Взаимодействие права и морали



Вопрос о соотношении и взаимодействии морали и права как двух главных способов регуляции сознания и поведения людей является одним из

наиболее трудных в социальной философии, этике, философии права, специфика морали и права по предмету, целям и способам нормативной регуляции сегодня рассматривается редко.

Мораль и право представляют собой два основных и при этом внебиологических способа нормативной регуляции сознания и поведения людей в современном обществе.

Нормативная регуляция представляет собой целенаправленное, результативное воздействие на сознание и поведение личности, на общественные отношения с целью их охраны, упорядочивания, приведения в соответствие личных и общественных интересов. Такое воздействие осуществляется с помощью особых средств, главные из которых – нормы. Нормы же – это ограничения, дозволения и запреты, которые существуют в межличностных и коллективных взаимодействиях, в индивидуальном и массовом сознании.

Мораль и право роднит многое. Но главное, что следует понять: мораль

и право не идентичны, они являются автономными способами регуляции

сознания и поведения людей.

Между моралью и правом существует смежная область, пограничная зона, куда входят понятия, идеи, нормы и представления, являющиеся как нравственными, так и правовыми. Такие идеи, понятия, нормы и

представления составляют нравственное содержание права и регулируют

правотворческую и правоприменительную деятельность, профессиональную деятельность юристов различной специализации. К таким нравственно-правовым идеям, понятиям, нормам и представлениям относятся понятия естественного права, прав человека и правовой морали.[11]

Активное развитие правовой системы, детализация правового регулирования, затрагивающая практически все сферы жизнедеятельности современного общества, заставляет задуматься о роли и месте морали как социального регулятора, сферах ее взаимодействия с правом и влияния на право. Казалось бы, ушедшая в прошлое тема морали вновь сегодня становится актуальной и важной для исследования в такой же степени, в какой необходима мораль современному обществу. При внешнем соблюдении правовых требований со стороны граждан общества встречаются случаи, когда участники общественных отношений изыскивают возможности обойти правовою норму, найти в ней слабые, некачественно урегулированные направления. В конечном итоге в обществе задается тон и даже в определенном смысле «мода» общественно опасного, общественно вредного и в то же время непротивозаконного поведения. Потребности в совершенствовании общественных отношений, основанные на развитии инновационной экономики, активно использующей цифровые технологии, весьма актуальны. Прогресс в технологиях, производственных, экономических сферах уже заметен, обсуждаются и разрабатываются новые законы, обосновывающие существование цифровых документов, цифровых денег и даже искусственного интеллекта. Означает ли это, что нравственность и мораль абсолютно устарели и потребность в их существовании не поддерживается социальным запросом? Социальный запрос на моральные нормы в системе общественного регулирования со временем будет только возрастать. Задачи правового регулирования, в том числе, существенно усложнятся. Попробуем определить сферы общественной жизни, которые должны закрепиться за моралью. Мораль не относится к всеобщим социальным регуляторам, моральные нормы отличаются в зависимости от вида социальных групп, их правовой культуры, особенностей правосознания, менталитета. Место морали, если представить себе ближайшую перспективу развития общества, видится не только в исконных для нее областях, но и в традиционно правовых сферах регулирования.

Взаимосвязи права и морали давно и убедительно доказаны. Известно, что нормы морали не закреплены в каких бы то ни было источниках. Право ориентируется на века, формируемые традиции справедливости и нравственности, составляющие сущность норм морали. Правовые нормы зачастую представляют собой модифицированные нормы морали. Мораль оказывает существенную поддержку праву. Моральные требования являются первой линией обороны в деле упорядочения и стабилизации общественных связей по отношению к праву в системе социального регулирования. При отсутствии морали право не сможет сдерживать девиантное и делинкветное поведение. Человек, с раннего детства формирующийся под влиянием норм, регулирующих его отношение в семье, среди друзей, знакомых, в иных коллективах, оказывается на более или менее длительное время (детский сад, школа, институт, трудовой коллектив и т.д.), с большим уважением относится и к правовым нормам. Создание исключительно правовой системы запретов, обязываний, прав не может привести к созданию эффективного механизма регулирования общественных отношений. Поддержание и укрепление традиций, основанных на моральных нормах, позволит увеличить долю субъектов, осознано выполняющих правовые нормы из внутренней убежденности о важности, ценности и полезности для всех законопослушного поведения. Нормы морали удерживают людей от опасных поступков в отношении друг друга. Действующие нормативные акты содержат отсылки к нормам морали. В ряде нормативных актов: Гражданском кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Законе РФ «О защите прав потребителей» и др. – закреплены нормы, предоставляющие право пострадавшим требовать компенсации морального вреда. Существующие отсылки к нормам морали создают определенные трудности в реализации правовых норм, так как не содержат развернутого понимания содержания моральных предписаний, запретов, ограничений. Следовательно, правоприменитель вынужден руководствоваться собственным субъективным пониманием морали. Как нам известно, нормы морали не имеют всеобщего характера. Получается, что конечное решение в правосудном или ином правоприменительном решении зависит от того, к какой социальной группе относится правоприменитель и что он вкладывает в исследуемое нами понятие. Четкое и вполне определенное определение морали, морального вреда в действующем законодательстве отсутствует. Анализ правовых норм показывает, что, с одной стороны, мораль или нормы морали отождествляются с нравственностью, этическими нормами, нормами профессиональной этики. С другой стороны, нормы морали противопоставляются вышеупомянутым социальным регуляторам. В тексте Указа Президента РФ от 31.12.2015 №3683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» нормы морали отнесены к духовно-нравственным ценностям общества, что подчеркивает их подчиненный характер по отношению к нравственности. Устная форма существования норм морали отчасти оправдана. Но пробел правового регулирования недопустим. Полагаем, что наиболее целесообразный способ координации возможностей права и морали видится в первую очередь в разграничении морали и нравственности, морали и этики, морали и профессиональной этики. Необходимо раскрыть содержание морали, если не в законе, то хотя бы в одном из концептуальных государственных документов. Например, это может быть нормативный акт, определяющий государственную концепцию или стратегию развития. Нормы морали ценны как конструктивный элемент договоров и соглашений в выстраивании отношений между субъектами с противоположными социальными интересами. Например, они могут подкрепить добрые намерения работодателей, выраженные в обязательствах, закрепленных в коллективных трудовых договорах и соглашениях с целью установления взаимовыгодных условий, социального партнерства между представителями предпринимательского сообщества и работниками через посредничество государства и профсоюзов.[12]

