Шраманская эпоха 6-4вв до н.э.



Шраманы – это брахманы, которые не согласны с официальной идеологией, что нельзя переходить из касты, что необходимо знать наизусть одну из 4х книг и т.д. Каждый был не согласен по своим причинам, но 2-3 схожих черты были:

1. Отрицание ведических жертвоприношений, которые выступали регулятором вселенной

2. Отрицание авторитета Вед (рождение вселенной происходило иначе)

3. Не согласны с традиционным брахманистским термином, что есть Единая космическая душа Брахма, а индивидуальные души – Атманы.

Шраманы проповедуют материализм.

Основные понятия индийской философии (на них будут строится все дальнейшие философские учения).

Есть колоссальная разница между религиозно-философским и философско-религиозным доктринами. Индия – Боги являются такими же действующими элементами, как и все остальное.

В парадигмальной конструкции индийской философии всегда будет присутствовать Бог. Везде, кроме двух религий – джайнизма и буддизма.

КОЛЕСО САНСАРЫ

Живешь – умираешь – душа – колесико. За счет кармы – учение об этнической причинности (накопление поступков). Сансара – безличный механизм.

Лучшие люди могут достигнуть МОКШИ – это выход из колеса Сансары. Все хотят выйти, ведь изнь – боль. Мокша гарантирует спокойное бесстрадательное бытие.

Два понятия до этого – колесо и карма.

МАЙЯ – Иллюзия. Все мы живем в майе. Майя – это набор иллюзий, внутри которых мы живем. Богатство, золото, почет – иллюзия. Если мы будем сильно привязаны к майе – мы не достигнем мокши. Майя – мир, который умирает и рождается, связан с материей. Все, что материально – майя.

ДХАРМА – долг человека. Это весь позитивный долг человека – выйти к мокше из колеса Сансары.

АДХАРМА – то, что человек делает неправильно.

ДЖАЙНИЗМ

Это религиозно-философское течение, появившееся на границе 6-5вв. до н.э. Основатели джайнистской традиции – проповедник, индийское имя которого Вартхамана, который потом получил два великих имени -Махавира (великий герой) и Джина (победиетль). Возникло это движение на северовостоке Индии. Эта философия настаивает на отрицании ведического учения. Вместо ведического учения о делении людей на 4 варны они стали говорить о равноправии всех душ людей. «Каждая душа бесценна, по причине того, что она уже живая душа».

В основе джайнистского мировоззрения лежит несколько элементов:

1. Джива – живое и душа

2. Аджива – не живое и не душа

3. Пудгала – материя

4.

МАЙЯ
Каша – пространство

5. Время

6. Драхма и Адхарма

Чем больше наша душа связана с неживым (с майей), тем меньше у нас шансов достигнуть мокши.

Джива (душа) признает существование такого процесса как познание. Оно бывает 2х видов:

1) Несовершенное (через органы чувств)

2) Совершенное (интуитивное)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЖАЙНИЗМА:

I. Вселенная состоит из живого (Дживы) и неживого (Адживы). Существуют следующие законы Драхмы:

II. Все живое имеет душу

 III. Каждая душа священна =» безгранично ценна =» к каждой душе нужно относится бережно =» принцип Ахимса – непричинение вреда живому.

IV. Основная цель Джайнизма – освободить душу от негатива, возникающего от неправильных действий, речей. Это возможно, следуя 3 драгоценностям джайнизма.

V. 3 драгоценности Джайнизма.

Драгоценности джайнизма

1) Совершенное знание

2) Совершенное воззрение (позитивные мысли)

3) Совершенное поведение

Это помогает достигнуть мокши.

VI. В основе 3х драгоценностей Джайнизма – сознание уши, а не сознание тела.

VII. Аскетизм – полное самоограничение. Саллекхама – самоубийство посредством голодания.

VIII. Божества – души, достигшие Мокши – дживы, победители Сансары.

IX. Мантра Навокар – основная молитва Джайнизма. ПО структуре похожа на «Символ Веры».

5 принципов Джайнистских монахов:

1. Ахимса – непричинение вреда живому (физического и морального)

2. Сатья – искренность, открытость и благочестие (моральная сфера)

3. Астейя – исключение любой возможности воровства (астейя = некража; нужно перестать чего-либо хотеть; нельзя присваивать себе что-то чужое и желать это).

4. Брахмачарья – не прелюбодействовать. Отказ от всех видов сексуального удовлетворения.

5. Апариграха – не собирайте ценности бренного мира, нужно разорвать любые экономические отношения, отказаться от наследства.

Джайнисты не могут заниматься тем, что причиняет вред окружающим. Им запрещено земледелие, скотоводство. Они едят только растительную пищу. Джайнисты сейчас занимаются ценными бумагами. Они чень благотворительны.

Раскол Джайнизма:

1. Дигамбары – одетые в воздух (голые, жесткие аскеты)

2. Шветамбары – одетые в белые одежды, более светская община, но у них всегда маска на лице; перед собой у них в руках всегда веники, чтобы не убить насекомых.

