Перед Вами фрагменты литературных произведений. О каких литературных героях в них говорится? Назовите героя, произведение и его автора (6 баллов).



А) Ужин кончался, и (он), сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ. <…> Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.
Б) Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит всё-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да ещё станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
В) <…> была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое её занимало, и ничто не удовлетворяло её вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время: её сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть… Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днём, не спеша и лишь изредка волнуясь.

Ответ

А) Пьер Безухов. Л.Н. Толстой «Война и мир» (1+0,5+0,5=2 б.)

Б) Дикой. А.Н. Островский «Гроза». (1+0,5+0,5=2 б.)

В) Анна Сергеевна Одинцова. И.С. Тургенев «Отцы и дети». (1+0,5+0,5=2 б.)

 

5. Перед вами фамилии литературных персонажей – героев произведений русских писателей. Укажите их имена и отчества (если о них можно узнать из текста произведения) (0,5 б.*6=3 б.). Как называются произведения (0,25 б.*6=1,5 б.), кто их автор (0,25 б.*6=1,5 б.)? (6 баллов).

      Башмачкин, Беликов, Вронский, Ростова, Ларина, Мещерская

Ответ:

1. Акакий Акакиевич Башмачкин (Н. Гоголь, «Шинель»)

2. Беликов (А. Чехов, «Человек в футляре»)

3. Алексей Кириллович Вронский (Л. Толстой, «Анна Каренина»)

4. Наталья Ильинична Ростова  (Л.Н. Толстой «Война и мир»)

5. Татьяна (и Ольга) Дмитриевна Ларина (А. Пушкин, «Евгений Онегин»)

6. Ольга Мещерская (И. Бунин, «Легкое дыхание»)

 

 

II-й уровень (2 задания: 10 б. +20 б. = 30 баллов)

Решите литературную задачу (10 баллов).

Перед вами незавершённое стихотворение Р.Г. Державина.

Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей.

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остаётся

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрётся

И общей не уйдёт судьбы!

      Какую дополнительную информацию можно обнаружить в этом стихотворном завещании? Как называется такого рода стихотворения? (подсказка: внимательно смотри на первые буквы)

Образец ответа.

 

Произведение Г.Р. Державина представляет собой акростих, т.е. стихотворение, первые буквы строк которого составляют отдельное слово или фразу, как бы «текст в тексте».

Читаем сверху вниз:

«Р У И Н А Ч Т И»

Руина – «разрушение, падение»

Чти – старая форма родительного падежа слова честь

 

2. Выполните культурологический анализ ( не менее 100 слов).

Внимательно рассмотрите иллюстрации Д. А. Шмаринова «Родион Раскольников в каморке» (к первой части романа) и «Соня Мармеладова со свечой» (к четвёртой части романа). Как с помощью языка живописи Д. А. Шмаринову удалось передать характеры героев, их состояние, выражаемые ими идеи? (Обратите внимание на изображение внешности, художественные детали, тональную гамму, символику) (20 баллов).

 

Образец ответа:

1. На иллюстрации к первой части романа изображен Родион Раскольников в каморке, похожей, как сказано в романе, на шкаф, сундук, гроб. По признанию героя, она во многом способствовала созреванию его идеи («Да, квартира много способствовала…»). Замкнутое пространство передано деталями: крохотное оконце, низкий скошенный потолок (комнатка Раскольникова находилась под самой кровлей высокого пятиэтажного дома).

На иллюстрации видно, что человек, если бы захотел встать, даже не смог бы выпрямиться в полный рост (в романе говорится, что «крошечная клетушка» была «до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок»). Потрескавшиеся стены подчеркивают жалкий вид жилища человека, «задавленного бедностью».

В центре изображён Родион Раскольников. Обращает на себя внимание напряжённая фигура (согбенная поза, прижатая к груди рука) и выражение лица (широко открытые глаза, застывший взгляд); эти выразительные детали выполняют функцию психологической характеристики героя, передают состояние мечущегося в беспросветном одиночестве человека, накал его внутренней борьбы, погружённость в свои раздумья, разъединённость с миром, замкнутость в себе. Чёрно-белая техника рисунка усиливает напряжённость и драматизм состояния. Чёрный угол, оттеняющий фигуру Раскольникова, передает языком искусства безысходность, тупиковость состояния и шире – авторское видение идеи героя как мрачной, уродливой, бесчеловечной.

2. В рисунке «Соня Мармеладова со свечой» Шмаринов мастерски воплощает словесный портрет героини в волнующем графическом образе. Соня держит в руках свечу, которой она освещена сбоку и снизу, отчего контрастно на чёрном фоне высвечивается её лицо. Традиционно свеча – символ света во мраке, озарения, живительной силы. Таким «светом» для Раскольникова в романе становится Соня. Горящая свеча также символизирует человеческую жизнь (вспомним, когда умирает Мармеладов, погасает огарок свечи), душу, пламень веры (важную роль играют свечи в христианских ритуалах и верованиях, где соотносимы с божественным светом, сияющим в мире, выступают эмблемой Христа, благочестия, освященного любовью). И в романе, и в иллюстрации свет становится выразительным «эпитетом» характеристики Сони. Бледное лицо героини на фоне огромной чёрной тени её силуэта, динамика в развороте фигуры, полные страдания глаза, взгляд, в котором прочитывается сострадание, выражают трепет и внутренне горение, желание помочь, облегчить мучения Раскольникова. Изображение Сони выполняет и психологическую, и характерологическую функции, раскрывая не только состояние, но и характер персонажа, воплощаемую Соней христианскую идею страдания, сострадания, милосердия и любви к ближнему – авторский идеал Ф.М. Достоевского.

Таким образом, иллюстрации Д.А. Шмаринова «Родион Раскольников в каморке» и «Соня Мармеладова со свечой» зримо воплощают состояния, психологию, характеры, идеи главных героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Описание социального состояния (нищеты) по деталям обстановки каморки – 4 балла;

Описание психологического состояния персонажей по изображению внешности (фигуры, позы, глаза, взгляды) – – 3б.+3б.= 6 баллов;

Выявление характеров, идей персонажей языком изобразительного искусства – 3б.+3б.= 6 баллов;

Символика света и тьмы, угла и свечи – 4 балла.

Итого – 20 баллов.

III -й уровень . Творческое задание ( 1 задание: 15 б. + 15 б. = 30 баллов)


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!