Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.

На основании информации в тексте и дополнительных источников подготовьте презентацию на тему «Жизнь советского человека 1970—1980-х гг.».

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-х — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х гг.

Повседневность в городе и деревне

Согласно свидетельствам современников, 1970-е гг. вошли в историю страны как самый благополучный период её развития. Люди стали лучше одеваться и питаться, потребление хлебопродуктов и картофеля сокращалось, а мяса, молока и фруктов постепенно увеличивалось. Выросло производство товаров широкого потребления. К 1980 г. более 100 млн человек смогли улучшить свои жилищные условия.

Отдельная бесплатная квартира стала наконец нормой, и это привело к индивидуализации повседневной жизни. Круг общения постепенно сужается до собраний «по интересам». В этом узком кругу люди говорят то, что думают. «Интеллектуальные сборища» на кухне становятся частью повседневного общения. Характерно, что непременным атрибутом новой квартиры была домашняя библиотека. Обстановка квартир была в основном узнаваемой, поскольку промышленность выпускала одинаковые образцы мебели, бытовой техники.

Летом многие покидали квартиры, чтобы отправиться на дачу. В 1970-е гг. массовая раздача садово-огородных участков стала рассматриваться как доступный и быстрый способ повысить благосостояние людей.

Для всё большего числа семей доступным средством транспорта становится личный автомобиль. Вплоть до второй половины 1960-х гг. личный автотранспорт был большой редкостью. На рубеже 1960—1970-х гг. происходит настоящий скачок в автомобилестроении, к 1971 г. общее число ежегодно выпускаемых в СССР машин впервые в отечественной истории перевалило за миллионную отметку. В последующее десятилетие выпуск легковых автомобилей вырос в 4 раза.

Постепенно поднимался уровень заработной платы: в 1970 г. средняя зарплата составляла 122 р., к концу десятилетия — 169 р. Особенно заметно выросли доходы занятых менее квалифицированным трудом, что было связано с нехваткой рабочих рук. В результате зарплата специалистов, возраставшая гораздо медленнее, стала стремительно приближаться к уровню оплаты неквалифицированной работы. Подобная уравниловка снижала мотивацию труда представителей таких массовых профессий, как инженер, учитель или врач.

Повседневная жизнь заметно расходилась с идеологическими установками, представлявшими советский народ как единую социально-политическую общность, а политику государства как последовательное воплощение марксистских идей о социальной справедливости. Заметной становилась разница в качестве жизни разных групп населения, она определялась различиями не только в уровне доходов, но и в возможностях доступа к социальным благам.

Общественные настроения

Под влиянием происходивших в стране процессов менялись общественные настроения. Открыто критиковать партийные установки и саму систему идеологического воспитания мало кто решался, но на протяжении 1970—1980-х гг. наблюдался стойкий рост скептического отношения к официальной пропаганде при внешнем соблюдении «правил игры». Именно в эти годы в среде интеллигенции укореняется «двоемыслие» — состояние внутреннего несогласия с идеологическими установками и с укладом жизни, который они порождали, при внешнем одобрении (или примирении) с действительностью.

Нравственному значению и влиянию культурной среды на современного человека были посвящены обращённые к молодёжи труды выдающегося исследователя культуры Древней Руси Д. С. Лихачёва («Заметки о русском», 1981; «Письма о добром и прекрасном», 1985). Сам учёный отдал много сил просветительской деятельности и делу сохранения исторического наследия.

Развитой социализм, особенно на «позднем» его этапе (в конце 1970-х — начале 1980-х гг.), оказался мало похож на переходную фазу коммунистического строительства. Уровень жизни заметно вырос, но распространявшиеся в советском обществе ценности и стандарты потребления не соответствовали задаче «воспитания нового человека». Установки официальной идеологии присутствовали на поверхности повседневной жизни, но они уже не могли диктовать образ мысли и поведение людей.

Литература и искусство: поиски новых путей

Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной ещё при Хрущёве. Это означало отказ от двух крайностей — очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности — с другой. Данная позиция прозвучала и в отчётном докладе XXIII съезду КПСС (1966). Однако в выступлениях руководителей региональных партийных организаций выдвигались требования «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма). Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино», они призвали не печатать те произведения, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество». В качестве примера была названа повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика. В работах, посвящённых этим проблемам, все конфликты благополучно разрешались после вмешательства партийных работников, а недостатки списывались на издержки воспитания.

