Цветное небо в городской квартире



Лекция №9: Освещение в интерьере

План

1. Виды освещения..

2. Как выбрать светильники?

3. Конструктивные типы светильниковю

4. Рекомендации по размещению в интерьере всех видов светильников по их функциональному назначению.

Световой дизайн интерьера

Световой дизайн интерьера - это многоуровневая система из различных осветительных приборов, которая одновременно решает функциональные, эстетические и эмоциональные задачи в соответствии с назначением того или иного помещения.

Освещение квартиры складывается из искусственного и естественного. Любое освещение должно обеспечивать достаточную освещенность помещения и находящихся в нем предметов.

 

Роль света при создании или оформлении интерьера необычайно велика.

Проектирование системы освещения - это один из важнейших моментов работы дизайнера.

У света имеется множество характеристик:

· световой поток,

· яркость,

· сила света.

Различные осветительные приборы могут по разному использовать эти свойства благодаря своей конструкции.

Световой дизайн квартиры должен быть гармоничен интерьеру и общей атмосфере. При помощи света можно выделить и подчеркнуть наиболее важные детали:

· мебель,

· шторы,

· комнатные растения,

· аксессуары,

· или целые функциональные зоны

Кроме того для каждой конкретной комнаты нужно выбироть освещение, учитывающее все нюансы помещения и его практическую нагрузку.

Виды освещения

 

Освещение помещения в первую очередь должно быть рациональным.

Правильное использование приемов освещения позволяет создать наиболее благоприятные условия в каждом помещении квартиры, учитывая все его особенности.

 

В зависимости от происхождения свет можно разделить на две группы:

· естественное

o создается солнечными лучами

· искусственное

o создается светильниками

В зависимости от функциональной нагрузки:

· местное

o необходимо для работ связаных с нагрузкой на зрение

· общее

o освещение всего помещения

· комбинированное

o одновременное использование общего и местного освещения

· зональное

o необходимо для выделения функциональных зон

Естественное освещение

Естественное освещение, создаваемое прямыми или рассеянными лучами, меняется в зависимости от времени суток и года, географической широты местности, состояния атмосферы, а также от расположения окон, их величины и прочее.

В помещения, окна которых выходят на север и частично на запад и восток, попадает лишь рассеянный свет. Для улучшения естественного освещения комнат отделку стен и потолка рекомендуется делать светлой: свет попадая на светлые поверхности, многократно отражается, что усиливает освещенность; попадая же на темные поверхности, свет сильно поглощается.

Коэффициент отражения для различных цветов:

· белый 0,7-0,8

· кремовый светлый 0,7-0,74

· светло-серый 0,4-0,5

· светло-зеленый 0,42-0,47

· темно-зеленый 0,12

· коричневый 0,12

Естественная освещенность зависит также от потерь света при прохождении через оконные стекла. Запыленные стекла могут поглощать до 30% света. В дневное время при недостаточном естественном освещении рекомендуется использовать в качестве дополнительных источников света светильники с люминесцентными лампами, у которых спектральный состав света близок к естественному. В ряде случаев освещенность, создаваемая прямым солнечным светом, может оказаться излишней. Для ослабления прямого солнечного света рекомендуется применять занавеси.

При использовании естественного освещения письменный стол рекомендуется ставить так, чтобы окно находилось слева от работающего. Прямо перед окном целесообразно ставить только туалетный столик с зеркалом.

Искусственное освещение

 

Искусственное освещение создается электрическими светильниками. Приемы искусственного освещения позволяют изменять освещенность квартиры за счет:

 

· переключения светильников,

· изменения их положения в пространстве,

· за счет регулирования светового потока источника света по силе и направлению.

 

 

Искусственное освещение должно создавать равномерную и достаточную освещенность без резких изменений.

 

Правильное освещение не должно создавать больших яркостей в поле зрения, нежелательного блеска освещаемых поверхностей в направлении глаза человека и в то же время должно обеспечивать достаточную яркость окружающих предметов, устраняя резкие переходы от света к тени.

 

Различают два основных вида искусственного освещения:

· общее,

· местное.

Общее освещение

 

 

При общем освещении можно заниматься работой, не требующей сильного напряжения зрения. Это освещение смягчает резкие переходы от света к тени, вредные для глаз, и как бы объединяет зрительно отдельные функциональные зоны в общую целостную композицию интерьера.

