Эстетические и теоретические каноны романтизма

Особенности русской литературы первой половины XIX века

Просмотрите презентацию:

uchitelya.com›literatura…pervoy…xix-veka.html

Особенность русской литературы XIX в. заключается еще и в том, что основной формой ее бытования оказывается журналистика. Особенно важно то, что бурно развиваются литературные журналы. В них печатаются произведения, там же помещается критика. Нужно сказать, что структуру, форму литературного журнала определили издания Карамзина – «Московский журнал» и «Вестник Европы». Обычно в толстых журналах были следующие рубрики: «Политические и общественные новости», «Литература», «Критика» и «Смесь».

Появилось огромное количество литературных журналов: «Московский телеграф», «Телескоп», «Современник» и многие, многие другие.

Вообще, журналы распространялись по подписке. Они выполняли роль своеобразных «артерий», связывающих центр с периферией, столицы и провинцию. Журналы благодаря этому расширили читательскую аудиторию и создали традицию «прерывающегося» чтения (крупные тексты печатались частями).

Еще одна важнейшая особенность русской литературы первой половины XIX в. заключается в том, что эта литература, у которой есть центр – Пушкин. Вся литература с ним связана. Сначала она на него «работает», «подготавливает почву», затем Пушкин влияет на всю литературу, прогнозирует ее развитие. Во второй половине века центра уже не будет. Литературный процесс будут определять две фигуры – Толстой и Достоевский. Можно по-разному оценивать их роль в русской литературе, но однозначно одно, что в этот период центра уже нет. Точнее сказать, литература второй полвины XIX в. полицентрична.

Периодизация русской литературы XIX века

Если мы говорим об истории литературы – будь то XVII или XIX в., возникает вопрос о ее периодизации.

Периодизация литературы XIX в. может быть осуществлена на разных основаниях.

 К наиболее устойчивому и имеющему глубокие корни относится хронологический принцип периодизации. Он делил историю литературы на десятилетия. Обнаруживалось «лицо» у каждого десятилетия: романтическое – у 20-х гг., народно-фольклорное – у 30-х, романтический идеализм 40-х годов. Позитивизм и практицизм 50-60-х гг. Деление литературного процесса на десятилетия подкреплялось типологией художественных образов – развитие шло от сентиментальных персонажей («бедная Лиза») к романтическим образам Жуковского, затем к Чацкому и Онегину, персонажам повестей Гоголя, к Рудину и Базарову и т. д. Говорили о людях 30-х гг., 40-х, о пятидесятниках и шестидесятниках…

В начале девятнадцатого века стал применяться персональный принцип. Он существовал в двух вариантах.

Во-первых, периоды литературного развития связывали с царствованиями, и получалось: литература Петровского времени, Екатерининской эпохи, затем – Александровской, Николаевской. Этот принцип периодизации отчужден от специфики литературы как вида искусства, от движения ее направлений, стилей и жанров. Однако он исторически обусловлен. Например, конец царствования Николая I – тоже граница двух этапов литературного развития.

Во-вторых, персональный принцип может быть основан на его зависимости от творчества выдающегося поэта или писателя. Как бы консолидирующего литературное движение и открывающего наиболее привлекательные пути развития художественного творчества. Литература идет за гениями. Получалась довольно стройная система, несущая в себе многие важные приметы: смену эстетических вкусов, ориентаций, стилей. Но границы этих периодов условны – один накладывается на другой. Литературный процесс выглядит в результате весьма разветвленным, появляется несколько консолидирующих центров. Трудно, например, определить, кто определяет литературное движение 50-60-х гг.: Тургенев или Некрасов? Или Островский?

Мы видим, что эти основания для периодизации выглядят недостаточно полными, поэтому стали возникать смешанные принципы.

При смешанных принципах периодизации учитывалось как отношение литературы к действительности, к духовной жизни, а также отношение к «целостному просвещению Европы», так и позиция писателя. Согласно, например, Киреевскому, первый период характеризовался обращением к публике, к нуждам просвещения, преобладало французское влияние, а центральная фигура – Карамзин. Во втором – стало преобладать обращение к идеальным основам жизни, главным было немецкое влияние, центральная фигура – Жуковский. Третий период связан с деятельностью Пушкина, объединившего на первых порах оба направления русской литературы, а затем перешедшего к созданию литературы, выражающей уважение к действительности. Это был период самобытного творчества.

В XX в. литературоведение пыталось совместить хронологический и персональный принципы, опираясь на учение Ленина. Возникло деление литературы на три этапа освободительного движения. Но невозможно полное наложение социальных явлений на литературный процесс.

Стремлением осознать внутренние закономерности литературного развития обусловлено обращение к иным признакам литературной жизни – школам, направлениям, стилям. Главные направления можно обозначить так (запись в тетрадь):

· от сентиментализма к романтизму (1800-1825 гг.)

· от романтизма к реализму (1826 – середина столетия)

· расцвет реализма (1856-1881)

· переходный период в развитии русского реализма (80-е гг.)