С середины 1970-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес.

Со второй половины 1960-х гг. усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Всё чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок.

На совещаниях идеологических работников зазвучали обвинения в «мелкотемье», «натуралистическом бытописании мелких страстишек», «сенсационности», «псевдоноваторстве», «подражательстве буржуазному искусству» и т. п.

Доступ советских людей к литературе и кинематографу ряда зарубежных авторов стал более ограниченным. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической позицией их создателей, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.

Деятели культуры, которые не принимали правила игры и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего выезжали из СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 1970-х — начале 1980-х гг. на чужбине оказались писатели В. П. Аксёнов, А. И. Солженицын, В. Е. Максимов, В. П. Некрасов, В. Н. Войнович, поэт И. А. Бродский, кинорежиссёр A. А. Тарковский, театральный режиссёр Ю. П. Любимов, виолончелист М. Л. Ростропович, оперная певица Г. П. Вишневская, поэт и исполнитель А. А. Галич и др.

Специфической чертой культуры 1960-х — начала 1980-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Широкое распространение получили не поддававшиеся контролю со стороны властей записи бардовских песен. Всеобщее признание получило творчество В. С. Высоцкого, А. А. Галича, Ю. И. Визбора, Ю. Ч. Кима, Б. Ш. Окуджавы, А. М. Городницкого, С. Я. Никитина, В. И. Ланцберга и др. Также в записях нередко распространялись и сатирические выступления М. М. Жванецкого и др. Всегда с аншлагом шли концерты А. И. Райкина, сатирически бичевавшего пороки общества.

Продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экран вышли фильмы о духовном мире и гражданской позиции современника («Доживём до понедельника», 1969, реж. С. И. Ростоцкий; «Начало», 1970 и «Прошу слова», 1976, реж. Г. И. Панфилов). Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское ) кино. Фильмы А. А. Тарковского, К. Г. Муратовой, А. Ю. Германа выходили с цензурными купюрами и в небольшом количестве копий, но у них была своя преданная аудитория.

Творческий расцвет переживали кинорежиссеры С. Ф. Бондарчук («Война и мир», «Они сражались за Родину»), Ю. Н. Озеров (киноэпопея «Освобождение»), Э. А. Рязанов («Ирония судьбы...», «Гараж», «Служебный роман»), Л. И. Гайдай («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»). Особую любовь зрителей приобретают телесериалы «Семнадцать мгновений весны» (Т. М. Лиознова), «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» (В. И. Усков и В. А. Краснопольский), «Место встречи изменить нельзя» (С. С. Говорухин) и др.

Театральное искусство переживало настоящий взлёт. На сцене зачастую удавалось расставить понятные зрителю акценты и в подцензурном тексте, установить духовный контакт с аудиторией. На спектакли Московского театра на Таганке, Театра им. Ленинского комсомола, Большого драматического театра (БДТ) в Ленинграде невозможно было попасть.

Круг чтения и характер читательских предпочтений — яркая иллюстрация потребности в общественной дискуссии. Художественной, учебной и детской литературы катастрофически не хватало. Несмотря на постоянный рост тиражей, рос и спрос на книги, и любое вызывавшее читательский интерес издание превращалось в дефицит.

 

Неформалы и диссиденты

Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже к середине 1960-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.

В 1965 г. за публикацию своих произведений за границей были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Д. Синявский и Ю. М. Даниэль. В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Т. Галансков и публицист А. И. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Е. Горбаневская, С. А. Ковалёв, Л. И. Плющ, П. И. Якир и др.). Духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Ф. Орлов. (В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.) В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии. В 1969 г. был раскрыт созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества.

 

Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.

Созданная в предыдущие годы мощная материально-техническая база спорта позволила советским спортсменам достичь новых мировых успехов.

Признанием вклада советских спортсменов в мировой спорт стало решение МОК о проведении Олимпиады 1980 г. в Москве. Несмотря на решение США и ряда других стран бойкотировать московскую Олимпиаду из-за ввода советских войск в Афганистан, она прошла на самом высоком уровне и принесла немало побед нашим соотечественникам. К середине 1980-х гг. в стране действовало более 3 тыс. стадионов, 60 тыс. спортзалов, 1200 плавательных бассейнов. Всё это создавало условия не только для подготовки значительного числа спортсменов, но и для массового спортивного движения.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!