Можно обратиться к картине Л. Каменева «Зимняя дорога».
Конспект урока литературы в 5 классе.
Тема: Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.
Цель:
· познакомить учащихся с русскими поэтами;
· раскрыть основные темы лирики русских поэтов;
· воспринимать и эмоционально анализировать музыкальные произведения;
· учить восприятию и истолкованию лирического произведения.
Задачи урока:
Обучающие:
· помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов;
· учить мыслить диалектически;
· учить вчитываться в художественный текст, пытаясь уловить оттенки авторской интонации;
· обучение выразительному чтению.
Развивающие:
· развивать умения обосновывать свою точку зрения,
· формировать исследовательские навыки;
· развивать умения публичного выступления;
· развивать образное мышление, наблюдательность.
Воспитательные:
· воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;
· воспитывать любовь к природе, учить чувствовать и понимать красоту родного края;
· формировать умение работать в коллективе;
· воспитывать у учащихся терпимость к чужому мнению.
Здоровьесберегающие:
· предупреждать переутомление путем смены деятельности.
Оборудование: учебник литературы для 5 кл. I часть, презентация по теме, дидактический материал, мультимедийный проектор, капсула «Маруся».
Материал: стихотворения:
Фёдор Иванович Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной…».
|
|
Алексей Николаевич Плещеев. «Весна».
Иван Саввич Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне».
Аполлон Николаевич Майков «Ласточки».
Иван Захарович Суриков «Зима».
Ход урока:
Кто с лаской тихою помыслил о березке, за здравье Родины затеплил тот свечу.
И.Северянин
1. Организац. момент.
Запись темы урока в тетрадь.
Игра «Ассоциация»
Учитель называет слово, а ученики молча записывают поэтические ассоциации, возникающие у них. Ученики читают свои записи вслух .
— Когда мы думаем о поэзии и говорим слово природа, что мы первым делом вспоминаем?
— Что мы представляем, когда говорим весна, лето, осень, зима?
— Найдите предложения, которые связаны с нашей работой по выявлению ассоциаций.
Запишем эти предложения в тетрадь.
· «В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали».
· «Природа изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души...»
|
|
3. Изучение нового материала.
-Маруся: включи Вивальди – Времена года (весна).
v Образ весны. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». Ученики читают стихотворения о весне.
-Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения?
-Какие впечатления оставили?
(Стихотворения Федора Ивановича Тютчева оставляют доброе, радостное впечатление. «Зима недаром злится...» похоже на игру, оно более бодрое. «Весенние воды» более задумчивое, нежное.
v А. Н. Плещеев. «Весна»
Отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Весна» вызывает чувство радостного ожидания, предчувствия счастья).
-Какой образ весны складывается у нас под впечатлением этих стихотворений?
(Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный).
v Рассмотрим репродукции картин, данные в учебнике:
- Каким стихотворениям более соответствуют эти картины?
1. Картине И. Левитана «Весна — большая вода» созвучны строки стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды»:
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
2.Стихотворение Ф. И. Тютчева подходит к картине И. Левитана «Март»:
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
|
|
-Маруся: включи Вивальди – Времена года (зима).
v Образ лета. И. С. Никитин. «Утро». «Зимняя ночь в деревне».
v Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»
Сейчас перед нами тексты.
И. С. Никитин. «Утро».
-Прочитать стихотворение «Утро» и проследить, как меняется ритм и интонация по мере углубления в содержание.
Выразительное стихотворения.
-Можно обратить их внимание на размер с помощью ритмического проговаривания (в ритме вальса):
Звез-ды мерк-нут и гас-нут.
В ог-не об-ла-ка.
Раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ.
Метафора: «В огне облака», — т. е. алый свет зари сравнивается с огнем, в котором облака выглядят алыми, словно горят.
-Что хочет нам передать поэт: описание утра, свои впечатления от летнего утра, впечатления людей, действия людей?
· первые восемь строк — описательные,
· вторая часть стихотворения —повествовательная (в ней почти нет эпитетов, есть рассказ о событиях летнего утра).