БУДДИЗМ

Возник в 6в. до н.э. Начинает формироваться классовое общество. Появляется много аскетов, активизируется Джайнизм. Основоположник Буддизма – Сиддхарха Гаутама, в дальнейшем – Будда Шакьямуни. Родился в 560г. до н.э. в известной зажиточной семье царя племени Шакья.Он был рожден родителями в прекрасном возрасте. Отец закрыл его во дворце, пока ему не стукнуло 18 лет. Он решил сбежать вместе со слугами. За стенами он увидел больного, затем его добила похоронная процессия (треп открытый спускали в Ганг). Он был так шокирован, что решил, пока он не найдет просвещения, он не вернется домой. Сначала он становится Шраманом, затем он прибился к йогам. Поняв, что та кон не найдет просвящения, он лег под дерево и сказал, что не вернется, пока к нему не придет просвящение (впоследствии, дерево стало священным – Бодхи). После того, как он достиг просвящения, он понял, что знанием надо делиться. Он пришел в Бенарес. В Бенаресской проповеди заложены все основы буддизма.

Бенаресская проповедь

В Бенаресской проповеди были озвучены так называемые 4 истины буддизма.

1. Понятие Дуккха. Это одновременно страдание, гнев, страх и все негативно окрашенные переживания, все, что приносит дискомфорт. Она может поглотить все внимание человека, ей подвержен каждый. Это состояние души, когда она подвержена негативным воздействиям.

2. У Дуккхи есть Причина. В Причинах Дуккхи - страсть, в качестве желания: обжорство, скорбь, страдания, похоть, слава, алчность и др., т.е. наша зависимость от действий. У каждой Дуккхи есть причина и это страсть.

3. От зависимости можно избавиться. Когда избавляемся от зависимости, избавляемся от Дуккхи

4. Чтобы избавиться от зависимости есть способ – Восьмеричный Путь, который ведет к нирване. Он предполагает 8 ступеней развития:

1) Правильное понимание. Самое главное, что нужно сделать, это понять, что мир полон страданий и скорби, мир полон Дуккхи;

2) Правильное намерение. Это когда Вы становитесь на путь ограничения страстей. Первоосновой человеческих страстей – человеческий эгоизм и себялюбие. Мы потакаем своему эгоизму.

3) Правильная речь. Ваши слова не должны источать зло. Они должны нести только добро. Обижать словами никого нельзя.

4) Правильные поступки. Следует совершать добрые и не следует недобрые.

5) Правильный образ жизни. Только достойный образ жизни, не причиняющий вреда живому, способен приблизить ч-ка к нирване.

6) Правильные усилия. Необходимо гнать от себя все злое и настраиваться на добро.

7) Правильные помыслы. Буддизм это 1ая индийская философия которая касается сферы мысли. Древние общества очень сложно проходят этапы формирования абстракции. Поэтому восточные философии объясняли зарождение мира посредством рождения материи. Буддизм немножечко подпрыгивает над натурфилософией, говоря о внутренних действиях, стремится, помимо внешнего регулирования действий человека, залезть в сферу умозрительного, т.е. вы не можете даже думать о плохих действиях.

8) Правильная сосредоточенность. Это близко к правильным помыслам. Вы должны постоянно находиться в правильном сосредоточении, не позволять себе мысленных ошибок. Буддизм в этом плане прошивает человека очень глубоко, вплоть до сознания, формирует, грубо говоря, сверхчеловека.

Есть 3 драгоценности Буддизма:

1. Будда. Это должность. Будда – это опред. назначение. Любой человек, который достиг нирваны. Поэтому их много (есть список имен).

2. Дхарма. Это непосредственно само учение о Буддизме.

3. Сангха. Это религиозная община Буддистов, которая стремится осуществлять законы Буддистского учения.

Буддизм – религия, в центре который нет Бога. В центре стоит система жизни – сансара, карма, нирвана.

Буддизм стремится к максимальному контролю внешней и внутренней жизни человека: ограничить неправильное поведение людей и контроль мыслей.

Школы Буддизма

У Буддизма есть три наиболее известных направления (школы):

1. Тхеравада или Хинаяна (уничижительное название) пер. /учение старейших/ - \малая колесница\.

2. Махаяна \большая колесница\.

3. Ваджраяна \алмазная колесница\.

Тхеравада или Хинаяна /учение старейших/ - \малая колесница\.

1)Согласно их учению, основной идеал буддистского мудреца – монах, только будучи монахом, вы можете избавиться от перерождений, потому что только они могут пройти Восьмеричный путь и не отвлекаться на лишнее

2)Нет пантеона святых. Будда вылетает из сансары, не признают богов, ты либо в нирване, и не можешь контролировать происходящее, либо человек и варишься в жизни. Нет обрядов, икон, религ. скульптур и всего внешнего ритуального материализма.

Махаяна \большая колесница\.

1)Махаянисты утверждают, что достигнуть нирваны может любой, даже мирянин, если он будет следовать Восьмеричному Пути и не брать монашеский обет.

2)Чем больше фокус религии на социальную базу (все люди, миряне), тем сложнее формулируется доп.элементы – институт Бодхисатв. Это достигшие просветления Будды, которые отказались от нирваны, чтобы помочь достигнуть ее другим. Появляются обряды, мандалы, иконы и т.п.

Ваджраяна \алмазная колесница\.

1)Это направление тантрического Буддизма. Тантра опирается на разного рода механики контроля сознания наших действий – медитация, транс.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!