Христианство и культура Руси- проблема взаимопроникновения с язычеством

Лекция 1.

Понятие МХК

МХК- совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком и представленных в виде произведений искусства и литературы. Искусство не только отражает реальную жизнь, но и в свою очередь творит реальность, служит дополнением , а иногда и заменяет реальную историю.

Чем же отличается МХК и культурология, как научные дисциплины?

Дело в том, что КУЛЬТУРОЛОГИЯ - это комплексная гуманитарная наука, которая может изучать любое явление, любой предмет, при условии, что она обнаруживает в нем определенный смысл, реализацию творческого человеческого духа ( А.А. Радугин) , при этом культура –это прежде всего СИСТЕМА, будь то артефакты, знаки/семантика, язык, текст и т.д. Культурные: объекты- процессы- функции-значения-ценности-нормы-субъекты культуры-процессы и результаты усвоения-межкультурные взаимодействия. И если в культурологи исследователи заняты поиском каких-либо законом и причинностей в культурной динамике, ТО изучение МХК позволит погрузиться в культуру, вступить в определенной степени в диалог с культурными субъектами.Чтобы составить представление о всех культурных явлениях эпохинеобходимо провести своеобразный срез отдельных сфер творчества, основываясь на различных основаниях.

1. по месту «обитания» культурных явлений:

- материально-предметная сфера

- интеллектуально-информационное поле культуры

- система нравственных религиозных ценностей

- слой носителей и потребителей культуры

- художественно-этические символы эпохи

2. по носителям культуры:

       - дворяне

       - крестьяне

       - пролетарии

       - интеллигенты

3. Выделяя в истории МХК различные периоды /этапы развития, мы будем ориентироваться на территориальный принцип, который с учетом определенного мировосприятия и мироощущения населения каждого конкретного региона даст нам возможность проанализировать его /региона/ ХК.

- центральная/ столичная и преферийная/провинциальная; Городская и сельская

- центральная, северная, южная Америка, Европа, Азия

4. по области существования\применения

официальная

неофициальная

андеграудная

Но, применяя каждый из этих способ мы получим статичный срез, наша задача попытаться понять культурную доминанту каждой эпохи, уникальное целостное ядро и её место в истории. Доминанта культурно-исторической эпохи как система ценностей, признанных большинством социума. Но даже такой подход позволит нам выделить некую общую модель культуры. Устойчивые формы художественного видения каждой эпохи имеют общий корень, единую форму со структурами в культурном сознании и обыденном мышлении. Их высшее развитие оформляется в так называемый большой стиль эпохи. Длительный период существования сходных культурных форм на одной и той же ценностно-смысловой основе, воспринимается потомками как Культурно-историческая эпоха – сравнительно длительный и качественно своеобразный период истории, выделяемый на основе определенных объективных признаков. В науке известны такие культурно-смысловые системы европейской культурной истории Ренессанс, Реформация, Просвещение. В истории русской культуры постепенно проступает облик Киевской Руси, Московского царства, серебряного века, советской России.

Основные художественные эпохи

1. Искусство древнего Египта( ориентированло на потребности заупокойного культа гос.культа обожествленного фараона), основные темы- смерть и власть( шиферная плита Нармера, 64 м., сфинкс Хефрена, высота-20, длина 57). Зодчество-ведущий вид искусства.

2. Мессопотамии

3. Индии

4. Китая

От мифологичности сознания к религиозно-философским системам Древнего Востока( Индуизм/ведизм,буддизм,, конфкцианство), в центре мира –природа-космос, а не человек. Миф-как первая форма человеческих представлений о мире, в которой соеденены культура, искусство, наука, идеология и религия. Мифология- форма сознания , стремящаяся к гармонии личности и природы, первая форма постижения рационального мира, это не история которую рассказывают , а реальность в которой живут. (К примеру, кокошник- небосвод от которого тянутся благодатные солнечные лучи Макошь-кокошь-кокошник.) Общение с миром идет через обряд

5. Античность (греческая-римская) – золотая пора человечества

Крито-микенский период, гомеровский, период архаики-развитие скульптуры, период классики

6. Средневековая культура (новый идеал человека, с правом выбора, передача облика окружающего мира через христианское мироощущение.

