II. Содержание тем учебного предмета

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Рабочая программа

По литературе

Класс

       

Аннотация

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательно­го стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы ос­новного общего образования по литературе, автор­ской программы по литературе В .Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2015) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2017);

- Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов МКОУ «СОШ № 1»;

- учебного плана МКОУ «СОШ № 1» на 2021-2022 учебный год.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

 

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 3) воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно -познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

 

Выпускник 9 класса научится:

• понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять зало-женные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучания;

• анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-вырази-тельных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содер-жания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной лите-ратуроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, со-поставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулировать собственного отношения к произведениям литературы оценивать их;

• интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

• понимать авторскую позиции и свое отношение к ней;

• воспринимать на слух литературные произведения разных жанров,

• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литера-турные и общекультурные темы;

• понимать образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимать русское слово и его эстетические функции, роль изобразительно-выразитель-ных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

II. Содержание тем учебного предмета

Введение (1 ч.)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Литературный характер, литературный тип.

Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя.

 

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (8 ч.)

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им-ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».  (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

      Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; решать тестовые задания.

 

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 ч.)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред-сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические от-ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне-гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на-чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко-мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

      Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания.

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (25 ч.)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру-женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

 Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

 

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до-рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

     Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания

 

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 ч.)

Античная лирика

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли-тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

    Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.

    Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия

 

Заключительные уроки (4 ч.)

 

Cписок произведений для заучивания наизусть

 

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).

Н.М. Карамзин. Осень.

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого, Фамусова).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок по выбору учащихся).

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору).

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору учащихся).

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…». «Что ты бродишь неприкаянный…». Муза. «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок).

III. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по русскому языку для 9-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

3. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

4. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

Место предмета в учебном плане

Данная программа сформирована с учётом психолого-педагогических особенностей развития девятиклассников и уровня их подготовленности. Рассчитана на 3 часа в неделю и составляет в полном объеме 105 ч.

 

Содержание

Кол-во часов

В том числе

Сочинения Контрольные работы Проект Региональный компонент (РК)
Введение. 1       1
Литература Древней Руси 4   1    
Русская литература ХVIII века 8   1    
Из русской литературы I половины ХIХ века 3        
А.С.Грибоедов «Горе от ума» 6 1      
Творчество А.С.Пушкина 19 1 1 1 1
Творчество М.Ю.Лермонтова 13   1   2
Творчество Н.В.Гоголя 11 1      
Русская литература второй половины ХIХ века 8 1      
Русская литература ХХ века. Проза 11        
Русская литература ХХ века. Поэзия 11   1   2
Из зарубежной литературы 9        
Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. 1       1
Итого 105 4 5 1 7

 

IV. Календарно-тематическое планирование по литературе

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

 