Право и мораль в процессе осуществления своих функций помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы. «Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением». Как видим, они объективно нужны друг другу и потому надо сделать такое взаимодействие как можно более гибким и глубоким. Особенно это важно в тех отношениях, где проходят грани между юридически наказуемым и общественно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно переплетены.

Сегодня, к сожалению, моральные основы нашего бытия подорваны, процветает не только правовой, но и нравственный нигилизм. Преодоление этих явлений – важнейшая предпосылка социального и духовного возрождения страны. С нарастанием негативных процессов усиливается и степень непримиримости к ним людей, которые хотели бы видеть юридические и моральные рычаги более действенными и результативными в борьбе за оздоровление общества.

Вся правовая действительность может быть рассмотрена сквозь призму добра, зла, совести, чести в их исторически изменчивой интерпретации. Необходимо отметить и еще одно важное обстоятельство, сближающее право и мораль: и универсальные моральные категории добра и зла, и правовые категории правомерности и противоправности конкретизируются в общей для этих социальных регуляторов категории справедливости. Эта категория объявляется этиками как специфически моральная, а юристами – как специфически правовая. Однако справедливость – оценочная категория, пронизывающая все общественные отношения, в том числе правовые и нравственные. С позиций общечеловеческой справедливости производится отбор фактически складывающихся способов социального взаимодействия людей, определяются пределы свободы и способы ее нормативного выражения.

Вырастая из реальных общественных отношений, идея справедливости развертывается в систему определенных оценок, масштабов, эталонов поведения. История этической и политико-правовой мысли, культурное развитие человечества свидетельствуют о том, что справедливость всегда привлекалась в качестве оценки действующих правовых институтов и нравственных предписаний.

Нормы права служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества. И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования. Сила законов многократно увеличивается, если они опираются не только на власть (особый аппарат), но и на мораль. В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от четко функционирующей юридической системы.[13]

Таким образом, право и мораль являются взаимодополняющими структурами регуляции общества. Только при совместной работе они способны поддерживать равновесие и согласованность общественных отношений. Без морали право будет лишь «сухой» системой формально-определенных норм, которая не сможет в полной мере осуществлять контроль за отношениями индивидов. А при наличии одной лишь морали, общество вернётся в первобытно-общинный строй, где община регулировалась лишь понятиями «плохо» и «хорошо». Являясь самостоятельными системами, ни право, ни мораль не в силах в полной мере управлять группами людей, следовательно взаимодействие морали и права необходимо для прочности и гармонии в обществе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, можно сделать следующие основные выводы по теме.

Право– это совокупность правил поведения, регулирующая общественно значимое поведение и закреплённая в нормативно-правовых актах государства. Благодаря праву граждане строят различные взаимоотношения, основанные на принципах действующего законодательства.

 

Мораль – это система нравственных обычаев и норм, которые основаны на внутреннем осознании правильности своих поступков и не подкреплены мерами государственного принуждения. Мораль необходима для согласования интересов и преодоления разногласий индивида, которые не входят в сферу регулирования правом.

 

Право и мораль являются всеохватывающими самостоятельными регуляциями социальных отношений, каждая из которых имеет собственную структуру, функции и значимость для общества.

Основные схожие черты права и морали:

- являются многомерными образованиями;

- распространяются на всё общество;

- не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений;

- подстраиваются под общественные отношения;

- цель - достижение стабильно организованной модели общества;

- воспитание у индивидов гражданского сознания;

- влияния на сознание и поведение людей.

