Давайте пожелаем себе такой же любви к своему отечеству, Богу, народу своему, какую мы видим у святого благоверного князя Александра Невского.

Муниципальное автономное  образовательное учреждение

  Уренская средняя общеобразовательная школа № 2

Уренского муниципального округа

Нижегородской области

 

Александр  Невский» -

Значимость личности

В истории

Булатова Екатерина

ученица 4 «Б» класса

МАОУ Уренская СОШ №2

                                                         

                                       

                                                                         Руководитель:

учитель начальных классов

Злобинова Вера Аркадьевна

                                                                                             E-mail руководителя:

                                                                                              verazlobinova@yandex.ru

                                                                                   Адрес школы: 606800 г. Урень,

ул. Индустриальная, д. 12А

Телефон школы: 8(831)54-2-17-31

 

 

          г. Урень,

2021

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

 Своих царей великих почитают

За их труды, за славу, за добро…  А.С. Пушкин

Одной из культовых фигур в истории России является личность Александра Ярославича Невского. Образ Александра Невского создавался веками усилиями отечественных историков и Русской православной церкви.
Пойдя на союз с Ордой, он предотвратил поглощение Руси (Московии) католической Европой и тем спас русское православие. Цель данной работы – осуществить попытку самостоятельного исследования проблемы духовного и воинского подвига Александра Невского.

 Это исследование вызывает мой интерес,  потому что князь Александр Невский сыграл важную роль в истории в России. Первый подвиг, за который Александр Ярославович и получил своё прозвище — легендарное Невское побоище. Дружина Невского разбила шведов в устье реки Ижоры. Князь лично участвовал в битве и самому королю «возложи печать на лице острымь своимь копиемь», то есть нанёс копьём тяжкие телесные шведскому предводителю Биргеру. Считается, что победа Невского предотвратила потерю Русью берегов Финского залива и остановила шведскую агрессию на новгородско-полоцкие земли. По словам летописи, Александр Невский "разгорелся сердцем" и выступил против шведского войска только со своей дружиной, владычным полком и небольшим новгородским ополчением. Перед выступлением он пришел в храм Святой Софии, пал на колени перед алтарем и со слезами начал молиться, говоря: "Боже хвальный, Боже праведный, Боже великый и крепкый, Боже превечный, сътворивый небо и землю, и постави пределы языком и жити повелевый не приступав в чюжаа части", - и, услышав воспеваемый в это время псалом, сказал: "Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мною, приими оружие и щит, возстани в помощь мне". Окончив молитву, он встал и поклонился архиепископу. Архиепископ благословил его и отпустил с миром. Выйдя из храма, он укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!".

Решающее сражение против Ливонского ордена произошло на Чудском озере, весной 1242 года. Исторически важное сражение, в котором войска Невского одержали решительную победу, остановило немецкую агрессию. Подробности этого столкновения детально описаны, каждый школьник знает про то, как немцы шли «свиньёй» и рыцари, облачённые в тяжёлые доспехи, пошли под лёд Чудского озера. По преданию, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. По условиям мира Орден отказался от всех недавних завоеваний и уступил новгородцам часть Латгалии.

В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В тяжёлое для страны время он умелой политикой ослабил тяготы ига, спас Русь от полного разорения и уничтожения монголо-татарами. В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани и сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Хан Берке удерживал князя возле себя всю зиму и лето, а только осенью князь получил возможность отправиться домой, во Владимир. На несколько дней он остановился в Нижнем Новгороде и потом продолжил путь до Городца Волжского, но тут его настиг предсмертный недуг.

Образ Александра Невского актуален и сегодня. Выдающийся полководец и государственный деятель жил в тяжелое время для Руси. Время - феодальной раздробленности. Александр Ярославович правил в княжестве, где зародилась русская демократия. Сильное Новгородское княжество могло стать центром объединения русских земель. Но Новгородское Вече решило Каждый выбирает сам. Южная Русь занята бессмысленным соперничеством князей, за утратившей свою силу Киевский престол. Льется кровь единоверцев. Не поняла Русь, что смертельная опасность надвигается со стороны соседей. Цена непонимания велика: унижение, страдание, бедствие земли Русской.

А чем мы лучше сегодня? Каждый в своей квартире, город, регион, республика - каждый за себя. Забыли, что совсем недавно наше государство состояло из 15 братских республик и представляло из себя сильнейшую державу мира, которая защищала не только свою территорию, но и другие слабые народы. Пора бы понять не слабость погубила Русь в XIII в. - раздробленность, пора умерить гордыню. Перед нами стоит следующая задача: вспомнить время, в котором жил Александр Невский; сформулировать оценку политики Александра Невского.

Князь Александр, прозванный Невским, прожил всего 43 года. Он стал Новгородским князем в 16 лет, в 20 лет - победил шведов в на р. Неве, в 22 года одержал знаменитую на льду Чудского озера. Александр был вторым сыном Ярослава Всеволодовича Переяславского. Отец любил сына и внимательно следил за его воспитанием.

Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо, а много позже пересказал се и цитировал. Знакомили княжича и со всемирной историей по переводам византийских хроник. Читал он и знаменитую Александрию - роман III в. о подвигах Александра Македонского. Постигал Александр и Русскую правду.

Александр Невский, так же как и его соратники, принадлежал к поколению новых людей, их поведение отличалось от поведения удельных князей. Патриотизм Александра на несколько столетий определил принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до нашего времени привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях.

И в современной России многие народы видят своего защитника.

И наконец, именно потомками Александра Ярославовича Невского строилась в XIV в. на развалинах древней Руси - Новая Русь. (Cначала она называлась Московской, а с к. ХV в. - Россией).

Православному сердцу давно известен эпизод из жития, когда перед битвой на Неве в 1240 году старейшина Пелгуй видел на рассвете лодку со святыми мучениками Борисом и Глебом и слышал слова: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Речь князя Бориса послужила предзнаменованием победы над шведами.
Меня долгое время мучал вопрос: «А почему собственно Борис и Глеб явились благовестниками в данном случае?» Казалось бы, в роли посланцев должны были выступить иные святые, скажем, Иисус Навин, Давид или равноапостольный князь Владимир. Они умели сражаться и одолевать врагов во имя Славы Божией. Но в прохладном тумане на ладье показываются именно Борис и Глеб.

Борис и Глеб провозгласили помощь от Бога Александру Ярославовичу не на одну-две битвы, но на всем его жизненном пути и суровом поприще правителя.

Александр Невский был причислен к лику святых не столько за свои ратные подвиги и неоднократное проявление преданности интересам Руси, сколько за то, что пресёк попытку католиков насадить свою веру. Папа Иннокентий IV послал к Невскому своих кардиналов, которые,в итоге, ушли от Невского не солоно хлебавши, прослушав пламенную речь, не лишённую риторических оборотов: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем».

Кроме своих ратных подвигов, Невский совершал и подвиги духовные. Он укреплял православную веру, активно способствовал распространению православия на Север, среди поморов. После страшного Неврюева разорения Невский позаботился о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей.

Узы святости сплачивают Россию. Если они ослабевают, то мы начинаем проваливаться в тартарары. И спрашивать не надо недоуменно: «Что происходит?» Ответ лежит перед нашим лицом. Но кто-то его не видит, кто-то не хочет видеть, а кому-то кажется, что святость и не нужна. Но покуда святые будут почитаться в нашей стране, ее не сломит любой и самый ужасный враг. Но чем больше мы забываем Бога и святых, тем сильнее открываемся воздействию чужих и чуждых сил. И тогда сразу же встает проблема выживания самого народа. Народа, вываливающегося из истории…
Смысл истории – в развертывании святости, а не в материальном обеспечении комфорта.

Давайте пожелаем себе такой же любви к своему отечеству, Богу, народу своему, какую мы видим у святого благоверного князя Александра Невского.

 

Список литературы

1. Аветисян С.А., Синегубов С.Н., Тепер Е.М. История отечества в лицах. М.: Росс. нац. библиотека, 1993.

2. Анисимова О.М., Одесский М.П. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. - Издательство: ВЫСШАЯ ШКОЛА, 1998 г.

3. Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII века: «Слово о погибели Русской земли» - М., Л., 1965

4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. - М. Мысль, 1989.

5. Дегтярев А. Невская битва. -Л.: Детская литература, 1991

6. Дегтярев А.Я. Заступник Отечества. - Л.: Худож. лит., 1990.

7. Житие Александра Невского/ Подг текста, перевод и примеч. Бегунова Ю. К.// Изборник (1969)

8. Житие Александра Невского / Подг. текста, перевод и комм. Охотниковой В.И.// ПЛДР: XIII век.- М., 1981

9. Ипатьевская летопись//Полное собрание русских летописей. - М.: Изд-во вост. лит., 1962. - Т. 2.

10. История русской литературы X - XVII вв.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье и др.; Под ред. Д.С. Лихачева. - М.: Просвещение, 1979. - 462 с., ил. см. Глава 2. Литература второй четверти XIII - конца XIII века 5. Агиография

11. Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из Истории государства Российского / Сост. и вступ. ст. Г.П. Макогоненко; Коммент. Г.П. Макогоненко и М.В. Иванова. - М.: Правда, 1988.

12. Каргалов В.В. Полководцы X - XVI вв. -М.: ДОСААФ, 1989.

13. Лютых А.А., Скобелкин О.В., Тонких В.А., ИСТОРИЯ РОССИИ (курс лекций) - Воронеж: Центрально - Черноземное кн. изд-во, кооп. Информатор, 1993 г.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!