 

Светильники общего освещения обычно являются самыми мощными светильниками в помещении.

Их основная задача – осветить все помещение как можно более равномерно, обеспечив при этом уровень освещенности, при котором можно легко различать окружающие предметы и делать домашние работы, не требующие высокой точности. Одновременно они создают обстановку, желательную для выполнения работ более высокой точности с использованием светильников местного освещения: высвечивают фон и снижают контрасты в поле зрения человека до пределов, исключающих преждевременное утомление.

 

Основным отличием различных светильников общего освещения является направление светового потока.

Светильники, свет которых направлен вверх на потолок или равномерно рассеивается по помещению, создают наиболее мягкое освещение и поэтому чаще других используются для освещения спальных комнат.

Светильники, свет которых направлен преимущественно вниз, используются в случаях, когда они являются не единственными источниками общего освещения и используются для освещения какой либо части помещения.

 

Разновидностью общего освещения является локализованное освещение. Оно применяется, например, в ванных комнатах, когда светильник, установленный на стене у зеркала, выполняет как функцию освещения всего помещения, так и пространства около зеркала.

Местное освещение

 

При многих видах занятий недостаточно иметь только общее освещение. Следует в одном или нескольких местах помещения обеспечить и местное освещение с учетом конкретных условий. Такое освещение требует специальных светильников, устанавливаемых в непосредственной близости к письменному столу, креслу, туалетному столику и т.д.

 

Способ установки светильника местного освещения выбирается по желанию с учетом имеющихся возможностей в зоне его размещения.

Например:

· на рабочем столе, поверхность которого невелика, нет смысла устанавливать настольную лампу, а лучше воспользоваться светильником, укрепленным на стене.

· для чтения в кресле, вышивание и т.п., рекомендуется использовать напольный светильник.

· при черчении светильник можно укрепить на стене или подвесить к потоку.

Однако в любом случае уровень освещенность должен соответствовать характеру выполняемой работы.

 

Прямой свет в светильниках местного освещения всегда направлен вниз. В подавляющем большинстве случаев в таких светильниках используются диффузные отражатели, надежно защищающие глаза от слепящего действия источников света.

Все светильники местного освещения рассчитаны таким образом, что в круге диаметром 0,5м создается освещенность, вполне достаточная для человека среднего возраста, занимающегося чтением или письмом. В случае, если необходим более высокий уровень освещенности, его можно получить, не увеличивая мощность источника света, а лишь приближая его к освещаемому объекту. В этом случае удобны светильники, в которых световую часть можно перемещать за счет шарнирных или гибких соединений.

 

Комбинированное освещение

 

Комбинированное освещение достигается не только одновременным использованием светильников общего и местного освещения, но и при помощи светильников комбинированного освещения, создающих в пределах какой-либо функциональной зоны помещения необходимое местное и достаточно интенсивное общее освещение.

 

Одновременное включение двух или нескольких таких светильников позволяет получить в помещение более качественное освещение.

 

К светильникам комбинированного освещения относятся многоламповые светильники , имеющие две группы ламп. Одна группа обеспечивает местное, а другая – общее освещение. Местное создается световым потоком, направленным вниз; общее – световым потоком, рассеянным во всех направлениях. Обе группы можно включать независимо друг от друга. Обычно местное освещение достигается одним мощным источником, расположенным в центральной части светильника. Общее освещение создается относительно маломощными лампами, охватывающими центральную часть своеобразным кольцом.

Зональное освещение

 

В относительно большом помещении более рациональным является система зонального освещения, роль светильников которой ограничена размерами функциональной зоны.

 

Изменяя величину и направление световых потоков, включая в различных сочетаниях светильники, расположенные в разных зонах, и перемещая их в пространстве, можно в значительных пределах изменять условия освещенность в соответствии с переходом от одного вида деятельности к другому.

 

При этом достаточный уровень общей освещенности может быть получен за счет суммарного светового потока зональных светильников;

минимальный уровень общего освещения обеспечивается светильником комбинированного освещения, установленного в главной зоне, которая обычно занимает самую большую часть помещения.

 

 

Освещение любого помещения квартиры должно прежде всего учитывать его функциональное значение и в зависимости от этого может быть организованно с использованием различных средств.

