II. В области партийного и государственного строительства.



1. Упрощается структура административно-управленческого и 

компартийного аппарата.

2. Идут массовые кадровые изменения в КПУ и всех госструктур УССР.

3. Берется курс на восстановление внутрипартийной демократии

4. Представители УССР вводятся в высшие руководящие партийно-государственные органы: Р.Я. Малиновский, а затем А.А. Гречко возглавляют МО СССР; В. Семичастный – КГБ СССР; 4 украинца – А. Кириченко, Н. Подгорный, Д. Полянский и П. Шелест входят в число 11 членов Политбюро ЦК КПСС или составляют 36,4% его украинской прослойки.

5. 14 февраля 1956 года в Кремле, в присутствии 55 представителей «братских» партий открылся ХХ съезд КПСС. Он завершился секретным докладом о культе личности И.В. Сталина, сделанным Н.С. Хрущевым в ночь с 24 на 25 февраля.

III. В области социально-экономической.

1. Упраздняются центральные промышленные министерства и вся власть передается в региональные Советы народного хозяйства (совнархозы). В УССР их стало 11.

2. С 1953 по 1956 гг. в расположение УССР было передано 10 тысяч предприятий союзного подчинения, что позволило увеличить бюджет с 18 до 43,7 млрд. рублей.

3. Февральский (1954 г.) Пленум ЦК КПСС принимает решение об освоении целинных и залежных земель Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала. За 3 года было освоено 37 млн. га, что составило 30% от всех обрабатываемых в СССР землях.

4. Ликвидируются МТС, а техника продается колхозам. Колхозы проходят процесс укрупнения, создания благоустроенных центральных усадеб.

Колхозники получают право: а) на отпуск; б) денежную оплату труда вместо трудодней; в) на получение паспортов для выезда в города.

5. В сфере промышленного производства:

- отменяется 6-месячное тюремное заключение за прогулы и невыход на работу;

- продолжительность рабочей недели сокращается с 48 до 46 часов;

6. Проводится пенсионная реформа, снижавшая возраст выхода на пенсию на 5 лет: мужчинам – в 60 лет, женщинам – в 55 лет.

7. Развертывается массовое жилищное строительство, увеличившее жилищный фонд в УССР за 1955-1964 гг. на 80%.

              IV . В области духовной жизни.

1. С 1958 года проводится реформа образования, введшая его бесплатность во всех звеньях.

2. Начался процесс либерализации культурной сферы: с 1957 г. издается «Український історичний журнал», другие.

3. Активизируется деятельность украинской интеллигенции за возрождение национальной культуры, что нашло свое отражение в формировании диссидентского движения. Оно состояло из 2-х частей:

а). Легальной, когда в 1959 году в Киеве создается молодежный клуб «Спутник» под руководством Леся Танюка. Здесь проходили вчера молодой поэзии с выступлениями Б. Майоура, В. Стуса, Ивана Драча; историков М. Брайчевского, О. Апанович.

Клубы создавались в других регионах Украины: во Львове, Харькове, на Донеччине, в Черкассах. Деятельность всех членов клубов носила культурнический характер.

б). Нелегальной в форме подпольных групп и Самиздата. Самиздат начался в Украине с публикаций стихотворений В. Симоненко, Л. Костенко, романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», произведений А. Солженицына.

    Особенностью движения «шестидесятников» была их изолированность от общества; малочисленность (942 человека за 1960-1972 гг.); отсутствие организованной инфраструктуры.

    Таким образом, в этот период были сделаны первые шаги по либерализации всех сфер экономической, общественно-политической и культурной жизни украинского советского общества. Оно встало на путь десталинизации – путь сложный, болезненный, противоречивый. Официальные политические организации КПУ, ЛКСМУ сделали вид, что «не заметили» своих идеологический конкурентов, которых вновь «убрали» из политической жизни силовые структуры.

 

2-й вопрос.

    Не менее сложными, чем 2-я половина 1930-х, годы Великой Отечественной войны, стало для украинской литературы первое послевоенное 20-лтие. Эти годы возможно разделить на два этапа: 1-й – новое идеологическое наступление сталинизма (1946-1954 гг.); 2-й – 1955-1964-й годы, когда «хрущевская оттепель» начала ломать тоталитаризм во всех его проявлениях, в т.ч. и литературном творчестве, что было непросто.