· Вторая часть выделена графически — отступом (с опозданием на строку).
- Какие ощущения возникают у нас, когда мы слышим стихотворение Никитина?
-Что мы чувствуем? (в стихотворении И. С. Никитина «Утро» мы спокойно любуемся красотой тихого утра, а затем вместе с автором и героями стихотворения (рыбаками, пахарем) приветствуем солнце).
|
|
— Удалось ли передать это настроение чтецу?
— На что похоже это произведение? (Дети почувствуют близость стихотворения к народной песне. Но есть особенности, которые отличают текст от фольклора, например не постоянные, а авторские эпитеты).
— Найдите и выпишите эпитеты из первых восьми строк стихотворения.
· Белый пар (т. е. туман; эпитет является частью метафоры),
по зеркальной воде, алый свет, чуткий камыш,
тропинка росистая, роса серебристая.
· В стихотворении встречаются повторы слов, характерные
для фольклора: морщит-рябит, горит-разгорается.
Обратим внимание на простонародную форму
возвратных глаголов: скрылися, пробудилися.
- Соответствует ли стихотворению Никитина картина В. Поленова «Заросший пруд»?
-Расскажите о картине строками стихотворения. (О картине «Заросший пруд» В. Поленова можно сказать так: Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая).
· (Описать картину «Заросший пруд», но учитель должен помнить о недостаточном качестве репродукции, которое не дает полного впечатления от пейзажа (так, например, в тени, на скамье, сидит молодая женщина, которая на репродукции только угадывается).
· -Маруся: включи Вивальди – Времена года (лето).
v Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»
Прочитать и стихотворение Ф. И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь...», контрастное по настроению и ритму стихотворению И. С. Никитина «Утро».
· (Строки, богатые аллитерацией,
насыщенные выразительными глаголами
и эпитетами, завораживают своей стремительностью.)
— В начальной школе вы уже учили одно стихотворение Ф. И. Тютчева, которое по ритму и настроению очень похоже на только что прочитанное. Что это за стихотворение?
— В нем тоже говорится о грозе, но только не летней, а весенней. (Важно, чтобы дети ощутили родство интонации и ритма в строках «Люблю грозу в начале мая...» и «Как весел грохот летних бурь...»).
— В одной строфе у Тютчева восемь строк. Какой тип рифмовки в этих восьмистишиях? (Дети обнаружат редко встречающуюся кольцевую (опоясывающую) рифмовку).
— Вам надо постараться в уме, мысленно представить себе, нарисовать картины, которые описывает поэт. Будто вы прямо сейчас видите перед глазами то, о чем он говорит.
«Как весел грохот летних бурь...»: летняя буря — это не просто гроза,
но обязательно сильный ветер, иногда даже смерч,
перемена температуры воздуха, ливень.
— Видели ли вы в жизни такое явление природы, которое можно было бы назвать летней бурей? Почему грохот летних бурь для Тютчева весел?
· «...Когда, взметая прах летучий...»: прах в этом тексте означает мелкая пыль. Обычно перед сильной грозой стоит сухая жаркая погода, и ветер, предшествующий грозе, поднимает, взметает на дорогах сухую пыль. Деепричастие взметая очень выразительно благодаря приставке вз-, которая означает поднятие чего-то вверх: мы представляем ветер как огромную метлу, которая внезапным взмахом поднимает вверх пыль с дороги.
· «...Гроза, нахлынувшая тучей...»: слова, образованные от глагола хлынуть, мы обычно употребляем, когда говорим о дожде, о воде: вода хлынула, дождь хлынул. Этот глагол обозначает сильный и внезапный поток. Выражение Тютчева означает, что гроза началась тем, что на небо нахлынула туча, т. е. неожиданно заполнила весь небосклон. Туча уподобляется внезапно хлынувшей воде, и это дает нам возможность представить, как быстро это произошло.
· «...Смутит небесную лазурь...»: в наше время мы употребляем глагол смутить в переносном значении: привести в смущение, т. е. заставить кого-то ощутить неудобство, смятение.