· 90-е годы уже рассматриваются в контексте литературного процесса 1900-х гг.)


Сентиментализм – литературное направление, которое признавало чувство основным критерием человеческой личности. Сентиментализм зародился в Европе и России примерно одновременно, во второй половине 18 в., как противовес господствовавшей в то время жесткой классической теории.

Основные жанры сентиментализма:
• повесть
• элегия
• роман
• письма
• путешествия
• мемуары.


В русскую литературу сентиментализм пришел с переводами произведений западноевропейских сентименталистов. Первыми сентиментальными произведениями русской литературы можно назвать «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Письма русского путешественника» и «Бедную Лизу» Н.И. Карамзина.


Романтизм зародился в Европе в конце 18 – начале 19 вв. как противовес господствовавшему ранее классицизму с его прагматизмом и следованием установленным законам. Романтизм, в противоположность классицизму, пропагандировал отступление от правил. Предпосылки романтизма кроются в Великой Французской революции 1789-1794 гг., свергнувшей власть буржуазии, а вместе с ней – буржуазные законы и идеалы.


Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его чувствам и переживаниям. Главный конфликт романтизма заключался в противостоянии личности и общества. Внутренний мир романтического героя был полон переживаний и страстей, на протяжении всего произведения автор заставлял его бороться с окружающим миром, долгом и совестью. Романтики изображали чувства в крайних их проявлениях: высокую и страстную любовь, жестокое предательство, презренную зависть, низменное честолюбие. Но романтиков интересовал не только внутренний мир человека, но и тайны бытия, сущность всего живого, может быть, поэтому в их произведениях так много мистического и загадочного.

На развитие русского романтизма большое влияние оказала Великая Французская революция и Отечественная война 1812 г. Романтизм в России принято делить на два периода – до и после восстания декабристов в 1825 г. Представители первого периода (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин периода южной ссылки), верили в победу духовной свободы над обыденной жизнью, но после разгрома декабристов, расстрелов и ссылок романтический герой превращается в отверженного и непонятого обществом человека, а конфликт личности и общества становится неразрешимым. Яркими представителями второго периода были М. Ю. Лермонтов, Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев


Основные жанры романтизма:
• Элегия
• Идиллия
• Баллада
• Новелла
• Роман
• Фантастическая повесть

Эстетические и теоретические каноны романтизма

Идея двоемирия – это борьба между объективной реальностью и субъективным мироощущением. В реализме эта концепция отсутствует. Идея двоемирия имеет две модификации:
• уход в мир фантазии;
• концепция путешествия, дороги.
Концепция героя:
• романтический герой всегда исключительная личность;
• герой всегда в конфликте с окружающей действительностью;
• неудовлетворенность героя, которая проявляется в лирической тональности;
• эстетическая целеустремленность к недостижимому идеалу.
Психологический параллелизм – тождество внутреннего состояния героя окружающей природе.
Речевой стиль романтического произведения:
• предельная экспрессия;
• принцип контраста на уровне композиции;
• изобилие символов

Эстетические категории романтизма:
• неприятие буржуазной действительности, ее идеологии и прагматизма; романтики отрицали систему ценностей, которая была основана на стабильности, иерархичности, строгой системе ценностей (дом, уют, христианская мораль);
• культивирование индивидуальности и художественного мировосприятия; отвергаемая романтизмом действительность подчинялась субъективным мирам, основанным на творческой фантазии художника.


Реализм – литературное направление, которое объективно отражает окружающую действительность доступными ему художественными средствами. Основным приемом реализма является типизация фактов действительности, образов и характеров. Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким образом эти условия повлияли на личность.
В то время как писателей-романтиков волновало несоответствие окружающего мира их внутреннему мироощущению, то писателя-реалиста интересует, как окружающий мир влияет на личность.


В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают:
• критический (социальный) реализм;
• реализм характеров;
• психологический реализм;
• гротескный реализм.


Критический реализм основное внимание уделял реальным обстоятельствам, которые оказывают влияние на человека. Примерами критического реализма являются произведения Стендаля, О. Бальзака, Ч. Диккенса, У. Теккерея, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.


Реализм характеров, напротив, показывал сильную личность, которая может бороться с обстоятельствами. Психологический реализм большее внимание уделял внутреннему миру, психологии героев. Основными представителями этих разновидностей реализма являются Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

В гротескном реализме допускаются отступления от реальности, в некоторых произведениях отступления граничат с фантастикой, при этом чем больше гротеск, тем сильнее автор критикует действительность. Гротескный реализм развит в творчестве Аристофана, Ф. Рабле, Дж. Свифта, Э. Гофмана, в сатирических повестях Н. В. Гоголя, произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. А. Булгакова.

Итак, это основные особенности русской литературы XIX в. Без знания их очень трудно понять значение каждого писателя в отдельности и вообще, значение этого периода как в русской литературе, так и в мировом литературном процессе.

Домашнее задание.

1. В рабочих тетрадях сделать краткие записи по материалам урока.

2. Знать периодизацию литературы XIX века.

 

Работу сдать до 22.11


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!