Освещение в интерьере.

Ни один дизайн проект не обходится без освещения, качественного и грамотно поставленного. О освещение в интерьере заказчики и их дизайнеры задумываются на разных этапах проектирования. И, как показывает практика, чем раньше это происходит, тем больше возможностей открывается для эффектного, элегантного и функционального светового решения. На начальном этапе проектирования, когда обсуждается и формируется стилевая концепция проекта, необходимо продумать и правильно «вплести» в нее световую составляющую. Ведь именно тогда все компоненты, неразрывно связанные друг с другом по стилю и техническим параметрам, будут составлять единое целое.

Свет подобен макияжу женщины. Он должен играючи подчеркивать достоинства и умело скрывать недостатки. В искусстве декора существует три вида освещения в интерьере:

- общее (используется для освещения больших пространств);
- точечное (для него часто применяются популярные источники галогенного света);
- акцентирующее (для выделения определенных частей интерьера, конкретного предмета и т.д.).

Сегодня в сфере светодизайна огромное количество инноваций. Источники света обладают не только отличными функциональными возможностями, но и оригинальным стилем. К сожалению, возможности современной планировки не всегда совпадают с желаниями клиента. Но сегодняшний выбор светильников позволит любое помещение сделать стильным. Главное знать, что, где и как вешать.

Современный дизайн позволяет отказаться от уже наскучивших огромных люстр и рассыпанных повсюду pot lights (лампочки в форме таблетки) и остановиться на золотой середине. Для освещения дома можно использовать различные вариации. При разработке освещения следует помнить, что свет должен идти от потолка к полу, а не наоборот. Неправильное направление света вызовет не только зрительный дискомфорт, но и раздражение.

При освещении помещений следует также учитывать размер комнаты. Свет – это непризнанный волшебник. Ваша комната маленькая – обязательно позаботьтесь об освещении стены, которая открывается взору при входе, и ваше помещение зрительно увеличится. Непропорционально широкая форма? Поставьте торшеры по торцам комнаты, и получите идеальный «размер». Вытянутое, узкое помещение? Поместите освещение на «широких» стенах. Щелчок выключателя, и перед вами совершенно новое пространство. При освещении комнаты надо помнить, что самым темным местом комнаты должен быть ее пол. Самым светлым – потолок. Это не только правильно подчеркнет дизайн интерьера, но и благотворно скажется на вашем здоровье.

Эстетически правильное оформление зависит от совпадения подсветки с меблировкой комнаты и с цветовым решением – ее и отдельных элементов дизайна. Люстры и лампы, распространяющие холодный свет, будут выгодно подчеркивать синий, голубой, зеленый цвета и их оттенки. А светильники с желтым и красным освещением – теплые цвета в вашем дизайне. Учтите еще немаловажную особенность – способность предметов отбрасывать тень. Существует два вида освещения – прямое и отраженное. Прямое освещение четко выделяет грани предметов, тогда как отраженное способно мягко обволакивать интерьер.

При выборе светового оформления помещений следует обладать не только практическими знаниями, но и вкусом. Помните, что свет способен повлиять не только на общий вид интерьера, но и на ваше мироощущение, состояние в нем. При помощи нескольких «световых» штрихов можно создать атмосферу праздника или строгости, работы или отдыха. А от этого напрямую зависит правильное обозначение функции комнаты, в которой намечается световой переворот.

В освещении квартиры, пожалуй, главное – это освещение зала, или гостиной. Как правило, в квартире это основная комната, имеющая к тому же, несколько функций. С одной стороны, в гостиной ведется прием гостей, но ведь именно здесь вся семья может собираться перед телевизором и отдыхать от рабочих будней. Именно поэтому подобрать универсальное освещение зала довольно сложно. Но несколько основных канонов все-таки есть. Это торжественная комната, «лицо» вашего дома, которое всегда должно представать перед посетителями во всей красе. Освещение такой комнаты должно подчеркивать достоинства интерьера, выделять каждую деталь и быть практичным. Наилучший вариант – расположить несколько источников света в разных местах. Это усилит не только декоративный, но также и функциональный эффект. Не стоит забывать и об акцентирующем освещении, которое выгодно подчеркнет интересные детали интерьера и придаст неповторимость вашему дизайну.