    В ходе 1-го этапа сталинизм в корне пресекал всякие стремления к демократизации советского общества после разгрома германского фашизма. Главным инструментом в этом процесса выступили: а) съезды украинских советских писателей с анализом хода и задач развития литературы; б) жесткие постановления ЦК ВКП(б) 1946-го и 1948 гг., где жесткой критике подверглась прогрессивно-демократическая направленность журналов «Звезда» и «Ленинград» (14.08.1946 г.) и опера В. Мурадели «Великая дружба» (10.02.1948 г.); в) ужесточение редакторской деятельности со стороны Глав ЛИТО и его региональных структур; г) усиление компартийного и государственного контроля за всей издательской деятельностью.

    Первый анализ хода послевоенного развития украинской советской литературы был сделан II съезд писателей в 1948 году. С докладом на нем выступил, как председатель Союза писателей Украины, Ал-др Корнейчук, назвавший число ее членов – 263 человека. Доклада его на съезде в фондах КРУ НБ ім. И. Франко нет. Делегаты избрали новым своим председателем Н.П. Бажан.

    Завершал сталинскую эпоху (уже после смерти вождя) III съезд Союза писателей, состоявшийся в октябре 1954 года. Он проходил под знаком указанных выше постановлений ЦК ВКП(б). Н.П. Бажан сохранил свой пост председателя Союза.

    10 марта 1959 года начал работу IV съезд Союза писателей Украины, ознаменовавший новый этап в истории украинской советской литературы. Делегаты избрали новым своим председателем А.Т. Гончара. К тому времени членами Союза являлись уже 500 человек.

    В ходе 1-го этапа, ЦК КП(б)У также принял ряд постановлений: «Про перекручення і помилки у висвітленні історії української літератури в «Нарисі історії української літератури» (1946), «Про журнал «Вітчизна» (1946) и ряд других. Во всех компартийных документах ставилась задача строгого соблюдения принципа партийности в литературе.

    В августе 1947 года Союз советских писателей Украины провел заседание своего пленума, где:

- подвергся критике Максим Рыльский за поэму «Мандрівка в молодість», «осознавший» свои ошибки и усиливший в своем дальнейшем творчестве классовые акценты, после чего стал Лауреатом Госпремии СССР (1950 г.) и Ленинской премии (1960 г.);

- роман Ю. Яновского «Жива вода»;

- повесть И. Сенченко «Його покоління».

    Основное внимание украинской советской прозы послевоенного периода уделялось воспеванию мужества и героизма воинов-победителей. В авангарде этого процесса шел О. Гончар, написавший свой знаменательный роман в 3-х частях «Прапороносці» (1946-1948), сразу же переведенный на русский язык как классическое литературное произведение. Его последователем стал Василь Кучер со своим романом «Чорноморці» (1948 г. – 1-я часть и 1952-й – 2-я), где автор красочно нарисовал портреты защитников Одессы и Севастополя.

    В украинской литературе широко описывали в этот период историю партизанского движения, где авторами выступили П. Вершигора, А. Федоров, В. Козаченко и ряд других. Естественно, что в них не было образов националистов и коллаборационистов, а господствовали борцы-герои.

    Другим направлением стало воспевание героического труда человек-созидателя. В этой сфере проявили себя В. Козаченко, С. Скляренко, О. Копыленко, О. Гончар, М. Стельмах, Ю. Яновский, Д. Бедзик и ряд других. Сталинскими премиями были отмечены произведения М. Стельмаха «Велика родня», І. Рябокляча «Золототисячник» и «Буковинська повість» У. Муратова.

    Третьим направлением развития послевоенной украинской литературы стали исторические произведения. Здесь безусловными лидерами шли: Н. Рыбак («Переяславська Рада»), удостоенный Сталинской премии; Петро Панч («Гомоніла Україна»); В. Кучер («Кармелюк»); Ю. Мушкетик («Семен Палій»); А. Хижняк («Данило Галицький») и другие. Большая часть книг была издана к 300-летию воссоединения Украины с Россией.

    Четвертым направлением стало прославлние борцов за советскую власть. Здесь в числе лучших был О. Гончар и его роман «Таврія» (1952). События борьбы в предреволюционный период ярко высветил П. Козланюк в романе «Юрко Крук» (1946 г. – 1-я ч.; 1950 г. – 2-я; 1956-й – 3-я часть). В числе видных авторов данного направления стали: С. Скляренко, А. Головко, Ю. Смолич, А. Бойченко.

    Свое, новое слово сказал в украинской советской литературе западно-украинский памфлетист Ярослав Галан. Его антинационалистические взгляды были жестоко наказаны бандеровцами, убившими писателя.