Домашнее задание

1.     Литература и её роль в духовной жизни человека. РК Жанры произведений ставропольских авторов. 1     РК Литература в жизни человека
2.     «Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы Древней Руси 1   тематическое многообразие «Сло­ва...»
3.     Русская история в «Слове…». Образы русских князей. 1   жанровое и те­матическое своеоб­разие произведения; характеристи­ка героев произве­дения
4.     Ярославна как идеальный образ русской женщины в «Слове о полку Игореве».     Чтение наизусть эпизода «Плач Ярославны».
5. Входная контрольная работа «Древнерусская литература». 1 Урок контроля  
6. М. В. Ломоносов. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». 1   Научиться опре­делять жанровые, языковые и вырази­тельные особенно­сти произведений М.В. Ломоносова
7.     М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». 1 . Чтение наизусть
8.     Прославление Родины, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. 1   владеть изученной терми­нологией по теме
9. Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта 1   Чтение наизусть
10.     Г. Р. Державин. Стихотворение «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. 1   Анализ глав
11. Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести 1    
12.     Н. М. Карамзин. Стихотворение «Осень». Особенности русского сентиментализма 1   Научиться пони­мать смысл стихотворения
13. Контрольная работа по произведениям литературы 18 века 1 Урок контроля  
14.     Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Романтическая лирика начала века (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский). 1   Составить конспект
15. В. А. Жуковский. Элегия «Сельское кладбище». Романтический образ моря в стихотворении «Море» 1   Ответить на вопросы
16.     Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского. Баллада «Светлана». 1   Анализ поэмы
17.     Происхождение и ранняя одарённость. Круг знакомых А. С. Грибоедова 1   Выразительно читать текст комедии
18.     Замысел комедии «Горе от ума» и ход работы над ней. Смысл названия и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова 1   Чтение и анализ ключевых сцен комедии.
19.     Система образов в комедии «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Анализ второго действия. 1   Чтение и анализ ключевых сцен комедии.
20.     Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ третьего и четвертого действий. 1 . Научиться сопостав­лять литературных героев с их прототи­пами
21.     Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».   1   Опреде­лить роль средств выразительности в раскрытии замысла автора;
22.     Комедия «Горе от ума» в оценке критики. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» 1   Анализи­ровать текст комедии с позиции ее идей­но-тематической направленности
23.     А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. РК Биографическая и творческая связь поэта с Кавказом 1     РК Выразительное чтение стихотворений.
24.     Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в лирике Пушкина. 1   Анализ лирики.  
25.     Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С.Пушкина. 1   Чтение наизусть.  
26.     Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. 1   Чтение и анализ стихотворений.
27.     Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. 1   Чтение и анализ стихотворений.
28. Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, лирике А.С.Пушкина. 1 Урок контроля  
29. Вн.Ч. А. С .Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко 1   Чтение и анализ
30.     «Даль свободного романа» (История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»). Комментированное чтение 1 главы. 1    
31.     Онегин и столичное дворянское общество 1   Характеристика героя
32.     Онегин и поместное дворянское общество 1    
33.     «Они сошлись. Вода и камень…» ( Онегин и Ленский) 1   Харак­теристика героев романа
34.     «Татьяна, милая Татьяна!» Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. 1   Авторское отношение к героям,
35.     «А счастье было так возможно…» Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. 2   Понимать смысл произведения и видеть главное  
36.     Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.     Понимать смысл произведения и видеть главное
37.     «Там некогда гулял и я…» Автор как идейно-композиционный центр романа. 1 Проект  
38.     «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. 1     Составление цитатного или тезисного плана
39.     Р.Р.«Здесь его чувства, понятия, идеалы…» Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин». 2   Конспект критической статьи
40.     Сочинение по роману А.Пушкина «Евгений Онегин».      
41.     ВЧ Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». 1    
42.     Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова РК Биографическая и творческая связь поэта с Кавказом 1     РК Анализ и выразительное чтение стихотворений.
43.     Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…» 1   Чтение стихотворения наизусть.
44.     Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»). РК Поэзия М.Ю.Лермонтова и К.Л.Хетагурова. 1   РК Анализ и выразительное чтение стихотворений.
45.     «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. 1   Научиться выстраи­вать внутреннюю мо­нологическую речь
46.     Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». 1   Характеристика героя
47.     «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. 1   Ответить на вопрос
48.     Глава "Княжна Мери". Дружба в жизни Печорина. Печорин и Вернер 1   Ответить на вопрос
49.     Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина 1   Научиться выстраи­вать внутреннюю мо­нологическую речь
50.     Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина 1     Ответить на вопрос
51.     «Душа Печорина не каменистая почва…». Образ героя. 1   Портрет героя