Ванная комната – любимое место настоящих леди, а также райский уголок для поддержания красоты тела. Это комната, которой, по сути, начинается и заканчивается день. Яркое освещение, переливаясь на хроме и кафеле, добавит ванной комнате блеск и сияние. Цветовое и декоративное сочетание позволит создать единые стиль и гамму цвета, а подсветка зеркал придаст комнате стильный внешний вид. Но не стоит забывать, что в такой комнате должно быть не просто светло и красиво, но и комфортно. Позаботьтесь о безопасности. Это территория воды, а значит, световые приборы должны быть с высоким уровнем защиты от влаги.

Спальня – это душа квартиры. Здесь хранятся личные тайны и воздушные сны. Освещение такой комнаты должно подчеркивать уединенность и интимность места, поэтому свет должен томно обволакивать интерьер, не быть ярким и раздражающим. Классикой спального осветительного декора являются торшеры и бра. Но не стоит пренебрегать светильниками в виде свечей, небольшими настольными лампами и забавными светильниками в виде зверей, птиц, цветов. Всё зависит от вашей фантазии, ведь спальня – это личная территория, вход на которую доступен лишь избранным.

Кроме кухни другой такой комнаты, где к вопросу освещения следует подходить с такой щепетильностью, нет. Кухня – это не только место, где едят, но и место, где готовят. По сути, кухня делится на две зоны: зону готовки и зону приема пищи. От правильного освещения последней, можно сказать, зависит ваш обед. Подсветка плиты, выбор основного освещения и декорирование отдельных зон – эти моменты необходимо тщательно продумать. Запомните главное: откажитесь от одного единственного источника света в геометрическом центре потолка! Не бойтесь экспериментировать со световыми акцентами и … приятного аппетита!

Что касается вопросов проходных помещений – освещения залов, коридора – то это дело вкуса хозяина. В любом случае, при выборе осветительных приборов стоит придерживаться минимализма. Коридор – это вступление в книге, которое приоткрывает завесу, но не раскрывает суть. Освещение этой комнаты должно быть практичным и функциональным. Обязательно подсветите зеркала. Не используйте большое количество источников света. А в остальном – ориентируйтесь на атмосферу, которую хотите создать.

Главное условие для освещения детской комнаты – комфорт. Активность малыша предполагает наличие яркого света, а лаконичные хай-тековские светильники помогут выработать вкус к стильным предметам у старшеклассника. Настенные светильники идеально подходят к детским. Стоит помнить, что для малышей следует выбирать источники света с приглушенной яркостью. Дети боятся темноты, а уснуть при ярком свете, бережно оставленном сочувствующими родителями, невозможно. А вот школьнику без яркого освещения не обойтись. Иначе проблемы со зрением и двойки в дневнике обеспечены.

Как выбрать светильники


Восприятие интерьера зависит в основном от распределения яркости и цвета м. элементами внутренней отделки и предметами.

Свет и пространство

С изменением яркости света, отраженного от пола, стен и потолка, меняется зрительное восприятие пропорций помещения, поэтому, варьируя яркость, можно корректировать объем помещения.

· Темный потолок кажется более низким, а светлый — высоким. Слишком светлый пол снижает высоту помещения. Более светлая стена в конце узкого коридора зрительно делает его шире.

· Цвета теплых тонов приближают предметы (например, желтая стена кажется ближе), а холодных — удаляют.

· В маленьких помещениях для визуального расширения пространства и увеличения насыщенности светом нужно повышать освещенность стен и применять отделочные материалы с хорошими отражающими св (то есть с большим коэффициентом отражения), а в больших — применять тот же прием, но для пола и потолка.

· Окна, картины и зеркала способствуют расширению пространства.

· При освещении больших помещений лучше использовать светильники прямого света.

· Следует помнить, что черный цвет сужает помещение, а белый — расширяет.

· Если в узком помещении светильники расположены вдоль средней линии потолка, то комната будет казаться так же более узкой. Чтобы ее зрительно расширить, необходимо расположить светильники по линии, смещенной к одной из стен.

· В помещении можно выделить функциональные зоны не только перегородками, но и с помощью светильников местного освещения, например бра.

