является его объект. Объектом может быть природный процесс, общественное явление, социальный институт, человек, его мышление, любое материальное и идеальное явление, а также объективная и субъективная реальность как таковая. Следует различать объект познания и предмет познания. Объект познания не зависит от познавательной активности субъекта. Он развивается по своим внутренним законам. Предмет же познавательного действия — это фрагмент объекта познания, который формируется в ходе познавательного действия по мере проникновения последнего в сущность всё более высокого порядка. Отношение субъекта познавательного действия к объекту может носить идеальный характер. Но воздействие субъекта на объект может иметь и практический характер. Совокупность целей познавательного действия способствует ориентации научного исследования. Для достижения цели познавательного действия необходимы определённые средства и методы. Это — инструменты, приборы наблюдения, техника эксперимента, промышленные объекты, научный потенциал, методологические и мировоззренческие концепции. Научное знание отличается, прежде всего, своей концептуальностью и системностью, что позволяет объяснять реальные факты и предсказывать возможные изменения явлений действительности. Формами выражения научного знания выступают теории, гипотезы, концепции, идеи, модели и т.д. Научные знания — лишь часть (хотя и основная) информации, добытой в результате познавательного действия.

Научное познание и его специфические признаки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы и методы

 

Наука - система исследовательской деятельности общества, направленная на пр-во новых знаний о природе, обществе и человеке. Наука как специфический тип духовного пр-ва, как соц. институт возникает в Новое время (XV - XVII вв.).

 

Развитие капитализма влияет на возникновение науки через господствующую идеологию - протестантизм. Протестантизм перестраивает обыденное сознание в духе рационализма и практицизма. Успех в делах объявляется богоугодным делом.

 

 

 

Науки - естественные и общественные. Ряд наук изучает сам процесс познания - логика, философия и т.д.

 

Основные особенности научного познания:

 

1. обнаружение объективных законов действительности. Цель научного познания - объективная истина.

 

2. наука ориентирована на воплощение в практике

 

3. результат научного познания - целостная развивающаяся система понятий, теорий и т.д.

 

4. особый язык науки - категориальный аппарат

 

5. наука работает с идеальными объектами

 

6. занятие наукой требует особой подготовки субъекта познания

 

7. наука формирует знания о методах научного познания, т.е. методологию

 

Отличие науки от обыденного познания:

 

1. форма организации научного знания - рационально-логическая, позволяющая представить знание в правиле, формуле и т.д.

 

2. наука ориентируется на познание сущности

 

Отличие науки от искусства - худ. образ содержит отпечаток личности, субъективный момент, а наука отгораживается от субъективизма.

 

Этапы развития науки:

 

(науке предшествует протонаука, доклассический этап. Зарождаются элементы науки.

 

I. классическая наука ( XVII - XIX вв.). господство объектного стиля мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения II. неоклассическая наука ( 1 половина XX в.). Отвергание объективизма классической науки, осмысливание связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности

 

 

 

III. пост неоклассическая наука ( 2 половина XX в.). учитывание соотнесённости знания об объекте с ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Характерная черта - универсальный эволюционизм, объединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяет развитие на все сферы бытия.

 

Формы и методы научного познанияОсновной формами научного познания являются: 1) Проблема - научный вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического познания. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой. В структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более/менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема - противоречивое единство знания и незнания (знание и знание о незнании). Проблема - не знание, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы. Поэтому правильно сформулированная проблема содержит частичное решение. Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться (формулироваться) на основе готовой теории с позиции которой становится ясно, какие в действительности она решила. Научная проблема формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований. Псевдопроблемы, связаны с заблуждением, суевериями (алхимия). 2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Гипотеза означает попытку выхода за пределы известного и устоявшегося, выдвижение необычных, даже невероятных с прежних позиций решений. Одно из важнейших свойств гипотезы - ее множественность (любая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее развернутый характер. 3) Теория имеет 2 основных

 

 

 

 

значения: - высшая форма научного познания; - система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.

 

Метод- путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания. Методология - учение о методах.

 

В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений:

 

- философия науки

 

- материалистическая диалектика

 

- феноменология

 

- структурализм

 

- пост позитивизм

 

- герменевтика - теории интерпретации текста

 

Любой метод разрабатывается на основе определённой теории.

 

Классификация методов научного познания:

 

I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познания

 

II. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования

 

 

 

III. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания.

 

Методы эмпирического исследования:

 

- наблюдение

 

- эксперимент

 

- сравнение

 

- измерение

 



 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!