    Всемерно содействовали развитию украинской литературы выходившие в послевоенный период альманахи: «Крым», «Радянська Буковина», «Литературный Донбасс», «Литературная Одесса» и ряд других. При всей сложности идеологической ситуации, редакторы сумели отобрать для своих изданий действительно талантливые произведения прозы и поэзии.

    В указанных выше 4-х основных направлениях развивалась украинская советская поэзия и драматургия. Не смотря на все давление сталинского тоталитаризма именно в 1-е послевоенное 20-летие был достигнут апогей. На этой волне получила развитие и литература периода «хрущевской оттепели».

    В этот период принцип «партийности» в литературе социалистического реализма был дополнен «народностью». Он нашел свое отражение в:

- возвращении на литературные полки «забытых» поэтов предыдущей, довоенной эпохи – В. Блакитного, В. Чумака, И. Кулика, Е. Плужника, Д. Загула, В. Полищука, В. Бобинского, А. Панова и многих других;

- проведении многочисленных литературных вечеров и диспутов, встреч с литературной интеллигенцией в трудовых и студенческих коллективах;

- росте тиража изданий литературных произведений, в т.ч. «Літературна Україна»;

- проведении ежегодных «Дней поэзии» и прозы;

- выпуске альманахов и коллективных сборников молодых литераторов;

- публикации произведений, раскрывающих «черные» страницы тоталитаризма;

- постановке писателями вопроса: а почему нужен был массовый героизм, а не планомерная борьба с фашистской Германией;

- новых массовых переводах мировой классики, в т.ч. драм и сонетов В. Шекспира, поэзии Гарсиа Лорки, «Рубаи» в переводе В. Мысика;

- появлении на литературных страницах произведений И. Драча, Л. Костенко, М. Винграновского, В. Симоненко, В. Коротича, Б. Олейника, Ирины Калинец и многих других.

    Как показала последующая история украинской литературы и политической жизни, молодое поколение шестидесятников, в своем большинстве, направило свой талант не на созидание, а на разрушение. Их организаторской и политической деятельностью был создан через 20 лет «Рух за перебудову», приведший к развалу Союза ССР, краху украинского индустриального общества. Как и в 1920-х, творческая интеллигенция оказалась невостребованной и выброшенной на «обочину» общественно-политической жизни.

    Тему войны по-новому раскрыл в своих романах «Людина и зброя» и «Тронка» Олесь Гончар. Они продолжили разработку проблемы, раскрытой в его романе «Прапороносці» – проблему роли и места Человека в войске, ее коллизиях. Его книги пользовались широким опросом у советских и зарубежных читателей. С 1947 по 1965 гг. они издавались в СССР 170 раз тиражом 10 млн. экземпляров.

    Наряду с О. Гончаром на высшей ступени украинской литературы находился в 1950-1960-х гг. Михайль Стельмах с циклом своих эпических романов «Хліб и соль», «Кров людська – не водиця», «Велика родня», другими произведениями. В них был полностью соблюден принцип «партийности», но он не умаляет вклада автора в развитие украинского и, в целом, литературного слова.

    В период «оттепели» украинские писатели вернулись к освещению проблематики истории Киевской Руси. Она нашла свое отражение прежде всего в исторических романах С. Скляренко «Святослав» (1959) и «Володимир» (1962). Тему продолжили Д. Мищенко в романе « Сіверяни», повести Т. Мыкитина «Полки йдуть на Галич» (1965) об объединении Галицкого и Волынского княжества. Эти и ряд других произведений выбивались из ряда требований советского редакторства.

    Выдерживали эту тематику исторические произведения В. Гжицкого «Опришки», Ю. Мушктик «Гайдамаки», М. Сиротюк «Побратався сокіл». В полном соответствии с компартийной концепцией «партийности» они раскрывали антифеодальную народную борьбу. Не смотря на это, написаны он были талантливо, не шаблонно.

    Столь же талантливо, хотя и «партийно» подошли к отражению украинской истории в своей трилогии «Хмельницкий» (1957-1965) Иван Ле. Ему заслуженно была вручена премия им. Т.Г. Шевченко.

    В контексте нашей проблемы редактирования, мы рассмотрим в данной лекции ее на примере изданий литературно-художественного альманаха «Крым» как органа Крымского отделения Союза писателей Украины.

    В рассматриваемый исторический период, в 1954 году в редколлегию альманаха входили: А. Дурассов, Я. Козин, А. Малин, М. Мигунова. Главным редактором являлся В. Вихров.