Утеряна гармония мира и человека. Меняется структура мира: лестница НЕБО: Бог-святые: апостолы –священномученники-архангелы-ангелы- человек: папы-кардиналы-клирики-миряне-животные-растения-земля.

7. Эпоха Возрождения-возврат к античным традициям, человек снова центр мироздания, ценности гуманизма

8. Культура 17 века

9. Эпоха Просвещения «царство разума», несоответствие идеала и действительности сознательный отказ от Бога, век галантный и век революций

10. Реализм и Романтизм 19 века.

11. Модерн, постмодерн, современная культура.

Введение в русскую культуру

Русская культура неразрывно связана с русской историей: по мнению Н. Бердяева, в истории России было 5 разных Россий: Русь киевская, Русь монголо-татарская, Московская. Россия петровская, императорская и советская, но сегодня мы можем говорить и о культуре русских эмигрантов, постсоветской , эпоху серебряного века ( 19-20)., при этом не стоит забывать о дохристианской Руси, Россия смутного времени. Переход от одного типа к другому не был эволюционным, происходила ломка, смена ценностно-смысловых систем и стилевых принципов культуры, можно выделить следующие:

1. крещение Руси

2. завоевание монголами

3. создание Московского царства

4. смута

5. религиозный раскол и начало петровских реформ

6. крестьянская реформа

7. революции н. ХХ века

8. 1929г. начало советского тоталитаризма

9. оттепель

10. 1991 год

При этом существовали факторы объединяющие, интегрирующие русскую культуру: в СВ – синкретическая культура-вера, В Х1Х веке- словестность, в период серебряного века – феномен- творчества.

Не меньшую роль при изучении истории культуры имеет и содержание исторических представлений о национальной культуре. Если в СВ культура-вера, сменилось в 17 веке на противоборство веры и светской культуры, мужичьей и «ученой», культуры барокко. Именно в этот период зарождаются истоки русского национального менталитета, происходит раздвоение единого целого и именно в противоборстве как в диалоге создается нечто особенное. Бинарность ситемы, порождает такие характерные свойства русской культуры как: 1. самокритичность,

2 способность к самоотрицанию,

3. радикальная переоценка ценностей

4. острота и резкость дискуссий

5. поиск всеединства «соборности»

6. «всемирная отзывчивость»

Особенности русского культурного генезиса в разрешении основных антиномий:

1. лес-Степь-река, 2. Запад-Восток, 3. личность-коллектив, 4. светское –религиозное.

1. В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, Вернадский определили «месторазвитие РК», подчеркивая роль пространственного фактора, условная оседлость восточных славян, так и осталась вопросом для историков

По мнению Вернадского , Лес на севере и степь на юге создали две разные культуры

Л.Н. Гумилев

Европа, по сути городская цивилизация, а Русь до сих пор сельская страна, прежде всего по мироощущению, по противостоянию столицы и провинций.

Христианство не породнило нас с Европой «Да скифы мы. Да азиаты, с расскосыми и жадными глазами». Традиционно ордынская вражда к Западу с его порядками, от степников – стремление к легкой добыче, произвол как норма жизнеустройства( Н. Заболоцкий)

Наполнив грозную утробу

И сбросив тяжесть портупей

Смотрел здесь волком на Европу

генералиссимус степей

Его бесчисленные орды

Сновали выдвинув полки

И были к западу простерты

Как пятерня его руки.

П.Я. Чаадаев «географический фактор, причина нашего умственного бессилия» - феномен странников

Н.Бердяев «» Необъятные пространства России, легли тяжелым грызом на душу народа, русская душа ушиблена ширью и не видит границ, но эта безграничность не освобождает а порабощает её. Русский человек земли чувствует себя беспомощным.

Река – давала четкую систему координат, приучала к общежитию и общительности, предпреимчивости

2. Р. Киплинг Запад-есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не сойтись. Россия: восточная провинция Европы или Западная Белая Азия. Или Евразия, В.О. Ключевский писал. «Исторически Россия конечно не Азия, но географически она совсем не Европа, это переходная страна посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связывала её с Европой но природа влекла в Азию».