Свет и форма

То, как мы воспринимаем форму предмета, оказывается, зависит от яркости отдельных его поверхностей и от распределения образующихся на нем теней. Значит, свет может управлять формой объектов, увеличивать или, к сожалению, уменьшать их выразительность. Главное здесь — правильно выбрать направление падающего светового потока. Если объемный предмет равномерно осветить со всех сторон, он может казаться плоским, так как при рассеянном освещении объемность теряется.

· Наилучший результат дает сочетание рассеянного или отраженного освещения с прямым направленным светом, но при работе с объектом (таким как, например, лицо человека), имеющим глубокий, ярко выраженный рельеф, важнее роль мягкого рассеянного или отраженного света.

· Применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму и освещаемого, и близлежащего объекта, и интерьера в целом.

· Если поверхность освещена неравномерно, то ее отдельные участки воспринимаются как лежащие на разных уровнях.

· Экспериментируя с тенями, можно создавать самую разнообразную световую динамику в помещении.

Свет и цвет

· Если в комнате создана равномерная освещенность, то теплый цвет воспринимается ярче, чем холодный.

· Если поверхность предметов, стен и т. д. окрашена в темный цвет, то их фактура и обработка не будут хорошо видны.

· На ярком фоне объект выглядит темнее, а на темном — светлее.

· Цвета теплой тональности выигрывают при освещении лампами накаливания и разрядными лампами тепло-белого света.

Светоцветовой комфорт

· Зрительное утомление усиливается при резких перепадах яркости. но слишком монотонное освещение — это тоже не совсем удачное решение.

· Если в отделке использовать насыщенные и разнообразные по тону цвета, то зрительное утомление увеличивается.

· При отделке больших площадей лучше использовать цвета, имеющие малую насыщенность.

Цвет и настроение

Известно, что цвет эмоционально воздействует на человека.

· Красно-оранжевые тона оказывают возбуждающее действие.

· Зелено-голубые тона создают ощущение прохлады и покоя.

· Белый и черный тон подчеркивает парадность и праздничность обстановки.

Следует учитывать, что восприятие одного и того же цвета может сильно зависеть от климата местности, и от привычек и вкусов человека.

Мнение специалистов

Трудно сказать совершенно определенно, какие светильники лучше использовать в данном помещении. Возможно лишь порекомендовать придерживаться общих правил устройства освещения в квартире. Так, в коридоре и других помещениях, где потребность в освещении постоянна, лучше применять светильники общего освещения с компактной люминесцентной лампой (КПП).


В гостиных чаще пользуются светильниками общего и местного освещения (там, где это требуется: у журнального столика, за телевизором, в зоне отдыха и т. д.). В спальне уместен приглушенный мягкий свет светильников отраженного света. Возле кровати, на тумбочке, можно поставить лампу небольшой мощности или ночник, а для трюмо подойдут источники света с хорошей цветопередачей. В детских комнатах необходимо как общее освещение, так и местное. На кухне, помимо использовании основного светильника с лампой накаливания, нужна подсветка рабочих зон, где готовится пища, моется посуда. Для этого удобны светильники с люминесцентными лампами мощностью до 30 Вт. Кроме того, для подсветки в шкафах, ящиках и другой мебели могут применяться малогабаритные светильники.

Чтобы одновременно использовать искусственное и естественное освещение, необходимо применять отдельно расположенные люминесцентные светильники, светящиеся панели, различные отделочные материалы с повышенным коэффициентом отражения, в качестве искусственного источника света можно использовать люминесцентные лампы холодно-белого и тепло-белого света.

Цветное небо в городской квартире

 


Архитектурные приемы нередко обретают вторую жизнь в дизайне. Брутальные стропила из несущего элемента превращаются в эффектную часть интерьера, а под вентстояки на данный момент все чаще «маскируют» стеллажи и с их помощью зонируют пространство. Так случилось и со световыми фонарями – светопрозрачными конструкциями в кровле, которые позволяют дополнительно освещать жилые помещения. Конечно, в современной городской квартире потолок не сделаешь прозрачным, но имитировать световой фонарь можно с пользой для интерьера.

Эффектный светильник, получивший среди дизайнеров название «потолочный фонарь», сделает ваше жилище не только светлее, но и красивее.

Потолочный фонарь – это каркасный плафон, выполненный из металла, кованого железа, дерева или пластика и заполненный однотонным или разноцветным стеклом. Он также может включать в себя различные декоративные элементы, например бронзовые решетки, орнаментальные фризы, даже имитации подсвечников, размещенных по периметру конструкции.