    В №11 за 1954 год в альманахе были опубликованы:

- стихи Вадима Земного, Григория Пяткова, Бориса Сермана, Льва

Барышева, Григория Поженяна;

- рассказы: М. Михалева, Д. Холендро, М. Мигуновой, Л. Коваленко;

- материалы к 50-летию со дня смерти А.П. Чехова;

- юмористические работы А. Лесина, А. Малина, Н. Полотай.

    В аннотации изданий 1954 года указываются имена И. Стаднюка; С. Становского о боевых действиях Ялтинского партизанского отряда в 1941-1942 гг.; М. Кучера о работе тыла в обороне 1941-1942 г.; Н. Барсамова с его монографией об Айвазовском и др.

    В №12 начали публиковаться роман Евг . Поновкина «Таврида», книга С. Сергеева-Ценского «Малахов курган». В №13 продолжалось публикация глав романа Е. Поповкина «Таврида». В №14 началась публикация романа С.Н. Сергеева-Ценского «Ленин в августе 1914 года»; «Хроники событий в Крыму» с 1917 года по материалам Госархива.

    №16 за 1958 год редактировался уже новым составом редколлегии: И. Батурин, В. Вихров, В. Земной, Н. Криванчиков, А. Малин, М. Новикова под руководством М. Глушко. Здесь мы видим расширение состава редколлегии, но «портфель» альманаха почти не изменился. Более того, с сохранением преобладания поэзии, «исчезли» с его страниц Е. Поповкин, С. Сергеев-Ценский.

    Другой характерной особенностью 1958 года стал выпуск не одного, как ранее, а 4-х номеров альманаха. В №17 тематика была расширена за счет публикации стихов молодых авторов; переводов украинских поэтов П. Бровки, В. Сосюры, М. Рыльского; раздела «Детский уголок». В №18 был опубликован библиографический очерк И. Бойко «Крым в украинской литературе», где первые упоминания называются в песнях и думах XVI – первой половины XVII вв.

    В 1959 году также вышло 4 номера альманаха, где сохранилась превалирующая роль поэзии. В №22 в разделе «Критика и библиография» была опубликована статья М. Новиковой «Жизнь свидетельствует», где автор отстаивает позиции соцреализма в советской литературе, но делает это на старых подходах ушедшей тоталитарной эпохи. Данная статья свидетельствовала о том, что редколлегия альманаха не смогла преодолеть давления сталинизма.

    Итогом данной тенденции стала смена главного редактора, которым стал А. Лесин. И уже в №24-м появляются новые разделы: «Крым в семилетке», «Трибуна писателя», «Новые имена», другие. В №25 помещается статья А.М. Малинина «История Крыма в новейших трудах советских ученых», где анализируются работы профессора С. Скиринского; статьи Е.В. Веймарка, В.П. Бабенчикова, К.Ф. Соколовой, объединенные в сборник под редакцией профессора А.П. Смирнова. Вне рассмотрения остались «Очерки по истории Крыма» П.Н. Надинского.

    1961 года ознаменовался выпуском также 4-х номеров, но 3-й и 4-й были объединены в одной книге. Они имели свои особенности:

- главным редактором вновь стал В. Вихров;

- исчезла публикация стихов А. Лесина;

- сузилась тематика публикаций;

- №28 на 50% посвящается памяти Т.Г. Шевченко;

- узился круг редакционного совета.

    В 1962 году вышел последний, 31-й номер альманаха. Эпоха «оттепели» постепенно отходила, что видно на примере бибилографической статьи в данном номере Р. Вуля «Трудовая тема в произведениях и крымских писателей». Она представляет собой «образец» советской литературы будущей эпохи «застоя», которая «свернула» литературно-художественную жизнь в Крыму. Регион утрачивал свой научный потенциал, превращаясь в заурядную область Украины.

    И все же Крым смог сказать свое веское слово в украинско-российской советской литературе. Особенно мощно оно звучало в освещении истории региона периода Великой Отечественной войны. Примером этому могут служить книги помощника по комсомолу комиссара Северного соединения крымских партизан Екатерины Шамко. Она провела своих читателей по местам героических боев, сделала общий анализ их боевой деятельности.

    Рамки принципа «партийности» не позволили автору правдиво и объективно осветить те события, непосредственным участником которых она была. Это будет сделано только в постсоветский период, когда Е. Шамко уйдет из жизни.

    Итак, «шестидесятники» в своем большинстве смогли преодолеть догматы сталинизма и сделать шаг вперед в развитии украинской литературой, в т.ч. и ее русскоязычной составляющей в Крымской области, переданной из состава РСФСР в состав УССР в дни празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!