Антропосоциогенез и его комплексный характер. Версии антропосоциогенеза



Антропосоциогепез (от греч. antropos - человек, genesis - происхождение) - учение, объединяющее в себе различныепредставления о происхождении и становлении человека и общества в процессе ихсоциокультурного взаимодействия.

Существует несколько подходов к решению проблемы происхождения человека. Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями о рождении человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. creatio - творение, создание) модель происхождения мира и человека. На креационизм опираются такие, религии, как иудаизм, христианство, ислам.

Для различных религий характерны: во-первых, вера в божественное происхождение жизни и человека; во-вторых, признание как источника жизни, того, что выделяет человека из царства животных. Человек, согласно религиозной теории, отличается от всехживотных тем, что получил свою бессмертную душу от Бога.

Естественнонаучные представления о происхождении человека возникают по мере развития биологии, антропологии, а позже - генетики. Наибольшую известность во второй половине 21в. получила эволюционная теория Ч.Дардида. В своих работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871)идругих Дарвин обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. Эволюционная теория в определенном смысле растворяла, человека в животном царстве. Дарвин не дал четкого ответа на вопрос, что именно послужилопричиной выделения человека из животного мира.

Ответить на этот вопрос попытался Ф.Энгельс в своей теории происхождения человека, указав на целый ряд природных и социальных факторов становления человека. Энгельс выделяет труд в качестве главной причины превращения обезьяны в человека.

Труд - это целесообразная деятельность по преобразованию вещества природы с использованием орудий труда.

Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности. Эти выводы были сформулированы Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Процесс становления и развития человека - антропогенез - носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества - социогенезом.

Выделение человека из животного мира было обусловлено целым рядом природно­биологических и социальных факторов. Под влиянием природно-климатических условий (изменение климата, исчезновение тропических лесов на обширных территориях) некоторые виды человекообразных обезьян были вынуждены резко изменил, свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю, что привело к освобождению рук, усвоению прямохождения. Постепенно развивающиеся руки становились органом для производства и использования орудий труда.

Наряду с природными вступают в силу и социальные факторы антропогенеза, и, прежде всего - трудовая деятельность. Изготовление простейших, а затем и более сложных орудий труда имело огромное значение для становления человека. В ходе трудовой деятельности человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями. Совершенствуя орудия труда, человек развивается одновременно и сам. Благодаря труду изменяется физиология древних людей, развивается мозг, гортань, органы чувств, видоизменяется форма черепа.

Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми. Усложнение коммуникативного взаимодействия, потребности обмена информацией обусловили появление языка и речи. Развитие речевого общения было одним из важных факторов антропогенеза.

Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Орудия рыболовства и охоты давали возможность перейти от употребления исключительно растительной пищи к потреблению мяса Мозг получил все необходимое для питания и быстрого развития. Употребление мяса привело также к использованию огня и приручению животных.

Существенное значение в процессе антропогенеза имело изменение и регулирование семейно-брачных отношений. Животное стадо гоминидов основывается на эндогамии - близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений внутри стада и переходу к экзогамии - установлению брачных отношений с членами других общин. Экзогамия способствовала переходу от животного стада к самой простой из форм человеческого сообщества - первобытно-родовой общине.

Табу на близкородственные отношения, на кровосмесительство - первый в ряду простейших социально-нравственных запретов, возникших в глубокой древности. Помимо этого, уже самым примитивным сообществам были известны абсолютный запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни любого из соплеменников, независимо от физической приспособленности к жизни.

Завершающей стадией антропосоциогенеза стала так называемая «неолитическое революция», ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, отприсваивающей экономики к экономике производящей.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное, синтезирующее в себе природа социальное и духовное начала.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!