Потолочный фонарь крайне не желательно купить в магазине. Его вам может спроектировать только дизайнер, учтя все особенности комнаты, для которой тот предназначен: ее форму и площадь, высоту потолков, цветовую гамму, функциональное назначение. Вот почему потолочные фонари – это эксклюзивный элемент интерьера, выполненный на заказ.

И нужно быть готовым к тому, что, как любая стационарная конструкция, потолочный фонарь предполагает некоторую монументальность, для его обозрения требуется простор. В малогабаритной городской квартире он, скорее всего, будет смотреться громоздко и неуместно. Обычно подобные конструкции украшают залы загородных домов и крытых бассейнов. Впрочем, небольшое, площадью 1-2 кв. м, световое панно вполне органично впишется и в интерьер гостиной, спальни или даже просторного холла.

Вес потолочного фонаря по определению не может быть маленьким. Каркас (металлический или деревянный), витражи, заполняющие проемы, необходимая электрика и собственно лампы – все вместе это может потянуть не на один десяток килограммов. Вот почему, решившись на установку такого светильника, обязательно проконсультируйтесь не только с дизайнером, но и с конструктором. Выдержит ли перекрытие подобную нагрузку? На этот вопрос хотелось бы получить ответ до монтажа потолочного фонаря.


И, и специалистами разработано два способа установки световых панно. Первый
предусматривает крепление несущей рамы непосредственно к межэтажному перекрытию, второй – наращивание подвесного потолка по периметру плафона. Последний способ для городских квартир считается оптимальным: фонарь не оказывает нагрузку на перекрытие, а сами светильники и электропроводка скрываются в пространстве м. базовым и фальшпотолком.

так же один вариант – встроить плафон в натяжную потолочную конструкцию. В этом случае в месте расположения фонаря устраивают дополнительную раму и на нее натягивают полотнище потолка. Но помните о том, что ПВХ-пленка, используемая в подобных конструкциях, боится высоких температур, поэтому в таком потолочном фонаре будут использованы отнюдь не самые яркие и мощные лампы.

Формы потолочных фонарей могут быть самыми разнообразными: квадратные, прямоугольные, круглые, овальные, ромбовидные, с плавными изгибами. самым классическим (и популярным) на данный момент считается решение, когда люминесцентные лампы закрываются матовым или молочно-белым стеклом, что создает эффект рассеянного дневного света. Впрочем, не реже в потолочных фонарях применяются витражи.

Специалисты различают несколько типов витражей для светильников особо крупных размеров. Так, витраж может быть собран на свинцовых профилях или выполнен в так называемой технике «Тиффани».


Суть последнего метода в том, что цветное стекло, вырезанное или отлитое по нужной форме, оборачивается по периметру специальной медной лентой («фойлом»), потом обвальцовывается и спаивается с другими. Эта технология позволяет создавать сложные многосоставные композиции, которые включают в себя весьма мелкие детали, что не возможно в классическом свинцовом витраже. Правда, есть опасность, что со временем (в лучшем случае лет через 5-10, но может быть и раньше) вся конструкция провиснет. Решить эту проблему можно, разделив панно на секции мощной свинцовой рамой или применив подложку из толстого оргстекла.

Кстати, если светильник хочется сделать большим, но предполагаемый вес конструкции вас пугает, можно пойти на компромисс и приобрести имитацию на плексигласе или акриловом стекле. Нужный эффект достигается за счет специальных полупрозрачных пленок, которые копируют стекло различных цветов и фактур, а весит (и стоит, что порой не менее важно) такой фонарь гораздо меньше.

в хорошем витражном фонаре применяется несколько типов ламп (накаливания, люминесцентные, галогенные). Их мощность подбирается с таким расчетом, чтобы световой поток равномерно проходил сквозь стекла рамы и освещал всю комнату.

Организации подсветки витража стоит уделить самое пристальное внимание, все - таки слишком мощный свет убьет его многоцветность, а недостаточно яркий не передаст эффект прозрачности стекла. дизайнеры советуют использовать в потолочных фонарях цветные люминесцентные лампы. Нужный цвет подбирается в зависимости от гаммы витражного стекла по простому принципу: теплый тон к теплому, холодный – к холодному.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!