Наказ Ека. 11 «Россия есть европейская держава»

Н.Бердяев «бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низкостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством. Бесконечная любовь к людям, с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы с рабством

Т.е проблема заимствования и самобытности

С 18 века в России практически две культуры: европейская просвещенность дворянства, народ- через религию, обычаи, фольклор, духовное образование.

Гефтер: Мы страна-стран.

3.личность и коллектив

Культура всегда личностна, но в России не было Ренессанса. Всегда поддерживались коллективные формы жизни

Проблема частной собственности на землю- ханское землевладение

Свобода личности в Европе это: политические права, права гражданства и частной собственности. «Монгольское право»-произвол государства по отношению к личности.

Инъекция европеизма Петра- 1863 отмена телесных наказаний

4.Светское и церковное

Православие оставив россиян христианами отделило нас от остального европейского мира, Византия- Москва третий Рим. Со времени Алексея михайловича церковь+гос-во неразделимы, С.Соловьев 19 век! «церковь послушное орудие мирской власти, где устранение божественного авторитета не уравновешивается свободой человеческого духа»

Почему в нач. ХХ века русские интеллектуалы оказались атеистами снова выступает проблема двух культур.

Подводя итог, следует сказать

Бинарность- вариативность-дискретность/прерывистость-выживаемость

 

Христианство и культура Руси- проблема взаимопроникновения с язычеством

Картина мира языческой Руси

Природно-климатический фактор привел к формированию пассивно-созерцательного восприятия пространства

В письменном документе 12 века. «Слове Григория (Богословца)» Или «Слово об идолах» можно выделить следующие стадии языческих верований древних славян:

- поклонение упырям и берегиням

- поклонение Роду и Рожаницам

- поклонение Перуну

Мир-космос, Земля при Роде, земляк

Покровитель родичей – Чура

«Слово некоего христолюбца, ревнителя правой веры»Небо, огонь- Сварог

Ипатьевская летопись 1114 – Солнце, царь, сын Сварогов, Дажьбог

Повесть временных лет – культ воды, Велес- покровитель домашних животных и богатства.

В 980г.попытка создания единого пантеона Богов князем Владимиром.

Перун (финно-угорский Перкун), Хорс(тюрки), Дажьбог, Стрибог/ атмосфера (славяне), Симаргла и Мокошь –поставлены у терема.

Ветры-стрибожьи внуки

Мокошь-плодородие

Лада- любви, брака, юности и красоты её дочь Леля-весна, весенняя зелень( Люлька, лялька-производные), очень близко к культу Лато в крито-микенской культуре.

На архаической стадии мужские божества находились на втором плане, но при этом женские божества были парными Лада-Ладо.

В пантеоне Владимира не нашлось места Велесу, который помимо прочего олицетворял собой связь мира живых и мира мертвых

Ярило- бог плодородия, чувственных утех и наслаждения, его двойник Купала.

В целом довольно хаотичная совокупность верований и культов, в отличие от Греции где боги Олимпа воплощали идеи и нормы жизни полиса, его систему ценностей.

Модель мира –живая и чувственная. Основа – круг.

Пространство-свое/чужое, все обитаемо. Помимо традиционных ограничителей: зарубки, камни, столбы – своеобразные термы: в яму складывали горячие угли, хлебные зерна, караваи, лили мед, сверху ставили деревянные или каменные столбы, а на них урны с прахом умерших предков

Время- годичный круг, летнюю и зимнюю части и начинался с марта. Жизнь человека соотносилась с преодолением пространства. Время как память в качестве традиции рода.

Жизнь- двойственное восприятие : верили в заданность судьбы, но считали что ее можно изменить, принося жертву богам или хитростью.

А.П. Забияко «возможно свидание с Долей и недолей (девы судьбы), есть способы одну пристыдить . а другую уговорить.Смерть- перeход в другой равнозначный но параллельный мир

Ценностные ориентации древних славян:

Преломление окружающего пространства через свое сообщество

Жизнь отдельного человека как часть общей судьбы

Традиция как источник стабильности и равновесия

 

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!