52.     Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». 1   Ответить на вопрос
53.     М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени": оценки критиков      
54. Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова. 1 Урок контроля  
55.     Слово о Н.В.Гоголе. Замысел «Мертвых душ». 1   Анализи­ровать текст поэмы
56.     «Эти ничтожные люди». Образы помещиков в «Мертвых душах» 2   Роль героев в раскрытии темы и идеи произведения
57.     Образы помещиков в «Мертвых душах»     Роль героев в раскрытии темы и идеи произведения
58.     «Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души».   1 «Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10). Анализ фрагментов текста  
59.     Пороки чиновничества 1   Анализ фрагментов текста
60.     Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. 2   Характеристика героя
61.     Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.     Характеристика героя
62.     «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. 1   Ответить на вопросы
63.     Н. В. Гоголь "Мёртвые души": образ народа и автора в поэме 1   Ответить на вопросы
64.     Р.Р.Поэма в оценке критики. Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души» 2   Составить план
65.     Сочинение по поэме «Мертвые души»      
66. ВЧ Патриархальный мир и угроза его распада в пьесе А.Н.Островского «Бедность не порок». 1 .   Научиться опреде­лять идейно-темати­ческое своеобразие текста
67.     Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи». 1   Научиться состав­лять литературный портрет писателя
68.     Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». 1   Научиться опреде­лять идейно-темати­ческое своеобразие текста.
69.     Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой в повести Л.Н.Толстого «Юность». 1   Анализ фрагментов текста  
70.     Эволюция образа главного героя в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». 1   Аналитическое чтение.
71.     Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска». 1   Опреде­лить идейно-эмоцио­нальное содержание рассказов А.П. Че­хова
72.     Р.Р.Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» 1   Редакти­ровать текст творче­ской работы по ал­горитму выполнения задания  
73.     Сочинение «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» 1    
74.     Русская литература XX века: разнообразие жанров и направлений. История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи». 1   Научиться опреде­лять идейно-художе­ственное содержание произведений XX в.  
75.     Поэзия и проза русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи». 1   Характеристика героев
76.     Русская поэзия Серебряного века. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока 1   Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии
77.     Тема Родины в лирике С.А.Есенина.   1   Научиться анализи­ровать поэтический текст
78.     Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина. 1   Научиться опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание стихотворений С.А. Есенина
79.     Слово о поэте. В.Маяковский. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». Своеобразие стиха. 1   Научиться анализи­ровать поэтический текст  
80.     М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество 2   Ответить на вопросы
81.     Поэтика повести, гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести     Выучить изученную терми­нологией по теме
82.     М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии Цветаевой 1   Анализ стихотворений.
83.     Особенности поэзии А.А.Ахматовой. РК Творчество Г.С.Фатеева. Поэтическое изображение природы Ставрополья. 1 РК Вырази­тельно читать текст
84.     Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике Н.А.Заболоцкого. 1   Научиться анализи­ровать поэтический текст
85.     Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова. 2   Аналитическое чтение
86.     Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека». 1   Опреде­лить идейно-темати­ческое своеобразие текста
87.     Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе. 1   Выразительное чтение
88.     Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта     Ответить на вопросы
89.     Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского. 1   Выразительное чтение
90.     ВЧ Б. Васильев «А зори здесь тихие» 1   Характеристика героев
91.     Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор». 1   Анализ фрагментов текста  
92.     Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» 1   Анализ фрагментов текста  
93. ВЧ Рассказы Ф.Абрамова («Пелагея», «Алька») или повесть В.Г.Распутина «Женский разговор». 1   Анализ фрагментов текста  
94.     Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков РК Песенное творчество В.Слядневой о любимом крае 1     РК Выразительное чтение
95. Итоговое тестирование  по русской лирике XX века 1 Урок контроля  
96.     Чувства и разум в любовной лирике Катулла. 1   Выучить изученную терми­нологию по теме
97.     Квинт Гораций Флакк "К мельпомене"      
98.     «Божественная комедия» Данте Алигьери. 1   Научиться опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание поэмы
99.     Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в трагедии У.Шекспира. 1   Научиться опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание трагедии
100.     Трагизм любви Гамлета и Офелии. 2   Ответить на вопросы
101.     Трагедия И.В.Гете «Фауст». 1   Анализ фрагментов текста
102.     Поиски справедливости и смысла жизни в философской трагедии И.В.Гете «Фауст». 1   Ответить на вопросы
103.     Трагизм любви Фауста и Гретхен.     1   Ответить на вопросы
104.     И.В.Гете «Фауст». Идейный смысл трагедии.     Смысл трагедии.
105.     Выявление уровня литературного развития учащихся. РК Поэты и писатели Курского района. Обзор творчества 1     РК  

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!