 

Но несмотря на достаточное количество общих признаков, у них имеются и специфичные черты:

 

- право регулирует общественные отношения на нормативной основе, а мораль с помощью нравственных установок и сформировавшихся правил поведения;

- право формально определено и закреплено на законодательном уровне, в то время как мораль основывается на общественном мнении и внутренних убеждениях;

- право имеет обязательный характер, а мораль – рекомендательный

- моральное пространство шире, а правовое – строже.

 

Право и мораль в процессе регулирования общественных отношений содействуют для эффективного и быстрого достижения общих целей задач, используя для этого собственные методы. Данным регуляторам необходимо сотрудничество, право и мораль не могут в полной мере поддерживать стабильность в обществе, реализуя свои функции обособленно, самостоятельно, ведь без права воцарится беззаконие, а без морали в обществе исчезнет гуманизм. Всё это неизбежно приведет к деградации и упадку.

 

Для достижения большей устойчивости и гармонизации общества, государству необходимо поддерживать и прививать гражданам основы нравственности и морали, ведь в настоящее время роль морали часто недооценивается и уходит на второй план, что влечёт за собой постепенное отрицание общественных ценностей и правовой нигилизм.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Юн Л.В. Мораль и право как социальные регуляторы общества. – «Современные тенденции развития науки и технологий», 2017 – С. 143.

2. Под редакцией Бабаева В.К. Теория государства и права: учебник. – Юристъ, 2004. – С. 375.

3. Сошникова Т.А. Взаимодействие права и морали: материалы Международной научной конференции. – Издательство Московского гуманитарного университета, 2014. – С. 11-14.

4. Комаровская А.С. Право и мораль как общечеловеческие ценности и универсальные социальные регуляторы. – Минск: БГУ, 2015. – С. 37-40.

5. Слыщенков В.А. Право и нравственность: различия понятий. – Издательство «Юрлитинформ», 2020. – С. 4-5.

6. Архипов Ю.С., Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. – Научная библиотека Порталус, 2015. – С. 5-8

7. Агамиров К.В. К понятию правовой системы. – Вопросы российского и международного права, 2017. – Том 7, С. 5-8.

8. Комарова К.А. Взаимодействия и противоречия норм права и норм морали. – ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», 2019 – С. 1-3.

9. Киреев М.Н., Коренева Е.Н., Киреева Н.В. Право и мораль: общее, особенное и единичное в их ценностных аспектах. – ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», 2017. – С. 2-4

10. Матвиенко Е.А., Комов А.А. К вопросу о соотношении норм права и норм морали в обществе. – ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», 2018. – С. 266.

11. Зарубина Е.В. О соотношении морали и права. – Уральский юридический институт МВД России, 2015. – С. 163, 164, 167.

12. Харламова Е.Н. Мораль и право: актуальные аспекты взаимодействия в современной структуре социального регулирования. - Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, 2019. – С. 253-255.

13. Курбанов Г.С. О некоторых аспектах взаимодействия права и морали. – Издательство ООО "Альтаир", 2016. – С. 192-193

 

 


[1] Юн Л.В. Мораль и право как социальные регуляторы общества. – «Современные тенденции развития науки и технологий», 2017 – С. 143.

[2] Под редакцией Бабаева В.К. Теория государства и права: учебник. – Юристъ, 2004. – С. 375.

[3] Сошникова Т.А. Взаимодействие права и морали: материалы Международной научной конференции. ­– Издательство Московского гуманитарного университета, 2014. – С. 11-14.

[4] Комаровская А.С. Право и мораль как общечеловеческие ценности и универсальные социальные регуляторы. – Минск: БГУ, 2015. – С. 37-40.

[5] Слыщенков В.А. Право и нравственность: различия понятий. – Издательство «Юрлитинформ», 2020. – С. 4-5.

[6] Архипов Ю.С., Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. – Научная библиотека Порталус, 2015. – С. 5-8

[7] Агамиров К.В. К понятию правовой системы. – Вопросы российского и международного права, 2017. – Том 7, С. 5-8.

[8] Комарова К.А. Взаимодействия и противоречия норм права и норм морали. – ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», 2019 – С. 1-3.

[9] Киреев М.Н., Коренева Е.Н., Киреева Н.В. Право и мораль: общее, особенное и единичное в их ценностных аспектах. – ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», 2017. – С. 2-4

 

[10] Матвиенко Е.А., Комов А.А. К вопросу о соотношении норм права и норм морали в обществе. – ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», 2018. – С. 266.

 

[11] Зарубина Е.В. О соотношении морали и права. – Уральский юридический институт МВД России, 2015. – С. 163, 164, 167.

[12] Харламова Е.Н. Мораль и право: актуальные аспекты взаимодействия в современной структуре социального регулирования. - Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, 2019. – С. 253-255.

[13] Курбанов Г.С. О некоторых аспектах взаимодействия права и морали. – Издательство ООО "Альтаир", 2016. – С. 192-193


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!