У Тютчева этот глагол употребляется в первозданном значении: сделать мутным, темным.
— Описывает ли Тютчев сам ливень? (Перед нами только буря — преддверие грозы, когда налетает ветер, доносятся раскаты грома, но первые капли дождя еще не упали).
-Маруся: включи Вивальди – Времена года (осень).
v Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков.«Ласточки»
—- Каждый из вас прожил уже десять, одиннадцать или даже двенадцать осеней. Какой эпизод из осенних воспоминаний является самым ярким для вас?
-Какое осеннее переживание вы хотели бы сохранить в своей душе навсегда?
- Сейчас мы послушаем (прочитаем), какие картины осени больше всего запомнились двум выдающимся поэтам XIX в. — Федору Ивановичу Тютчеву и Аполлону Николаевичу Майкову.
Выразительное чтение стихотворения.
— Чему посвящено это стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас?
— Какое настроение хотел передать автор? Удалось ли передать это настроение чтецу?
v Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима»
Чтение и обсуждение стихотворения.
-Как вы представляете образ зимы?
Можно обратиться к картине Л. Каменева «Зимняя дорога».
Зимний пасмурный день. На санях по заболоченной местности, покрытой чахлым кустарником, по деревянному мосту через небольшую речку едет крестьянская семья: мы видим фигуры мужчины и женщины, закутанной в платок. Впереди по снежной целине бежит собака —может быть, она хочет спугнуть ворон, которые сидят на заснеженной болотине, может быть, почуяла знакомый запах и мчится напрямик к дому.
Слева от саней торчит вешка — палка с привязанными наверху ветками. Такие вешки в старину ставили вдоль дорог зимой, чтобы даже в буран можно было найти правильный путь.
Справа синеет еловый лес, на фоне елей белеют треугольниками крыши жилья и дворовых построек. Судя по количеству крыш, перед нами не деревня, а хутор (выселки), на котором живет только одна семья.
Колорит картины холодный, мрачный: все словно бы говорит нам о долгой зиме в скудном крестьянском доме, где горит лучина и трудно заснуть под завывания вьюги. О грусти и зимней тоске человека напоминают нам торчащая вешка и одинокий след саней на дороге.
Оживляют пейзаж только кумушки-вороны да бегущая собака.
— Подберите строки, которые соответствуют картине Л. Каменева «Зимняя дорога». (К «Зимней дороге» можно подобрать строки из стихотворения И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне»:
Пусто, одиноко
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занесло.
Вспоминаются строки И. З. Сурикова из стихотворения «Зима»:
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело).
v Стихотворные размеры.
Стихосложение – это особая организация речи, в основе которой лежит звуковая и ритмическая структура. В русском языке значительнее паузы между словами, поэтому четче определяется роль ударных слогов и порядок их расположения. Именно от этого зависит деление ритма стихотворения на размеры. Всего существует пять основных размеров стиха. Они делятся на двусложные и трехсложные. Двусложные размер состоят из двух слогов. К ним относятся ямб и хорей. К трехсложным, состоящим из трех слогов, относятся анапест, дактиль и амфибрахий.
Запись определений в тетрадь.
Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный.
Ямбом любил писать А.С.Пушкин. Четырехстопный ямб – наиболее распространенный стихотворный размер. Шестистопный ямб чаще встречался в произведениях восемнадцатого века.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись…
(А.С.Пушкин)
Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С.Пушкин).
Рефлексия
Подведем итоги нашего урока.
1. С произведениями каких поэтов мы познакомились?
2. Какова главная тема поэзии русских поэтов?
3. Помогла ли Вам музыка в раскрытии темы стихотворений?
5. Мне хочется завершить наш урок словами литературоведа Ю. Селезнева: «Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки! Нельзя любить весь мир, не имея Родины. Нельзя быть истинным поэтом вне этого чувства, духовного родства со своей землей, со своим народом, с его миропониманием».
IX. Домашнее задание
Написать мини – сочинение на тему: «Времена года».
Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!